Организационно методические рекомендации

Тема 3. Системы координат.

Учебно-воспитательные цели:

1. Ознакомить с системами координат, применяемыми в военной топографии.

2. Дать практику в определении географических, плоских прямоугольных и полярных координат по карте и нанесении целей (объектов) по координатам.

3. Прививать аккуратность и точность при работе на карте.

Организационно-методические указания:

1. Тема изучается в течение 4 часов: на 2-х часовом групповом занятии со взводом и 2-х часовом практическом занятии с полувзводом.

2. На первом занятии преподаватель с помощью наглядных пособий должен рассказать о системах координат, а также о порядке определения координат различными способами.

3. На втором занятии практически оттачиваются знания и умения, полученные на первом занятии.

4. При проведении занятий преподаватель должен добиться чёткого понимания материала обучаемости, дать им практику в определении координат с помощью офицерской линейки, поперечного масштаба, хордоугломера и циркуля-измерителя.

5. Для объяснения материала целесообразно применять технические средства обучения.

Литература:

Ø «Военная топография», Москва, ВИ, 1986 г. (под ред. Б. Е. Бызова)

Ø «Военная топография», Москва, ВИ, 1977 г. (под ред. А. С. Николаева)

Занятие 1. Понятие о координатах и системах координат.

Организационно методические рекомендации

1) Подготовка преподавателя к занятию.

Подготовка преподавателя начинается с изучения темы и учебных вопросов занятия, уясняются учебные и воспитательные цели.

Непосредственно подготовка руководителя к занятию начинается за 3 – 4 дня. Необходимо изучить методическую разработку по теме предстоящего занятия и методические указания по его проведению, подобрать и отработать (изучить, при необходимости законспектировать) руководства и пособия по содержанию темы. Продумать порядок использования и подготовить материальное обеспечение, используемое на занятии.

Составить план проведения занятия и за 2 – 3 дня утвердить его.

2) Подготовка материального обеспечения.

При подготовке лекционного занятия необходимо обратить внимание на подбор базовой литературы по данной теме и наглядность доведения учебного материала (мультимедийная разработка).

При подготовке группового занятия важное значение приобретает учебно-материальное обеспечение. Оно делает занятие поучительным, способствует более глубокому и прочному усвоению изучаемых вопросов и получению хороших практических навыков.

На занятиях студенты должны быть обеспечены всем необходимым в соответствии с заданием.

Для проведения занятия заранее необходимо получить литературу, пособия и средства технического обучения. Особое внимание следует уделить подготовке места проведения занятия.

3) Определение методики проведения занятия.

При проведении всех видов занятий преподаватель для себя должен выделять и стремиться выдерживать вступительную, основную и заключительную части занятия.

В ходе вступительной части осуществляется контроль готовности группы к занятию (наличие студентов, выяснение фамилий отсутствующих с соответствующей отметкой в журнале), объявление темы, целей, учебных вопросов занятия и рекомендуемой для самостоятельной подготовки литературы.

Время, отводимое на вступительную часть не должно превышать 5 минут.

На основную часть занятия отводится до 70 минут учебного времени. Первоначально проводится контрольный опрос обучаемых по пройденному материалу с выставлением оценок в журнал.

Далее преподаватель осуществляет последовательное доведение учебных вопросов - изложение материала в устной форме или отработку практических приемов. В заключении изложения каждого вопроса преподаватель делает выводы и отвечает на вопросы студентов. Переход от одного учебного вопроса к другому должен быть логичным с некоторой паузой, достаточной для того, чтобы студенты могли психологически подготовиться к изучению нового материала, с другой стороны записать наименование учебного вопроса.

Если проводимое занятие является первым при изучении дисциплины, целесообразно пояснить цели и задачи изучаемой дисциплины, порядок изучения и виды отчетности.

В процессе изложения материала преподаватель применяет вспомогательный материал (компьютерные слайды, наглядные пособия). Математические выкладки и доказательства отображаются преподавателем на доске.

В заключительной части занятия преподаватель отвечает на вопросы студентов, подводит итоги занятия, обращая внимание обучаемых на главные положения по всем учебным вопросам. Дается задание на самоподготовку, что изучить, практически отработать и законспектировать, какой литературой пользоваться.

На заключительную часть отводится 5 минут учебного времени.

В ходе всего занятия преподаватель активно и целенаправленно управляет процессом формирования у студентов командирских навыков, воспитанию разумной инициативы, самостоятельности, уверенности, качеств необходимых для успешного выполнения поставленных задач, контролирует выполнение ими требований воинских Уставов.

Учебно-воспитательные цели:

1. Дать понятие о координатах и системах координат, применяемых в военной топографии.

2. Показать порядок определения географических, плоских прямоугольных и полярных координат.

Время: 2 часа

Вид занятия: групповое занятие со взводом.

Метод проведения: рассказ, показ тренировка.

Место: класс

Материальное обеспечение:

- слайды по теме;

- учебные карты;

- циркули-измерители;

- хордоугломеры;

- офицерские линейки.

Учебные вопросы и распределение времени:

Организация занятия – 3 мин.

Контрольный опрос – 10 мин.

I. Вступительная часть – 2 мин.

II. Основная часть – 60 мин.

1. Понятие о координатах и системах координат.

Определение географических координат – 20 мин.

2. Система плоских прямоугольных координат.

Полные и сокращённые прямоугольные координаты – 25 мин.

3. Полярные координаты. Переход от полярных

координат к прямоугольным – 15 мин.

III. Заключительная часть – 5 мин.

Ход занятия:

Организация занятия – 3мин.

Проверить по списку в журнале присутствие студентов и наличие материального обеспечения.

Контрольный опрос – 10 мин.

Летучка по прошедшей теме.

I. Вступительная часть – 2мин.

Объявить тему, учебные цели и вопросы занятия.

II. Основная часть – 70 мин.

Наши рекомендации