Классификация видов туризма. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Медицинский институт

Кафедра «Туризм и индустрия гостеприимства»

Малафий А.С.

доцент каф. ТИГ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

«География»

Направление подготовки: 43.03.03 Гостиничное дело

Профиль подготовки: Гостиничная деятельность

Направление подготовки: 100400 Туризм

Профиль подготовки: Технология и организация туроператорских

и турагентских услуг

Форма обучения: очная

Рассмотрено на заседании кафедры ТИГ

протокол № 10 от «24» июня 2014 г.

Зав. кафедрой _____________ И.Ю. Пономарева

Тула, 2014

Оглавление

1 семестр
Введение ………………………………………………………………………………..
География туризма: социальные аспекты изучения территориальных рекреационных систем…………………………………………………………...  
  1.1 Классификация видов туризма……………………………………….
  1.2 Условия развития международного туризма ………………………..
Сезонность и структура туристских потоков в международном туризме……
  2.1 Особенности и тенденции международных туристских потоков ….
  2.2 Внутрирегиональные и межконтинентальные туристские потоки...
Территориальные рекреационные системы и туристические комплексы……
Таксономическая система ТРК………………………………………………….
Этапы развития российского туризма…………………………………………..
Рекреационное районирование России …………………………………………
Основные туристские центы России…………………………………………….
Факторы, воздействующие на развитие международного туризма…………...
Туристское районирование России……………………………………………...
  9.1 Характеристика рекреационных ресурсов и стратегия освоения севера России…………………………………………………………..  
  9.2 Характеристика рекреационных ресурсов и стратегия освоения центра России………………………………………………………….  
  9.3 Характеристика рекреационных ресурсов и стратегия освоения юга России……………………………………………………………...  
  9.4 Характеристика рекреационных ресурсов и стратегия освоения Сибири и Дальнего Востока…………………………………………..  
География турцентров мира …………………………………………………..
  10.1 Условия и факторы формирования туристских центров……………
  10.2 География туристических центров мира……………………………..
2 семестр
Введение ………………………………………………………………………………...
Социально-экономическая география: предмет, задачи и методы……………
  1.1 Общая характеристика мира…………………………………………..
  1.2 Основные теории размещения хозяйства…………………………….
  1.3 Экономико-географическая типология стран современного мира…
Международное разделение труда, научно-техническая революция и мировое хозяйство………………………………………………………………..  
  2.1 Факторы размещения мирового хозяйства…………………………..
  2.2 НТР и ее характерные черты………………………………………….
География природных ресурсов…………………………………………………
  3.1 Взаимодействие общества и природы………………………………..
  3.2 Мировые природные ресурсы………………………………………...
  3.3 Загрязнение окружающей среды……………………………………...
География отраслей мирового хозяйства……………………………………….
  4.1 География отраслей промышленности……………………………….
  4.2 География сельского хозяйства и рыболовства……………………...
  4.3 География транспорта…………………………………………………
Этнические факторы регионализма. Демографический фактор. Расселение...
Конфессиональный фактор (мировые религии и религиозное пространство).
Политико-географический фактор (геополитика)……………………………
Политическая карта мира. Типология стран мира: показатели, методология, группировка стран………………………………………………………………..  
  8.1 Типология стран по формам государственного правления и административно-территориального устройства…………………….  
  8.2 Туристическое страноведение регионов и стран мира………………
Геополитическое положение России и ее административно-территориальное устройство…………………………………………………….  
  9.1 Геополитическое и экономическое положение России……………...
  9.2 Административно-территориальное устройство России…………….
  9.3 Оценка природных ресурсов России. Факторы размещения хозяйства………………………………………………………………...  
  9.4 Динамика численности населения России. Современная демографическая ситуация…………………………………………….  
  9.5 Особенности расселения населения России. …………………………
Библиографический список литературы
           

1 География туризма: социальные аспекты изучения территориальных рекреационных систем

За последние десятилетия само понятие «туризм» существенно изменилось. География туризма – дисциплина, изучающая страны и регионы, представляющие интерес для туризма.

Специфический подход географии туризма, отличающий данную дисциплину от других направлений физической и экономической географии, состоит в том, что ее интересует не комплексное исследование природы, населения и хозяйства той или иной страны и не установление характера взаимодействия между человеческим обществом и географической средой, а изучение и описание тех особенностей природы, климата, ландшафта, флоры и фауны страны, которые делают ее привлекательной в качестве туристского объекта.

Существенное место в географии туризма занимает историко-культурный компонент, поскольку многие страны мира привлекают туристов не столько благоприятным климатом и красотой природных ландшафтов, сколько памятниками истории и культуры.

В сферу интересов географии туризма кроме природных и историко-культурных достопримечательностей входят разнообразные объекты и события, которые могут привлечь людей с самыми разнообразными интересами и потребностями, лечебные, учебные, научные учреждения, торговые центры, спортивные, научные, праздничные мероприятия, сезонные распродажи товаров и т. д.

Географов интересуют вопросы современного и перспективного рационального разви­тия и размещения туризма по территории страны и ее регионам. Научной же географической основой позна­ния проблем отдыха и туризма стало новое направле­ние этой науки – рекреационная география.

Рекреация – от латинского recreatio – «восстановление» и со­ответствует, в частности, понятию «отдых», «восстановление сил человека», израсходованных в процессе труда. Данное направление возникло в недрах географической науки как география отдыха и туризма.

Понятия рекреационные и туристские ресурсы в значительной мере совпадают, однако первое поня­тие более общее и второе является по отношению к нему частностью. В этот «ресурсный» диапазон вхо­дит колоссальный набор объектов – от гор, лесов и вод до производственных сооружений и творений архитектуры.

Велика роль географии и в изучении туристских ре­сурсов, основу которых составляют так называемые оздоровительные и познавательные ресурсы. Первые связаны с природно-климатическими факторами, вто­рые – с ресурсами культурно-историческими.

Одна из причин развития сферы туризма – это усилившаяся урба­низация, которая повышает стремление населения покидать города не только на время отпусков, но и в выходные дни.

Развитию туризма содействуют соци­ально-экономические процессы: расширение и укрепление экономических, научных, культурных и обществен­ных связей между различными районами и областями, странами и народами. Одно из следствий этого – усиление деловых и научно-культурных контактов: визитов, обменов деле­гациями, гастролей и тому подобных форм общения. Туристская подвижность населения стала одной из форм массовых направ­ленных и регулярных миграций. Это достаточно весомый аргумент для того, чтобы обратить внимание на изучение и прогнозирование развития территориально-производственных комплексов. Выявляется огромный потенциал для специалистов в области географии населения и транспорта, экономистов и экономико-географов.

Туризм нуждается в средствах сервиса и комфор­та. Появился новый раздел экономической географии – географии обслуживания.

При массовом развитии туризм оказывает влияние на транспорт, сферу обслуживания, сферу про­изводства, создавая спрос на специфические товары – средства оборудования, продукты, литературу, карты. Возникла необходимость в обособлении целой новой отрасли хозяйства – индустрии туризма.

Туризм в настоящее время является объектом, достойным вни­мания не только отдельных отраслевых, но и наиболее комп­лексных разделов географии.

туризм – специфи­ческое общественное движение как форму активного отдыха можно разделить на:

- культурно-воспитательный,

- научно-познава­тельный (образовательный),

- спортивно-оздоровительный;

-общественно-политический

Тургеография охватывает и многие вопросы, связанные с «географией поездок» вообще, а не только поездок для отдыха: это особенно заметно в ее разделах, связанных со сферой обслуживания и с охраной природы. Она связана не только с туризмом, но и с любыми другими «турами» - поездками.

Неравномерное размещение ре­сурсов туризма объясняется многообразными формами актив­ности отдыхающих и путешествующих.

Формы актив­ности туристов различают:

1) по направленности;

2) по характеру передвижения;

3) по сезонности поль­зования;

4) по многообразию пристрастий.

Несходство пристрастий объясняется различными причинами. Одни люди предпочитают активный отдых в горах, другие хотят поваляться на пляже, третьи проводят свой отпуск с насыщенной историко-познавательной экскурсионной программой. Для одних туризм сопряжен с потребностями в максимальном комфорте: они стремятся до минимума свести физические на­грузки и к любому интересному объекту подъезжать или подле­тать, пользуясь удобными средствами транспорта (например, летать в камчатскую Долину гейзеров на вертолете). Для дру­гих туризм не туризм, если он не связан с пешим хождением и рюкзачной выкладкой.

При оценке привлекательности ландшафта или отдельных объектов туризма нужно, конечно, выявлять и учитывать не только такие субъективные вариации вкусов, но и объективные критерии разнообразия и новизны впечатлений. Ландшафты или объекты, способные удив­лять своей новизной и непривычностью, обычно несут в себе больший потенциал привлекательности, нежели монотонно по­вторяющиеся и давно знакомые.

Впрочем, далеко не все туристы стремятся к новизне впечат­лений. Наряду с ненасытными коллекционерами все новых маршрутов существует множество людей, которые находят удовольствие в повторных и многократных посещениях одних и тех же полюбившихся им мест. Это вносит дополнительную сложность в методику оценок привлекательности и в прогнозы направленности туристских потоков. «Повторные» туристы быва­ют и более требовательными – у них повышенные запросы к познавательной информации, стремление полнее использовать привлекательные объекты, досмотреть то, что не успел прошлый раз...

Как исследовать избирательность туристских пристрастий? Видимо, следует развить специальный тургеографический раздел, который включал бы не только вопросы методики туристско-экскурсион­ной работы, но и вопросы методики изучения туристских стрем­лений, пристрастий и вкусов.

Географы и организаторы туризма могут оказывать влияние на устремления туристов. Например, пропаганда северных маршрутов, приво­дящая, кстати, и к разгрузке курортных районов юга. Не грех использовать в этих целях и рекламу и даже моду. Конструктивная часть тургеографии должна иметь одной изсвоих целей создание такой схемы размещения туристских мар­шрутов, которая позволила бы как можно равномернее – в пространстве и по сезонам – покрыть территорию их сетью. География должны помочь организаторам ту­ризма в отыскании оптимальных моделей пространственного и сезонного маневрирования маршрутами и кадрами. Вместе с тем эта система должна максимально удовлетворять потребности и вкусы туристов.

Широкого подхода заслуживает проблема «второго жилища» вообще, а на труднодоступных маршрутах в особен­ности (правильно спланированная сеть выносных палаточных лагерей, горных приютов и хижин, постоянных или сезонных).

Потребность части туристов в транспортном комфорте также нужно учитывать. Не должен быть совсем противопоказан туризм и людям с теми или иными изъянами в здоровье. Следовательно, проектирование сервиса и ком­форта следует вести в расчете на удовлетворение запросов и с учетом возможностей людей любых возрастов (от детского до преклонного) и самых различных уровней выносливости.

Важным вопросом является отыскание гармоничных сочетаний между комплексными и отраслевыми оценками усло­вий и прогнозами развития туризма. Напри­мер, такой процесс, как «цветение» и зарастание водохранилищ, до сих пор интересовал только биологов, рыбоводов, работников речного транспорта и технологов, эксплуатирующих плотины, шлюзы и турбины электростанций. Теперь об этом заговорили организаторы туризма: «зацветшее» водохранилище, отнюдь не выглядит цветущим в добром смысле этого слова и скорее от­вращает, нежели привлекает, туристов. Проектируя развитие туризма, географы должны выступать в качестве конструктив­ных природопользователей и планировать предотвращение про­цессов, невыгодных для туризма.

Целый комплекс проблем встает перед тургеографией в свя­зи с природоохранными аспектами природопользования. Нагрузка на ландшафт, создаваемая любыми временно при­езжающими, складывается из его посещения (пребывания, осо­бенностей поведения приезжих) и изменения его облика. Это изменение неизбежно в ходе любого текущего пользования и; усиливается при преднамеренных преобразованиях (улучшаю­щих мелиорациях) и при обеднении и искажении ландшафта.

Ученые должны вести исследования по выявлению опти­мальных и критических норм посещения приезжими разных ти­пов ландшафта и конкретных регионов и объектов. Речь идет о недопущении своего рода «пересервиса» и «пе­рекомфорта» в ущерб привлекательности ландшафта.

Именно географы должны уметь строить модели с оптималь­ным соотношением нагрузок и восстановительных способностей природы, с гармоничными пропорциями комфорта и сбереже­ния участков природы. При этом нужно учитывать три аспекта проблемы:

1) охрана ландшафта для туризма,

2) охрана ландшафта от туристов,

3) учет возможностей и зна­чение туризма как союзника хранителей

ландшафта.

Для туристов нужно сохранять прежде всего привлекатель­ность ландшафта. Очень важно с максимальной гибкостью использовать правовые нормы, в ча­стности множественность организационных форм охраны ланд­шафта. В законодательстве помимо заповедников, создаваемых в интересах науки, а не туризма, предусмотрена сложная систе­ма охраняемых территорий с режимом заказников, в том числе охраняемые урочища, памятники природы, лесопарковые защит­ные пояса, пригородные зеленые зоны, полосы вдоль досто­примечательных туристских маршрутов, живописные местно­сти, места отдыха трудящихся, округа санитарной охраны ку­рортов.

В законодательстве еще не нашли места такие организацион­ные формы охраны ландшафта, как национальные парки (при­родные и природно-хозяйственные) и памятные парки, но сама жизнь требует их применения: ведь именно эти формы рассчитаны в отличие от заповедников на обслуживание массо­вого туризма.

Национальные парки природно-хозяйственного типа должны возникнуть, например, в разных частях бассейна Байкала, во­круг Селигера, на черноморских берегах Кавказа, в Минераловодском районе. Это должны быть сложные агломерации, где имеют место:

- территории с заповедным режимом;

- трассы для разрешенных транзитных маршрутов;

- объекты для массо­вого экскурсионного осмотра;

- до­рожки для безмоторных поездок (верховых, велосипедных);

- оборудованные участки с кострищами, и многое дру­гое. (Кампиносский национальный парк у западных окраин Варшавы).

Памятные парки необходимо учреждать там, где охраны в едином комплексе заслуживают как историко-мемориальные объекты, так и их природное окружение. Например, археологические и ар­хитектурные памятники, историко-биографические мемориалы (Горки Ленинские, Пушкинские Горы, Ясная Поляна), историко-литературные (Бежин Луг, Машук и т. д.), военно-историче­ские памятники (Куликово и Бородинское «поля», поля сраже­ний гражданской и Великой Отечественной войн).

Важная задача тургеографии – более полный учет существующих и потенциальных отдыхоемных угодий в целях их резервирования на далекую перспективу, внедрять природоохранные идеи в теорию и практику землеустройства, районных планировок, в составление гене­ральных планов развития городов. Ради охраны ландшафта от туристов нужна локализация зон сервиса и комфорта в парках, а во многих из них и сосредоточение его только по строго определенным маркированным трассам.

Однако еще важнее развернуть работу по воспитанию приро­доохранной культуры туризма, в которую входит, прежде всего, воспитание этой культуры у организаторов туризма. Нужна организация природоохранного просвещения самих туристов.

Существенное место в этом должна занять дисциплина пове­дения туристов на маршрутах: дисциплина движения, организа­ция биваков, нормы сбора коллекций и сувениров, недопусти­мость ритуалов, вредящих природе, воспитание культуры тиши­ны. Для наиболее угрожаемых объектов необходима организация регулярного патрульного надзора.

Рекреационная деятельность удовлетворяет важнейшие потреб­ности общества. Ежегодно огромное количество людей про­водят свое свободное время вне дома: одни путешествуют, отды­хают или лечатся на курорте, другие осматривают культурно-исторические и природные памятники, занимаются спортом, охо­тятся. Государство создает специальные предприятия, основная цель которых – оказание разнообразных рекреационных услуг. Это санатории и дома отдыха, турбазы, молодежные и спортив­ные лагеря, число которых быстро возрастает.

Для отдыха отводятся специальные земли, прокладываются транспортные коммуникации. Масштаб освоения новых земель для отдыха, как и использование в этих целях природных и тру­довых ресурсов и культурно-исторических достопримечательно­стей, постоянно возрастает. Это приводит к изменениям в струк­туре народного хозяйства, к необходимости проведения мелио­ративных работ, связанных с коренными изменениями природ­ной среды, что создает сложные, нередко конфликтные ситуации. В связи с этим организа­ция рекреационной деятельности представляет собой одну из важных и очень сложных социальных проблем.

Первые опыты изучения реальной рекреационной деятель­ности были в районах озера Селигер, Кавказских Минеральных Вод и Черноморского побережья. При анализе этой деятельности мы сталкиваемся со сложными территориаль­ными образованиями, элементы которых связаны между собой: экономика, техника, природа, памятники старины и формы обслуживания; человек как медико-биологическое и человек как социальное яв­ление; экономика, физиология, психология, этика и эстетика отдыха; управление рекреационными потоками и подбор малых групп; оценивание и прогнозирование.

Рекреационные системы социальны по своей функции и продук­ту. Их центральный объект – человек (различные группы обще­ства), а продукт – физическое и духовное здоровье человека, развитие его как личности.

Рекреационные системы имеют территориальный характер. Поэтому вполне уместно говорить о территориальной рекреационной си­стеме (ТРС) как объекте рекреационной географии. Территориальные рекреационные системы относятся к клас­су геосистем и рассматриваются в одном ряду с территориальными производственными комплексами и природными геосисте­мами.

Отношение различных групп населения к условиям рекреа­ционной деятельности, а значит, и к географической среде также весьма различно.

Территориальная структура рекреационного хозяйства – ре­зультат географического разделения труда. Действие этого (ос­новного) фактора приводит к тому, что за определенными тер­риториями (ареалами, районами, регионами) закрепляются определенные функции. Знание социальных закономерностей позволяет в то же время перейти к функционально обоснованной типологии ТРС, к выявлению внут­риотраслевой и хозяйственной специализации и комплексности ТРС, к рекреационному районированию и, главное, к эффектив­ному проектированию и долгосрочному прогнозированию ТРС.

Классификация видов туризма

К иностранным туристам относятся все временные посетители, прибывшие в данную страну не менее чем на 24 часа на отдых, лечение, с учебными, религиозными или спортивными целями, а также в командировку, для участия в конференциях, с деловыми целями или по семейным обстоятельствам. Какие же бывают виды международного туризма? В качестве исходного пункта при построении классификации видов туризма целесообразно взять основную цель путешествия. Базируясь на определении «временный посетитель», можно в качестве наиболее общих понятий построить классификацию следующим образом:

1) рекреационный туризм (отдых и лечение);

2) экскурсионный туризм (знакомство с культурными, историческими и природными достопримечательностями);

3) научный туризм (участие в научных совещаниях, знакомство с научными открытиями и т.д.);

4) деловой туризм (визиты для проведения деловых встреч);

5) этнический туризм (путешествия для встреч с родственниками);

6) приключенческий туризм (походные экспедиции, охота и т.д.);

7) спортивный туризм (путешествия для занятий спортом);

8) обучающий туризм;

9) религиозный туризм (путешествия к местам, которые почитаются верующими);

10) развлекательный туризм (посещение праздничных мероприятий).

Нередко указанные виды туризма могут пересекаться, но преимущество такой классификации состоит прежде всего в том, что она показывает основное направление развития туристского региона в зависимости от тех целей и задач, с которыми туристы его посещают.

Для того чтобы лучше показать уникальность туризма, следует также обратить внимание и на другие типы классификаций. Здесь можно отметить следующие:

Классификация, характеризующая особенности субъектов туризма:

1) по возрасту (детский, молодежный, среднего возраста, преклонного возраста);

2) по составу (индивидуальный, семейный, групповой);

3) по социально-экономическому статусу (бизнес-туризм, конгрессный, образовательный и т.д.);

4) по основному занятию во время отдыха (альпинизм, байдарочный, велосипедный, охотничий и т.д.).

Классификация, в основе которой рассматривается сочетание используемых ресурсов (горный, дачный, морской, экскурсионный).

Классификация по следующим показателям:

1) используемый транспорт (авиационный, автобусный, автомобильный, железнодорожный, водный, конный, велосипедный, пеший);

2) роль в валютных трансферах (въездной, выездной);

3) сезонность (летний, зимний, межсезонный). Классификация по видам туризма является наиболее объемной. Остановимся на ней более подробно.

Рекреационный туризм. Этот вид туризма (с целью отдыха) для ряда государств является наиболее массовой формой. Поездки иностранных туристов в Испанию, Турцию, Италию, Францию преследуют прежде всего именно эту цель. Здесь характерны большая продолжительность путешествия, меньшее количество городов, которые входят в маршрут, и соответственно большая продолжительность пребывания в одном месте, которым, как правило, является курорт на морском побережье.

Другая особенность массовых поездок на отдых заключается в широком использовании авиационного транспорта и чартерных рейсов.

Поездки с целью лечения (бальнеологический туризм) отличаются от всех других видов туризма, так как прежде всего они носят сугубо личный, индивидуальный характер. Однако нередки случаи, когда туристы объединяются для совместных поездок, что имеет своей целью получение групповых скидок за проезд. Обычная продолжительность тура на лечение составляет 24–28 дней, что значительно больше, чем по другим видам туризма.

Как правило, организацией маршрутов с целью лечения занимаются только те фирмы, которые на этом виде туризма специализируются.

Обычно они связаны с различными медицинскими учреждениями и организациями. Поездку на лечение рекомендует врач, а уже затем ее оформляет туристская фирма. Большое значение для формирования спроса на путешествия с целью лечения имеет информированность представителей медицинских учреждений данной страны о курортах и возможностях лечения в других странах.

Экскурсионный туризм. Этот вид туризма включает в себя путешествия и поездки с познавательными целями. Экскурсия как форма познания и вид досуга выполняет функции информации, расширения кругозора и интеллекта. Для экскурсионного туризма так же, как и для рекреационного, характерными являются поездки и на групповой, и на индивидуальной основе.

Познавательные цели могут сочетаться с целью отдыха. Познавательная поездка может предшествовать отдыху на курорте либо во время отдыха туристы могут совершать экскурсии, в том числе в другие города и даже в другие страны.

В ряде государств характерной чертой познавательных экскурсий является тенденция совершать их на большие расстояния с посещением за одну поездку сразу нескольких стран. Для этого вида туризма трудно выделить какой-либо наиболее предпочтительный вид транспорта. Наряду со значительным объемом авиаперевозок следует отметить рост популярности автобусных путешествий, поездок железнодорожным транспортом, речных и морских круизов.

Одной из разновидностей познавательных поездок является автомобильный туризм. По сравнению с путешествиями на других видах транспорта поездки на автомашинах и автобусах дают туристам гораздо большую возможность познакомиться со страной.

Научный туризм. Этот вид путешествий является сравнительно новым в международном туризме. Развитие внешнеэкономических связей, НТР и материально-технический прогресс, стремление использовать передовой опыт других стран и народов в создании духовных и материальных ценностей способствуют расширению международных контактов среди представителей научных кругов разных держав.

Данный вид туризма, включающий поездки с целью участия в различных совещаниях, конгрессах, симпозиумах, занимает все более прочное место в современном международном туризме.

Обычно в каждой такой международной встрече участвуют от 200 до 10 тыс. человек. Нередко участников конгресса сопровождают члены их семей, для которых организаторы форумов предлагают чисто туристскую программу. Как правило, и сами участники во время проведения научного мероприятия знакомятся с достопримечательностями данного города, а после завершения конгресса совершают ознакомительные поездки по стране.

Характерной чертой этого вида туризма является то, что участник конгресса тратит во время своего пребывания в стране значительно больше денег, чем обычный турист. Поэтому многие государства стремятся к проведению у себя международных научных форумов и встреч. Специально для этого создаются крупные конгресс-ные центры, имеющие залы для заседаний и средства для размещения посетителей. Некоторые туристские фирмы полностью специализируются на обслуживании мероприятий такого рода.

Участники международных форумов обычно используют авиатранспорт.

Ввиду большого числа сопровождающих лиц научным встречам присущ высокий спрос на двойное размещение. При этом около 10% участников заказывает обслуживание по классу «люкс», а остальные – по первому классу. На некоторых научных встречах предусматривается присутствие студентов и молодых специалистов в качестве ассистентов и наблюдателей. Для них обычно размещение и обслуживание организуется не в гостиницах, а в студенческих общежитиях по более низким ценам.

Деловой туризм. Вторая половина XX столетия ознаменовалась дальнейшим развитием и интернационализацией внешнеэкономических отношений. Растущие потребности мировой экономики влекут за собой рост международных контактов. Поездки представителей деловых кругов в последнее время стали носить массовый характер.

Ряд туристских фирм специализируется на организации групповых поездок бизнесменов с целью изучения новых рынков и заключения торговых сделок. При этом туристская фирма нередко активно помогает бизнесменам: изучает положение дел на том или ином рынке, собирает данные о возможных торговых партнерах, предоставляет необходимые экономические материалы, организует деловые встречи и т.д.

Анализ рынка деловых поездок базируется прежде всего на состоянии экономических отношений между двумя конкретными странами или группами стран.

Деловые поездки могут предъявлять спрос на индивидуальное обслуживание по самому высокому классу с размещением в дорогостоящих апартаментах, закреплением на весь день автомобилей и т.д.

Наиболее популярным для деловых визитов является первый класс с повышенным спросом на одноместное размещение. Деловые путешествия являются очень выгодными в экономическом плане, так как они не зависят от сезонных факторов. В разгар туристского сезона в период отпусков они даже несколько сокращаются по объему.

Важно и то, что поездки бизнесменов не требуют дополнительных затрат на рекламу, в большей степени для них необходима информация о порядках и сроках бронирования мест.

В деловом туризме можно выделить международные и двусторонние совещания по вопросам торгового или научно-технического сотрудничества.

Одной из форм делового туризма являются также поездки с целью участия или посещения международных и национальных выставок и ярмарок.

Конгрессы и совещания различных международных организаций также являются довольно распространенной формой деловых путешествий.

Как правило, от научных форумов они отличаются меньшим количеством участников.

Составной частью делового туризма являются поездки специализированных групп с однородным профессиональным составом, которые проводятся за счет предприятия-работодателя в качестве поощрения лучших работников. В программу таких путешествий включено посещение научных центров и промышленных предприятий с целью ознакомления с результатами достижений данной страны или фирмы в научно-технической сфере, а также для изучения технологий, повышения профессионального уровня и квалификации участников поездки.

Следует отметить, что обычно участники деловых путешествий используют авиатранспорт.

Этнический туризм. Данный вид туризма связан с посещением родственников или мест рождения родителей и занимает важное место в международном туристском обмене.

За последнее время в этом довольно своеобразном виде туризма произошли некоторые структурные изменения, отражающиеся на его характере. Если в 70-80-х годах XX в. основную роль играли путешествия с целью посещения родственников или места их рождения, то в 90-х годах происходит естественное сокращение первого поколения выходцев из других стран, и все большее место начинают занимать представители третьего и четвертого поколений, у которых в значительной мере утеряны прямые родственные связи и в большей степени мотивационную роль играет стремление познакомиться с родиной предков. Это налагает определенный отпечаток на их требования к путешествию, в частности, повышает спрос на размещение в гостиницах, а не у родственников.

Приключенческий туризм. Эта довольно своеобразная форма отдыха обеспечивает не только пребывание туристов в привлекательном для них месте, но и их занятие необычным видом деятельности («охота на медведей в Сибири», «ловля лосося на Камчатке», «поиски пиратских кладов в Карибском море» и т.д.).

Приключенческий туризм подразделяется на несколько видов:

1) походные экспедиции;

2) сафари-туры (охота, рыбалка, ловля бабочек и т.д.);

3) морские путешествия (яхтинг).

География и тематика приключенческих туров довольно обширна и разнообразна. Обычно это групповые туры. Специфической чертой такого туризма является получение различных лицензий, которые разрешают охоту, рыбалку, вывоз трофеев. Приключенческий туризм связан с определенным риском, поэтому для обеспечения безопасности таких туров необходимы высоко квалифицированные инструкторы, проводники и т д. Данный вид туризма имеет довольно высокую стоимость, и его можно отнести к разряду элитарного отдыха.

Спортивный туризм. Основными потребителями спортивных туров являются различные любительские спортивные клубы и ассоциации.

Главная задача спортивного тура – обеспечение возможности гостям заниматься определенным видом спорта. К необходимому оснащению спортивных туров можно отнести специальные трассы, подъемники, спортивные площадки, устройства, сооружения, разнообразный инвентарь.Обучающие туры. В них внимание, как правило, уделяется обучению языкам, но, кроме того, могут быть туры с обучением какому-либо виду спорта, спортивным играм, а также по повышению квалификации и т.д. Обычно ежедневные занятия по программе обучающих туров проводятся до полудня, а все остальное время отводится на развлечения и экскурсии. Помимо этого, существует и интенсивная программа обучения (20-30 часов в неделю).

Религиозный (паломнический) туризм. Данный вид туризма считается изначальным, историческим. В настоящее время он также пользуется большой популярностью. В туризме с религиозными целями можно выделить несколько видов путешествий:

1) паломничество (посещение святых мест для поклонения реликвиям);

2) познавательные экуменические поездки (знакомство с религиозными памятниками, историей религии, культурой религии);

3) научные поездки (поездки богословов, историков, ученых занимающихся вопросами религии).

16 Серьезной проблемой в данном виде туризма является вопрос о подготовке кадров. Важно, чтобы гиды и экскурсоводы могли не только показать исторические и архитектурные достопримечательности, но и были знакомы с духовными и религиозными ценностями.

Развлекательные туры. Эти туры очень популярны и разнообразны.

Их продолжительность невелика (2–4 дня). В Европе очень распространены рождественские туры. Программа таких туров состоит в основном из развлечений (посещение праздничных мероприятий, ресторанов, концертов и т.д.).

Указанные виды туризма не исчерпывают всего его многообразия.

Широкое распространение получил лечебный туризм, когда поездка за рубеж осуществляется с целью восстановления здоровья.

Необходимо отметить и возрастающее значение обучающего туриз-ма, когда основной целью путешествия является образование. Как самостоятельный вид международного туризма можно рассматривать так называемый хобби-туризм, который предоставляет отдыхающему возможность заняться любимым увлечением среди тех, кто разделяет его интересы, во время отдыха или путешествия (автолюбители, спортивные болельщеки, поклонники музыкальных коллективов и т.д.). Как об отдельном виде туризма, получившим довольно широкое распространение в нашей стране, следует сказать о «шоп-турах» – поездках за границу с целью приобретения товаров народного потребления (в основном изделий легкой промышленности, автомобилей, мебели и т.д.) для последующей их реализации. При кризисе отечественной промышленности деятельность таких туристов - «челноков» -примерно на 1/5 наполняет товарами потребительский рынок и в целом с системой сбыта обеспечивает занятостью около 3 млн человек.

Знакомясь со статистическими данными ВТО, можно сделать вывод, что при всем разнообразии видов туризма основной целью туристских поездок продолжает оставаться отдых. На его долю приходится 70% общего числа прибытий в мире. Деловые путешествия, включая участие в научных форумах, составляют около 13%. Однако необходимо отметить, что это сочетание в различных регионах мира выглядит неодинаково. Например, в африканских государствах доля поездок на отдых значительно ниже, она составляет около 30%, а доля поездок делового характера, напротив, резко превышает среднемировые показатели и составляет примерно 40%. В государствах, расположенных на других континентах, распределение общего числа прибытий иностранных гостей практически близко к среднемировым показателям.

Наши рекомендации