Португалия и испания, xv xvi вв
Лекция
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА И ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
ЭПОХА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
В IX веке население Земли - около 200 млн человек - жило в условиях застоя, разобщенности, постоянных войн, эпидемий и частых неурожаев. Период с X до середины XIII века отмечен мощным демографическим подъемом - численность человечества почти удвоилась. В конце XIII века активность человека как биологического вида резко снизилась, и в 1400 году в мире жило меньше людей, чем в 1200 году.
Причину этой демофафической паузы принято связывать с распространением чумы - «черной смерти», но разгар эпидемий пришелся на 1345— 1351 годы, поэтому данное падение численности населения нельзя объяснить только этим.
В условиях аграрной культуры рост населения в каждый отдельный период опережает рост продуктивности сельского хозяйства. Кратковременный подъем производства может быть достигнут за счет чрезмерной эксплуатации сельскохозяйственных ресурсов. Но стабильный рост населения сверх уровня, обеспечиваемого продуктами питания, ставит под угрозу все социальное развитие. Недостаточное питание на протяжении нескольких поколений ведет к катастрофическим последствиям: увеличивается вероятность эпидемий и их смертельного исхода для значительной части населения.
Эпоха феодализма характеризуется активным использованием в производстве таких сил природы, как ветер и текучая вода. В городах и сельской местности с успехом стали применять водяные и ветряные двигатели.
В этот период стали интенсивно развиваться города. Площадь их была обычно невелика. Так, в XIII веке первая линия укреплений Парижа опоясывала территорию менее 2,5 км2. На такой сравнительно малой площади было сконцентрировано до 100 тыс. жителей.
Средневековые города отличались крайне неблагоприятной для жизни людей обстановкой. Открытые сточные канавы, недостаток чистой питьевой воды, грязь и скученность в кварталах бедноты,— все это способствовало распространению массовых эпидемий острозаразных заболеваний - холеры, брюшного тифа, дизентерии, чумы и пр. Складывалась ситуация, при которой большая часть энергии, используемой всем обществом и овеществленной в виде денег, продуктов питания, изделий ремесленников, жилых и производственных строений и т.д., расходовалась на удовлетворение потребностей небольшого числа состоятельных людей, а для решения крайне сложных проблем всего остального общества ее не хватало.
Средневековая Европа
Сельскохозяйственное производство было в зачаточном состоянии. Постепенно к началу XI в. на народы, населяющие Западную Европу, распространяется влияние римско-католической церкви; утверждается феодальный строй.
Исключительно активно строятся укрепленные замки, монастыри, а вокруг них возникают жилые и хозяйственные постройки. Средневековые города долго сохраняли сельский облик. Внутри городских стен располагались огороды, сады. Развивается горнодобывающая деятельность.
На рубеже XIII-XIV вв. экологическая ситуация в Европе осложняется. Возможности экстенсивного пути развития земледелия оказались исчерпанными. Продолжалось интенсивное сведение лесов не только под земледелие, но и для строительства домов, кораблестроения, ради топлива, развития металлургии.
Оборонительные стены ограничивали рост городов. Мусор и нечистоты выбрасывались из окон прямо на улицу. Отсутствие канализации приводило к загрязнению грунтовых вод. Колодцы становились рассадниками инфекции. Из-за тесноты застройки каждый пожар имел опустошительные последствия. Скученность населения и антисанитария способствовали распространению эпидемий. Тенденция к сокращению численности населения, обозначившаяся в начале XIV в., получила колоссальное ускорение в годы эпидемии чумы - 1346-1353 гг. Тогда, по разным оценкам, вымерло от 20 до 50 % всего населения Европы (Бондарев, 1996).
Большая часть знаний, накопленных греками, была утрачена с разрушением знаменитой Александрийской библиотеки Юлием Цезарем в 48 г. до н.э. Окончательно она была сожжена арабами после падения Римской империи в 642 г. н.э.
АРАБСКАЯ КУЛЬТУРА
Арабы, чье влияние в средние века простиралось от Средиземноморья до Средней Азии и Индии, исповедовали ислам и с неменьшим фанатизмом, чем христиане в евангелие, верили в догматы Корана. Уничтожались все книги кроме Корана.
Многие произведения арабских ученых получили распространение в Европе. Легендарный врач Авиценна - это Ибн Сина (980-1037), родившийся и живший в Средней Азии и Иране. Его мировоззрение формировалось под влиянием классиков античной философии: Платона, Аристотеля, Гиппократа и др. Многие труды античных авторов он сам переводил на арабский язык.
Мировую славу Ибн Сине принесло его искусство врачевания и в особенности книга "Канон врачебной науки". Рассуждения Ибн Сины носят экологический характер. Так, в главе "О вещах, которые возникают от причины, принадлежащей к общим причинам" имеются разделы о влиянии на организм окружающего воздуха, о временах года, о явлениях, обусловленных местом жительства, и др. Ибн Сина занимался проблемами происхождения животного мира, формирования рельефа земной поверхности.
Арабская империя, подчинив себе в VII—VIII вв. обширные территории, стала новым крупнейшим центром культуры и знаний в области математики, астрономии, химии, географии и т. д. В это время у арабов широко развивается медицина, которая достигает в IX —XII вв. значительно более высокого уровня, чем в Европе.
Аль-Хасан (Альгацен) пишет большой труд по оптике, где дает хорошее анатомическое описание глаза, в частности описывает стекловидное тело, хрусталик, роговую оболочку, глазной нерв.
Выдающийся арабский ученый, философ, натуралист, врач, Аверроэс (Ибн Рошд) из Кордовы (1126—1198 гг.) комментирует и распространяет натуралистические произведения Аристотеля. Создание мира из ничего, по Ибн Рошду, невозможно. Источник всего сущего — первичная материя, которая в процессе движения образует в силу естественных законов все живые и неживые тела природы.
КИЕВСКАЯ РУСЬ
В Восточной Европе на рубеже VIII—IX вв. в результате объединения восточно-славянских племен возникла Киевская Русь. В 988 г. при князе Владимире был совершен обряд крещения киевлян и новгородцев. Славяне-язычники, поклонявшиеся Перуну, приняли православную веру и с ней питающие ее истоки византийской культуры. А за сто с лишним лет до крещения Руси просветители Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку и перевели с греческого священные писания.
С принятием христианства оживились отношения русских с греками, а затем и с другими европейскими народами.
Киево-Печерская обитель и другие монастыри способствовали утверждению на Руси христианства и распространению книг. В Киево Печерской обители Нестор-летописец пишет первые жития святых (1073). В XII в. была составлена самая древняя дошедшая до нас летопись "Повесть временных лет", содержащая упоминания не только об исторических событиях, но и о примечательных явлениях природы. К XII в. относится великий памятник русской средневековой культуры "Слово о полку Игореве".
Раздоры и междоусобицы князей ослабили Русскую землю. В XIII в. в результате завоевания кочевниками устанавливается монголо-татарское иго. Оно искусственно законсервировало на длительное время (XIII-XV вв.) феодальные порядки на Руси.
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
ИТАЛИЯ, XV-XVI ВВ.
В конце средневековья в Италии мощного развития достигли экономика и культура феодальных городов. Крупные города превращались в самостоятельные государства. Возникли первые университеты, которые становились центрами культуры и образования.
Начало Возрождения принято связывать с творчеством Данте, Петрарки, Боккачио, приходящимся на XIV в. Возрождению итальянской культуры способствовало и то, что в 1453 г. под напором турецких полчищ пал Константинополь, столица Византийской империи.
Стали появляться талантливые изобретатели, даровитые ученые, выдающиеся художники, смелые реформаторы-мыслители: Джордано Бруно, Леонардо да Винчи, Галилей и др. Утверждая новое мировоззрение, гуманисты обратились к античному наследию. В нем деятели Возрождения находили родственные идеи антропоцентризма, нормы нравственного и прекрасного, основанные на изучении человека и природы.
ПОРТУГАЛИЯ И ИСПАНИЯ, XV XVI ВВ.
Португалия и Испания утвердились как самостоятельные государства. Португальский этнос, завершив реконкисту, вышел к берегу Атлантического океана и испанцы сделали все великие географические открытия. Христофор Колумб достиг Багамских островов 8 октября 1492 г.; Васко да Гама обогнул Африку и показал дорогу в Ост-Индию в 1498 г.; Магеллан обогнул Америку с юга в 1520 г. и совершил первое кругосветное плавание; Америго Веспуччи объездил и описал материк, названный впоследствии его именем; Бальбоа перешел Панамский перешеек в 1513 г. и открыл Великий (Тихий) океан и т. д.
Испания в XVI в. переживала небывалый культурный подъем. Эпоха Возрождения ознаменовалась творчеством живописцев, писателей, поэтов, драматургов, произведения которых звучат нередко и в наши дни. Однако, в то время как в Италии эпохе Возрождения кроме подъема литературы и искусства сопутствовало развитие естественных наук, опровергавших библейские каноны сотворения мира, в Испании сохранялась абсолютная приверженность вере и она стала оплотом католицизма. Борьба инквизиции с инакомыслием даже ужесточилась. В результате Португалия и Испания, явившиеся зачинателями эпохи великих географических открытий, обогатившие культуру Ренессанса, не оставили заметных имен в науке этого периода.
ГЕРМАНИЯ, XV-XVI ВВ.
Мартин Лютер, осуществив первый перевод библии на немецкий язык, явился основоположником литературного языка нации. Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатание с помощью наборного шрифта.
Коперник построил гелиоцентрическую модель Солнечной системы; Галилей и Кеплер утвердили торжество теории Коперника.
АНГЛИЯ, XVI-XVII ВВ.
Френсис Бэкон
Бэкон родился в Лондоне, в семье одного из высших сановников елизаветинского двора. Образование он получает в Тринити колледже Кембриджского университета. Реформация ослабила зависимость этого национального центра науки и образования от церкви. Обучение приобретало все более светский характер. Огромное впечатление на юношу оказал год, проведенный в Париже в составе английского посольства. Дипломатическая работа позволила ему посетить Италию, Испанию, Германию, Данию, Швецию, Польшу. В 1586 г. Бэкон становится старшиной юридической корпорации в Лондоне. В 1593 г. он - член палаты общин английского парламента.
После смерти Елизаветы I на престол взошел Яков I, который распустил парламент. Однако именно в этот период начинается быстрое возвышение Бэкона. В 1618 г. он становится верховным канцлером и пэром Англии. В 1621 г. Яков I вновь собирает парламент. Депутаты выступают с резкой критикой.
Бэкон предстает перед судом. Ему вынесен суровый приговор - штраф в 40 тысяч фунтов стерлингов, заключение в Тауэр, лишение права занимать какие-либо государственные должности. И хотя вскоре Бэкон был помилован, его карьера государственного деятеля закончилась.
По инициативе Бэкона, но уже после его смерти, в 1660 г., было основано Королевское общество (Академия наук). Этим событием формально обозначено начало эпохи Просвещения. Среди первых членов Королевского общества были Исаак Ньютон, Роберт Бойль, Роберт Кук, о котором говорили, что не было ничего, чего бы он не знал и не умел, архитектор Христофер Врен, построивший в Лондоне величественный собор Св. Павла, и др.
ИСТОРИЯ БИОЛОГИИ