Лекция 1 – ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, БАЗИСНЫЕ НАУКИ КУРСА

Сфера социально-культурного сервиса в области туризма сложна и многогранна. Поэтому индустрия туризма требует наличия высококвалифицированных кадров и серьезной профессиональной подготовки. Особенно это актуально на современном этапе развития туризма. Туризм становится не только областью практической реализации путешествий, но и особой отраслью знания, т.е. сферой теоретической деятельности. Последнее время можно говорить о становлении науки о туризме. Уже сам факт, что ученые ведут дискуссии по этому поводу, свидетельствует о том, что, во-первых, необходимость науки о туризме осознается всеми специалистами; во-вторых, к формированию этой науки ученые подходят комплексно. Наряду с традиционным пониманием туризма как сферы экономики туризм может рассматриваться как социокультурный феномен, как сфера культуры и человеческой деятельности.

Обширный комплекс наук о туризме заложен в основу системы подготовки будущих специалистов по социальному сервису и туризму. Важное место в этой системе занимает история туризма. В настоящее время история туризма является учебной дисциплиной, которая создает фундамент для научных исследований в области туризма. Эта дисциплина важна для специалистов по туризму, поскольку позволяет понять специфику туризма в том или ином регионе мира с учетом его исторических и национальных особенностей. История туризма и путешествий является частью истории культуры.

Исходя из этого, основные задачи истории туризма как учебной дисциплины состоят в том, чтобы:

– восстановить цепь событий прошлого;

– проследить последовательность географических открытий и путешествий;

– исследовать и познать логику поступков и действий предшественников;

– изучить закономерности развития знаний и представлений людей об окружающем мире.

Методы исследования в истории туризма:

1) описательный метод – наиболее простой и часто употребляющийся. Это сбор и систематизация информации о событиях прошлого в хронологическом порядке;

2) метод картографирования, т.е. определение маршрутов путешествий, определение территорий и их классификация по природным условиям, ландшафту, составу населения и т.д.

3) сравнительно-исторический метод, т.е. выявление сходств и различий в культуре и быте разных народов. Этот метод часто используют вместе с методом картографирования;

4) историко-логический метод, т.е. набор приемов, позволяющих реконструировать логику исторических процессов.

Таким образом, история туризма – это наука, изучающая путешествия и великие географические открытия от древности до наших дней, выстраивая события в их последовательной причинно-следственной взаимосвязи и анализируя их с точки зрения полезности и необходимости для социально-культурного развития общества.

Историей туризма как наукой и учебной дисциплиной стали заниматься лишь с конца 70-х начала 80-х годов прошлого столетия. К наиболее известным учебным пособиям этого периода относятся: «История экскурсионного дела в СССР» Р.А. Дьяковой (1981); «Развитие туризма в СССР 1917–1983 гг.» В.В. Дворниченко (1985); «История туризма в дореволюционной России и СССР» Г.П. Долженко (1988); «История развития туристско-экскурсионного дела» Л.М. Логинов (1989). Среди современных авторов в науке по туризму можно отметить таких, как И. В. Зорин, В. А. Квартальнов, М. Б. Биржаков, Г. С. Усыскин, Г. Ф. Шаповал, Л. П. Воронкова, М. В. Соколова и другие.

Наши рекомендации