Каковы особенности транспорта Оренбургской области?
На территории области развиты железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и авиационный виды транспорта. Водный транспорт отсутствует, хотя когда-то Урал был судоходным. Как Вы помните, продукцией транспорта являются перевозки грузов и пассажиров, а его работа (грузооборот и пассажирооборот) измеряется в тоннокилометрах или пассажирокилометрах.
В грузообороте наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт: его доля составляет более 90%. На втором месте находится трубопроводный транспорт (6%). Доля автомобильного транспорта составляет в грузообороте 2,4%. Роль авиационного транспорта невелика и продолжает снижаться из-за дороговизны перевозок — всего 0,01% грузооборота (рис. 154).
В перевозках пассажиров наибольшую роль играет автомобильный транспорт. Он занимает ведущее место как во внутригородском и пригородном сообщении, так и междугородном. И даже в международных перевозках в 1999 г. число пассажиров, путешествующих на автобусах, превысило число авиапассажиров.
Рис. 154. Структура пассажиро- и грузооборота области в 2000 г.,%
Железнодорожный транспортимеет наибольшее значение при перевозках грузов на дальние расстояния и особенно за пределы области. Длина железных дорог составляет 1774 км, из них 615 км (34,7%) электрифицированы (участки дорог Оренбург—Орск—Карталы и Кинель—Бугуруслан—Абдулино—Уфа). Как видно из табл. 22 (с. 30 Учебных материалов) плотность железнодорожных путей в 2,8 раза выше, чем в среднем по России.
По территории Оренбургской области проходят транзитные железнодорожные магистрали, связывающие западные и восточные районы России, а также Россию с республиками Центральной Азии и Казахстаном. По этим железным дорогам осуществляется связь Оренбургской области с Центром, Поволжьем, Уралом, Сибирью, Казахстаном и Средней Азией.
Железные дороги областного значения строились по мере промышленного освоения территории. Центры добычи сырья с промышленными предприятиями соединяют железные дороги Орск—Светлый, Круторожино— Гай, Новоорск—Энергетик, Разведка—Горный Лен. Для транспортировки сельскохозяйственного сырья была построена узкоколейная дорога Шильда — Адамовка—Озерный. В восьми районах области (Александровском, Беляевском, Грачевском, Илекском, Красногвардейском, Пономаревском, Ташлинском и Шарлыкском) железные дороги отсутствуют.
За 90-е годы объем перевозимых по железной дороге грузов снизился более чем наполовину из-за снижения промышленного и сельскохозяйственного производства. Сократился и пассажирооборот, что связано с разрывом культурных и экономических связей с бывшими республиками СССР, а также со снижением уровня жизни населения.
К проблемам областного железнодорожного транспорта относятся изношенность железнодорожных путей и подвижного состава, недостаточная электрификация, необходимость реконструкции железнодорожных станций.
Автомобильный транспортиграет наибольшую роль во внутриобластных перевозках (85% грузоперевозок). Еще большее значение он имеет в пассажирских перевозках.
Средняя дальность грузоперевозок составляет 28 км (по России — 22 км). Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 13,7 тыс. км, а их плотность (табл. 22, с. 32 Учебных материалов) в 3,6 раза выше среднероссийского уровня и на 30% выше среднеуральского.
Рис. 155. Новое здание железнодорожного вокзала в Оренбурге
Рис. 156. Железнодорожный и автовокзал в Бузулуке
Основу автодорожной сети образуют дороги федерального и республиканского значения широтного и меридионального направлений: Самара—Оренбург, Оренбург—Илек—Уральск, Оренбург—Уфа, Оренбург—Казань, Оренбург—Орск, Самара—Бугуруслан, Бугульма—Бугуруслан—Бузулук—Уральск, к которым примыкает разветвленная сеть автодорог областного и местного значения.
Рис. 157. Обеспеченность населения собственными легковыми автомобилями в Оренбургской области и отдельных странах мира
Рис. 158. Уровень автомобилизации населения районов и городов области
Перевозки автомобильным транспортом дороже, чем железнодорожным, но его высокая маневренность делает незаменимым этот вид транспорта в перевозках на небольшие расстояния. Для повышения его эффективности необходимо улучшать качество автомобильных дорог. Необходимо решать и экологические проблемы, связанные с выбросами вредных веществ в атмосферу. Около 80% вредных выбросов в атмосферу области связано с автомобильным транспортом. Поэтому важным направлением должно стать использование экологически безопасных видов топлива.
Растет число автомобилей в личном пользовании граждан (рис. 157, 158).
Авиационный транспортимеет меньшее значение, чем железнодорожный и автомобильный. Его роль за 90-е годы снизилась на 15% в грузообороте и на 48% в пассажирообороте. Из более чем
20 аэропортов в настоящее время функционируют лишь Оренбургский и Орский, остальные закрыты из-за нерентабельности. Оренбургский аэропорт имеет статус международного и осуществляет чартерные (нерегулярные) рейсы в ряд стран мира. Связан он и со многими городами СНГ. Орский аэропорт осуществляет воздушные рейсы в Москву, Екатеринбург, Тюмень и Оренбург.
Трубопроводный транспортпредставлен нефте-, газо- и продуктопроводами общей протяженностью свыше 6600 км.
Нефтепроводы проведены из Атырау (Казахстан) и Ишимбая (Башкортостан) к Орску, на нефтеперерабатывающий завод. На западе области по нефтепроводам оренбургская нефть поступает на нефтеперерабатывающие заводы Самары, Новокуйбышевска, Сызрани и в нефтепровод «Дружба» (рис. 98).
Газопроводный транспорт стал развиваться с освоением Оренбургского газоконденсатного месторождения. Длина газопроводов составляет 2700 км и растет по мере газификации населенных пунктов области.
Рис. 159. Оренбургский аэропорт «Центральный»
Рис. 160. Строительство трубопровода
Протяженность сети продуктопроводов, по которым транспортируется продукция газового комплекса (конденсат, этан и др.), равна 2000 км.
Трубопроводный транспорт сильно изношен и требует постоянного контроля и ремонтных работ.
Сухой очищенный газ подается через систему магистральных газопроводов «Союз», Оренбург—Новопсков, Оренбург—Самара,
Оренбург—Заинек потребителям центральной части страны, Башкортостана, Татарстана и в европейские государства. Газовый конденсат по системе конденсатопроводов Оренбург — Салават—Уфа транспортируется на Салаватский нефтехимический комплекс и Уфимский нефтеперерабатывающий завод. Широкая фракция легких углеводородов (ШФЛУ) по продуктопроводам Оренбург—Салават и Оренбург—Шкапово— Туймазы подается на Салаватский нефтехимический комплекс, а также Шкаповский и Туймазинский заводы. Жидкий этан по этанопроводу Оренбург—Казань транспортируется на АО «Казаньнефтеоргсинтез» (рис. 98).