Ударение в именах существительных

Акцентологические нормы. Особенности русского ударения.

Особенности и функции ударения изучает акцентология (лат. accentus – ударение).

Ударение– выделение одного из слогов в составе слова (или слова в составе речевого такта — синтагмы, или синтагмы в составе фразы) различными фонетическими средствами (усилением голоса, повышением тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости).

«Ударение современного русского языка количественно-динамическое: гласный ударного слога, в отличие от безударных гласных, характеризуется относительно большей напряженностью произнесения, большей длительностью, а потому и более четким звучанием» [Русская грамматика 1980].

Особенности русского ударения:

-разноместное, свободное (нефиксированное, т.е. ударение может падать на любой слог: домик, телега, продрог),

-подвижное (может перемещаться в разных грамматических формах одного и того же слова: прав, правы, права; могу, могут; нача́ть, на́чал, начала́, на́чали).

Русское ударение может быть и неподвижным, т.е. падать на один и тот же слог в разных формах: берегу, бережешь, берегут, бережете – ударение на окончание.

Кроме того, ударение может меняться с течением времени. Например, сейчас прилагательное дневное имеет ударение на окончании (лампа дневно́го света), а в XIX веке оно произносилось с ударением на корне («Погасло дне́вное светило», – А.С. Пушкин).

Функции ударения:

1)смыслоразличительная (хлопок – хлопок);

2)указывает на грамматическую форму (руки – Им.п., мн.ч., руки – Р.п., ед.ч.)

3)помогает различать значения слов и их формы (белок – Р.п. от белка, белок – Им.п.).

К разным сферам употребления относятся варианты:

1) общеупотребительный и профессиональный компас (лит. норма) — компас (у моряков);

рудник (лит. норма) — рудник (у горняков);

шасси (лит. норма) — шасси (у летчиков);

2) литературный и народно-поэтический (девица – девица, честный – честной);

3) современный и устаревший (музыка – музыка, кладбище – кладбище);

4) литературный и просторечный (позвонит – позвонит, понял – понял);

5) литературный и диалектный (вьюга – вьюга, холодно – холодно);

6) в семантических вариантах разноместность ударения выполняет смыслоразличительную функцию: острота (лезвия) – острота (остроумное выражение); осенняя мокрота́ – кашель с мокро́той.

Ударение в именах существительных

В именах существительных ударение может быть неподвижным или подвижным. Существуют различные акцентные типы существительных.

1. Ударение неподвижное и в косв. падежах и во мн.числе остается на основе в словах: грунт, досуг, квартал, торт и др. (так, например, во мн.ч.: вкусные торты, проблемы грунтов).

2. Ударение неподвижноена окончании в словах: ревень, серп и др.(компот из ревеня, нет серпа).

3. Помимо имен существительных с неподвижным ударением в русском языке существует пять разновидностей подвижного ударения в именах существительных.

Первая – ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание во множественном: орден – ордена – ордену – орден – орденом – об ордене; но: ордена – орденов – орденам – ордена – орденами – об орденах.

Вторая– ударение с основы в единственном числе и в именительном падеже множественного числа перемещается на окончание в косвенных падежах множественного: голубь – голубя – голубю – голубя – голубем – о голубе; голуби, но: голубей – голубям – голубей – голубями – о голубях.

Третья – ударение с окончания в единственном числе перемещается на основу во множественном: коза – козы; но: козы – коз.

Четвертая– ударение с окончания в единственном числе перемещается на основу в трех падежах множественного числа – И., Р., В.; остальные падежи сохраняют ударение на окончании: волна – волны – волне – волну – волной – о волне, но: волны(И) – волн (Р)– волны (В), а затем опять ударение на окончании: волнам (Д)– волнами (Т)– о волнах (П).

Пятая – ударение с окончания в единственном числе перемещается на основу в винительном падеже того же числа; а во множественном числе ударение неустойчиво: щека – щеки – щеке – щёку – щекой– о щеке; щёки – щёк – щекам – щёки – щеками – о щеках.

4. Происхождение слова влияет на постановку ударения. Например, заимствованные из французского языка слова сохраняют ударение на последнем слоге: диспансе́р, жалюзи́,

5. Ударение производного слова может определяться по производящему слову, то есть тому, от которого образовано существительное:

а)ударение в отглагольном существительном обычно совпадает с ударением в однокоренном глаголе: ве́дать → испове́дать, испове́даться;

б) существительные на -о́та, образованные от глаголов: ломать → ломо́та, дремать → дремо́та;

6. Ударение может определяться конечным сочетанием гласных и согласных звуков:

-а́тай (-а́тайство; -а́тайствовать): хода́тайство;

-прово́д(в сложных словах): мусоропрово́д, нефтепрово́д, газопрово́д, но: электропро́вод;

-ле́ние (в отглагольных существительных с основой на согласный): дробле́ние, мышле́ние;

-а́л(в иноязычных словах): кварта́л (в любом значении), пена́л, фина́л, порта́л, фиска́л,;

-ме́н («человек»): полисме́н, джентльме́н. Искл.: ба́рмен. Слово фено́мен – греческого происхождения.

7. Ударение в словах с одинаковой концовкой может зависеть от значения слова:

-ло́г (неодушевлённые объекты): моноло́г, диало́г, катало́г, некроло́г (искл. – ана́лог);

-́лог (наименования лиц по роду занятий): фило́лог, зоо́лог, ихтио́лог.

8. В словах на -анин (-ане), обозначающих лиц по месту жительства, ударение обычно ставится на предпоследний слог: египтя́нин, миря́нин, волжа́нин, земля́нин, марсиа́нин.

Слова, связанные по тематике с историей Древней Греции и Древнего Рима, с библейскими сюжетами, обычно сохраняют ударение того географического названия, от которого они образованы: Рим → ри́млянин; Афи́ны → афи́нянин, афи́няне.

Слова на -ия в настоящее время имеют тенденцию к перемещению ударения к концу слова: индустри́я, металлурги́я, полиграфи́я (хотя ранее нормативным было ударение инду́стрия, металлу́ргия, полигра́фия). В многосложныхсловах на -ия наблюдается тенденция к постановке ударения в середине слова: наркома́ния, психопа́тия, гастроно́мия, гомеопа́тия, эпиле́псия.

Существительное симметрия имеет два варианта произношения – симметри́я и допустимо симме́трия, существительное асимметрия имеет нормативный вариант асимметри́я и допустимый асимме́трия.

Наши рекомендации