Анализ конкурентоспособности строительных фирм

Задачами анализа конкурентоспособности строительной фирмы является оценка результатов использования логистической системы управления. Под конкурентоспособностью будем понимать обладание предприятием набором характеристик, позволяющих удовлетворять требованиям, предъявляемым потребителями к действующим на рынке предприятиям. Степень конкурентоспособности, выраженная в числовых значениях, может быть представлена в виде интегрального коэффициента конкурентоспособности предприятия.

На уровень конкурентоспособности строительной организации оказывает влияние целый ряд факторов микроэкономического уровня. Эти факторы сгруппированы в таблице 1

Таблица 1 Факторы, влияющие на конкурентоспособность строительной организации на микроэкономическом уровне.

Факторы Характеристика факторов
Производственный опыт Стаж выполнения строительно-монтажных работ.
Производственные возможности Наличие и состав машин и механизмов, уровень их изношенности, наличие квалифицированного персонала; реальные возможности формирования технологических потоков, наличие оборотных средств.
Наличие системы контроля качества Наличие документированной системы контроля качества, наличие сертификата соответствия требованиям ГОСТ и ИСО 9001, наличие приборного комплекса для контроля качества, квалификация и опыт специалистов, в области контроля качества.
Сроки выполнения работ Реальность сроков выполнения работ в соответствии с графиком выполнения работ, графиком поставки оборудования, очередность строительства отдельных этапов, соответствие сроков принятым нормам.
Уровень организации производства Принятая система управления производством, полнота учета всех видов работ, мер и мероприятий, а также оптимальная последовательность их выполнения, гарантийные обязательства перед заказчиком по срокам строительства.
Организация обеспечения поставок Наличие и оптимальность транспортной схемы поставок, меры и мероприятия, обеспечивающие сохранность материалов и оборудования при транспортировке и хранении.
Цена предложения Полнота учета составляющих цены предложения, обоснованность объемов и расценок.
Соблюдение экологических требований в период строительства При выполнении строительно-монтажных работ, при технической рекультивации земель, при пересечении водных преград, при хранении оборудования, конструкций и материалов, при эксплуатации временных строительных городков.

Чтобы ответить на вопрос в какой степени предприятие отвечает требованиям, предъявляемым потребителями необходимо собрать, обработать и проанализировать информацию, позволяющую ранжировать по степени важности для потребителей набор основных критериев и выявление степени удовлетворенности потребителя вышеуказанными критериями применительно к исследуемому предприятию в сравнении с конкурентами. Потребители могут выбирать, у кого покупать, и если компания не удовлетворяет их по меньшей мере в той степени, что и конкуренты, то прибыли быстро улетучатся. Поэтому удовлетворение потребителей должно стать первичной целью.

Результаты анализа конкурентоспособности используются для: оперативной коррекции логистической системы управления конкурентоспособностью предприятия, результатом функционирования которой должно стать получения большей прибыли.

Анализ конкурентоспособности предприятия состоит из трех последовательных этапов.

Этап первый. Сбор информации о потребителях строительной продукции. Анкета содержит три раздела:

- общую информацию о потребителе (юридический статус; потребность в строительной продукции;

- информацию о важности для потребителя набора критериев, определяющих конкурентоспособность (цены, сервисные услуги, мероприятия по стимулированию сбыта, прочие критерии);

- информацию о степени удовлетворенности потребителя набором критериев, определяющих конкурентоспособность.

На первом этапе проводится анализ важности для потребителей некоторых характеристик потребительских свойств продукта и оценка фирмы потребителями в зависимости от удовлетворенности.

Для анализа было отобрано 90 потребителей на предмет важности для них некоторых характеристик потребительских свойств продуктов с точки зрения готовности дополнительно оплачивать их при заключении договора на производство рвбот. 90 отобранных опрашиваемых были разделены на три категории по 30 человек: первая - потребители с ежегодным доходом не менее 200000 руб. в год; вторая - потребители с ежегодным доходом не менее 200000 руб. в год и возможностью финансовой поддержки; и третья группа - это потребители имеющие необходимую сумму для оплаты полностью.

Потребителям были предложены пять вариантов ответов. Варианты ответов и баллы приведены в таблице

Таблица 2

Варианты ответов и их количественная оценка в баллах для определения значимости выбранных показателей для потребителей.

Варианты ответов Баллы
Категорически нет 0,1
Нет 0,2
Скорее да, чем нет 0,3
Да 0,4
Безусловно да 0,5

Анализ проводится по отобранным характеристикам.

В таблице 3 представлен анализ значимости для потребителей характеристики «Современный архитектурный облик и внешний вид».

Показатели значимости в абсолютном выражении рассчитываются умножением каждого значения строки на соответствующий балл в данном столбце:

Таблица3 Анализ значимости для потребителей характеристики «Современный архитектурный облик и внешний вид».

Категория потребителя Варианты ответов Абсолютная величина значимости Ро Относительная величина значимости
Категорически нет Нет Скорее да, чем нет Да Безусл овно, да
- 7,0 0,25
- 10,6 0,378
- - - 10,4 0,371
Итого 1,000

Относительная величина значимости (Рп) получается делением абсолютного значения значимости каждой категории потребителей Р на сумму этих значений:

Р1потр=Ро1/SРо= 7/28=0,25

Р2 потр = 10,6/28=0,378

Р3 потр = 10,4/28=0,371

Аналогичные расчеты необходимо провести для всех потребительских характеристик, которые были отобраны на основании опросов по признаку готовности дополнительно оплачивать их при заключении договора. На основании расчетов составляется таблица 4.

Количественная оценка конкурентоспособности готовой строительной продукции будет проводиться по следующим потребительским характеристикам:

- современный архитектурный облик и внешний вид;

- географическое расположение;

- безопасность, надежность и экологичность;

- функциональность объекта;

- возможность управления объектом или его компонентами;

- ремонтопригодность;

- продолжительный срок эксплуатации;

- удобство при эксплуатации и периодическом обслуживании;

- сервис.

Таблица 4 Экспертные оценки значимости потребительских характеристик готовой строительной продукции (важность критериев для потребителя).

№п/п Потребительские характеристики Абсолютная величина значимости Рпр значимости Относительная величина значимости Рпрi/SРпр
современный архитектурный облик и внешний вид застройки; 0,092
географическое расположение 15,4 0,05
безопасность, надежность и экологичность 28,9 0,095
функциональность объекта; 65,3 0,216
возможность управления объектом или его компонентами; 34,7 0,114
ремонтопригодность; 0,062
продолжительный срок эксплуатации периодическом обслуживании (сервис) 25,7 0,085
удобство при эксплуатации и периодическом обслуживании 0,125
Сервис 0,155
  Итого

Р1потр характ= Рпр1/SРпр = 0,092

Коэффициент конкурентоспособности готовой строительной продукции в зависимости от цены рассчитывается по формуле: Кпр=SРпр*100/Ц,

где Ц –цена объекта, 2 мл. руб.

Кпр=302*100/2000000=0.0151

Оценка фирмы потребителями в зависимости от удовлетворенности представлена в таблице 6.

Варианты ответов для определения оценки предприятия для потребителей представлены в таблице 5.

Таблица 5

Варианты ответов  
Сверхудовлетворенность
Хорошая удовлетворенность
Недостаточная удовлетворенность
Низкая удовлетворенность

Таблица 6

Экспертные оценки предприятия по потребительским характеристикам

№п/п Потребительские характеристики Оценка   SУ   Весомость SУi/SSУ
современный архитектурный облик и внешний вид застройки; - - 0.032
географическое расположение - 0.048
безопасность, надежность и экологичность 0.08
функциональность объекта; 0.076
возможность управления объектом или его компонентами;   0.104
ремонтопригодность; - 0.06
продолжительный срок эксплуатации периодическом обслуживании (сервис) 0.136
удобство при эксплуатации и периодическом обслуживании 0.224
сервис.   - 0,24
  Итого

Умах 4*90=360

Усреднее (360+90)/2=225

Умин 1*90=90

Ку=SSУ/ Умах

Ку =250/360=0.694

Наши рекомендации