Светотехнические показатели для оценки естественного освещения в помещении.
1. Коэффициент естественной освещенности (КЕО) – отношение естественной освещённости, создаваемой в некоторой точке заданной плоскости внутри помещения светом неба (непосредственным или после отражений), к одновременному значению наружной горизонтальной освещённости, создаваемой светом полностью открытого небосвода; выражается в процентах, расчет по формуле (в соответствии с п. 6.3. Приложения 6 МУ 2.2.4.706-981/МУ ОТ РМ 01-98 «Оценка освещения рабочих мест»):
Е внутреннее х 100 %.
Е наружное
КЕО характеризует достаточность естественного освещения в помещении. Расчетная точка определяется в геометрическом центре помещения на рабочей поверхности или на расстоянии 1 м от поверхности стены, противостоящей боковому светопроему или по среднему значению КЕО в точках, расположенных на пересечении вертикальной плоскости (данного помещения) и рабочей поверхности.
Допускается снижение расчетного значения КЕО от нормируемого КЕО не более чем на 10 %. Оценивается расчетное КЕО по нормативам, в зависимости от назначения помещения (см. таблицу 1 «Нормирование естественной и искусственной освещенности помещений» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий"). КЕО обеспечивается в соответствии с характеристикой зрительной работы согласно требованиям, предъявляемым к естественному и искусственному освещению. В помещениях, специально предназначенных для зрительной работы, нормированное значение КЕО повышается на один разряд и должно быть не менее 1,0 %.
2. Неравномерность естественного освещения помещений – это отношение среднего значения КЕО к наименьшему значению в пределах характерного разреза помещения. С верхним или комбинированным естественным освещением не должна превышать 3 : 1.
3. Степень (коэффициент) поглощения света стеклами выражается отношением освещенности при закрытом окне к освещенности при открытом окне, не более 10-15 %. Очистку оконных стекол необходимо производить на реже двух раз в год.
4. Коэффициент отражения поверхностей интерьера и оборудования. Для окраски и отделки поверхностей интерьера и оборудования учебных помещений, кабинетов врачей, приемно-смотровых боксов, палат, спальных комнат следует использовать диффузно-отражающие материалы светлой гаммы цветов:
а) потолок и верхнюю часть стен, двери и оконные рамы окрашивают в белый цвет;
б) стены – в светло-желтые, светло-голубые, светло-розовые, бежевые, светло-зеленые цвета с коэффициентом отражения не менее 0,6-0,7;
в) столы – в светло-зеленые и цвета натурального дерева с коэффициентом отражения не менее 0,5;
г) классные доски – в темно-коричневые или темно-зеленые цвета с коэффициентом отражения не менее 0,2;
д) пол – в светлые тона с коэффициентом отражения 0,4-0,5.
Самостоятельная работа по теме.
Задача № 1.
В апреле текущего года был рассмотрен проект застройки микрорайона Покровский в г. Красноярске, расположенном на 500 с. ш. В микрорайоне размещены 2 девятиэтажных дома № 1 и № 2 и планируется размещение еще одного шестиэтажного дома № 3. Дом № 1 расположен таким образом, что более 60 % окон помещений выходят на южный и северный фасады здания. Дом № 2 и проектируемый дом № 3 расположены таким образом, что более 60 % окон помещений выходят на западный и восточный фасады здания.
При размещении дома № 3 в микрорайоне инсоляция детских игровых и спортивных площадок жилого дома № 1 составляет 3 часа, жилого дома № 2 – 2,5 часа, жилого дома № 3 – 3,5 часа на 30 % площади участка.
В проектируемом доме № 3 на первом этаже расположена двухкомнатная квартира А, светопроемы кухни ориентированы на север, окна комнаты – на запад. Продолжительность непрерывной инсоляции в кухне составляет 0 часов, в одной комнате – 0,5 ч, в другой – 2 ч.
В проектируемом доме № 3 на третьем этаже расположена четырехкомнатная квартира Б. Продолжительность непрерывной инсоляции в кухне составляет 2 ч, комнатах – 1,5 ч, 2 ч, 0,5 ч и 2 ч соответственно.
В проектируемом доме № 3 на шестом этаже расположена трехкомнатная квартира В, светопроем кухни ориентирован на юг, зала – на юго-запад, спальни – на запад. Продолжительность непрерывной инсоляции в кухне составляет 2 часа, в ванной комнате – 2,5 час, в зале – 1,5 часа, в спальне – 1 час.
В проектируемом доме № 3 на первом этаже расположена двухкомнатная квартира Г. Продолжительность непрерывной инсоляции в кухне составляет 3 ч, комнате – 1,5 часа, в зале – 1,5 часа.
В проектируемом доме № 3 на первом этаже расположена однокомнатная квартира Д. Продолжительность инсоляции в кухне составляет 3 ч, комнате – 1,5 часа до полудня и 1 час после.
1. Оцените типы секций домов № 1, 2, 3 и географическую зону размещения.
2. Оцените соответствие гигиеническим нормам продолжительности инсоляции территории жилых домов № 1, 2 и 3.
3. Оцените соответствие гигиеническим нормам продолжительности инсоляции в квартирах А, Б, В, Г и Д.
Задача 2.
В проект застройки микрорайона г. Н, расположенного на 69 0 с.ш. разместили 3 пятиэтажных общежития для малосемейных № 1, 2 и 3. Общежитие № 1 расположено таким образом, около 60 % окон жилых комнат выходят на северный и южный фасады здания. Общежития № 2 и 3 расположены таким образом, что более 60 % окон помещений выходят на северный и южный фасады здания.
В общежитии № 1 инсолируются 60 %, в общежитии № 2 – 40 %, а в общежитии № 3 – 50 % жилых комнат.
Инсоляция спортивных площадок общежития № 1 составляет 2,5 часа, общежития № 2 – 3 часа, общежития № 3 – 3,5 часа на 40 % площади участка. Инсоляция мест отдыха на территории общежития № 1 составляет 0,5 часа, общежития № 2 – 3 часа, общежития № 3 – 3 часа на 50 % площади участка.
В общежитии № 3 на первом этаже расположены инсолируемые жилые помещения А, Б, В. Продолжительность непрерывной инсоляции в комнате А составляет 2,5 часа, в комнате Б – 1,5 часа до полудня и 1,5 час после. В квартире В состоящей из кухни, туалета и 2-х комнат продолжительность непрерывной инсоляции в кухне составляет 1,5 часа, в комнатах по 1,5 часа.
1. Оцените типы секций общежитий № № 1, 2, 3 и географическую зону размещения общежитий в г. Н.
2. Оцените инсоляцию в зданиях общежитий.
3. Оцените продолжительность инсоляции территории общежитий.
4. Оцените в соответствии с гигиеническими нормами продолжительность инсоляции в комнатах А, Б, В.
Задача № 3.
В декабре текущего года был рассмотрен проект застройки микрорайона Северный в г. Красноярске, расположенном на 500 с. ш. В микрорайоне размещены 2 шестиэтажных дома № 1 и № 2 и планируется размещение еще одного девятиэтажного дома № 3. Дом № 1 и проектируемый дом № 3 расположены таким образом, что более 60 % окон помещений выходят на западный и восточный фасады здания. Дом № 2 расположен таким образом, что более 60 % окон помещений выходят на южный и северный фасады здания. При размещении дома № 3 в микрорайоне инсоляция детских игровых и спортивных площадок жилого дома № 1 составляет 1,5 часа, жилого дома № 2 – 3 часа, жилого дома № 3 – 3,5 часа на 30 % площади участка.
В проектируемом доме № 3 на втором этаже расположена двухкомнатная квартира А, светопроемы кухни ориентированы на восток, окна комнаты – на север. Продолжительность непрерывной инсоляции в кухне составляет 4 часа, в одной комнате – 1,5 ч, в другой – 0 ч.
В проектируемом доме № 3 на первом этаже расположена четырехкомнатная квартира Б. Продолжительность непрерывной инсоляции в кухне составляет 1 ч, комнатах – 1,5 ч, 2 ч, 0,5 ч и 1,5 ч соответственно.
В проектируемом доме № 3 на пятом этаже расположена трехкомнатная квартира В, светопроем кухни ориентирован на юго-запад, зала – на юг, спальни – на запад. Продолжительность непрерывной инсоляции в кухне составляет 2,5 часа, в ванной комнате – 3 час, в зале – 0,5 часа, в спальне – 1 час.
В проектируемом доме № 3 на первом этаже третьем двухкомнатная квартира Г. Продолжительность непрерывной инсоляции в кухне составляет 2,5 ч, комнате – 1,5 часа, в зале – 1,5 часа.
В проектируемом доме № 3 на первом этаже расположена однокомнатная квартира Д. Продолжительность инсоляции в кухне составляет 2 ч, комнате – 2,5 часа до полудня и 1 час после.
4. Оцените типы секций домов № 1, 2, 3 и географическую зону размещения.
5. Оцените соответствие гигиеническим нормам продолжительности инсоляции территории жилых домов № 1, 2 и 3.
6. Оцените соответствие гигиеническим нормам продолжительности инсоляции в квартирах А, Б, В, Г и Д.
Задача 4.
В проект застройки микрорайона г. П, расположенного на 72 0 с.ш. разместили 3 шестиэтажных общежития для малосемейных № 1, 2 и 3. Общежитие № 1 расположено таким образом, около 60 % окон жилых комнат выходят на западный и восточный фасады здания. Общежития № 2 и 3 расположены таким образом, что более 60 % окон помещений выходят на северный и южный фасады здания.
В общежитии № 1 инсолируются 30 %, в общежитии № 2 – 50 %, а в общежитии № 3 – 55 % жилых комнат.
Инсоляция спортивных площадок общежития № 1 составляет 3 часа, общежития № 2 – 2 часа, общежития № 3 – 3 часа на 40 % площади участка.
В общежитии № 1 на первом этаже расположены инсолируемые жилые помещения А, Б, В. Продолжительность непрерывной инсоляции в комнате А составляет 2 часа, в комнате Б – 1,5 часа до полудня и 1,5 час после. В квартире В состоящей из кухни, туалета и 2-х комнат продолжительность непрерывной инсоляции в кухне составляет 2,5 часа, в комнатах по – 0,5 часа.
1. Оцените типы секций общежитий № № 1, 2, 3 и географическую зону размещения общежитий в г. П.
2. Оцените инсоляцию в зданиях общежитий.
3. Оцените продолжительность инсоляции территории общежитий.
4. Оцените в соответствии с гигиеническими нормами продолжительность инсоляции в комнатах А, Б, В.
Естественное освещение
Задача 1.
Директор детского образовательного учреждения (ДОУ) № 11 города К. получил материалы, в которых были представлены результаты производственного контроля. Показатели естественного освещения помещений ДОУ представлены таблице 1.
Таблица 1.
Помещения | Рабочая поверхность и плоскость определения КЕО (Г – горизонтальная) и высота плоскости над полом, м | КЕО е_н, % |
Учебный кабинет математики | Рабочие столы и парты: Г – 0,8 | 0,9 |
Учебный кабинет биологии | Рабочие столы и парты: Г – 0,8 | 1,5 |
Спортивный зал | Г – 0,0 | 4,5 |
Мастерская по обработке металлов | Верстаки, рабочий стол Г – 0,8 | 1,0 |
Кабинет для преподавателей | Рабочие столы Г – 0,8 | 1,0 |
Кабинеты математики и биологии расположены на втором этаже школы, естественное освещение боковое, левостороннее.
Спортивный зал расположен в отдельной пристройке на первом этаже здания школы, естественное освещение комбинированное.
Мастерская по обработке металлов расположена на первом этаже здания, естественное освещение боковое.
Кабинет для преподавателей расположен на втором этаже, естественное освещение боковое.
При одностороннем боковом освещении помещений школы в учебных и учебно-производственных помещениях значение КЕО представлено в расчетной точке, расположенной на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и условной рабочей поверхности на расстоянии 1,2 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов. При боковом освещении остальных помещений значение КЕО представлено для геометрического центра помещений (на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и рабочей поверхности), а при комбинированном естественном освещении помещений значение коэффициента естественной освещенности (КЕО) в точках, расположенных на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и рабочей поверхности. Расчетная точка в спортзале принята на расстоянии 4,3 м от поверхности стены, противостоящей боковому светопроему.
1. Оцените соблюдение гигиенических норм естественной освещенности в ДОУ № 11. Определите последствия нарушений гигиенических нормативов.
2. Разработайте рекомендации, направленные на оптимизацию естественной световой среды в помещениях ДОУ.
Задача 2.
В Роспотребнадзор города М. поступила жалоба от родителей детей детского дошкольного учреждения (ДДУ) № 5 на недостаточное естественное освещение. Специалистами Роспотребнадзора была рассмотрена жалоба и проведены необходимые измерения. Показатели естественного освещения помещений ДДУ представлены таблице 1.
Групповая ячейка, которая включает в себя раздевальную, групповую, игровую, спальную комнаты расположена на втором этаже ДДУ, естественное освещение комбинированное. Столовая расположена на первом этаже здания, естественное освещение боковое правостороннее.
При комбинированном естественном освещении помещений ДДУ (раздевальная, групповая, игровая и спальня) значение КЕО представлено в точке, расположенной в геометрическом центре комнат. При правостороннем боковом освещении в столовой ДДУ значение КЕО представлено в точке, расположенной в геометрическом центре помещения.
Таблица 1.
Помещения | Плоскость определения КЕО (Г – горизонтальная) и высота плоскости над полом, м | Естественное освещение, КЕО е_н, % |
Раздевальная | Г-0,0 | 0,8 |
Групповая | Г-0,0 | 1,7 |
Спальня | Г-0,0 | 1,1 |
Игровая комната | Г-0,0 | 1,0 |
Столовая | Г-0,0 | 1,55 |
1. Оцените соблюдение гигиенических норм естественной освещенности в ДОУ № 11. Определите последствия нарушений гигиенических нормативов.
2. Разработайте рекомендации, направленные на оптимизацию естественной световой среды в помещениях ДОУ.
Задача 3.
В Роспотребнадзор города А. поступила жалоба от жильцов двух квартир (12, 13), расположенных на 1 этаже дома № 11а, на недостаточное естественное освещение. Специалистами Роспотребнадзора была рассмотрена жалоба и проведены необходимые измерения. Показатели естественного освещения помещений представлены таблице 1.
Таблица 1.
Помещения | Плоскость определения КЕО (Г – горизонтальная) и высота плоскости над полом, м | КЕО е_н, % |
Квартира 12: кухня | Г – 0,0 | 0,15 |
Квартира 12: спальня | Г – 0,0 | 0,45 |
Квартира 13: кухня | Г – 0,0 | 0,75 |
Квартира 13: спальня | Г – 0,0 | 0,25 |
Квартира 13: гостиная | Г – 0,0 | 0,2 |
Дом № 11а пятиэтажный, расположен в жилом микрорайоне. Квартира № 12 расположена на первом этаже, двухкомнатная, естественное освещение боковое. Квартира № 13 расположена на первом этаже, трехкомнатная, естественное освещение боковое.
1. Оцените соблюдение гигиенических норм естественной освещенности в помещениях квартир № 12 и 13. Определите последствия нарушений гигиенических нормативов.
2. Разработайте рекомендации, направленные на оптимизацию естественной световой среды в жилых помещениях.
Задача 4.
Директор профессионального технического училища (ПТУ) № 37 города Д. получил материалы, в которых были представлены результаты производственного контроля. Показатели естественного освещения помещений ПТУ представлены таблице 1.
Таблица 1.
Помещения | Рабочая поверхность и плоскость определения КЕО (Г – горизонтальная) и высота плоскости над полом, м | КЕО е_н, % |
Учебный кабинет физики | Рабочий стол и парты: Г-0,8 | 1,3 |
Кабинет информатики | Рабочие столы Г – 0,8 | 1,2 |
Рекреации | Г – 0,0 | 0,35 |
Аудитория для чтения лекций | Рабочие столы Г – 0,8 | 0,9 |
Кабинет для преподавателей | Рабочие столы Г – 0,8 | 0,6 |
Кабинеты физики и информатики расположены на первом этаже ПТУ№ 37, естественное освещение одностороннее боковое. Рекреации представлены общим коридором первого этажа здания с боковым одностороннем естественным освещением. Аудитория для чтения лекций расположена на втором этаже здания, естественное освещение боковое двустороннее. Кабинет для преподавателей расположен на втором этаже, естественное освещение одностороннее боковое.
При одностороннем боковом освещении помещений ПТУ в учебных помещениях значение КЕО представлено в расчетной точке, расположенной на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и условной рабочей поверхности на расстоянии 1,2 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов. При боковом освещении остальных помещений значение КЕО представлено для геометрического центра помещений (на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и рабочей поверхности).
В аудитории для чтения лекция при двухстороннем боковом освещении нормированное значение КЕО представлено в геометрическом центре помещения (на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и рабочей поверхности).
1. Оцените правильность выбора точек измерения КЕО в помещениях ПТУ.
2. Оцените соблюдение гигиенических норм естественной освещенности в ПТУ. Определите последствия нарушений гигиенических нормативов.
3. Разработайте рекомендации, направленные на оптимизацию естественной световой среды в помещениях ПТУ.
Задача 5.
Директор детского образовательного учреждения (ДОУ) № 4 города Л. получил материалы, в которых были представлены результаты производственного контроля. Показатели естественного освещения помещений ДОУ представлены таблице 1.
Таблица 1.
Помещения | Рабочая поверхность и плоскость определения КЕО (Г – горизонтальная) и высота плоскости над полом, м | КЕО е_н, % |
Классная комната | Рабочий стол и парты: Г – 0,8 | 3,5 |
Крытый бассейн | Г-поверхность воды | 2,0 |
Актовый зал | Г – 0,0 | 0,9 |
Кабинет русского языка и литературы | Рабочий стол и парты: Г – 0,8 | 2,5 |
Рекреации | Г – 0,0 | 0,3 |
Классная комната для учащихся начальных классов расположена на первом этаже школы, естественное освещение боковое. Крытый бассейн расположен в отдельной пристройке, естественное освещение комбинированное. Актовый зал расположен на втором этаже здания школы, естественное освещение комбинированное. Кабинет русского языка и литературы расположен на первом этаже здания, естественное освещение боковое. Рекреации представлены общим коридором первого этажа с боковым естественным освещением.
1. Оцените соблюдение гигиенических норм естественной освещенности в ДОУ. Определите последствия нарушений гигиенических нормативов.
2. Разработайте рекомендации, направленные на оптимизацию естественной световой среды в помещениях ДОУ.
Задача 6.
Главный врач районной больницы в г. Т. получил материалы, в которых были представлены результаты производственного контроля. Показатели естественного освещения помещений лечебно-профилактической организации (ЛПО) представлены таблице 1.
Палаты для пребывания пациентов расположены на втором этаже ЛПО, естественное освещение боковое. Кабинет флюорографии расположен на первом этаже здания, естественное освещение боковое. Смотровой кабинет расположен на первом этаже, естественное освещение боковое. Кабинет физиотерапии расположен на первом этаже, естественное освещение боковое.
Таблица 1.
Помещения | Рабочая поверхность и плоскость определения КЕО (Г – горизонтальная) и высота плоскости над полом, м | КЕО е_н, % |
Палаты | Г – 0,0 | 0,15 |
Кабинет флюорографии | Рабочий стол Г – 0,8 | 0,7 |
Смотровой кабинет | Рабочий стол Г – 0,8 | 1,5 |
Кабинет физиотерапии | Рабочий стол Г – 0,8 | 0,7 |
1. Оцените соблюдение гигиенических норм естественной освещенности в ЛПО. Определите последствия нарушений гигиенических нормативов.
2. Разработайте рекомендации, направленные на оптимизацию естественной световой среды в помещениях ЛПО.
Домашнее задание для уяснения темы занятия.
1. Солнечная радиация, ее гигиеническое значение.
2. Ультрафиолетовая часть солнечной радиации, ее значение.
3. Инфракрасная часть солнечной радиации, ее значение.
4. Видимая часть солнечной радиации, ее значение.
5. Инсоляция, ее гигиеническое значение.
6. Гигиеническое нормирование продолжительности инсоляции.
7. Виды инсоляционных режимов.
8. Виды затеняющих объектов и факторов.
9. Требования к инсоляции территорий и солнцезащите помещений и территорий.
10. Общие гигиенические требования к естественному освещению.
11. Гигиенические требования к естественному освещению в помещениях жилых и общественных зданий.
12. Светотехнические показатели для оценки естественного освещения в помещениях.
13. Геометрические показатели для оценки естественного освещения в помещениях.
14. Факторы, влияющие на уровень естественного освещения в помещениях.
15. Особенности нормирования факторов естественной освещенности в детских и подростковых образовательных организациях.
16. Основные функции зрительного анализатора.