Понимание различных форм словоизменения

Дифференциация ед. и мн. числа существительных (показать по картинкам)

5 лет (глаз - глаза, стул - стулья, лист - листья, окно - окна)______________________________________

6 лет (рукав - рукава, пень - пни, гнездо - гнёзда, перо - перья, ухо - уши)_________________________

Понимание предложно- падежных конструкций с предлогами:

5 лет (В, НА, У, ПОД, ЗА, ПО)_______________________________________________________________

6 лет (…, + НАД, С, ИЗ, ИЗ- ЗА, ИЗ- ПОД)______________________________________________________

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:

5 лет (носок- носочек, чашка- чашечка, окно- окошечко)_______________________________________

6 лет (нож- ножик, рукавица- рукавичка, одеяло- одеяльце)____________________________________

Дифференциация форм ед. и мн. числа глаголов (показать по предложен. картинкам):

5 лет (птица летит- птицы летят, машина едет- машины едут)___________________________________

6 лет (мальчик читает- мальчики читают, девочка ест- девочки едят)_____________________________

Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предложеннымкартинкам):

5 лет (птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку)_______________________________________

6 лет (мальчик переходит дорогу, перебегает дорогу, подбегает к дому)_________________________

Понимание отдельных предложений и связной речи

Понимание предложений (показать по предложенным картинкам):

5 лет (Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.) ________________________________

6 лет(Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который ещё не распустился.)____________

Понимание текста:

5 лет (сказка «Колобок»)__________________________________________________________________

6 лет(сказка «Теремок»)__________________________________________________________________

Состояние фонематического восприятия

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам):

Лет 6 лет

Мышка – мишка мышка – мошка

Почка – бочка пашня - башня

Катушка – кадушка сова - софа

Корка - горка крот – грот

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам)

Лет 6 лет

Речка – редька лук - люк

Цвет – свет марка - майка

Чёлка – щёлка ель - гель

Рейка - лейка плач – плащ

Исследование состояния экспрессивной речи

Характер экспрессивной речи:

5 лет __________________

6 лет __________________

Активный словарь

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Назвать по 4- 5 имён существительных по предложенным логопедом темам:

Лет

МЕБЕЛЬ ________________

ОВОЩИ ________________

ФРУКТЫ ________________

ПТИЦЫ ________________

Лет

ЯГОДЫ ________________

НАСЕКОМЫЕ ___________

ЖИВОТНЫЕ _____________

ТРАНСПОРТ _____________

Назвать части тела и части предметов (по картинкам):

Лет 6 лет

Нос рукав локоть манжета

Рот воротник ладонь петля для пуговицы

Шея пуговица затылок фары

Живот кабина машины висок мотор

Грудь руль

Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображённые на картинке:

Лет

Стол, стул, шкаф _________

Огурец, помидор, морковь _______________________________________________________________

Яблоко, апельсин, банан _________________________________________________________________

Воробей, голубь, сова ____

Лет

Клубника, смородина, черника ____________________________________________________________

Муха, комар, бабочка ____

Кошка, собака, корова ___________________________________________________________________

Самолёт, автобус, машина ________________________________________________________________

Подобрать антонимы (слова «наоборот»):

Лет

Друг _____________________ добро ____________________________

Горе _____________________ горячий __________________________

Лёгкий ___________________ длинный _________________________

Давать ___________________ поднимать ________________________

ГЛАГОЛЫ

5 лет(ответить на вопросы логопеда)

Как передвигаются птицы? (Летают) ________________________________________________________

Как передвигаются рыбы? (Плавают) _______________________________________________________

Как передвигается змея? (Ползает)_________________________________________________________

Как передвигается лягушка? ( Прыгает)______________________________________________________

Как передвигается человек? (Ходит) ________________________________________________________

Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает)__________________________________________________

А как подаёт голос корова? (Мычит)________________________________________________________

А как подаёт голос петух? (Кукарекает)______________________________________________________

6 лет(ответить на вопросы логопеда)

Ворона каркает. А как подаёт голос кукушка? (Кукует)_________________________________________

А как подаёт голос волк? (Воет) ____________________________________________________________

А как подаёт голос лошадь? (Ржёт)_________________________________________________________

А как подаёт голос овца? (Блеет)___________________________________________________________

Врач лечит. А что делает учитель? (Учит)____________________________________________________

А что делает продавец? (Продаёт)__________________________________________________________

А что делает маляр? (Красит)______________________________________________________________

А что делает швея? (Шьёт)________________________________________________________________

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Назвать предъявленные цвета:

Лет 6 лет

Красный фиолетовый

Оранжевый розовый

Жёлтый серый

Зелёный коричневый

Голубой

Синий

Белый

Чёрный

Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки):

Лет

Солнце, какое? (Круглое)_________________________________________________________________

Печенье, какое? (Квадратное) _____________________________________________________________

Косынка, какая? (Треугольная)_____________________________________________________________

Огурец, какой? (Овальный)________________________________________________________________

Лет

Руль, какой? (Круглый) ___________________________________________________________________

Окно, какое? (Квадратное)________________________________________________________________

Флажок, какой? (Треугольный)_____________________________________________________________

Слива, какая? (Овальная)_________________________________________________________________

Одеяло, какое? (Прямоугольное)___________________________________________________________

Состояние грамматического строя речи

Употребление существительных в Им.п. ед. и мн. числа (образовать по аналогии):

Лет

Рот – рты _______________

Лев - __________________

Река - __________________

Ухо - ___________________

Кольцо - _______________

Лет

Глаз – глаза _____________

Лист - __________________

Стул - __________________

Дерево - _______________

Пень - _________________

Воробей - ______________

Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос: «Много чего?» по картинкам):

Лет 6 лет

Шаров _______________________ Карандашей ________________________

Ключей ______________________ Листьев____________________________

Берёз ________________________ Книг _______________________________

Ложек _______________________ Вилок ______________________________

Окон ________________________ Вёдер ______________________________

Согласование прилагательных с существительными ед. числа (назвать по картинкам):

Лет 6 лет

Оранжевый апельсин _______________________ Фиолетовый колокольчик _____________________

Голубая бабочка ___________________________ Серая ворона ________________________________

Белое блюдце _____________________________ Розовое платье ______________________________

Употребление предложно- падежных конструкций (по картинкам):

Лет

Где сидит снегирь? (На дереве)____________________________________________________________

Где стоит машина? (В гараже)______________________________________________________________

У кого кукла? (У девочки)_________________________________________________________________

Где стоит коза? (За забором)______________________________________________________________

Где едет машина? (По дороге)_____________________________________________________________

Лет

Где лежит мяч? (Под столом)______________________________________________________________

Где летает бабочка? (Над цветком)_________________________________________________________

Откуда вылетает бабочка? (Из клетки)______________________________________________________

Употребление числительных 2 и 5 с существительными:

Лет 2 5

мяч ___________________

роза ___________________

окно __________________

Лет

Пень __________________

Воробей _______________

Шаль __________________

Ведро _________________

Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (по картинкам):

Лет 6 лет

Забор- __________________________________ палец- ________________________________

Носок- __________________________________ изба - ________________________________

Лента- __________________________________ крыльцо - _____________________________

Окно - __________________________________ кресло - _______________________________

Образование названий детёнышей животных:

Лет

У кошки- ____________________________ у лисы- ______________________________________

У утки- ______________________________ у слонихи- ____________________________________

У зайчихи- ___________________________ у волчицы- ____________________________________

У белки - ____________________________ у козы - _______________________________________

Лет

У медведицы - ________________________ у бобрихи - _____________________________________

У барсучихи - _________________________ у собаки - ______________________________________

У коровы - _____________________________

Образование относительных прилагательных:

Лет

Стол из дерева (какой?)- __________________________________________________________________

Аквариум из стекла (какой?)- ______________________________________________________________

Крыша из соломы (какая?)- _______________________________________________________________

Стена из кирпича- _______

Шапка из меха - _________

Носки из шерсти - _______

Сапоги из резины - ______

Крепость из снега - ______

Лопатка из металла - _____

Сок из яблок - ___________

Образование притяжательных прилагательных:

Лет

Очки бабушки (чьи?)- ____

Туфли мамы (чьи?)- ______

Усы кошки - ____________

Хвост лисы- _____________

Берлога медведя - _______

Гребень петуха - _________

Образование приставочных глаголов («Что делает мальчик? по картинкам»):

Лет

Мальчик выходит из дома. _______________________________________________________________

Мальчик отходит от дома. ________________________________________________________________

Мальчик подходит к магазину. ____________________________________________________________

Мальчик переходит улицу. ________________________________________________________________

Мальчик обходит лужу. __________________________________________________________________

Мальчик входит в дом. ___________________________________________________________________

Образование глаголов совершенного вида (составить предложения по картинкам):

Лет

Девочка строит домик. ___________________________________________________________________

Девочка построила домик. ________________________________________________________________

Мальчик красит самолёт. _________________________________________________________________

Мальчик покрасил самолёт. _______________________________________________________________

Состояние связной речи

Пересказ текста из нескольких предложений:

Лет

РЫБАЛКА.

Илюша собрался на рыбалку. Он накапал червей, взял удочку и пошёл к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

____________________________

Составление рассказа по серии картинок:

Лет

____________________________

Наши рекомендации