Региональный компонент изучения географии
Изучение географии своей местности – необходимая составная часть процесса изучения географии. В её процессе реализуются образовательные, воспитательные и развивающие задачи обучения. Давайте, подумаем вместе – какие?
План изучения:
· ФГП и ЭГП – особенности, оценка,
· Природные ресурсы – оценка для развития хозяйства,
· Характеристика населения,
· Общая характеристика хозяйства области, обоснование специализации,
· Промышленность, сельское хозяйство,
· Транспорт, транспортная сеть,
· Города, порайонные различия,
· Проблемы и перспективы развития.
Изучение отличается глубиной и подробностью, сопровождается изучением экономических и социальных карт, знакомством со статистическими показателями. Тема завершает формирование краеведческих знаний.
Место в курсе экономической и социальной географии:
1. включается в темы общих разделов,
2. изучается после знакомства с Северо-Западом России.
3. заканчивает изучение экономической и социальной географии и изучается в конце учебного года. На изучение отводится 2 урока.
Необходимо учитывать возможность разрыва между физико-географическим и экономико-географическим знанием о своей местности.
К моменту изучения школьники уже знают ряд вопросов, поэтому необходимо:
· Систематизировать и обобщить уже имеющиеся знания.
· Выявить взаимосвязи человек-природа на конкретной основе,
· Целью изучения является формирование целостного представления о хозяйстве области, на основе изучения хозяйства, его организации, взаимосвязей между отраслями.
Рекомендуется предлагать опережающие задания, нацеленные на углублённое изучение темы и активизацию мыслительной деятельности учащихся – место области в хозяйстве региона, страны, особенности и причины размещения хозяйства, ТПК, влияние хозяйства на окружающую среду, СЭЗ Садко…
Особую роль играет краеведческий принцип, наглядность.
Производственная экскурсия проводится с учётом возможностей региона, окружения школы, экскурсий, которые уже проводились. Желательно проводить 2 экскурсии (на промышленное и сельскохозяйственное предприятие), в начале года, чтобы затем опираться на полученный материал.
Целью является знакомство с производственным процессом, организацией работы предприятия, его связями, экологией, значением в хозяйстве города, района, страны.
Проводит экскурсию экскурсовод. Учитель организует, составляет план и знакомит с ним экскурсовода, проводит вводную беседу, даёт задания, корректирует работу экскурсовода вопросами, организует оформление результатов, подводит итоги на заключительной беседе.
Школьники могут выполнять общее, групповое или индивидуальное задание. Учитель должен определить на что обратить внимание, как и что записывать. Напомнить правила поведения, технику безопасности, быть готовым ответить на те вопросы, которые не раскрыты или не услышаны учеником. Результаты могут оформляться в виде индивидуального отчёта, итоговой конференции, стенда или сочетать все 3 формы.