Постановка проблемы, определение темы и цели (2 мин)
Урок окружающего мира во 2 В классе.
Тема: Измерение температуры
Цель: Познакомить детей с термометрами и научить ими пользоваться.
Оборудование: Электронная презентация, термометры (комнатный, уличный, водный, градусник), 2 стакана воды (с горячей и холодной водой), компьютер, проектор, экран, документ камера.
Учащиеся должны узнать: -как устроен термометр; как пользоваться термометром.
Уметь: - называть части термометра; определять температуру; сравнивать различные термометры; выполнять практическую работу на модели.
Формировать УУД:
Предметные УУД:
- Научить различать виды термометров, знать их устройство и назначение;
- Научить измерять температуру воды, воздуха и тела человека ;
- Записывать результаты измерений температуры воздуха.
Личностные УУД:
· Развивать интерес к изучению природы, чувство ответственности за выполнение работы в паре;
· Осознавать своё продвижение в овладении знаниями и умениями;
· Уметь оценивать трудность предлагаемого задания.
Метапредметные УУД:
_ Развивать умение выделять существенную информацию из учебных и научных текстов;
· Осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
· Обосновывать свою позицию, аргументировать;
· Адекватно оценивать правильность выполнения заданий.
ХОД УРОКА:
Организационный момент (1мин)
- Мы продолжаем открывать «секреты» окружающего мира. МЫ уже многое знаем.
С каждым уроком «секреты» открывать всё интересней.
Дорога к знаниям длинная и трудная, поэтому нам необходимо взять с собой (внимание, усердие, сноровку....)
· «Во всём нужна сноровка, закалка, тренировка»... Мы и начнём с разминки:
2.
Актуализация знаний (3 мин)
1) РАЗМИНКА (интеллектуальная тренировка)
-Как называют людей, занимающихся наукой? (учёные)
- Что мы называем наукой? (знания)
- Какой выдающийся учёный занимался разными науками и писал стихи, занимался переводами. (Ломоносов)
- Какая наука занимается изучением материков, океанов, гор,рек (география)
- Изучением живых существ занимаются (биологи)
- Что используют учёные в исследованиях, экспедициях (приборы и инструменты)
- Что они делают приборами? ( фиксируют результаты ), а инструментами (выполняют ручные работы)
· Какие методы изучения окружающего мира вы знаете? (наблюдение, опыт, эксперимент, измерения.)
· При наблюдении мы (внимательно смотрим, слушаем, сравниваем, делим на группы, делаем выводы),
измерения — меряем, а во время опытов или экспериментов (смешиваем, добавляем....)
МОЛОДЦЫ! Тренировка удалась. И нам сегодня необходимы ПРИБОРЫ И ИНСТРУМЕНТЫ.
Поиграть хотите?
2)Игра «Инструменты и приборы» (как «да и нет»)
· (Ножницы, часы, скребок, лопата, фотоаппарат, микроскоп, иголка, пила, видеокамера, компьютер, грабли, термометр)
Постановка проблемы, определение темы и цели (2 мин)
Вы сегодня как одеты по – летнему? Какой прибор помогает человеку сохранить здоровье?
Есть ли у нас знания об этом приборе? (пока нет). Хотите узнать? Что хотелось бы узнать? Зачем? ( слайд 1,2)
-Зачем нужен термометр? Какие бывают термометры? Как пользоваться?
1. Изучение нового материала: (14 мин)
- Давайте сначала разберёмся созначениемслова! Где мы можем посмотреть?
ТЕРМОМЕТР – ТЕРМО (тепло), метр (измерение). Дословно – измеритель тепла (слайд3)
А в чём эта ВЕЛИЧИНА измеряется? (градусах)
-Что можно измерить при помощи термометра кроме воздуха?( воду, почву, тело человека и животного)
Встречали ли вы их в жизни? Где и какие?
· У нас есть термометры. Что им измеряют пока не знаем, это нам предстоит выяснить.
Есть научные группы и справки, которые помогут вам разобраться с ними.
ВНИМАНИЕ! У вас в руках хрупкий прибор.
Все по очереди подержите его в руках. Один из вас читает, другой пишет, а остальные рассматривают.
Ваша задача заполнить карту наблюдений. (в карте заполнить назначение, устройство.)
Работа в группах: (читают, обсуждают, записывают)
Рассмотреть 1 группе.(Водный термометр)
- для воздуха? – 2 группа( Комнатный термометр)
3 группа —(Уличный термометр)
Выступления представителя от группы. Задайте вопросы, если они появились.
В чём отличия? (ШКАЛА)
У термометра три главные детали: корпус, шкала с делениями, трубка с жидкостью. (слайд 4)
Итак, самая важная часть термометра(стеклянная трубочка), наполненная голубой или розоватой жидкостью, это спирт он подкрашен, чтобы лучше было видно его движение. Шкала у каждого разная икорпус (металлический, пластмассовый или деревянный.)
Каким термометром мы пользуемся чаще всего?(градусником). Почему у нас его нет, спросите вы? В школе ртутных термометров не должно быть, т. к. ртуть — ядовитое вещество. Их заменили электронными.
КТО ЗНАЕТ принцип работы термометра? Учёные всегда это проверяют и мы это проверим!
Принцип работы термометра основан на способности жидкости сжиматься при охлаждении и расширяется при нагревании.
Практическая работа в два стакана налить воду (тёплую и холодную)
-Как вы думаете, чем отличаются эти стаканы? Чем мы воспользуемся, чтобы это определить?(слайд 5)
. Почему температура поднимается? (При нагревании жидкость расширяется, с при охлаждении сжимается) При определении термометр не достаём из жидкости.
Демонстрация (по желанию ) принципа работы термометра при помещении его в холодную, а затем в горячую воду.
ЧТО УВИДЕЛИ? Вода в стаканах различается температурой.
Где используется водный термометр? (в аквариуме, при готовке блюд, при поливе, купании ребёнка).
Физминутка.