Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы определить географические условия природы Курильских островов?

Примеры тренировочных заданий с комментариями и рекомендациями

Задание 1 Это задание базового уровня проверяет знание и понимание географических особенностей природы России. Успешное выполнение этого задания диагностирует умения школьников использовать знания и навыки, полученные на уроках географии в практической деятельности и повседневной жизни для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязанных природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов. Для выполнения этого задания необходимо воспользоваться картами атласов 8–9 классов к курсу «География России», и найти указанные в задании географические объекты (города). Вспомним, что продолжительность дня в России зависит от степени освещённости северного полушария, т.е. от сезона года. В июне (летом) на всех широтах севернее полярного круга наблюдается явление полярного дня, а значит, чем ближе к полярному кругу (севернее), тем день длиннее. И, наоборот, в декабре–январе (зимой) на всех широтах севернее Полярного круга наблюдается явление полярной ночи, а значит, чем севернее, тем день короче. В этом задании важно правильно определить заданную последовательность. На этой позиции могут быть задания, предполагающие работу с картами по определению высоты расположения города. Для определения относительной высоты города необходимо использовать послойную окраску (цветовое обозначение высоты) физической карты России, её специфика раскрывается в легенде на шкале высот. Для определения положения городов, расположенных на реке, от верховья к устьевой зоне, необходимо помнить, что верховья реки расположены у её истока (место начала реки), а низовья – в устьевой зоне.

Пример задания Расход электроэнергии на уличное освещение населённых пунктов зависит от времени, на которое его приходится включать в тёмное время суток. Расставьте города, расположенные на территории Западно-Сибирской равнины, в порядке увеличения времени ночного освещения 15 декабря, начиная с города с наибольшей продолжительностью дня.

Омск Салехард Нефтеюганск

Ответ: Омск, Нефтеюганск, Салехард

Задание 2 Это задание базового уровня сложности по теме «Географические модели. Географическая карта, её основные параметры и элементы» проверяет умения школьников находить и применять географическую информацию, для правильной оценки и объяснения важнейших социально-экономических событий. Для решения такого типа заданий, внимательно читая задание до конца, находим «ключи» – характеристики, указывающие на уникальные особенности географических объектов или субъектов РФ, о которых идёт речь в тексте, для определения региона его местонахождения. Важно правильно определить специфические особенности природы, населения или хозяйства территории и карту географического района страны из атласов к курсу «География России», которыми можно воспользоваться в случае затруднения.

Пример задания«Курильские острова… Они как будто связаны невидимой цепью… Крупных островов тридцать девять. Но между крупными – россыпь маленьких, необитаемых островков. И вся эта плывущая с юга на север земля или вулкан, или осколок вулкана, или два три вулкана вместе. Они молчат сейчас. У редких из них дымок. Кажется, эти бесконечные синие зубья созданы для того, чтобы проплывающий тут не отрывал очарованных глаз от окошка…»

(Из книги «Путешествие с молодым месяцем» В. М. Пескова)

Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы определить географические условия природы Курильских островов?

Ответ: Дальний Восток

Задание 3 Это задание на выбор трёх правильных ответов систематизирует знания школьников по теме «Хозяйство России» и выявляет знание географических особенностей основных отраслей хозяйства России. Успешное выполнение задания диагностирует уровень сформированности умения выпускников использовать в практической деятельности и повседневной жизни географические знания для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязи природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов. Для решения задания можно воспользоваться атласом для 9 класса «Хозяйство России», найти тематическую карту соответствующей отрасли хозяйства, о которой идёт речь в задании. Если правильный выбор не очевиден, необходимо определить, есть ли среди перечисленных вариантов субъекты РФ, на территории которых расположены ведущие предприятия этой отрасли. Определив субъекты РФ, цифры, которыми они обозначены в задании, можно вносить в бланк проверочной работы в любом порядке.

Пример заданияВ регионах, в которых работают крупные АЭС, тарифы на электроэнергию для населения иногда значительно ниже, чем в соседних с ними регионах. В каких трёх из перечисленных регионов России построены крупные АЭС? Запишите цифры, под которыми указаны эти регионы.

1) Республика Татарстан 2) Республика Карелия 3) Мурманская область 4) Ростовская область 5) Курская область 6) Тюменская область

Ответ:3 4 5

Задание 4 Задание включает содержание тем «Атмосфера, погода и климат» и «Географическая карта: условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть». Успешное выполнение задания выявляет умения школьников выделять существенные признаки географических объектов и явлений. Это задание базового уровня сложности, где может быть различное число правильных ответов (от 2 до 5). Для решения задания по анализу синоптической карты (см. рис.) необходимо вспомнить, как извлекать из неё географическую информацию. Все изменения погоды на синоптической карте передаются с помощью условных обозначений, которые обязательно сопровождают изображение карты.

Области низкого давления (циклоны) обозначаются на карте буквой Н, области высокого давления (антициклоны) – буквой В. Внимательно изучите условные обозначения и сделайте вывод об изменениях погоды в городах, обозначенных на карте, в ближайшие дни.

Пример задания На одном из сайтов в Интернете были размещены карта погоды на 12 апреля 2013 г. и выдержки из прогноза погоды на этот день. Какие выводы о погоде на Европейской части России и в Западной Сибири подтверждаются сведениями карты?Запишите номера предложений, в которых указаны верные сведения

1) 12 апреля на всей территории Западной Сибири ночные температуры будут выше 0 °С.

2) 2) На юге Западной Сибири возможны осадки в виде снега.

3) 3) В Москве ожидается переменная облачность, ночные температуры выше 0 °С.

4) 4) На Петрозаводск надвигается тёплый фронт, на следующий день ожидается существенное потепление.

5)5) Над Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами расположился антициклон.

Ответ: 2, 3, 4, 5.

Задание 5 Задание охватывает большой спектр тем раздела школьной географии «Природа России», который изучался в 8 классе, и выявляет понимание школьниками специфики географических особенностей природы России. На этой позиции находится задания базового уровня сложности на установление последовательности, где требуется распределить географические данные, факты, характеристики в заданной последовательности. Успешное решение этого задания проверочной работы определяет умения выпускников использовать знания и навыки, полученные на уроках географии, в практической деятельности и повседневной жизни для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязанных природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов. Для выполнения этого задания необходимо воспользоваться картами атласа к курсу «География России», и найти указанные в задании географические объекты (города, субъекты РФ, природные зоны и др.). Важно правильно определить заданную последовательность и тематическую карту, которой можно воспользоваться в случае затруднения. Например, если в задании речь идёт о низких зимних температурах (большой годовой амплитуде температур), то для успешного решения нужно вспомнить закономерности изменения (понижения) зимних температур в связи с увеличением континентальности климата на территории России (или открыть соответствующую карту атласа) и т.д.

Пример заданияЗатраты на отопление жилых и производственных помещений в холодное время в значительной степени зависят от средних зимних температур. Запишите названия перечисленных городов в порядке повышения средней температуры января в них, начиная с города с самой низкой температурой.

Выборг Омск Якутск

Ответ:Якутск, Омск, Выборг

Задание 6Это заданиеповышенного уровня сложности по теме «Регионы России» знание и понимание выпускниками особенностей географических районов России, проверяет уровень усвоения умений выделять существенные признаки географических объектов и явлений. Задания на определение регионов России по описанию традиционно считаются сложными для школьников. Для решения такого типа заданий, внимательно читая задание до конца, находим «ключи» – характеристики, указывающие на уникальные особенности субъекта РФ. Важно правильно определить специфические особенности природы, населения и хозяйства субъекта РФ, о котором идёт речь в тексте. Для этого, в случае затруднения, можно воспользоваться географическими картами атласов к курсу «География России» 8–9 классов.

Пример заданияПотенциал российских регионов для развития туризма огромен. Каждый из них имеет рекреационный ресурсы, способные привлечь тысячи туристов из России и зарубежных стран. Определите субъект Российской Федерации по описанию его рекреационного потенциала: Туркомплекс «Беловодье» расположен в республике, северная часть которой – равнина, южная – предгорья и горы Большого Кавказа. В былые годы эти живописные места назывались Хаджох — земля совершивших хадж — паломничество в Мекку. Неподалёку протекает река Белая. К реке примыкает Полковницкая балка. Здесь, в годы Кавказской Войны (1829—1864) томился в трёхлетнем плену барон Торнау – полковник русской армии курляндского происхождения. Участок реки Белой с Полковницкой балкой называют Долиной Аммонитов. Тут, на каменистых речных перекатах, можно найти редкие доисторические окаменелости мелового периода: аммониты – раковины гигантских моллюсков, населявших протоокеан планеты Земля.

Ответ:Республика Адыгея

Задание 7Это задание по теме «Часовые зоны на территории России», которое предполагает использовать географические знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения различий во времени, чтения карт различного содержания. С 26 октября 2014 г. Россия перешла к порядку исчисления времени по часовым зонам в национальной шкале времени Российской Федерации. На территории России определены 11 часовых зон. За последние два г. ряд регионов, по желанию жителей, внесли изменения в ФЗ «ОБ ИСЧИСЛЕНИИ ВРЕМЕНИ». В задании 7 представлена актуальная карта часовых зон РФ. Для решения задач по определению времени местного часового пояса субъекта РФ необходимо определить по карте разницу между московским временем и временем часовой зоны субъекта РФ, о котором говорится в задании. Если Вы затрудняетесь определить местоположение субъекта РФ, можно воспользоваться «Политико-административной картой России» картой, которая есть в атласах к курсу «География России» 8–9 классов. Это задание базового уровня сложности, где может быть различное число правильных ответов (от 2 до 5).

Пример задания Церемония открытия зимних XXII Олимпийских Игр 7 февраля 2014 г. на Олимпийском стадионе «Фишт» в городе Сочи символично началась в 20:14 по московскому времени. Используя карту, определите, в каких из перечисленных регионов жители должны были включить телевизор 8 февраля, чтобы посмотреть начало прямой трансляции церемонии? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Челябинская область 2) Хабаровский край 3) Тюменская область 4) Магаданская область 5) Оренбургская область

Ответ: 2, 4

Задание 8 Это задание проверяет знания о географических особенностях населения и хозяйства России и мира и охватывает большую часть тем, изучаемых в 9 классе и в старшей школе. Для успешного выполнения этого задания важно знать смысл основных теоретических категорий и понятий; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран; основные направления миграций населения мира различия в уровне и качестве жизни населения мира; географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, географические особенности населения России; географические особенности основных отраслей хозяйства России. Для того чтобы ответить на этот вопрос всероссийской проверочной работы по географии, необходимо внимательно прочитать текст и вставить на место пропусков слова (словосочетания), предложенные в соответствующем списке. В задании могут быть представлены тексты различного стиля и содержания. Основная цель этого задания повышенного уровня – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа, позволит продемонстрировать уровень сформированности у выпускников навыков смыслового чтения.

Пример задания Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на места пропусков, обозначенных буквами. Обратите внимание на то, что слов (словосочетания) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Запишите в текст номера выбранных слов (словосочетаний).

Восток Европы двинулся на запад К многочисленным бедам восточных европейцев в последние годы добавилась и такая серьезная проблема, как стремительное сокращение населения. Членство в Евросоюзе, конечно, повысило уровень жизни, но, с другой стороны, значительно облегчило _____________ (А). Население восточноевропейских стран, в основном самая его активная и деятельная часть – молодёжь, устремилось на Запад в поисках лучшей жизни. Самая привлекательная страна для _____________ (Б) стала Германия, поэтому её население, несмотря на то, что ___________ (В) превышает рождаемость, увеличилось в 2011 г. впервые с 2002 г.

Список слов (словосочетаний): 1) эмиграция 2) урбанизация 3) естественный прирост 4) иммиграция 5) смертность 6) экономическая интеграция

Ответ: А —1, Б — 4, В — 5

Задание 9Этот задание всероссийской проверочной работы проверяет умения учащихся находить и применять географическую информацию, для правильной оценки и объяснения важнейших социально-экономических событий международной жизни. Оно охватывает содержание тем: мировое хозяйство, отраслевая структура хозяйства, география основных отраслей производственной и непроизводственной сфер и пр. Для успешного выполнения задания необходимо внимательно проанализировать данные таблицы и предложенные в задании утверждения. Данные таблицы представлены в % к предыдущему году, а значит, если показатель превышает 100%, то наблюдается тенденция роста показателя, а если менее 100% – тенденция снижения роста показателя, например, объемов промышленного производства в стране.

Пример заданияНа уроке учащиеся анализировали статистические данные, приведённые ниже в таблице, в целях сравнения темпов роста промышленного производства в Великобритании и Германии в период с 2012 по 2014 г. Илья указал, что в Великобритании, в отличие от Германии, ежегодно происходило увеличение объёмов промышленного производства.

Динамика объёмов промышленного производства (в % к предыдущему году)

Страна 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Великобритания 97,3 99,3 101,5

Германия 98,8 100,1 102,3

Правильный ли вывод сделал Илья? Свой ответ обоснуйте.

Ответ: В ответе говорится о неправильном выводе Ильи. В обосновании говорится, что в Великобритании в период с 2012 по 2014 г. ежегодно не происходило увеличение объёмов промышленного производства. ИЛИ Рост объёмов происходил только в 2014 г.

Пример ответа:В Великобритании рост объёмов промышленного производства наблюдался лишь в 2014 г., в 2012 и 2013 гг. наблюдался спад, так как показатели в эти годы (в % к предыдущему году) не превышают 100%.

Задание 10Это задание базового уровня сложности по темам: страны мира, современная политическая карта мира, столицы и крупные города, особенности природноресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира. Выполнение задания предполагает знание и понимание выпускниками географической специфики отдельных стран и регионов, их различий по уровню социально-экономического развития, проверяет уровень усвоения умений выделять существенные признаки географических объектов и явлений. Задания на определение стран мира по описанию знакомы выпускникам, считаются сложными для школьников. Для решения такого типа заданий, внимательно читая задание до конца, находим «ключи» – характеристики, указывающие на уникальные особенности природы, населения, хозяйства отдельных стран. Важно правильно определить культурные особенности крупных стран мира, о которых идёт речь в тексте. Для этого, в случае затруднения, можно воспользоваться географическими картами атласов к курсу «Социально-экономическая география мира» 10–11 классов.

Пример задания Наташа включила радио, когда в выпуске новостей передавали сообщение о землетрясении.

13 января 2010 г. произошли два землетрясения магнитудой 7,0 и 5,9 балла. В результате подземных толчков разрушены многие здания, включая дворец президента и штаб-квартиру Миссии ООН. Эпицентр подземных толчков находился всего в десяти километрах от Порт-о-Пренс, столицы страны. По словам очевидцев, в центре города разрушен каждый третий дом.

Наташа не услышала начало и не поняла, на территории какой страны произошло землетрясение. Определите, о какой стране говорится в этом сообщении.

Ответ: Гаити

Задание 11Это задание базового уровня по темам «Многообразие стран мира», «Основные типы стран» проверяет умения учащихся оценивать демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира, определять географические особенности воспроизводства населения, уровень и качество жизни, половозрастной состав населения стран мира. Для успешного выполнения задания выпускникам важно знать численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, а также основные направления миграций населения мира. Тип задания – определение соответствия. Для правильного решения заданий такого типа не обязательно знать точные цифры показателей продолжительности жизни, рождаемости и пр. в предложенных странах, а определить уровень экономического развития стран, указанных в задании. Высокоразвитые страны характеризуются достаточно низкими показателями рождаемости, высокими показателями средней продолжительности жизни. Эти страны «притягивают» трудовых иммигрантов из менее развитых стран. В развивающихся странах показатели рождаемости выше, чем в развитых. Из этих стран жители эмигрируют в более развитые страны в поисках работы. Самые низкие показатели средней продолжительности жизни характерны для экономически слаборазвитых стран. В бланк ответа необходимо внести правильную последовательность букв.

Пример заданияОт уровня экономического развития стран зависят многие особенности их населения. Установите соответствие между страной и характерной особенностью её населения: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

СТРАНА ОСОБЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

А) Нигерия 1) Высокая (более 30%) доля детей и подростков в общей численности населения

Б) Афганистан 2) Высокая (более 75 лет) средняя продолжительность жизни

В) Канада

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В

1 1 2

Задание 12 Это задание проверяет знания раздела «Мировое хозяйство», охватывает большую часть тем, изучаемых в курсе «Социально-экономическая география мира» в старшей школе на уроках географии. Для успешного выполнения задания 12 важно знать особенности отраслевой структуры хозяйства, географии основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, характеристики ведущих страны - экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, основные международные магистрали и транспортные узлы. Для того чтобы ответить на этот вопрос всероссийской проверочной работы по географии, необходимо внимательно прочитать текст и определить страны, которые подходят описанию. Для успешного выполнения задания необходимо указать три страны.

Пример заданияООН официально включил Латвию, Литву и Эстонию в состав стран Северной Европы по микрогеографическому коду территории. Официальная географическая маркировка стран Балтии к региону Северной Европы – важный шаг, который в будущем сыграет роль в геополитике. Назовите три (любые) страны, которые относятся к странам Северной Европы.

Ответ:Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция

Задание 13 Это задание повышенного уровня проверяет знания раздела «Природные ресурсы» и умения учащихся решать географические задачи по определению

ресурсообеспеченности стран. Успешное решение этого задания проверочной работы определяет умения выпускников использовать знания и навыки, полученные на уроках географии, в практической деятельности и повседневной жизни для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязанных природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов. Для выполнения этого задания важно вспомнить способы оценки ресурсообеспеченности стран по различным видам природных ресурсов. Первый способ: разделить размеры запасов данного ресурса на современный объём добычи в г. и получить количество лет, на которые должно хватить данного ресурса. Второй способ: разделить количество запасов данного ресурса на численность населения страны и узнать, какое количество запасов данного ресурса приходится на душу населения. Количественно оценив ресурсообеспеченность страны, можно сделать выводы о степени её обеспеченности данным ресурсом. Задание предполагает свободный ответ и расчёты ученика, за верное его выполнение можно получить 2 балла.

Пример заданияПо радио прозвучало сообщение о том, что показатель ресурсообеспеченности газа в ОАЭ выше, чем в России. Используя данные таблицы, определите, на сколько лет хватит газа этим странам, и объясните, с чем это связано.

Страна Запасы газа (в трлн м3) Добыча газа (в млрд м3) Население (млн человек)

Россия 48,1 550 145

ОАЭ 5,8 40 5,5

Ответ: В ответе говорится о том, что при сохранении объёмов добычи, запасов газа в России хватит на 87 лет, а в ОАЭ – на 145 лет.

Примеры ответов. При сохранении объёмов добычи в ОАЭ его будут добывать дольше в 2 раза дольше. России хватит газа на 87 лет, а ОАЭ – на 145 лет.

Задания 14, 15 и 16 Задания выполняются с использованием приведённого ниже текста. Тексты к заданиям 14, 15 и 16 могут включать содержание любой темы курсов экономической и социальной географии России и мира. Успешное решение этого задания проверочной работы определяет умения выпускников определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений. Для того чтобы ответить на этот вопрос всероссийской проверочной работы по географии, необходимо внимательно прочитать текст.

В задании могут быть представлены тексты различного стиля и содержания.

Основная цель этого задания повышенного уровня – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Ответы на три задания предполагают развернутый ответ ученика.

Для ответа на задание 14 необходимо найти описываемый в тексте географический объект (регион) на соответствующей карте атласа и определить его положение относительно других географических объектов (государств).

Ответ на задание 15 нужно сформулировать на основе содержания текста к заданию. Задание 16 предполагает анализ и оценку указанных в тексте территорий с точки зрения взаимосвязи природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов. Для решения этого задания необходимо анализировать принципы размещения различных производств (рекреационной деятельности) для конкретной территории.

Примеры заданий

Задания 14, 15 и 16 выполняются с использованием приведённого ниже текста.

Проект строительства глубоководного порта Проект строительства глубоководного порта в Архангельске включен в «Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 г.». Предпосылками целесообразности строительства глубоководного порта в Архангельске являются прогнозируемый рост дефицита существующих портовых мощностей на северо-западе РФ, задачи освоения арктического шельфа и развития Северного морского пути. Отметим, что проект строительства нового глубоководного порта в Архангельске тесно связан с проектом строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море – Коми – Урал) сообщением Архангельск – Сыктывкар – Пермь (Соликамск).

Наши рекомендации