Внеклассная работа - необходимая составная часть учебно-воспитательной работы по географии
Внеклассная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса. Цели внеклассной работы - создать средствами предмета условия для того, чтобы школьник умел вести себя в природной и социальной среде, был готов к непрерывному образованию, имел склонность к самопроявлению и самовыражению сообразно особенностям своей личности.
Внеклассная работа тесно связана с учебной и в то же время имеет ряд отличий: местом проведения внеклассных занятии служит не только кабинет географии, но и географическая площадка, экологическая тропа, школьный краеведческий (либо какой-то иной) музей, окружающая школу природа, предприятия производственной и непроизводственной сферы, лаборатории НИИ и т.п.; шире применяются источники географической информации (карты, справочники, научная и научно-популярная литература, кинофильмы, видеофильмы и т.п.), а также методы исследования (наблюдения, сбор статистического материала, интервьюирование, полевые исследования, картографический метод и др.); чаще, чем на уроках, используются индивидуальные и коллективные (групповые) формы организации деятельности, в том числе разные виды игр; возрастает самостоятельность учащихся, которые работают, как правило, на втором и третьем уровнях познавательной деятельности; возможность внедрения в жизнь района (где живут школьники) некоторых результатов их исследовательской деятельности.
В содержании внеклассной работы выделяют несколько направлений:
- научно-познавательное - дополняет и углубляет вопросы содержания, которые вызывают особый интерес у школьников;
- историко-географическое - призвано сосредоточить внимание на человеке, познающем свою планету, открывающем новые материки, острова, океаны и моря и осмысливающем процессы, происходящие в природе, и их причины;
- экологическое - связывает школьную географию с жизнью, учит школьников правилам поведения в природе, позволяет им проявить себя в социальной деятельности посредством решения экологических проблем своего края на посильном для себя уровне;
- экономическое - расширяет и углубляет знания о хозяйственной деятельности, способствует экономическому воспитанию, раскрывает нормы поведения в условиях рыночной экономики, воспитывает такие важные качества, как бережливость, хозяйственная смекалка;
- эстетическое - призвано научить школьников получать наслаждение от общения с природой, любоваться красотой ландшафтов, испытывать удовлетворение от труда по облагораживанию антропогенных комплексов в пределах своего микрорайона, своего жилища;
- туристско-краеведческое - связано с организацией разных по продолжительности пеших, водных, лыжных походов, экспедиций школьников, турслетов. Особенность этого направления - сочетание туризма с краеведческим изучением территории на выбранном маршруте;
- страноведческое - отражает идею интеграции физико- , экономико- и социально-географических знаний. Чаще всего оно реализуются при изучении народов и стран, вопросов политической географии, событий текущей жизни. Работа по всем направлениям планируется учителем географии совместно с активом учащихся. План включает следующие пункты: 1) содержание работы; 2) форма и место проведения; 3) время проведения; 4) оформление результата; 5) ответственные исполнители.
Внеклассная работа по географии характеризуется многообразием форм. При выборе форм, помимо содержания, во внеклассной работе учитывают возраст школьников, их интересы, уровень подготовки по географии, наличие свободного времени, реальные материальные возможности, социальную обстановку в микрорайоне школы, а также материальную базу кабинета, школьной и детской районных библиотек и другие условия.
Наиболее распространенной формой внеклассной работы по географии является кружок. Цель кружка - удовлетворить познавательные интересы учащихся, увлекающихся географией. Это систематическая форма внеклассной работы, сочетающаяся с эпизодическими формами массового характера - конференциями, неделями географии и т.п. Кружок, как правило, делится на секции, отделы (в соответствии с тем или иным направлением - см. выше).
Географический кружок имеет постоянный состав и может объединять как учащихся одного возраста, так и школьников разных классов. Члены кружка выпускают рукописный журнал, специальную газету, ведут бюллетень географических новостей, выступают перед младшими школьниками. Наиболее приемлемое число учащихся в кружке - 15-20 человек,
«Неделя географии» - форма внеклассной работы, предусматривающая проведение после уроков в течение шести дней недели внеклассные мероприятия по географии, организуемые с целью широкой пропаганды географических знаний. Главное достоинство этой формы заключается в привлечении большого числа учащихся к разным видам деятельности участию в географических конференциях, школьной олимпиаде, в экскурсиях, в конкурсах на лучшую фотографию, рисунок, сочинение, наглядное пособие, в географических вечерах и т.д. Такое разнообразие форм работы позволяет привлечь к ней все классы, где изучаются природоведение и география, способствует развитию познавательного интереса к географии у школьников разного возраста.
Географические олимпиады
Примерно в шестидесятые годы в школах нашей страны стали проводиться географические и краеведческие олимпиады. Школьные географические олимпиады - это массовая форма соревнований учащихся. Они способствуют вовлечению учащихся во внеклассную работу, развивают их познавательный интерес, прививают любовь и интерес к географическим знаниям, развивают самостоятельность. Практика показывает, что с помощью олимпиад решается проблема профориентации школьников с выходом на географические специальности.
Перед олимпиадой в школе проводится большая подготовительная работа, состоящая из выпуска географических газет и бюллетеней, проведения занимательных викторин и игр, географических конференций, «Недели географии».
Внутри школы олимпиады проводятся между учащимися одного класса, параллельных классов. Проводятся также общешкольные географические и краеведческие олимпиады. Система олимпиад внутри школы как нельзя лучше подготавливает учащихся к районным, городским и областным турам олимпиады.
Олимпиады являются массовой формой не только внеклассной, но и внешкольной работы, поскольку в очень многих случаях они проводятся внешкольными учреждениями. Внутри школы олимпиады проводятся между учащимися либо одного, либо параллельных классов. В ряде случаев они проводятся последовательно по классам и обычно - одним туром. О времени ее проведения учащиеся должны знать за 7-10 дней, чтобы подготовиться. Участники олимпиады отвечают на вопросы письменно, соблюдая полную самостоятельность. Продолжительность олимпиады 1,5-2 часа - для учащихся 8-10 классов, 1-1,5 - для 5-7-х.
Выполненные работы проверяются членами жюри под председательством учителя географии и оцениваются в баллах. Особенно отличившиеся поощряются грамотами и выдвигаются на районную или городскую II тур), областную олимпиаду (III тур).
Тематика географических олимпиад должна отвечать определенным требованиям - выявлять географический кругозор участников, умение применять эти знания на практике, уровень развития мышления. Во всех случаях эти требования должны соответствовать возрасту учащихся, а также программе по географии того или иного класса.
Туристско-краеведческая работа
Она очень разнообразна как по содержанию, так и по охвату школьников. Излюбленное кружковцами мероприятие туристско-краеведческой работы - это краеведческий подход, сочетающий в себе как туристские мероприятия, так и краеведческое изучение природы, населения и хозяйства своего края. Походы учащихся - это своего рода путешествия по родному краю.
Успеху проведения похода содействует тщательная его подготовка. Кроме походов в школах проводятся и краеведческие экскурсии.
Географические и краеведческие вечера
Вечера - наиболее интересная и занимательная форма внеклассной работы. Это в свое время подчеркивал Н. Н. Баранский и В. Г. Эрдели, отмечая, что вечера, наряду с познавательными задачами, должны включать и элементы развлечения, причем первое не должно раствориться в последнем. Хотя некоторые методисты, например В. П. Буданов, считал, что вечера - особый вид развлечения.
Школьные вечера, наряду с элементами развлечения и отдыха, имеют большое образовательное и воспитательное значение. Они способствуют более прочному усвоению учебного материала, развивают у школьников интерес к предмету, а также помогают выработать у них навыки самостоятельной работы с научно-популярной, художественной и периодической литературой.
Каждый географо-краеведческий вечер развивает организаторские способности учащихся, их инициативу, учит выступать перед большой аудиторией.
Ни один вечер не обходится без надлежащего тематического оформления зала, что требует от учащихся известных усилий по изготовлению различных пособий и оборудования.
Наконец, географо-краеведческие вечера способствуют улучшению эстетического воспитания учащихся. Разучивая песни, готовя музыкальные и хореографические номера, школьники учатся слушать музыку, понимать ее, у них развивается художественный вкус, повышается общая культура.
В подготовительную работу и проведение вечеров вовлекается большое количество учащихся. А известно, что массовость - одно из необходимейших условий хорошей внеклассной работы школы. Они являются своеобразным смотром краеведческой работы школы.
Эти вечера имеют большое значение и для учителей. Они помогают лучше узнать свой край, шире использовать в учебной работе местный материал и литературные произведения.
По своей структуре географо-краеведческие вечера представляют собой литературно-музыкальные монтажи на краеведческо-географической основе. Небольшие доклады учащихся сопровождаются художественным чтением и исполнением музыкальных и танцевальных произведений. В программу вечера могут также войти занимательные викторины, сцены, диалоги, отрывки из географических кинофильмов и видеофильмов.
Выступления-доклады по своему содержанию должны быть яркими, красочными, но небольшими по объему (5-10 минут). Лучше, если они не читаются, а воспроизводятся по памяти.
Краткость и выразительность в результате отбора наиболее типичных фактов, научность краеведческого материала, связь с современностью, логически последовательное и эмоциональное изложение - таковы требования, предъявляемые к докладам на любом вечере, в том числе и на географо-краеведческом.
Географические конференции
Эта форма внеклассной работы охватывает старшеклассников. Успех ее достигается благодаря тщательной подготовке. Для этого избирается оргкомитет в составе 5-10 человек. Оргкомитет во главе с учителем географии определяет тему конференции, разрабатывает ее программу с указанием тематики докладов и фамилий докладчиков, определяет день проведения конференции. На доску объявлений вывешивается план проведения конференции и объявление о дне и времени ее проведения. Темами конференции могут быть «Природные ресурсы нашей области», «Город, в котором мы живем», «Глобальные проблемы человечества», «Топливно-энергетические ресурсы России и проблемы их рационального использования» и др.
Организуется выставка литературы, посвященная теме конференции. На конференции заслушиваются доклады учащихся. Им задаются вопросы. Выступают содокладчики. В конце конференции учитель географии делает заключение, члены жюри награждают докладчиков. Участники конференции просматривают видеофильм.
Материальная база обучения географии