Специализация в выполнении рабочих заданий
Организация выполняет множество различных задач. Основной принцип их назначения состоит в том, что высокие результаты исполнения рабочих заданий достига
Часть 4. Организация
Глава 10. Основы организации
ются в случае специализации сотрудников3. Специализация в выполнении рабочих заданий,или разделение труда, — это степень, в которой выполнение задач организации требует подразделения их на отдельные работы. На рис. 10.1 специализация в выполнении рабочих заданий отражает разделение производственных задач на ткачество, прядение, отделку и швейное производство. В каждом из подразделений сотрудники выполняют только те задачи, которые относятся к специализированной функции. Экстенсивная специализация в выполнении рабочих заданий означает, что сотрудники концентрируют усилия на выполнении единичных задач. Круг обязанностей уменьшается, но эффективность их исполнения увеличивается. Наиболее известный пример — конвейер на автомобильном заводе, когда каждый рабочий вновь и вновь выполняет одну и ту же задачу. Очевидно, что если сотрудник будет собирать автомобиль в одиночку или возникнет необходимость выполнения большого числа разнородных заданий, производительность его труда существенно снизится.
Несмотря на явные преимущества специализации, многие организации отходят от данного принципа. Чрезмерно высокий ее уровень приводит к изоляции работников в процессе труда, уменьшению стимулов к выполнению немногочисленных простых монотонных операций. Многие компании укрупняют рабочие задания так, чтобы объединенные в команды сотрудники получили возможность их чередования. На заводе по производству видеокамер корпорации Sony в Японии на смену конвейеру пришла командная организация труда, когда группы по четыре сотрудника полностью осуществляют сборку, начиная от пайки и до тестирования готовой продукции. Американские компании развиваются в том же направлении. Переход от сборочных линий к производственным командам из четырех человек на шотландском заводе по сборке компьютеров Compaq и аналогичном производстве в Техасе позволил добиться увеличения производительности труда на 51 %. Командный подход к организационной структуре будет рассматриваться в этой главе, а подход, направленный на удовлетворение потребностей работников, — в гл. 16 и 18.
КОМАНДНАЯ ЦЕПОЧКА
Командная цепочка— это неразрывная линия властных полномочий, связывающая всех сотрудников организации и определяющая их подотчетность. В основе ее лежат два принципа. Принцип единоначалия означает, что каждый работник непосредственно подчиняется только одному менеджеру. Принцип скалярности предполагает, что в организации действует четко определенная линия властных полномочий, охватывающая всех работников. Выполнение различных рабочих задач предполагает, что .каждый сотрудник имеет необходимые полномочия и несет персональную ответственность за свои действия. Если мы обратимся к примеру текстильной компании (см. рис. 10.1), то специалист по платежам отчитывается перед главным бухгалтером, который в свою очередь подотчетен президенту компании.
ВЛАСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
W ДЕЛЕГИРОВАНИЕ
Командная цепочка отражает структуру властных щ>лномрчий в организации. Властные полномочия— это официальное законное право менеджера принимать решения, отдавать приказы и распределять ресурсы для достижения желаемых организационных результатов. Властные полномочия определяются тремя характеристиками4.
1. Властные полномочия детерминируются исключительно должностью, а не личными
характеристиками сотрудника организации. Менеджеры наделяются властными пол
номочиями в силу их позиции в организационной иерархии, и каждый, кто занимает
аналогичную должность, должен получить те же самые права.
2. Властные полномочия менеджера принимаются подчиненными. Властные полномо
чия распространяются с вершины иерархической пирамиды организации к ее осно
ванию, но повиновение подчиненных основано прежде всего на их уверенности
в легитимности приказов менеджеров. Теория принятия властных полномочий
утверждает, что реальные права руководителя определяются сознательным выпол
нением подчиненными его команд. Если сотрудники отказываются повиноваться
распоряжениям, в силу того, что приказы исходят извне зоны принятия, властные
полномочия руководителя утрачивают силу5. Например, бывший председатель сове
та директоров компании United Airlines Ричард Феррис подал в отставку потому, что
его направленная на создание «империи путешествий» стратегия (приобретения гос
тиниц, компаний по найму автомобилей и других компаний, имеющих отношение к
туристическому бизнесу) не получила всеобщего одобрения. Отказ ряда ключевых
сотрудников принять предлагаемый план действий нанес невосполнимый ущерб ав
торитету Р. Ферриса, и руководитель компании был вынужден сложить с себя пол
номочия.
3. Объем властных полномочий в вертикальной иерархии распределяется сверху вниз. Дол
жности на вершине иерархии наделяются большим объемом формальных прав, чем
должности на других ее уровнях.
Ответственность — оборотная сторона «медали» властных полномочий. Ответственность— это назначенные сотруднику обязанности по решению рабочих задач или выполнению определенных видов деятельности. Как правило, властные полномочия менеджеров соразмерны возложенной на них ответственности. Если ответственность менеджера не подкрепляется достаточными полномочиями, выполнение задания возможно, но затруднительно, ибо основными «рычагами» руководителя выступают способности к убеждению коллег и подчиненных и фортуна. Когда властные полномочия менеджера «перевешивают» ответственность, возникает соблазн злоупотреблений избыточным ресурсом, использования всей полноты власти ради ничего не стоящих результатов.
Подотчетность — это механизм, посредством которого достигается баланс властных полномочий менеджера и возложенной на него ответственности. Подотчетностьозначает, что наделенные властными полномочиями и ответственностью менеджеры >язаны докладывать и обсуждать результаты выполнения рабочих задач с руково-
Штелями, занимающими более высокие позиции в командной цепочке6. Подчиненные должны осознавать подотчетность за решение поставленных задач, свою ответственность и иметь необходимые для выполнения заданий властные полномочия.
подотчетность может быть встроена в организационную структуру. Например, в
Часть 4. Организация
Глава 10. Основы организации
программах материального поощрения компании Whirlpool предусмотрена строгая подотчетность их участников, когда достигнутые менеджерами результаты постоянно отслеживаются руководством, а размер премиальных выплат непосредственно увязан с достигнутыми показателями.
С теорией властных полномочий непосредственно связана концепция делегирования 7. Делегирование— это процесс передачи менеджерами властных полномочий и ответственности сотрудникам, занимающим позиции на нижележащих уровнях иерархии. Сегодня значительная часть организаций побуждает менеджеров делегировать часть прав на самые нижние уровни властной пирамиды, что позволяет добиться максимальной степени гибкости при удовлетворении потребностей потребителей и адаптации к внешней среде. Следует отметить, что процесс делегирования нередко сопряжен со значительными проблемами для менеджеров. Техника делегирования обсуждается во вставке « Из первых уст».
ЛИНЕЙНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ВЛАСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ. Как правило,в организациях наблюдаются существенные различия между линейными и вспомогательными властными полномочиями, определяемые местом менеджера в организационной структуре (линейный или вспомогательный отдел). Линейные отделы выполняют задачи, непосредственно связанные с основной целью и миссии организации, в производственных организациях к ним относятся отделы по производству и реализации товаров. Вспомогательные отделы включают всех тех, кто обеспечивает оказание специализированных услуг линейным отделам компании (отделы стратегического планирования, трудовых отношений, исследований, бухгалтерия, отдел человеческих ресурсов).
Линейные властные полномочияозначают, что менеджеры имеют формальное право управлять и контролировать действия непосредственных подчиненных. Круг вспомогательных властных полномочийболее узок и предполагает право давать советы, рекомендации и консультации в области компетенции персонала, носит, скорее, коммуникативный характер, когда специалисты высказывают свои предложения в технических областях. Например, финансовый отдел производственной фирмы должен обладать вспомогательными властными полномочиями, используемыми для координации действий с линейными отделами (к примеру, согласование расчетных форм для закупок оборудования, стандартизация платежных услуг).
НОРМА УПРАВЛЯЕМОСТИ
Норма управляемости(норма контроля) определяет число сотрудников, непосредственно подотчетных менеджеру. Данная характеристика структуры определяет степень, в которой менеджер отслеживает действия подчиненных. В соответствии с традиционными воззрениями теории организационного строительства норма управляемости не должна превышать семи подчиненных на одного менеджера. Сегодня в( многих организациях она составляет 30-40 сотрудников. Проведенные в компанш Lockheed и других производственных фирмах исследования позволили сделать вывод, что диапазон нормы управляемости весьма широк и определяется несколькими факторами. В общем случае, если менеджер постоянно тесно взаимодействует с подчиненными, норма управляемости невелика, в тех случаях, когда необходимость в
непосредственных связях отсутствует, норма может быть увеличена. К факторам, воздействующим на увеличение нормы управляемости, относятся:
1. Стабильный, рутинный характер выполняемых подчиненными заданий.
2. Выполнение сотрудниками однотипных рабочих заданий.
3. Все подчиненные находятся в одном помещении.
4. Сотрудники весьма опытны, жесткий контроль над их деятельностью нецелесообразен.
5. Выполнение рабочих заданий регламентируется правилами и процедурами.
6. Менеджер имеет доступ к системам поддержки и решению кадровых вопросов.
7. Отсутствует острая необходимость в осуществлении не связанных с непосредствен
ным управлением персоналом функций (координации действий с другими отделами
или планировании).
8. Индивидуальные предпочтения и стиль руководства менеджера адекватен высокой
норме управляемости.
ВЫСОКИЕ И ПЛОСКИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ.Средняя норма управляемости в организации определяет, относится ли ее структура к высоким формам или плоским. Для высокой структурыхарактерны низкая норма управляемости и большое число иерархических уровней; для плоской структуры— высокая норма управляемости в горизонтальном измерении и незначительное число уровней иерархии.
В 1980-1990 гг. в организационном строительстве доминировала тенденция увеличения нормы управляемости, что стимулировало делегирование. На рис. 10.2 пред-
Часть 4. Организация
Глава 10. Основы организации
ставлена осуществленная в компании International Metals реорганизация. На сма многоуровневой структуре управления (см. рис. 10.2 (а) пришла плоская, к 10 операционных менеджеров и девять вспомогательных специалистов отч ются непосредственно перед президентом компании (см. рис. 10.2 (б)). Данная равленческая структурам высокая норма управляемости соответствуют пре, тениям и стилю руководства руководителя компании, его команда состоит менеджеров высшей квалификации, которые не нуждаются в жестком контроле, а их кабинеты расположены на одном этаже здания офиса.