Вознаграждение за использование тайм-чартерного судна. Расчет и оплата аренды, дополнительные платежи арендатора
Условием, в котором находят отражение и суммируются условия тайм чартерной сделки, является арендная плата, платежи, некоторые компенсационные расчеты. Стороны должны согласовать величину арендной ставки и периодичность выплат. Ставка арендной платы по согласованию сторон может быть установлена виде суточной величины за все судно или за 1 т дедвейта в сутки, месячной величины аренды судна или за 1 т дедвейта в месяц, что обычно зависит от срока аренды судна. Указывают также валюту расчета, которая может не соответствовать арендной ставке, порядок расчета и курс перерасчета валюты. Величина арендной ставки зависит от коньюктуры рынка и от коммерческих условий сделки, от характеристик фрахтуемого судна (от тех характеристик судна, которые влияют на размер эксплуатационных расходов фрахтователя и судовладельца во время его аренды: дедвейт, регистровая вместимость, вид судовой энергетической установки, скорость хода судна, возраст судна, удельный расход топлива, род топлива. Исходя из международных исследований наиболее важными из них являются дедвейт судна и суточный расход топлива).
Коньюктура тайм-чартерного рынка подвержена колебаниям, поэтому при заключении договора размер арендной ставки может оговариваться не твердо на весь период, в виде «скользящей цены», которая через определенное время подлежит пересмотру или заранее дифференцируется по периодам аренды.
Аренда судна при использовании его в период марджина оплачивается особо: «Любое время нахождения судна в аренде сверх обусловленного срока оплачивается фрахтователем по рыночной ставке, если оно выше ставки, оговоренной в данном чартере» («Балтайм»).
Дополнительно оплачиваются сверхурочные работы экипажа (подготовка судовых устройств к грузовым операциям, открытие и закрытие трюмов, швартовые операции и перетяжка в портах, наблюдение за работой грузового оборудования и обеспечение его энергией в период грузовых операций, бункеровка, снятие и установка бимсов) – стороны, заключая сделку, договариваются о ставке овер-тайм, которую фрахтователь обязуется оплачивать судовладельцу дополнительно к арендной плате. Также подлежат оплате разовые суммы в виде компенсации понесенных издержек на выполнение работ, не предусмотренных чартеров (чистка трюмов).
Балластный бонус комнпенсирует расходы за балластный переход судна к месту его пердачи.
Фрахтователь также должен платить капитану определенную сумму представительских, размер которых фиксируется в чартерных условиях и чаще всего прибавляется к арендной ставке.
Формы и валюта оплаты сверхурочных работ и представительских выплат капитану отличается от оплаты аренды.