Позиционирование товара на рынке
Позиционирование на рынке - это обеспечение товару не вызывающего сомнений, четко отличного от других, желательного места на рынке и в сознании целевых потребителей.
Для позиционирования необходимо выбрать наиболее значимые характеристики или выгоды, которые наверняка должны оказаться выигрышными для той или иной марки и завоевать сознание потребителей.
При определении позиции продукта на рынке часто используют метод построения карты позиционирования в виде двухмерной матрицы, в которой представлены продукты конкурирующих фирм.
Подробно стратегии охвата рынка и способы позиционирования товара на рынке описаны в литературе [1], [3], (4).
Примеры сегментации рынка и позиционирования товара на рынке приведены ниже.
Пример 6
Сегментирование рынка и позиционирование товара на рынке, проведенные туристической фирмой «Вояж» на основании исследований.
Отпуск в жизни каждого человека играет немаловажную роль. Кто-то предпочитает провести его дома или на даче, кто-то путешествует по стране и миру, а кто-то успевает во время отдыха поправить свое здоровье. Помочь в организации отпуска призваны различные туристические фирмы. Каждая из них имеет свой круг клиентов и предлагает определенный тип путевок.
Анализируя потребности этого рынка, можно выделить следующие критерии сегментирования: активный отдых, познавательно-туристическая поездка, оздоровительный комплекс, отдых без лишних затрат. Сегментирование было проведено социально-демографическим способом: по возрасту, семейному положению и наличию детей, социальному положению. Были выделены следующие сегменты: «Непоседа», «Любознательный», «Заботящийся» и «Неприхотливый».
«Непоседа» - в основном одинокие рабочие и служащие среднего возраста, по типу характера - экстраверты.
«Любознательный» - много семейных пар без детей, молодые рабочие и служащие, большей частью - интроверты.
«Заботящийся» - большая часть работников управления, семейных с детьми, независимо от возраста и типа характера.
«Неприхотливый» - в основном одинокие неработающие пожилые люди, по типу характера - интроверты.
Предпочтения клиентов отражены в табл. 1.
Туристическая фирма «Вояж» остановила свой выбор на сегменте «Непоседа» и решила заняться организацией туристических маршрутов и путевок выходного дня.
Таблица 1
Сегментация рынка туристических услуг и выбор сегмента для работы
Критерии | Сегменты | |||
«Непоседа» | «Любозна-тельный» | «Заботя- щийся» | «Непри-хотливый» | |
Активный отдых | * * * | * * | * | * |
Познавательно-туристическая поездка | * * | * * * | * | * |
Оздоровительный комплекс | * | * | * * * | * |
Отдых без лишних затрат | * | * | * | * * * |
Таким позиционированием туристическая фирма «Вояж» обеспечила себе не вызывающее сомнения четко отличное от других место на рынке и в сознании целевых потребителей (рис. 7).
Туристическая фирма «Вояж» заняла соответствующее место на рынке.
Рис. 7. Позиционирование услуг туристической фирмы «Вояж»:
1 – комиссии социального страхования предприятий; 2 – туристической фирмы «Круиз»;
3 - туристической фирмы «Вояж»
Пример 7
Сегментирование рынка хлебобулочных изделий, выполненное по результатам исследования рынка фирмой «Каравай».
При исследовании рынка хлебобулочных изделий выявлено, что именно потребитель может себе позволить, и, помимо этого, предпочитает внести немного разнообразия в ассортимент употребляемой выпечки. Кроме того, покупатели в основном выбирают хлеб известных производителей, которые обеспечивают более высокое качество изделий, и незначительная разница в цене при этом вполне оправдана.
На основе результатов анкетирования компания «Каравай» проводит сегментацию рынка. Цель сегментации: уклонение от конкурентной борьбы путем перехода в менее освоенные сегменты рынка. Определены следующие признаки разделения рынка на сегменты:
1. Социально-демографический- количество человек в семье.
2. Экономический– доход на одного члена семьи.
3. Психологический– отношение к новому.
По первому признаку выделены следующие группы покупателей:
· одинокие или бездетные пары;
· семьи до 4 человек;
· семьи более 4 человек.
По второму признаку выделены такие группы:
· с низким доходом;
· с невысоким доходом;
· со средним доходом;
· с высоким доходом.
Потретьему признаку выделены группы покупателей:
· с неизменным вкусом;
· допускающие изменения;
· любители разнообразия.
В целом по всем признакам выделены следующие группы покупателей
(табл. 2):
1. Умеренно традиционные– пенсионеры и семьи с низким доходом, предпочитающие покупать только хлеб и только традиционных сортов с целью экономии средств, а также люди с неизменными предпочтениями и рациональным подходом к покупке хлеба.
2. Ведущие здоровый образ жизни– люди, чаще всего одинокие, которые независимо от дохода и социального положения стараются придерживаться здорового питания или просто соблюдают диету и предпочитают по
купать только хлеб и желательно диетических сортов.
3. Любители разнообразия– в основном одинокие люди, а также семьи с достаточным уровнем дохода, которые независимо от стоимости изделия положительно относятся к новинкам и стараются разнообразить ассортимент употребляемого хлеба и сдобы.
4. Сладкоежки– в большинстве своем семьи с детьми и достаточным
уровнем дохода, обязательно покупающие помимо хлеба сдобу разных сортов.
Таблица 2
Таблица предпочтения покупателей
Желаемые выгоды | Сегменты | |||
Умеренно-традиционные | Ведущие здоровый образ жизни | Любитель разнообразия | Сладкоежки | |
Невысокая цена | * * * * 1) | * * * | * | * * |
Польза для здоровья | * * | * * * * | * * | * |
Широкий ассортимент | * | * | * * * * | * * * |
Вкусовые качества | * * | * * | * * * | * * * * |
1) * * * * - основная выгода для данного сегмента, меньшее количество звездочек – менее значимые выгоды
Компания «Каравай», просегментировав рынок, решила проводить следующую политику: начать внедрять несколько новых сортов хлеба с оригинальной рецептурой, в том числе диетического, а также периодически обновлять ассортимент выпекаемой сдобы.
Стратегией охвата рынка выбран дифференцированный маркетинг, т.е. компания разработала отдельное товарное предложение для каждого выбранного сегмента (табл. 3).
Таблица 3
Охват рынка хлебобулочных изделий фирмой «Каравай»
Желаемые выгоды | Умеренно-традиционные | Ведущие здоровый образ жизни | Любители разнообразия | Сладкоежки |
Невысокая цена | – | – | – | |
Польза для здоровья | – | – | – | |
Широкий ассортимент | – | – | ||
Вкусовые качества | – | – |
– целевые сегменты, выбранные для работы фирмой «Каравай».
Таким образом, сориентировавшись на предпочтения выбранных сегментов, компания «Каравай» определила для своих новых изделий четкое место на рынке производителей хлебобулочных изделий.
На рис. 8 выделены сегменты, с которыми планирует работать фирма «Каравай».
|
Рис. 8. Отбор целевых сегментов рынка фирмой «Каравай»
Ниже, на рис. 9 выполнено позиционирование товаров фирмы «Каравай» на рынке хлебобулочных изделий, на рис. 10 – позиционирование автомобилей ВАЗ на рынке легковых автомобилей г. Екатеринбурга.
Рис. 9. Позиционирование товаров фирмы «Каравай»
на рынке хлебобулочных изделий:
1 – компания «Каравай»; 2 – компания «Сдоба»; 3 – компания «Колобок»
Пример 8
Рис. 10. Позиционирование автомобилей ВАЗ на Екатеринбургском рынке легковых автомобилей
Пример 9
Сегментация рынка банковских услуг (обмена валюты), проведенная коммерческим банком.
Существует два подхода к сегментации рынка банковских услуг: сегментация по клиентам и по банковскому продукту. Рассмотрим первый подход.
Клиентами банка могут быть граждане (физические лица), предприятия и организации, кредитно-финансовые институты (юридические лица), а также государственные образования.
Сегментация рынка банковских услуг может производиться с использованием различных критериев. Перечислим некоторые критерии для юридических лиц:
· оборот (объем реализации);
· географическое расположение;
· характер хозяйственной деятельности;
· размер организации;
· уровень экспортных продаж и импортных закупок;
· организационно-правовая форма и т.д.
Для физических лиц существуют другие критерии:
· социально-демографические (пол, возраст, доход и т.д.);
· выгоды от приобретения услуги и степень нуждаемости в ней;
· поведение при покупке;
· стиль жизни.
Используем следующие критерии для сегментирования рынка валюты:
Выгоды
Подытожив данные анкетирования, рассмотрим, какие цели преследуют субъекты, приобретающие и продающие валюту коммерческому банку.
1. Сберегательная. Валюта – это надежное средство защиты от инфляции и сбережения доходов.
2. Платежная. Валюта является законным средством платежа за товары
и услуги нерезидентов (например, за информационное обслуживание, страхование, международные контракты).
3. Спекулятивная. При наличии достаточно больших колебаний курса
весьма выгодны спекулятивные операции с валютой.
4. Ввоз/вывоз капитала. Перед поездкой за границу или эмиграцией
граждане покупают валюту определенного государства или СКВ. Если вести
речьоб юридических лицах, то данный пункт справедлив при переводе
средств в иностранные банки, в том числе на счета оффшорных компаний.
Распределение клиентов по выгодам, преследуемым при обмене валюты: сберегательная – 70%, платежная – 10%, спекулятивная – 15%, ввоз и вывоз – 5%.
Этой информации явно недостаточно. Чтобы дополнить ее, рассмотрим следующий критерий.
Статус покупателя услуг
Основное разделение рынка: рынок оптовый, представленный юридическими лицами, и розничный, представленный физическими (частными) лицами. Для банка, предоставляющего услуги обмена валют, это разделение особо важно, оно означает принципиально разный подход к технологии обслуживания клиентов:
1. Обеспечение валютообменных операций для юридических лиц касается открытия и ведения валютных счетов и безналичных расчетов в валюте.
Необходимо соответствующее оборудование оперзала, создание системы
банк – клиент, порядков и процедур работы с платежными документами.
2. Для физических лиц это означает, кроме того, работу с денежной на
личностью: установку валютных касс, инкассирование, учет и планирование
денежных остатков.
Рассмотрим, в каких процентных отношениях распределяются пропорции заинтересованности в каждой из четырех выгод обменной услуги
(табл. 4).
Таблица 4
Распределение клиентов по выгодам, преследуемым при обмене валюты, и по статусу пользователей, %
Сегменты | Выгоды | |||
Сберега-тельная | Платежная | Спекуля-тивная | Вывоз и ввоз | |
Физические лица | ||||
Юридические лица |
Как видно из табл. 4, граждане проявляют наибольшую заинтересованность в сбережении средств в виде валюты, а юридические лица используют ее в основном в качестве расчетного средства. На втором месте у граждан стоит желание подзаработать, покупая или продавая валюту в нужный момент. Спекулятивная составляющая при приобретении валюты предприятиями совершенно отсутствует: этому мешают законодательные ограничения.
Коммерческий банк N имеет генеральную лицензию на осуществление валютных операций, это дает ему право работать как на оптовом, так и на розничном рынке. Поэтому целесообразно в рамках данного критерия сегментации проводить массовый маркетинг, то есть обслуживать всех клиентов, не разделяя их на «плательщиков», «спекулянтов» и т.д.
Рассмотрим следующий очень важный критерий сегментации, общий как для оптового, так и для розничного рынков.
Географический признак
Определим основные признаки покупателей, встречающихся в различных местах, но в пределах одного города.
1. Центр города. Как правило, географический центр города совпадает
с его финансовым и деловым центрами. Здесь находятся крупнейшие банки,
влиятельные фирмы, деловая элита.
2. Транспортные центры. Аэровокзалы, железнодорожные вокзалы,
морские порты, а также билетные кассы этих вокзалов.
3. Периферия. Относительная удаленность от центра. Основные скопления жилых кварталов.
4. Окраины. Местоположение крупных промышленных предприятий.
Пользование выгодами распределяется между этими сегментами так, как показано в табл. 5.
Таблица 5
Распределение клиентов по выгодам, преследуемым при обмене валюты, и по географическому признаку, %
Сегменты | Выгоды | |||
Сберегательная | Платежная | Спекуля-тивная | Вывоз и ввоз | |
Центр города | ||||
Транспортные центры | ||||
Периферия | ||||
Окраины |
Следует отметить, что первые три сегмента касаются в основном физических лиц. Географическая сегментация в меньшей степени касается предприятий, поскольку удобство расположения оперзалов банка не очень их волнует. Гораздо более пристальное внимание они обращают на надежность банка, в котором открывают валютный счет. Впрочем, из двух одинаково респектабельных банков фирма выберет тот, который будет ближе к ней находиться, так как это означает более быстрое движение платежных документов.
Способ охвата рынка – массовый, однако необходимо установить приоритетность: в первую очередь следует обратить внимание на центр города, а в последнюю – на окраины.
Остановимся на критериях сегментирования, относящихся лишь к физическим лицам.
Этап жизненного цикла
1. Молодежь. Люди, вступившие в самостоятельную жизнь недавно,
не имеющие постоянного места жительства и стабильного уровня дохода.
2. Молодожены. Люди с нестабильным уровнем дохода, имеющие, как правило, не больше одного ребенка и более или менее постоянное место жительства.
3. Семьи со стажем. Люди, имеющие одного или двоих детей, постоянное место жительства и стабильный уровень дохода.
4. Лица зрелого возраста. Люди, живущие семейными парами отдельно от детей, со стабильным уровнем дохода.
5. Пенсионеры. Люди, вышедшие на пенсию, живущие семейными парами, с низким уровнем дохода.
В табл. 6 прослеживается то, как изменяется степень активности от молодости к старости. Склонность к спекуляции наблюдается у молодых, энергичных и активных людей. По мере стабилизации уровня доходов возникает потребность в сохранении сбережений. В активном возрасте при наличии накоплений люди часто отправляются в турпоездки, часть эмигрирует. В солидном возрасте возникает спрос на заграничные услуги.
Таблица 6
Распределение клиентов по выгодам, преследуемым при обмене валюты, и по этапам жизненного цикла, %
Сегменты | Выгоды | |||
Сберегательная | Платежная | Спекуля-тивная | Вывоз и ввоз | |
Молодежь | ||||
Молодожены | ||||
Семьи со стажем | ||||
Лица зрелого возраста | ||||
Пенсионеры |
Также целесообразен массовый маркетинг, поскольку банку нет особой нужды определять цель приобретения или продажи валюты, однако это разделение на сегменты необходимо учитывать при проведении рекламной кампании.
5. Характер трудовой деятельности (одновременно и по уровню
дохода)
1. Бизнесмены и частные предприниматели. Люди, работающие в
крупных компаниях, на руководящих должностях, а также имеющие собственное дело. Эти люди имеют самый высокий уровень дохода.
2. Рабочие и служащие. Люди, работающие в промышленной и социальной сфере, занимающиеся физическим и умственным трудом. Уровень
дохода средний.
3. Безработные. Сюда отнесем все типы безработных: как по собственному желанию, так и по причине отсутствия подходящей работы. Уровень
дохода ниже среднего, зачастую ниже прожиточного минимума.
Таблица 7
Распределение клиентов по выгодам, преследуемым при обмене валюты, и по характеру трудовой деятельности, %
Сегменты | Выгоды | |||
Сберегательная | Платежная | Спекуля-тивная | Вывоз и ввоз капитала | |
Бизнесмены и ИЧП | ||||
Рабочие и служащие | ||||
Безработные |
Как видно, наибольшую активность при работе с валютой проявляют предприниматели. За ними идут простые рабочие, на последнем месте – безработные. По логике в графе «безработные» должны стоять нули, поскольку, казалось бы, им не по карману позволять себе такую роскошь, как покупка валюты. Однако достаточно много случаев, когда нигде не работающий человек имеет некоторые сбережения и пытается управлять ими, в том числе с помощью валюты. Вероятно, к этой же группе относятся лица, обслуживающие «черный рынок».
Рассмотрим критерии, специфичные для юридических лиц.