Кабинет географии

Основные требования к оборудованию кабинета географии.

Школьный географический кабинет - это специальное помещение с рационально размещенным комплектом средств обучения, мебелью, ТСО, приспособлениями, обеспечивающими эффективное преподавание предмета.

Опыт учителей, методистов показывает, что кабинетом географии может быть одна классная комната, а своеобразным филиалом его будут географическая площадка и краеведческий музей.

Специфика географии предопределяет наличие учебного оборудования, которое должно быть использовано в условиях класса - кабинета, поэтому при планировке кабинета географии важно учитывать воздействие его оборудования на трудовую деятельность учителя и учащихся. Оснащение кабинета географии базируется на общих требованиях к школьным кабинетам, при этом учитывается специфическая особенность предмета, его содержание, учебно-воспитательные задачи и особенности учебно-материальной базы, приспособление оборудования к особенностям трудовой деятельности, обеспечение безвредности и безопасности труда, создание комфорта в здравоохранительных целях, оформление отдельных компонентов интерьера в едином художественном стиле, последовательное применение принципов научной организации труда.

В соответствии с общими требованиями кабинеты географии должны быть оснащены полным комплектом средств обучения, определенными типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразователъных школ, комплектов ТСО соответствующими приспособлениями для их использования и демонстрации, общественно-политической, справочно-информационной, научно-популярной литературой, комплектами журналов “География в школе", "Вокруг света", учебниками, сборниками задач и упражнений, комплектом учебно-методических пособий, краеведческими материалами, набором лучших работ по географии, выполненных учащимися, картотеками учебного оборудования, методических материалов, дидактических материалов, пособиями, изготовленными в порядке самообразования, инструментами и материалами для ремонта и изготовления пособий.

Для наиболее рационального размещения и эффективного использования основных средств обучения в учебном процессе кабинет географии должен быть оснащен соответствующей мебелью и приспособлениями. Обеспечить правильное функционирование кабинета можно при условии, если конструкция мебели и приспособлений отвечает санитарно-гигиеническим нормам и соответствует антропометрическим особенностям учителя и учащихся, эстетическим и техническим требованиям, требованиям экономики, позволяет приспособить учебное оборудование к особенностям труда учителя и школьников.

Географический кабинет должен быть так оформлен, чтобы создать у учащихся определенную настроенность, побуждающую их к углублению знаний по географии. Учитель должен помнить, что нельзя превратить кабинет в выставку учебного оборудования, нельзя следовать тенденции украшательства кабинетов, что отвлекает внимание учащихся и не дает положительного результата в трудоемком учебно-воспитательном процессе.

Классификация учебного оборудования, его значение.

Оборудование кабинета - это сложный и трудоемкий процесс. Учебное оборудование оказывает огромное воздействие на эффективность обучения и воспитания. В преподавании географии оборудование обеспечивает наглядность обучения, а это один из важнейших источников знании учащихся, средство управления учебно-педагогическим процессом, познавательной деятельностью школьников.

Использование учебного оборудования способствует повышению уровня научной организации труда учеников и учителей, позволяет создать необходимые условия для совершенствования преподавания, повышения качества знаний учащихся. Учебное оборудование составляет материальную базу всей учебно-воспитательной работы преподавания географии, а также проведения краеведческой и экскурсионной, туристической работы.

Научно-обоснованная классификация учебного оборудования по географии - одно из необходимых условий целенаправленного его создания, углубленной разработки методики использования правильного применения наглядных пособий в учебном процессе.

На основе классификации, разработанной в НИИ ШОТСО АПН СССР, все школьное оборудование подразделяется на две группы.

Первая из них - общее оборудование – включает мебель, приспособления, технические средства обучения/ ТСО /. Они обеспечивают рациональное размещение, хранение средств обучения, условия наиболее эффективного проведения и организации учебного процесса.

Ко второй группе - относятся специальные средства обучения / модели, приборы, таблицы и др./ Они используются учителем как средства управления познавательной деятельностью учащихся и как источники знаний.

Состав учебного оборудования определяется содержанием образования с учетом воспитательных задач, методов обучения и возрастных особенностей учащихся. Возрастающее значение учебных средств обусловлено множественностью их функций в обучении и воспитании.

Одна из основных функций учебного оборудования - обеспечение наглядности обучения. Это особенно важно при изучении экономической и физической географии, когда учащиеся должны усваивать знания об объектах и явлениях отвлеченных, недоступных для непосредственного восприятия. Хотя не менее важно использовать учебное оборудование и в тех случаях, когда изучаемые объекты и явления могут восприниматься учащимися в их естественной среде. Это вызвано тем, что в реально существующих предметах трудноразличимы некоторые существенные их признаки. Для выделения этих признаков необходимо бывает использовать чертежи, схемы, модели.

Обеспечивая наглядность обучения, учебное оборудование служит одним из важнейших источников знаний. Анализируя содержание учебных средств, наблюдая их в процессе демонстрации, учащиеся развивают свои познавательные способности, мышление и речь, овладевают простейшими методами научных исследований, проявляют большой интерес к предмету.

Правильное использование учебного оборудования - одно из условий вовлечения учеников в краеведческую и общественно-полезную работу. Советская школа накопила значительный опыт применения оборудования в краеведческой работе, в работе по охране природы, а также при создании самодельных пособий.

Учебное оборудование оказывает большое влияние на совершенствование форм и методов обучения. Оно способствует введению в учебный процесс разнообразных методических приемов, повышает эффективность преподавания, способствует развитию творчества и инициативы учащихся.

Значительную часть учебного оборудования составляет аппаратура, приспособления и мебель. В кабинете создаются необходимые условия для демонстраций, хранения учебно-наглядных пособий. Это во многом способствует повышению научного уровня организации педагогического труда.

Кабинет географии сложная система, включающая средства обучения, оборудование, приспособления для их хранения, экспозиции, ТСО и мебель.

Используется для урочной и внеурочной деятельности в сочетании с работой краеведческого музея и географической площадки.

Рабочее место учителя:

демонстрационный стол для макетов, моделей, дистанционного управления,

рабочий стол, место для демонстрации карт,

доска, желательно раздвижная,

магнитная доска,

под доской ящики для хранения таблиц.

Рабочее место ученика:

парты в 3 ряда на расстоянии 60 см. друг от друга, отделённые проходами от стен, стеллажей и стола учителя.

Размещение ТСО:

телевизор с видеомагнитофоном,

графопроектор, можно на демонстрационном столе,

диапроектор,

кинопроектор (иногда на передвижных столиках), экран, затемнение.

Хранение средств обучения.

В секционных шкафах с описью на дверце.

Картины и карты могут быть на рейках.

Диафильмы в специальных ящиках.

Паспорт на кабинет, наличие картотеки.

Экспозиционные материалы в застеклённых шкафах.

Стенды – стационарные и подвижные (материалы вкладываются в карманы и меняются. Распространены стенды – сегодня на уроке, экологические вопросы, занимательная география.

Использование кабинета.

1. регулярное применение средств обучения на уроках,

2. организация в кабинете внеклассной работы, привлечение учеников к самооборудованию.

3. формирование и работа при кабинете библиотеки.

Наши рекомендации