Закон о защите конкуренции
Зачет в пись форме. По билетам – 2 вопроса. Кр в аудитории – казус, то есь решить задачу.
З-во в сфере регулирования конкуренции и ограничения монополистической деятельности.
Литература – программа для бакалавров – конкурентное право.
Любые учебники использовать по предприн и гр праву.
Спец литература – тотьен константин юрьевич конкурентное право.
Янв 2012 года – 3й антимонопольный пакет.
Закон о защите конкуренции.
Законодательство в сфере защиты конкуренции.
Запреты (антимонопольное законодательство) и нормы о конкуренции (правила поведения к-е устанавливают субъекты на рынке).
Направление законодательства о защите конкуренции:
1. Законодательство о защите конкуренции на товарных рынках. – ФЗ о защите конкуренции 26 июля 2006 года № 135-ФЗ.
2. Законодательство о регулируемых монополиях. – ФЗ о Естественных монополиях 17 авг 1995 года.
Законод-о о защите конкуренции на товарных рынках:
Сфера применения
- По сфере отношений – с учетом территориального критерия:
1. отношения складывающиеся на тов рынках в РФ. Ст. 4 закона о защите конкуренции дает понятие тов рынка для целей применения антимонопольного законодательства: товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства)[1], который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Определение квалифицируется через две составляющие:
- устанавливаются продуктовые границы рынка при определении товарного рынка, продуктовая граница – группа или набор взаимозаменяемых товаров. Определяется исходя из номенклатур продукции и нормативно –тех документации (тех регламент, общерос классификатор – ОКВЭД утв Постановлением Госстандарта, товароведческие экспертизы и различных справочников, перечень документов и сведений на основе которых м сделать вывод о товарозаменяемости неограничен.
- устанавливаются географич границы рынка – не всегда совпадает с территорией субъекта или региона. А определяются исходя их возможности приобретателя приобрести товар.
Для определения конкретного тов рынка ст. 4 закона о защите конкуренции дает понятие товара: люб объект гр прав предназначенный к обороту: товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. (подпадает и результат интел деят-и).
Ст 5 – установление домин. положения на рынке финн услуг на оснваонии отдельного правового регулирования. Фин. услуга – деят-ть фин. орг-й связанная с привлечение и использованием денеж средств физ и юр лиц. в законе: финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
2. Отношения складывающиеся за пределами территории РФ и влияющие на состояние конкуренции на товарных рынках РФ.
Территориаль-й харак-р применения рос законодательства необходимо связывать с развитием таможенного союза в соответствии с соглашением о единых принципах и правилах конкуренции от 9 дек 2010 года.
- По кругу лиц, субъекты антимонопольного регулирования-
Виды субъектов
1. хозяйствующий субъект – понятие через перечисление субъектов, к ним относятся: российские и иностранные юр лица, некоммерч организации осущ-е деятельность приносящую доход, ИП. Фин организации так же относятся к хозяйствующим субъектам. В ряде случаев закон определяет специфику правового регулирования деятельности финн организации в сфере защиты конкуренции.
Ст 4 закона – понятие финн организаций через закрытый перечень таких организаций.
2. Властные органы – ФОИВ – ФАС м возбудить дело по факту антиконкурентных действий ФОИВ например министерства, ОГВ Субъекта РФ, ОМС, ЦБ РФ и гос внебюдж фонды, ФАС то есть антимонопольный орган. ФАС подчиняется правительству и приравнивается к министерствам и может издавать НПА.
ВАС и тер органы ФАС – 2х звенная система.
3. Физ лица – при установлении взаимосвязи при определении группы лиц (ст 9 закона о защите конкуренции), осуществление гос контроля за эк концентрацией, как потребитель или приобретатель товара.
Законодательство о регулировании монополий:
По отдельным сферам монополий как спец. законодательство применяются иные законы – устав жд транспорта, закон о жд транспорте, ФЗ об электроэнергетике, ФЗ о почтовой связи. ФЗ о связи, ФЗ о газоснабжении.
- По сфере отношений:
Отношения к-е складываются в условиях естественной монополии.
Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
Условия существования монополии:
· Технологические особенности производства. Нет технологич критериев. Сущест-е снижение затрат по мере увеличения производства товаров называет закон. Единая сеть жд дорог, единая энергосеть.
· Товар естест монополии в потреблении не мб заменен иным товаром – услуги по передаче энергии,
· Спрос на товары естест монополии в меньшей степени зависит от цены, чем спрос на иные товары, в связи с чем гос регулирование цен на товары естественной монополии.
- Субъекты законодательства о естественных монополиях:
1. Субъект естест монополии – хоз субъект который производит и/или реализует товары естественной монополии, товары – сферы естест монополии по виду товара в ст. 4 закона о естест монополиях.
2. властные органы – органы по регулированию деятельности естественных монополий. Закон называет и определяет статус такого субъекта – определяют стандарты оказания услуг и доступ к инфраструктуре. В наст время основные органы: федеральная тарифная служба – ведет реестр субъ-в естест монополий по большинству сфер, в электроэнергетике в отношении части полномочий таким образом выступает антимонопольный орган.
3. физ. лицо или юр лицо приобретающее товар естественной монополии –потребитель.
Правовой статус субъектов антимонопольного регулирования.
23.10.12