Закон о защите конкуренции

Зачет в пись форме. По билетам – 2 вопроса. Кр в аудитории – казус, то есь решить задачу.

З-во в сфере регулирования конкуренции и ограничения монополистической деятельности.

Литература – программа для бакалавров – конкурентное право.

Любые учебники использовать по предприн и гр праву.

Спец литература – тотьен константин юрьевич конкурентное право.

Янв 2012 года – 3й антимонопольный пакет.

Закон о защите конкуренции.

Законодательство в сфере защиты конкуренции.

Запреты (антимонопольное законодательство) и нормы о конкуренции (правила поведения к-е устанавливают субъекты на рынке).

Направление законодательства о защите конкуренции:

1. Законодательство о защите конкуренции на товарных рынках. – ФЗ о защите конкуренции 26 июля 2006 года № 135-ФЗ.

2. Законодательство о регулируемых монополиях. – ФЗ о Естественных монополиях 17 авг 1995 года.

Законод-о о защите конкуренции на товарных рынках:

Сфера применения

- По сфере отношений – с учетом территориального критерия:

1. отношения складывающиеся на тов рынках в РФ. Ст. 4 закона о защите конкуренции дает понятие тов рынка для целей применения антимонопольного законодательства: товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства)[1], который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Определение квалифицируется через две составляющие:

- устанавливаются продуктовые границы рынка при определении товарного рынка, продуктовая граница – группа или набор взаимозаменяемых товаров. Определяется исходя из номенклатур продукции и нормативно –тех документации (тех регламент, общерос классификатор – ОКВЭД утв Постановлением Госстандарта, товароведческие экспертизы и различных справочников, перечень документов и сведений на основе которых м сделать вывод о товарозаменяемости неограничен.

- устанавливаются географич границы рынка – не всегда совпадает с территорией субъекта или региона. А определяются исходя их возможности приобретателя приобрести товар.

Для определения конкретного тов рынка ст. 4 закона о защите конкуренции дает понятие товара: люб объект гр прав предназначенный к обороту: товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. (подпадает и результат интел деят-и).

Ст 5 – установление домин. положения на рынке финн услуг на оснваонии отдельного правового регулирования. Фин. услуга – деят-ть фин. орг-й связанная с привлечение и использованием денеж средств физ и юр лиц. в законе: финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

2. Отношения складывающиеся за пределами территории РФ и влияющие на состояние конкуренции на товарных рынках РФ.

Территориаль-й харак-р применения рос законодательства необходимо связывать с развитием таможенного союза в соответствии с соглашением о единых принципах и правилах конкуренции от 9 дек 2010 года.

- По кругу лиц, субъекты антимонопольного регулирования-

Виды субъектов

1. хозяйствующий субъект – понятие через перечисление субъектов, к ним относятся: российские и иностранные юр лица, некоммерч организации осущ-е деятельность приносящую доход, ИП. Фин организации так же относятся к хозяйствующим субъектам. В ряде случаев закон определяет специфику правового регулирования деятельности финн организации в сфере защиты конкуренции.

Ст 4 закона – понятие финн организаций через закрытый перечень таких организаций.

2. Властные органы – ФОИВ – ФАС м возбудить дело по факту антиконкурентных действий ФОИВ например министерства, ОГВ Субъекта РФ, ОМС, ЦБ РФ и гос внебюдж фонды, ФАС то есть антимонопольный орган. ФАС подчиняется правительству и приравнивается к министерствам и может издавать НПА.

ВАС и тер органы ФАС – 2х звенная система.

3. Физ лица – при установлении взаимосвязи при определении группы лиц (ст 9 закона о защите конкуренции), осуществление гос контроля за эк концентрацией, как потребитель или приобретатель товара.

Законодательство о регулировании монополий:

По отдельным сферам монополий как спец. законодательство применяются иные законы – устав жд транспорта, закон о жд транспорте, ФЗ об электроэнергетике, ФЗ о почтовой связи. ФЗ о связи, ФЗ о газоснабжении.

- По сфере отношений:

Отношения к-е складываются в условиях естественной монополии.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

Условия существования монополии:

· Технологические особенности производства. Нет технологич критериев. Сущест-е снижение затрат по мере увеличения производства товаров называет закон. Единая сеть жд дорог, единая энергосеть.

· Товар естест монополии в потреблении не мб заменен иным товаром – услуги по передаче энергии,

· Спрос на товары естест монополии в меньшей степени зависит от цены, чем спрос на иные товары, в связи с чем гос регулирование цен на товары естественной монополии.

- Субъекты законодательства о естественных монополиях:

1. Субъект естест монополии – хоз субъект который производит и/или реализует товары естественной монополии, товары – сферы естест монополии по виду товара в ст. 4 закона о естест монополиях.

2. властные органы – органы по регулированию деятельности естественных монополий. Закон называет и определяет статус такого субъекта – определяют стандарты оказания услуг и доступ к инфраструктуре. В наст время основные органы: федеральная тарифная служба – ведет реестр субъ-в естест монополий по большинству сфер, в электроэнергетике в отношении части полномочий таким образом выступает антимонопольный орган.

3. физ. лицо или юр лицо приобретающее товар естественной монополии –потребитель.

Правовой статус субъектов антимонопольного регулирования.

23.10.12

Наши рекомендации