Формирование ассортимента продукции, определения ее жизнедеятельности

Важным фактором, который определяет уровень реализации продукции, есть соответствие ассортимента и номенклатуры продукции потребностям рынку и запросам потребителей. Под номенклатурой понимают укрупненный перечень изготовленной предприятием продукции или предоставленных услуг. Ассортимент детализирует продукцию предприятия на виды, типы, сорта, модификации и тому подобное.

Процесс управления ассортиментом заключается в определении набора товаров в соответствии с их спросом на рынке, которые потребитель желает купить в достаточном количестве. Среди заданий, которые решают в процессе управления ассортиментом, выделяют: удовлетворение спроса и завоевания новых покупателей, оптимизация финансовых результатов работы предприятия, использования технологического опыта, предприятий-конкурентов.

Важное значение при формировании номенклатуры и ассортимента продукции, что изготовляет предприятие, имеет соблюдение установленных стандартов на продукцию.

Стандарт- это документ, принятый центральным, региональным и другими органами, которые отвечают за стандартизацию, что устанавливает для общего и многократного применения правила, общие принципы или характеристики, которые касаются деятельности предприятия с целью достижения степени упорядоченности деятельности в определенной отрасли.

Законодательством Украины установленные правовые и организационные принципы стандартизации, что направлено на использование стандартов для обеспечения единой технической политики в производственной сфере, повышение качеств продукции и внедрения этой продукции или услуг на рынке. Результатом стандартизации является повышение степени соответствия продукции и услуг их функциональному назначению.

Целью стандартизации является обеспечение безопасности для жизни и здоровья человека, животных, растений, а также имущества и охраны досуга, создания условий для рационального использования всех видов национальных ресурсов и соответствия объектов стандартизации своему назначению, содействие устранению технических барьеров в торговле.

Стандарты должны отвечать потребностям рынка, содействовать развитию свободной торговли, повышению конкурентоспособности отечественной продукции и быть изложенные таким образом, чтобы их невозможно было использовать с целью введения в заблуждение потребителей.

Соответственно Хозяйственному Кодексу Украины в сфере ведения хозяйства применяют государственные стандарты Украины, кодексы устоявшейся практики, классификаторы, технические условия, международные, региональные и национальные стандарты других стран, которые применяются в соответствии с действующими международными договорами Украины. Применение стандартов или их отдельных положений является обязательным условием для: субъектов ведения хозяйства, если на стандарты есть ссылка в нормативно-правовых актах; участников соглашения относительно разработки, изготовления или снабжения продукции, если в ней есть ссылка на определенные стандарты; производителя или поставщика продукции, составивший декларацию о соответствии продукции определенным стандартам или применивший обозначение этих стандартов в ее маркировке; производителя или поставщика, если его продукция сертифицирована относительно требований стандартов.

В случае изготовления продукции на экспорт, если соглашением определенно другие требования, чем то, что установлено нормативно-правовыми актами Украины, позволяется применение положений соглашения, если они не противоречат законодательству Украины в части требований к процессу изготовления продукции, ее хранения и транспортировки на территории Украины.

С целью предотвращения предоставления услуг и реализации продукции, опасных для жизни, здоровья и имущества граждан и окружающей среды, содействия потребителю в выборе продукции, создания условий для участия субъектов ведения хозяйства в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле осуществляется подтверждение соответствия качеств продукции и услуг требованиям стандартов.

Планирование ассортимента каждого вида продукции тесно связано с жизненным циклом товара. Каждый товар имеет свой жизненный цикл, характер и длительность которого зависит от многих факторов и условий.

Планирование ассортимента товара с использованием его жизненного цикла является основой для обоснования плановых решений. Каждый товаропроизводитель стремится, чтобы его товары, появившись на рынке, завоевали его на протяжении длительного времени. Однако, это невозможно из-за того, что любой новый товар имеет определенный жизненный цикл.

Жизненный цикл товара— это процесс, что определяет последовательность этапов продвижения товара, отображает процесс разработки нового товара, его сбыт, получение прибыли, поведения конкурентов. Жизненный цикл товара определяет маркетинговую стратегию предприятия от момента зарождения идеи о создании товара к его снятию из рынка.

Жизненный цикл товара состоит из таких этапов: разработка товара; внедрение товара на рынок, рост продажи товара, интенсивный его сбыт и падение его продажи.

Этап разработки товара- связанный с проведением научно-исследовательских работ и с расходами на создание конструкции изделия, отработка технологии его производства, подготовка предприятия, мощностей и работников к изготовлению нового товара. Для проведения научно-исследовательских работ и подготовки предприятия привлекают кредиты.

Этап внедрения товара на рынок— начинается с поступления в продажу первого образца товара. Сбыт растет медленно, что объясняется задержками в расширении производства, осложнениями в определении начальной цены товара, трудностями в налаживании каналов сбыта и тому подобное. На этом этапе предприятие несет убытки или получает незначительные прибыли.

Этап роста продажи товарахарактерный активизацией сбыта товара, появлением новых разновидностей товара. В то же время увеличивается количество конкурентов. Цены могут несколько снижаться, однако прибыль растет за счет объемов продажи.

Этап интенсивного сбыта- характерный ростом объема продажи товара как постоянным покупателям, так и новым, что появляются на рынке. Постепенно объем реализации товара стабилизируется до тех пор, пока не появится товар другого предприятия. Уровень прибыли набирает максимального значения. Одновременно заостряется конкуренция и предприятие вынужденно уменьшать цену товара, при этом растут затраты, которые связаны с продажей, рекламой, продвижением товара.

Стадия снижения продаж товара— характеризуется отсутствием спроса на товар, что приводит к сокращению производства, уменьшению прибыли.

Наши рекомендации