Элементы комплекса маркетинга

PRODUCT: Продукт

Продукт представляет собой то, что компания предлагает рынку и потребителю. Продуктом может быть как физический товар, так и услуга. Продукт – это первое, с чего начинается работа над маркетинг миксом.

Успешный продукт всегда строится на понимании и удовлетворении важных потребностейцелевого рынка.

Решения, которые должны быть отражены в маркетинговой стратегии на уровне «продукт»:

· Символика бренда: имя, логотип, фирменный стиль

· Функционал продукта – необходимые и уникальные свойства товара или услуги. Более подробно построить функционал продукта поможет понимание уровней товара – см.Товар

· Необходимый уровень качества продукта – с точки зрения целевого рынка. Качество продукта должно строится на восприятии потребителей. (Например, Для одних потребителей качество хлеба проявляется через вкус и запах, а для других через сорт пшеницы, используемый для приготовления хлеба.)

· Внешний вид продукта – стиль, дизайн, упаковка

· Вариативность или ассортиментный ряд продукта

· Поддержка и уровень сервиса

PRICE: Цена

Цена является важным элементом комплекса маркетинга, она отвечает за конечную прибыль от продажи товара. Цена определяется на основе воспринимаемой ценности товара потребителем, себестоимости продукта, цен конкурентов и желаемой нормы прибыли.

Решения, которые могут отражены в маркетинговой стратегии на уровне «цена»:

· Ценовая стратегия входа на рынок (проникновение, снятие сливок и пр)

· Розничная цена – обязательно необходимо соотносить отпускную цену на товар с желаемой розничной ценой, если компания не является последним звеном в сбытовой цепи. (Отпускная цена проходит ряд наценок и надбавок до того, как достигает целевого потребителя – НДС, наценка оптового звена, наценка розничной сети и т.д.)

· Ценообразование для различных каналов продаж. Предусматривает разные уровень цен для разных звеньев сбытовой цепи, для разных поставщиков (например, скидки за объем, бонусы для крупных оптовиков и т.д)

· Пакетное ценообразование предусматривает реализацию одновременно нескольких товаров компании по специальному уровню цен

· Наличие сезонных скидок или акций

· Политика относительно промо-мероприятий (условия предоставления скидок, максимальные и минимальные уровни скидок, периодичность промо-мероприятий и т.д)

· Возможность ценовой дискриминации

PLACE: Место продажи

Место продажи обеспечивает доступность продукта для целевого рынка и означает, что товар компании должен присутствовать на рынке в нужном месте (тем, где целевой потребитель может его увидеть и купить) в нужное время (тогда, когда у целевого потребителя возникает потребность его купить). Другими словами место продажи обозначает модель дистрибуции товара компании.

Решения, которые могут отражены в маркетинговой стратегии на уровне «место продажи»:

· Рынки, на которых планируется продавать товар (в т.ч. стратегия географической экспансии)

· Каналы дистрибуции, через которые планируется продавать товар.

· Вид дистрибуции (эксклюзив, ограниченный список дилеров или неограниченная дистрибуция)

· Условия дистрибуции товара (скидки и бонусы для дилеров, требования к выкладке товара для дилеров и штрафные санкции и т.д.)

· Условия выкладки товара и правила выкладки (уровень полки, целевая доля полки, количество фейсингов на полке, дублирование фейсингов, обязательный ассортимент и т.д.)

· Управление запасами товара и логистика (уровень страховых запасов, требования к срокам годности и т.д)

Для физического товара каналы дистрибуции могут быть следующие: гипермаркеты, супермаркеты, продуктовые магазины у дома, рынки, специализированные магазины; оптовые продавцы или розничные торговцы; электронная коммерция; прямые продажи или сетевой маркетинг; продажи по каталогу и т.д.)

PROMOTIONAL: Продвижение

В контексте маркетинг микса под продвижением понимаются все маркетинговые коммуникации, которые позволяют привлечь внимание потребителя к товару, сформировать знание о товаре и его ключевых характеристиках, сформировать потребность в приобретении товара и повторные покупки.

К продвижению относятся такие маркетинговые коммуникации как: реклама, продвижение в местах продаж, поисковая оптимизация, PR, прямой маркетинг и другие.

Решения, которые могут отражены в маркетинговой стратегии на уровне «продвижение»:

· Стратегия продвижения: pull или push

· Требуемый маркетинговый бюджет и SOV в сегменте

· Целевые значения знания, потребления и лояльности бренда среди целевой аудитории

· Участие в специализированных событиях и шоу

· Каналы коммуникации, через которые планируется контактировать с потребителем

· География коммуникации

· Стратегия PR и event-маркетинг

· Медиа-стратегия бренда

· Промо-мероприятия в течение года и акции по стимулированию сбыта

Наши рекомендации