Алгоритм написания мини-сочинения по Обществознанию.

Работа с черновиком (Эссе).

Для того чтобы логически правильно построить работу, не пропустить ничего важного, избежать пространных рассуждений, при работе с черновиком рекомендуется использовать таблицу, обозначив в ней основные структурные элементы будущего мини-сочинения:

1. Цитата  
2. Проблема, поднятая автором, её актуальность  
3. Смысл высказывания  
4. Собственная точка зрения  
5. Теоретическая аргументация  
6. Фактическая аргументация  
7. Вывод  

Алгоритм написания мини-сочинения по Обществознанию.

1. Сделайте осмысленный выбор цитаты для работы. Запишите её в первый раздел черновика.

2. В графу 2 впишите сформулированную проблему высказывания. Выявление проблемы осуществляется в процессе обобщения. Вам необ­ходимо за частным мнением автора увидеть общий вопрос, на который он отвечает. Необходимо помнить, что само по себе высказывание авто­ра — это лишь один подход к решению той или иной обществоведческой проблемы. Здесь же укажите её актуальность в современных условиях.

3. Запишите основную мысль автора в раздел 3. Не стоит повторять цитату дословно, главное — раскрыть смысл высказывания. Можно ис­пользовать следующие клише:

«Смысл данного высказывания состоит в том, что..,»,

«Автор обращает наше внимание на то, что...»,

«Автор убеждён в том, что...».

4. Определите свою позицию к высказыванию автора. Здесь можно согласиться с автором полностью или частично, опровергнув определён­ную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противо­положное мнение.

Сформулированное собственное мнение по проблеме запишите в гра­фу 4 черновика.

5. Подберите теоретические аргументы собственной позиции по дан­ной проблеме. Для этого необходимо вспомнить основные термины, тео­ретические положения. Мысленно представьте себе словарь по обще­ствознанию, текст параграфа в учебнике, схемы, составленные в тетради, объяснения учителя. В гра­фу 5 черновика выпишите понятия, противоречия, тезисы, обобщения. При этом следует помнить, что они должны раскрывать и подтверждать высказанную вами позицию. Помните, что наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл.

6. Подтвердите доказываемую мысль фактами и примерами, почерп­нутыми из различных источников. Можно использовать сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Необходимо принести не менее двух примеров из различных источником (примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников).

Фактические аргументы должны иллюстрировать и подкрепить теоретические положения, использованные для обоснования собственной позиции.

При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта, необходимых для подтверждения своей позиции, мысленно ответьте на вопросы:

1) Подтверждают ли они моё мнение?

2) Не могут ли они быть истолкованы по-другому?

3) Не противоречат ли они высказанному мною тезису?

4) Убедительны ли они?

Если вы уверены, что приведённые примеры действительно доказывают вашу точку зрения, запишите их в графу 6 черновика.

Следуя данным рекомендациям, вы сможете строго контролировать уместность приводимых аргументов и примеров и не отойдёте от темы.

7. Сформулируйте вывод. Он не должен дословно совпадать с суждением, выбранным для обоснования: вывод сводит воедино в одно предложения основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающих верность или неверность суждения, ставшего темой эссе.

Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:

«Таким образом, можно сделать вывод...»

«Подводя черту, хотелось бы отметить, что...»

Вывод записывается в черновике в графу 7.

Здесь же можно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми.

8. Оформите полученный материал в виде эссе: составьте текст, используя слова-связки, обращая внимание на грамотное написание обществоведческих терминов. Эссе разбейте на абзацы, каждый из которых должен выражать отдельную мысль. При этом соблюдайте красные строки.

Готовое эссе прочитайте, на полях сделайте пометки, вставки, затем проанализируйте на предмет соответствия критериям, используемым для оценки работы:

К1 — определение проблемы и раскрытие смысла высказывания;

К2 — характер и уровень теоретической аргументации;

КЗ — качество фактической аргументации.

Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него:

1. краткой информации об авторе высказывания (например, «выдаю­щийся французский философ-просветитель», «великий русский мысли­тель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «осно­ватель идеалистического направления в философии» и т. д.);

2. описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к её решению;

3. указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

4. указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Критерии оценивания обществоведческого ЭССЕ

.

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания 36, критерий К1 является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, КЗ) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания ответа на задание 36 Баллы
К1 Раскрытие смысла высказывания
  Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании
К2 Характер и уровень теоретической аргументации
  Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл
Избранная тема (в одном или нескольких аспектах по усмотрению участника экзамена) раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положении, рассуждения и выводы.
В ответе приводятся отдельные, относящиеся к теме, но не связан­ные между собой и другими компонентами аргументации, понятия или положения
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключе­вых понятий не объяснён; теоретические положения, рассуждения и выводы отсутствуют). ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой
К3 Качество фактической аргументации
  Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о не­понимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании
  Факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), почерпнуты из различных источников: используются сооб­щения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Приведено не менее двух примеров из различных ис­точников (примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников)
Фактическая аргументация, относящаяся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления. ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) примеры из источника одного типа. ИЛИ Приведён только один относящийся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) пример
Фактическая аргументация отсутствует. ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису
Максимальный балл

Требования к работе:

1) адекватное понимание проблемы и смысла высказывания;

2) соответствие содержания эссе заявленной проблеме;

3) выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы, на ко­торые указывает автор высказывания;

4) раскрытие аспектов проблемы в заданном научном контексте;

5) четкая определенность позиции учащегося, его отношения к проблеме, к мнению автора высказывания;

6)обоснование собственной позиции на теоретическом уровне;

7) подкрепление приведённых теоретических положений осмыслен­ными фактами общественной жизни, социального поведения, лич­ного опыта;

8) логичность рассуждений выпускника;

9) отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных (фактических, логических, этических) ошибок;

10) соответствие эссе требованиям жанра и нормам русского языка.

К объёму эссе по обществознанию нет строгих требо­ваний, тем не менее рекомендуемый объем - 1,5-2 страницы.

Главное, чтобы работа соответствовала выше пред­ставленным критериям.

на написание эссе в среднем необходимо выделить около 90 минут.

Наши рекомендации