Тема 28. Раннепалеозойские стадии
Валдайско-балтийский этап характеризовался интенсивным погружением западной перикратонной впадины, которая захватила почти всю северо–западную и юго–западную части территории Беларуси, в пределах которых сформировался Кобринско–Полоцкий прогиб, входящий в состав Кобринско–Прутской зоны перикратонных опусканий. Наиболее интенсивно прогибались его Кобринский и Полоцкий участки. Они были разделены прибрежной Лидско–Слонимской седловиной. В этих впадинах в валдайское время в морских условиях отлагались песчано–алеврито–глинистые осадки мощностью от 150 м на юго–западе до 500 м на северо–западе, а на самой седловине происходило накопление маломощных песчаных осадков.
В балтийское время палеогеографические условия осадконакопления мало изменились по сравнению с валдайским, только Кобринско–Полоцкий прогиб расширился еще дальше на северо–запад. Области максимальных прогибаний существенно сместились к юго–западу в районы западной Волыни и южной Польши (рис. 10.5). На территории Беларуси осадконакопление в морских условиях происходило в Брестской впадине, где за это время накопилась толща глинисто–песчаных отложений мощностью до 150 м и в Полоцкой впадине, где ее мощность достигла 130 м. На Лидско–Слонимской седловине осадки в это время не накапливались. Областями сноса оставались Сарматский и Балтийский щиты.
Рисунок 10.5 Палеотектоническая схема Беларуси. Ранний кембрий, балтийское время. (Национальный атлас Беларуси, 2002). Условные обозначения на рис. 10.2
Каледонская стадия. Тектонический план развития территории Беларуси по–прежнему определялся характером развития западной зоны перикратонных опусканий, которая охватывала северо–западную и юго–западную территории Беларуси (рис. 10.6). Территория западной Беларуси в постбалтийское время кембрия представляла собой краевую восточную часть мелководного морского бассейна, разделенного Мостовским выступом на два залива – Балтийский, занимавший северо–запад Беларуси, и Брестский. В этом бассейне происходило накопление песчано–глинистых отложений.
Рисунок 10.6 Палеотектоническая карта запада Восточно-Европейской платформы,
каледонский этап (Геология Беларуси).
1 – фундамент Восточно-Европейской платформы по поверхности (Б – Сарматский щит); 2 – более древний (доталсинский) чехол Восточно-Европейской платформы вне области седиментации; 3-4 – площади седиментационных размывов: 3 – слабых (неглубоких), 4 – сильных (глубоких); 5 – полоса развития нижнесилурийских рифов; 6 – граница распространения нижнего рифея; 7-8 – границы распространения каледонского комплекса: 7 – современные, 8 – первоначальные предполагаемые; 9 – изопахиты каледонского комплекса (в м): а – современные, б – восстановленные; 10 – палеоизогипсы поверхности фундамента к началу накопления каледонского комплекса (в км); 11-12 – основные разломы: 11 – доплатформенные: а – под чехлом, б – на поверхности, 12 – платформенные, проникающие в чехол: а – частично, б – до поверхности; 13 – краевой шов, ограничивающий Восточно-Европейскую платформу. Цифры на карте: I – Балтийско-Приднестровская зона перикратонных опусканий: 1 – Балтийская синеклиза, 2 – Мазурский выступ, 3 – Подлясско-Брестская впадина, 4 – Луковско-Ратновский горст, 5 – Волынская впадина, 6 – Северо-Молдавское поднятие.
В течение ордовика на территории Беларуси с небольшим перерывом в тремадоке и раннем арениге продолжали существовать те же два морских залива – на северо-западе и юго–западе (рис. 10.7). На северо-западе он функционировал с начала аренига почти до конца ашгиллия, а на юго–западе – с начала аренига до середины кародока. Но характер осадконакопления в них изменился. Терригенные осадки в обоих заливах накапливались только в течение лээтсеского времени раннего аренига. В дальнейшем поступление терригенного материала в оба эти бассейна почти полностью прекратилось и накапливались, главным образом, карбонатные осадки.
Аналогичная обстановка существовала и в силуре, только длительность прогибания обоих этих участков была иной (рис. 10.8). Если Брестская впадина прогибалась в течение всего силура и продолжала погружаться до конца лохновского века раннего девона, то на северо–западе прогибание тоже началось с начала силура, но уже в раннем венлоке море покинуло пределы Беларуси, здесь установился континентальный режим и осадконакопление до начала эмского века раннего девона не происходило. Наиболее интенсивная трансгрессия в Брестской впадине была в раннем силуре, а со второй половины лудлова море постепенно отступило на запад. Характер осадконакопления в обоих силурийских бассейнах не изменился – продолжалось накопление, главным образом, в мелководных условиях ограногенно-хемогенных карбонатных осадков.
Рисунок 10.7 Палеотектоническая схема Беларуси. Ранний-средний ордовик, аренигский век. (Национальный атлас Беларуси, 2002). Условные обозначения на рис. 10.2
Рисунок 10.8 Палеотектоническая схема Беларуси. Ранний силур, венлокский век. (Национальный атлас Беларуси, 2002). Условные обозначения на рис. 10.2