Лекция 5 – ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ И ПУТЕШЕСТВИЯ XV – XVI ВВ

Развившаяся в эпоху Средневековья восточно-европейская торговля, к концу XIV в. приобрела характер постоянных торговых связей. Купечество Южной Италии, Южной Франции и Восточной Испании получало от торговли с Востоком огромную прибыль. Но со второй половины XV в. средиземноморские купцы стали испытывать затруднения в налаживании контактов с восточными странами, что заставило искать их новые пути к этим странам и, в конечном счете, привело к Великим географическим открытиям.

Эпоха Великих географических открытий имела ряд социально-политических, экономических и научно-технических причин. Сначала трудности были связаны с обилием посредников между Европой и Азией, например византийцев и арабов. Большинство рынков восточных стран находились слишком далеко для сухопутных путешествий, что увеличивало стоимость товаров.

Но главной причиной затруднений в торговле были Турецкие завоевания. В 1453 г. турки захватили Константинополь. На огромной территории образовалась Османская империя, которая занимала территорию от Средиземного моря до Армении и Курдистана. Все сухопутные и морские пути на Восток для Европы были отрезаны.

Были и экономические причины поиска новых торговых путей. Развивающееся товарное производство Европы требовало большого количества драгоценных металлов. В Европе их было мало, в то время как средневековая литература и свидетельства древних путешественников рассказывали о сказочных богатствах Восточных стран и, прежде всего, Индии. Великие географические открытия были подготовлены развитием кораблестроения. Появилась астролябия, благодаря которой можно было установить широту местонахождения судна. Совершенствовалось огнестрельное оружие. Возник способ сохранения мяса (путем засолки), что давало возможность морякам не зависеть от торговли, совершая длительные плавания. Мореплаватели, купцы, политики и ученые этой эпохи базировались на концепции единого Мирового океана. Идея Мирового океана становится освященной и церковной традицией, став частью религиозного мировоззрения, что еще в IV в. в своих трудах развивали арабоязычные ученые Бируни и Идриси.

Одни из самых известных ученых Средневековья Роджер Бэкон и Альберт Великий считали, что возможно плавание из Европы в Азию в западном направлении. Развивалась картография.

Первой европейской страной, активно приступившей к далеким путешествиям и открытию новых земель, была Португалия. После того как Португалии удалось отделиться от Испании и определились к середине XIII в. ее границы, она оказалась совершенно отрезанной и изолированной от Европы. Поэтому правительство этой страны оказывало покровительство морским путешествиям.

Наиболее выдающейся фигурой был принц Инфант Энрикеш, прозванный Генрихом Мореплавателем. Генрих Мореплаватель организовал морскую экспедицию к западному побережью Африки с целью колонизации расположенных там территорий. Но он придал своему плаванию религиозную окраску, поставив цель обратить в католическую веру местных жителей. По инициативе принца в городе Сагрише (крайний юго-западный пункт у мыса Сан-Висенти) был построен большой флот, организована мореходная школа и создана обсерватория, в которой обучали навигаторов ориентироваться в океане по звездам.

При Генрихе Мореплавателе португальский флот достиг своего наивысшего могущества. Именно португальцы создали легкий парусник – каравеллу. Это трехмачтовое судно, оснащенное большим количеством прямых и косых парусов, позволяющих плыть и против ветра в любом направлении. Они были легки и быстроходны (при попутном ветре развивали скорость до 22 км в час), хорошо лавировали между скал и подводных рифов.

Дело, начатое Генрихом Мореплавателем, продолжил другой португальский путешественник Барталамео Диас (Диаш). В 1487 г. он предпринял морскую экспедицию вдоль западного побережья Африки.

На основе географических открытий и данных, полученных во время плаваний, в XIV–XV вв. начинают создаваться подробные карты земной и водной поверхности. Такова была обстановка в мировом мореплавании накануне Великих географических открытий.

Во второй половине XV в. произошло объединение двух самых крупных государств Пиренейского полуострова – Кастилии и Арагоны, что привело к созданию испанской монархии. Испания стала самым могущественным государством на Пиренейском полуострове и уже не могла мириться с господством португальцев на море. Стремление к лидерству толкало королевскую знать к расширению территории, добыче золота и захвату рабов. Но мореплавание и судостроение в Испании было развито слабо. Поэтому испанские монархи прибегали к услугам мореплавателей из других стран. Одним из таких мореплавателей был итальянец Христофор Колумб.

Его знаменитое путешествие началось 3 августа 1492 г. из Севильи. 25 октября 1492 г. достигли острова Куба. Далее Колумб направил свои корабли вдоль берега этого острова, повернув на восток. Он посчитал, что это не остров, а часть большого континента. Все участники экспедиции были уверены в том, что достигли берегов Японии, Китая или Индии. Условно они назвали открытые земли Вест-Индией, а местных жителей – индейцами. Хотя он ошибся в определении Индии, в любом случае, слава Колумба как первооткрывателя никогда не померкнет.

Новый материк обязан своему названию другому итальянцу, флорентийцу Америго Матео Веспуччи. Америго Виспуччи был другом Колумба. Америго совершил несколько путешествий в составе португальских экспедиций, детально обследовав восточные берега Южной Америки. Мировая слава пришла к нему благодаря двум письмам, написанным в 1503 и 1504 гг. В этих письмах Америго заявил, что страны, лежащие на западе по другую сторону океана следует называть «Новым Светом» и что это не Азия или Африка, а совершенно другой материк. Название нового материка возникло с легкой руки Мартина Вальдземюллера. Выпустив в свет в 1507 г. книгу «Введение в космографию», он предложил назвать эти земли в честь Америго. Вскоре эти территории стали называть обобщенно «Земли Америго», а затем, по аналогии с уже существовавшими названиями материков, просто Америка.

В то время как Испания в поисках Индии продолжала морские путешествия на запад, Португалия не оставляла свои попытки достичь Индии восточным путем. В 1494 г. в городе Тордесильясе был подписан договор, по которому была проведена черта от полюса до полюса, проходящая в 2 053 километрах к западу от островов Зеленого мыса, так называемый «папский меридиан». Все вновь открытые земли к западу от этой границы становились колониальными владениями испанцев, а к востоку – португальцев.

Летом 1497 г. португальский король Мануэле I назначил руководителем экспедиции в Индию одного из придворных, представителя старинного дворянского рода Васко да Гама. Васко да Гамма до этого имел опыт плавания к берегам Гвинеи. Полагают, что он совершил три плавания вдоль западного берега Африки и даже пересекал экватор. Васко да Гама получил титул «дона», а также титул «адмирала Индийского моря». В этом титуле Васко да Гама вторично отправился в Индию в 1503 г. и возвратился с грузом золота и драгоценностей. Кроме того, он оставил в водах Индийского океана постоянную военную эскадру, чтобы предотвратить проникновение арабских купцов в Индию.

Таким образом был открыт морской путь из Западной Европы в Индию и Восточную Азию. Португалия стала колониальной империей, простиравшейся от Гибралтара до Малаккского пролива. С этого времени, вплоть до открытия Суэцкого канала в 60-х годах XIX в., морской путь вокруг Африки был главным, по которому велась торговля между странами Европы и Азии и проходило проникновение европейцев в бассейны Индийского и Тихого океанов.

Испания не могла мириться с таким положением. Португальцев воспринимали как незаконных захватчиков Молуккских островов, нарушивших условия Тордесильясского договора 1494 г. Поэтому главной задачей для испанских искателей приключений было найти во что бы то ни стало проход в Южное море, через него добраться до Молуккских островов и вытеснить оттуда португальцев.

Открыть путь на Острова Пряностей, следуя на запад, выпало на долю португальского мореплавателя Фернана Магеллана. Еще в Португалии Магеллан начал разрабатывать проект экспедиции для поисков юго-западного пролива из Атлантического океана в открытое Бальбоа «Южное море», через которое можно достичь Молуккских островов. Более двух лет понадобилось ему, чтобы проект был одобрен Карлом V. По договору, заключенному Магелланом с испанским королем, он получил средства, необходимые для экспедиции.

В сентябре 1519 г. Магеллан отплыл из Сан-Лукара. Флотилия состояла из пяти кораблей. 8 сентября 1522 г. «Виктория» вошла в порт Севильи. Из 243 отправившихся в плавание в 1519 г., возвратилось всего 19 (по другим данным – 17) человек. Завершилась экспедиция под предводительством Элькано, который получил от Карла V пожизненную пенсию и герб, изображавший земной шар, с надписью: «Ты первый объехал вокруг меня».

Это было первое в истории кругосветное путешествие, которое доказало шарообразность Земли. Великие географические открытия способствовали не только формированию мирового рынка, но и развитию международных и культурных связей, складыванию постоянных водных и морских маршрутов, ставших впоследствии туристскими.

Наши рекомендации