Физиология труда. Принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности

1. В соответствие с действующими в настоящее время санитарными правилами и нормами (СанПин 2.2.4.548-96) установлены гигиенические требования к микроклимату производственных помещений с учетом категории работ по уровню энергозатрат. Используя данные таблиц 1-3, охарактеризуйте оптимальные условия микроклимата для Вашей производственной деятельности, сравните полученные результаты с характеристиками микроклимата, необходимыми Вам как студенту.

Таблица 1

Характеристика отдельных категорий работ

Категория работ по уровню энергозатрат Интенсивность энергозатрат Примеры профессиональной деятельности
Ккал/час Вт
До 120 До 139 Ряд профессий часового, швейного производства, в сфере управления и т.п.
121-150 140-174 Ряд профессий полиграфии, связи, контролеры, мастера различных производств и т.п.
IIа 151-200 175-232 Профессии, связанные с постоянной ходьбой (механо-сборочные цеха, прядильно-ткацкие производства и т.п.)
IIб 201-250 233-290 Работы, связанные с переноской тяжестей от 1 до 10 кг (литейное, прокатное, кузнечное и т.п. производство)
III >250 >290 Постоянная переноска тяжестей более 10 кг, профессии в кузнечных цехах с ручной ковкой, каменщики и т.п.

Таблица 2

Оптимальные величины параметров микроклимата в производственных помещениях

Сезон года Категория работ Оптимальная температура, ºС Относительная влажность в процентах Оптимальная скорость движения воздуха в м/сек, не >
Холодный и переходный IА – IБ IIА – IIБ III 21-24 17-20 16-18 40-60 40-60 40-60 0,1 0,2 0,3
Теплый IА – IБ IIА – IIБ III 22-24 20-23 18-20 40-60 40-60 40-60 0,2 0,3 0,4

Таблица 3

Сезон года Категория работ Допустимая температура, ºС Допустимая влажность в процентах Допустимая скорость движения воздуха в м/сек, не >
Холодный и переходный IА – IБ IIА – IIБ III 20-25 15-24 13-19 0,2 0,4 0,5
Теплый IА – IБ IIА – IIБ III 21-28 16-27 15-26 55-60 65-70 0,2 0,3 0,4

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________.

2. Ознакомьтесь с системами обеспечения параметров микроклимата, предложите их использования для создания комфортных условий для Вашей производственной деятельности:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________.

3. Каким принципам обеспечения безопасности соответствуют каждая из систем обеспечения параметров микроклимата, описанная в задании №2.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________.

4. Постройте свой индивидуальный график работоспособности в течение дня, используя характеристики существующих трех фаз:

1 фаза – фаза врабатываемости, в этот период повышается активность центральной нервной системы, возрастает уровень обменных процессов, усиливается деятельность сердечно-сосудистой системы, что приводит к нарастанию работоспособности;

2 фаза – фаза относительно устойчивой работоспособности, в этот период отмечается оптимальный уровень функционирования центральной нервной системы, эффективность труда максимальная;

3 фаза – фаза снижения работоспособности, связанная с развитием утомления.

Пример выполненного задания приведен на рис. 1.

Физиология труда. Принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности - student2.ru Рис. 1. График динамики работоспособности во времени (Бабский, 1972)

5. Предложите мероприятий, которые могут быть направлены на продление второй фазы работоспособности. Это должны быть мероприятия, направленные на предупреждение утомления, например производственная гимнастика.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________.

6. Операторы клавишных ЭВМ работают неудобной позе, которая характеризуется сильным наклоном головы вперед (59º от вертикали) и положением рук на весу с отведением от корпуса под углом 87º. Эта поза обуславливает жалобы операторов на постоянные боли в области шеи, плечевого пояса, предплечья, кисти. Предложите меры по уменьшению неудобности позы и улучшению условий труда операторов в целом.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________.

7. Приведите пример принципа и метода обеспечения безопасности, покажите их взаимосвязь.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

8. Какие средства обеспечения безопасности Вы знаете? Какие принципы и методы они реализуют?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

9. От чего зависит выбор принципов, методов и средств обеспечения безопасности? Приведите пример ситуации, в которой выбор принципов, методов и средств может быть различным в зависимости от выбранных критериев (при ответе на вопрос привести не менее двух критериев).

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

10. Известно, что любой несчастный случай порождается совокупностью причин или условий, находящихся в иерархической соподчиненности. Рассмотрите такую систему для случая возникновения пожара на складе строительных материалов. Пользуясь какими принципами обеспечения безопасности, можно предотвратить пожар на данном складе?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

11. Как можно провести профилактику травматизма работников компании «Астрахань-сплит-холод-снаб», осуществляющих установку сплит-систем на жилых постройках разной этажности. При ответе на данный вопрос какими принципами обеспечения безопасности Вы пользовались?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

12. Как известно, в Подмосковье каждый год горят торфяные болота. Как можно провести наложение искусственной системы на данную естественную, чтобы предотвратить это явление? Реализацией какого принципа будут эти действия?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

13. Как можно предотвратить образование статического электричества при пересыпке материалов в вагон. Каким принципом обеспечения безопасности Вы бы пользовались?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

14. Оцените расположение Астраханского газового комплекса по отношению к г. Астрахани с учетом снижения вредного воздействия выбросов и степени взрыво- и пожароопасности. При ответе на вопрос использовать карту Астраханской области с указанием розы ветров.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

15. Приведите пример замены ртутного прибора безртутным. Реализацией какого принципа является это действие.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

16. Какие населенные пункты входят в санитарно-защитную зону (СЗЗ) Астраханского газоперерабатывающего завода (АГПЗ). Каков размер данной зоны для АГПЗ. Какие принципы реализуются при установке СЗЗ, людьми, находящимися в СЗЗ?

Физиология труда. Принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности - student2.ru

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

17. Используя ниже приведенные данные оцените эффективность звукоизоляции стены, отделяющей смежное помещение и выполненной из кирпича толщиной 370 мм и массой 834 кг 1 м2 кладки. Уровень шума на рабочем месте составляет 120 дБ. Какие строительные материалы можно было бы применить для уменьшения звукопроницаемости такой перегородки? Какие принципы обеспечения безопасности при этом реализуются?

Таблица 2

Вид ограждений Эмпирическое выражение для расчета
Сплошные ограждения 1 м2, имеющие массу m материала меньше 200 кг R = 13,5 lg m – 13
Сплошные ограждения 1 м2, имеющие массу m материала более 200 кг R = 23lg m – 9
Двойное ограждение 1 м2 и массами первой и второй перегородок, соответственно m1 и m2, кг, с воздушной прослойкой 80-100 мм R = 26 lg (m1 - m2) – 6

Таблица 3

Звукоизолирующий материал ограждения Толщина, мм Средняя звукоизолирующая способность, дБ
Бетон и железобетон Бетон и железобетон Кирпичная кладка 1 кирпич То же 1,5 кирпича Гипсовые перегородки из двух плит Гипсовые перегородки с воздушным промежутком между ними 60 мм Перегородка из железобетонных блоков Стальной лист Тоже Деревянная оштукатуренная стенка Стекло   0,7  

При расчетах воспользуйтесь формулой для нахождения звукоизолирующей способности перегородки R=L1 – L2.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

18. Реализацией каких принципов являются следующие правила работы с лазерными установками, к каким группам относятся данные принципы (технические…):

А. К работе с лазерными установками должен допускаться только специально подготовленный персонал.

Б. При входе в помещение, где работает лазер, должен быть установлен знак лазерной опасности, а на самой лазерной установке – предупреждающая надпись с указанием класса лазера.

В. Для уменьшения интенсивности рассеянного лазерного изд\лучения все элементы конструкции, кожухи приборы, стены помещения рекомендуется окрашивать в темные цвета, поверхность их должна быть матовой.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

19. Применение каких принципов отражено на рисунке 2:

Физиология труда. Принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности - student2.ru

Рис.2. Элементы ограждения транспортных машин: а – стенка кабины; б и в – перегородки; г – пол; 1 – стальной (алюминиевый) лист; 2 – вибродемфирующее покрытие (напыление); 3 – звукопоглощающий материал; 4 – воздушный промежуток; 5 – резиновое 9войлочное) покрытие

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

20. Применение каких принципов отражено на рисунке 3:

Физиология труда. Принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности - student2.ru

Рис. 3. Сооружения для защиты от шума на пути его распространения: 1 – источник шума; 2 – акустический экран; 3 – защищаемое здание; 4 – зеленые насаждения; 5 – насыпь; 6 – выемка; 7 – вспомогательное здание – экран.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

21. Применение каких принципов отражено на рисунке 4:

Физиология труда. Принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности - student2.ru Физиология труда. Принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности - student2.ru Физиология труда. Принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности - student2.ru Физиология труда. Принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности - student2.ru Физиология труда. Принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности - student2.ru Физиология труда. Принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности - student2.ru

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

22. Используя формулу для определения дозы ионизирующего излучения и контроля защиты от внешнего облучения

Физиология труда. Принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности - student2.ru ,

где m – активность источника излучения, мг-экв; r – расстояние от источника ионизирующего излучения, м; t – время, мин. решите следующие задачи:

А. Рабочий имеет 6-часовой рабочий день, его рабочее место в 1 м от источника γ-излучения. С какой допустимой активностью источника излучения можно работать без защиты?

Б. В лаборатории работают с источником излучения активностью в 100 мг-экв радия на расстоянии 0,5 м от него. Необходимо определить допустимое время пребывания на указанном расстоянии.

В. Сестра радиологического отделения в течение 6 часов работает с препаратом активностью 5 мг. Определить допустимое расстояние, на котором может находиться сестра указанное время.

Какие принципы обеспечения безопасности реализуются в каждой из приведенных выше задач?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

23. Перечислите основные виды и формы жизнедеятельности человека.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

24. Определите специфику труда преподавателей и студентов.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

25. Что такое основной обмен веществ? От каких факторов зависят дополнительные затраты энергии для совершения различных видов жизнедеятельности?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

26. По каким параметрам оценивается физическая тяжесть труда?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

27. По каким параметрам оценивается напряженность труда?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

28. Назовите классы условий труда. Какие факторы положены в основу деления условий труда на классы?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

29. Что такое оптимальные и допустимые условия труда? Приведите пример.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

30. Заполните пустые места на схеме

Физиология труда. Принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности - student2.ru

Наши рекомендации