Физиология труда. Принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности
1. В соответствие с действующими в настоящее время санитарными правилами и нормами (СанПин 2.2.4.548-96) установлены гигиенические требования к микроклимату производственных помещений с учетом категории работ по уровню энергозатрат. Используя данные таблиц 1-3, охарактеризуйте оптимальные условия микроклимата для Вашей производственной деятельности, сравните полученные результаты с характеристиками микроклимата, необходимыми Вам как студенту.
Таблица 1
Характеристика отдельных категорий работ
Категория работ по уровню энергозатрат | Интенсивность энергозатрат | Примеры профессиональной деятельности | |
Ккал/час | Вт | ||
Iа | До 120 | До 139 | Ряд профессий часового, швейного производства, в сфере управления и т.п. |
Iб | 121-150 | 140-174 | Ряд профессий полиграфии, связи, контролеры, мастера различных производств и т.п. |
IIа | 151-200 | 175-232 | Профессии, связанные с постоянной ходьбой (механо-сборочные цеха, прядильно-ткацкие производства и т.п.) |
IIб | 201-250 | 233-290 | Работы, связанные с переноской тяжестей от 1 до 10 кг (литейное, прокатное, кузнечное и т.п. производство) |
III | >250 | >290 | Постоянная переноска тяжестей более 10 кг, профессии в кузнечных цехах с ручной ковкой, каменщики и т.п. |
Таблица 2
Оптимальные величины параметров микроклимата в производственных помещениях
Сезон года | Категория работ | Оптимальная температура, ºС | Относительная влажность в процентах | Оптимальная скорость движения воздуха в м/сек, не > |
Холодный и переходный | IА – IБ IIА – IIБ III | 21-24 17-20 16-18 | 40-60 40-60 40-60 | 0,1 0,2 0,3 |
Теплый | IА – IБ IIА – IIБ III | 22-24 20-23 18-20 | 40-60 40-60 40-60 | 0,2 0,3 0,4 |
Таблица 3
Сезон года | Категория работ | Допустимая температура, ºС | Допустимая влажность в процентах | Допустимая скорость движения воздуха в м/сек, не > |
Холодный и переходный | IА – IБ IIА – IIБ III | 20-25 15-24 13-19 | 0,2 0,4 0,5 | |
Теплый | IА – IБ IIА – IIБ III | 21-28 16-27 15-26 | 55-60 65-70 | 0,2 0,3 0,4 |
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________.
2. Ознакомьтесь с системами обеспечения параметров микроклимата, предложите их использования для создания комфортных условий для Вашей производственной деятельности:
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________.
3. Каким принципам обеспечения безопасности соответствуют каждая из систем обеспечения параметров микроклимата, описанная в задании №2.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________.
4. Постройте свой индивидуальный график работоспособности в течение дня, используя характеристики существующих трех фаз:
1 фаза – фаза врабатываемости, в этот период повышается активность центральной нервной системы, возрастает уровень обменных процессов, усиливается деятельность сердечно-сосудистой системы, что приводит к нарастанию работоспособности;
2 фаза – фаза относительно устойчивой работоспособности, в этот период отмечается оптимальный уровень функционирования центральной нервной системы, эффективность труда максимальная;
3 фаза – фаза снижения работоспособности, связанная с развитием утомления.
Пример выполненного задания приведен на рис. 1.
Рис. 1. График динамики работоспособности во времени (Бабский, 1972)
5. Предложите мероприятий, которые могут быть направлены на продление второй фазы работоспособности. Это должны быть мероприятия, направленные на предупреждение утомления, например производственная гимнастика.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________.
6. Операторы клавишных ЭВМ работают неудобной позе, которая характеризуется сильным наклоном головы вперед (59º от вертикали) и положением рук на весу с отведением от корпуса под углом 87º. Эта поза обуславливает жалобы операторов на постоянные боли в области шеи, плечевого пояса, предплечья, кисти. Предложите меры по уменьшению неудобности позы и улучшению условий труда операторов в целом.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________.
7. Приведите пример принципа и метода обеспечения безопасности, покажите их взаимосвязь.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
8. Какие средства обеспечения безопасности Вы знаете? Какие принципы и методы они реализуют?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
9. От чего зависит выбор принципов, методов и средств обеспечения безопасности? Приведите пример ситуации, в которой выбор принципов, методов и средств может быть различным в зависимости от выбранных критериев (при ответе на вопрос привести не менее двух критериев).
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
10. Известно, что любой несчастный случай порождается совокупностью причин или условий, находящихся в иерархической соподчиненности. Рассмотрите такую систему для случая возникновения пожара на складе строительных материалов. Пользуясь какими принципами обеспечения безопасности, можно предотвратить пожар на данном складе?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
11. Как можно провести профилактику травматизма работников компании «Астрахань-сплит-холод-снаб», осуществляющих установку сплит-систем на жилых постройках разной этажности. При ответе на данный вопрос какими принципами обеспечения безопасности Вы пользовались?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
12. Как известно, в Подмосковье каждый год горят торфяные болота. Как можно провести наложение искусственной системы на данную естественную, чтобы предотвратить это явление? Реализацией какого принципа будут эти действия?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
13. Как можно предотвратить образование статического электричества при пересыпке материалов в вагон. Каким принципом обеспечения безопасности Вы бы пользовались?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
14. Оцените расположение Астраханского газового комплекса по отношению к г. Астрахани с учетом снижения вредного воздействия выбросов и степени взрыво- и пожароопасности. При ответе на вопрос использовать карту Астраханской области с указанием розы ветров.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
15. Приведите пример замены ртутного прибора безртутным. Реализацией какого принципа является это действие.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
16. Какие населенные пункты входят в санитарно-защитную зону (СЗЗ) Астраханского газоперерабатывающего завода (АГПЗ). Каков размер данной зоны для АГПЗ. Какие принципы реализуются при установке СЗЗ, людьми, находящимися в СЗЗ?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
17. Используя ниже приведенные данные оцените эффективность звукоизоляции стены, отделяющей смежное помещение и выполненной из кирпича толщиной 370 мм и массой 834 кг 1 м2 кладки. Уровень шума на рабочем месте составляет 120 дБ. Какие строительные материалы можно было бы применить для уменьшения звукопроницаемости такой перегородки? Какие принципы обеспечения безопасности при этом реализуются?
Таблица 2
Вид ограждений | Эмпирическое выражение для расчета |
Сплошные ограждения 1 м2, имеющие массу m материала меньше 200 кг | R = 13,5 lg m – 13 |
Сплошные ограждения 1 м2, имеющие массу m материала более 200 кг | R = 23lg m – 9 |
Двойное ограждение 1 м2 и массами первой и второй перегородок, соответственно m1 и m2, кг, с воздушной прослойкой 80-100 мм | R = 26 lg (m1 - m2) – 6 |
Таблица 3
Звукоизолирующий материал ограждения | Толщина, мм | Средняя звукоизолирующая способность, дБ |
Бетон и железобетон Бетон и железобетон Кирпичная кладка 1 кирпич То же 1,5 кирпича Гипсовые перегородки из двух плит Гипсовые перегородки с воздушным промежутком между ними 60 мм Перегородка из железобетонных блоков Стальной лист Тоже Деревянная оштукатуренная стенка Стекло | 0,7 |
При расчетах воспользуйтесь формулой для нахождения звукоизолирующей способности перегородки R=L1 – L2.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
18. Реализацией каких принципов являются следующие правила работы с лазерными установками, к каким группам относятся данные принципы (технические…):
А. К работе с лазерными установками должен допускаться только специально подготовленный персонал.
Б. При входе в помещение, где работает лазер, должен быть установлен знак лазерной опасности, а на самой лазерной установке – предупреждающая надпись с указанием класса лазера.
В. Для уменьшения интенсивности рассеянного лазерного изд\лучения все элементы конструкции, кожухи приборы, стены помещения рекомендуется окрашивать в темные цвета, поверхность их должна быть матовой.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
19. Применение каких принципов отражено на рисунке 2:
Рис.2. Элементы ограждения транспортных машин: а – стенка кабины; б и в – перегородки; г – пол; 1 – стальной (алюминиевый) лист; 2 – вибродемфирующее покрытие (напыление); 3 – звукопоглощающий материал; 4 – воздушный промежуток; 5 – резиновое 9войлочное) покрытие
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
20. Применение каких принципов отражено на рисунке 3:
Рис. 3. Сооружения для защиты от шума на пути его распространения: 1 – источник шума; 2 – акустический экран; 3 – защищаемое здание; 4 – зеленые насаждения; 5 – насыпь; 6 – выемка; 7 – вспомогательное здание – экран.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
21. Применение каких принципов отражено на рисунке 4:
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
22. Используя формулу для определения дозы ионизирующего излучения и контроля защиты от внешнего облучения
,
где m – активность источника излучения, мг-экв; r – расстояние от источника ионизирующего излучения, м; t – время, мин. решите следующие задачи:
А. Рабочий имеет 6-часовой рабочий день, его рабочее место в 1 м от источника γ-излучения. С какой допустимой активностью источника излучения можно работать без защиты?
Б. В лаборатории работают с источником излучения активностью в 100 мг-экв радия на расстоянии 0,5 м от него. Необходимо определить допустимое время пребывания на указанном расстоянии.
В. Сестра радиологического отделения в течение 6 часов работает с препаратом активностью 5 мг. Определить допустимое расстояние, на котором может находиться сестра указанное время.
Какие принципы обеспечения безопасности реализуются в каждой из приведенных выше задач?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
23. Перечислите основные виды и формы жизнедеятельности человека.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
24. Определите специфику труда преподавателей и студентов.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
25. Что такое основной обмен веществ? От каких факторов зависят дополнительные затраты энергии для совершения различных видов жизнедеятельности?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
26. По каким параметрам оценивается физическая тяжесть труда?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
27. По каким параметрам оценивается напряженность труда?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
28. Назовите классы условий труда. Какие факторы положены в основу деления условий труда на классы?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
29. Что такое оптимальные и допустимые условия труда? Приведите пример.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
30. Заполните пустые места на схеме