Характеристика района полетов
Районом полетов называется участок земной поверхности, над которым производятся полеты по задачам учебно-боевой подготовки. Район полетов для данного аэродрома определяется инструкцией по производству полетов. Старший штурман авиационного полка в инструкцию по производству полетов в районе аэродрома разрабатывает следующие положения и вопросы:
· расположение аэродрома относительно ближайшего крупного населенного пункта, геодезические координаты контрольной точки аэродрома, номер часового пояса, магнитное склонение, уклон ВПП, форма и размер летного поля, направления (истинный путевой угол, магнитные курсы) основной и запасной ВПП и соответствующие курсам посадки номера порогов ВПП, превышение аэродрома и порогов ВПП относительно уровня моря;
· краткую характеристику рельефа местности, естественные и искусственные препятствия на подходах к аэродрому и в районе аэродрома, их маркировка, высота относительно аэродрома и расположение относительно КТА (азимут, удаление), а также их высоты относительно соответствующих порогов ВПП на схемах снижения и захода на посадку;
· расположение аэродромных зон, высоты и маршруты полета в зоны, а также выхода на аэродром, безопасные высоты, ограничительные пеленги; зоны ожидания (установленный маневр, эшелоны), зоны вынужденного покидания ЛА, аварийного слива топлива, места подцепки и отцепки грузов, сброса подвесных баков и др.;
· воздушные коридоры (маршруты) и нижний безопасный эшелон для входа в район аэродрома и выхода из него;
· маршруты полетов ниже нижнего эшелона;
· ближайшие запасные аэродромы и посадочные площадки, пригодные для вынужденных посадок, с указанием магнитных путевых углов полета и расстояний до них, а также их местонахождение, размеры и направления ВПП;
· минимально допустимые интервалы взлета и посадки между ЛА и порядок радиолокационного контроля за находящимися в полете в районе аэродрома ЛА;
· порядок направления ЛА на запасные аэродромы;
· маршруты (границы) полета по большой (малой) коробочке и другими способами, установленными для данного аэродрома; высота полета по кругу (высота перехода), эшелон перехода, минимально безопасная высота;
· порядок ухода и маршруты полетов на авиационные полигоны, площадки десантирования и порядок выхода с них на аэродром в ПМУ и СМУ для каждого направления ВПП;
· порядок роспуска групп;
· описание схем снижения и захода на посадку в условиях полета по ППП и ПВП;
· порядок выполнения внеочередного захода на посадку и ухода на запасные аэродромы;
· порядок полетов по коридорам входа (выхода) в район (из района) аэродрома, подхода к аэродрому, а также маневр при выходе на аэродром для выполнения заданного способа захода на посадку, порядок захода на посадку при выходе из строя аэродромных средств посадки или оборудования ЛА, обеспечивающих полет по приборам;
· порядок выполнения полетов на малых и предельно малых высотах;
· действия экипажа при потере ориентировки и порядок ее восстановления;
· порядок выхода на свой или запасный аэродром в условиях полета по ППП и ПВП с учетом имеющихся средств связи и РТО полетов и характерных ориентиров;
· действия расчетов КП при оказании помощи экипажу в восстановлении ориентировки;
· использование средств связи и РТО полетов для определения места ЛА, терпящего бедствие;
· схема набора высоты и ухода на маршруты, в зоны для всех направлений взлета;
· схема маневра ЛА при пересечении воздушных трасс РФ и МВЛ, схема маневра для выхода на внеочередную посадку, схемы снижения и захода на посадку всеми способами, установленными для каждого типа ЛА и направления ВПП;
· организация воздушной и радиолокационной разведки погоды, а также орнитологической обстановки (совместно с начальником метеослужбы).
Изучение района полетов с летным составом организует штурман авиационной эскадрильи. В результате изучения района полетов летный состав должен знать:
· общую физико-географическую характеристику района;
· основные и запасные аэродромы (их расположение, средства РТО, схемы построения маневра снижения и захода на посадку);
· расположение и очертание государственной границы;
· порядок восстановления ориентировки;
· местоположение площадок десантирования;
· местоположение, частоты, позывные, характер, время работы средств РТО района полетов, их рабочие области, точность навигационных определений с помощью этих средств;
· рельеф местности и основные высоты;
· характерные визуальные и радиолокационные ориентиры;
· местоположение искусственных препятствий высотой 50 м и более;
· магнитные склонения и магнитные аномалии;
· расположение воздушных трасс, МВЛ и зон с особым режимом полетов;
· климатические и метеорологические особенности района.
Кроме того, летный состав должен уметь безошибочно опознавать свой аэродром в любых условиях погоды с любой высоты и любого направления.
Район полетов изучается с помощью карт различных масштабов, аэронавигационных описаний, фотоснимков и радиолокационных изображений местности, рабочей карты старшего штурмана, инструкции по производству полетов.
Характеристика ориентиров
Под ориентиром понимается естественный или искусственный объект, выделяющийся на общем ландшафте местности (населённый пункт, река, дорога, лес, гора, заводская труба, искусственный знак и т.д.), с известными координатами или положением, который может быть использован для определения местонахождения самолёта визуальным наблюдением.
Различают следующие виды ориентиров:
· линейные (железные, шоссейные, грунтовые дороги, реки, каналы, горные цепи, берега морей, линии электропередач и т.д.);
· площадные (леса, большие озёра, крупные населённые пункты и т.д.), занимающие относительно большую площадь и выделяющиеся своими контурами на местности;
· точечные (перекрёстки дорог, мосты, отдельные постройки, заводские трубы, характерные вершины гор и т.д.).
Железные дороги на местности отличаются своими правильными линиями тёмного цвета. На поворотах имеют плавные закругления. В зависимости от высоты полёта и видимости, они различаются на расстоянии 8 – 40км. В ночное время железные дороги хорошо просматриваются только на малых высотах и только в лунную ночь. В безлунную ночь они не видны, заметны только освещённые железнодорожные станции и огни тепловозов и электровозов. В зимний период железные дороги обычно хорошо выделяются на фоне местности (если в этот день не было снегопада).
Шоссейные дороги летом видны на местности в виде полос серого цвета, а сырую погоду – более тёмного цвета. Зимой в зависимости от снежного покрова и наезженности, они имеют серый или чёрный цвет. Хорошо выделяются на общем фоне в лунную ночь. В зависимости от высоты полёта и видимости, они различаются на расстоянии 10 – 70 км. Шоссейные дороги от железных дорог отличаются своей прямолинейностью и более крутыми поворотами.
Большие и средние реки летом хорошо видны с больших высот и расстояний в виде широкой, тёмной извилистой ленты. Отличительными признаками рек являются отблеск воды (при солнечном освещении), характерные изгибы. Зимой, замёршие реки видны лишь с небольших расстояний по очертаниям берегов. Ночью реки хорошо видны в сторону луны по отблеску воды. Мелкие реки хорошо видны при наблюдении по вертикали под самолётом и хуже видны, если находятся в стороне. Выделяются на фоне местности темной узкой извилистой полосой. Хорошо заметны мелкие частые изгибы и более тёмная растительность по берегам. В лесу реки видны только при полёте над ними. Весной при разливе они меняют размеры и очертания, что затрудняет их опознавание.
Береговая черта водных пространств, бухты, заливы и мысы являются наиболее характерными ориентирами. Они видны на большом расстоянии в виде резко очерченной линии, отделяющей сушу от поверхности воды. В зимний период береговая черта просматривается хуже.
Крупные населённые пункты хорошо видны с больших расстояний. Промышленные города обнаруживаются по густой дымке над ними от промышленных предприятий. Между собой крупные населённые пункты отличаются размерами, контурами, количеством и направлением подходящих к ним дорог, а также наличием крупных зданий, строительных комплексов, телевизионных вышек и других характерных сооружений. Ночью при отсутствии светомаскировки, они служат хорошими световыми ориентирами.
Средние населённые пункты хорошо заметны с больших расстояний благодаря пёстрой окраске домов. Ночью они обнаруживаются при наблюдении под небольшим углом, зимой выделяются издалека в виде серого пятна на белом фоне заснеженной местности.
Мелкие населённые в пересечённой местности сливаются с общим фоном, и их обнаружение затруднено. Зимой мелкие населённые пункты хорошо выделяются на белом фоне снежного покрова. Ночью они имеют вид отдельных световых точек.
Лесные массивы летом и зимой хорошо различаются на общем фоне местности с больших расстояний, особенно зимой. Контуры лесов хорошо заметны со средних и больших высот и могут служить надёжными линейными ориентирами. Лучшими ориентирами в лесу являются дороги, просеки, вырубки и другие, наблюдаемые, как правило, только под небольшими углами. При полёте над очень большими лесными массивами (сибирская тайга) или над районами с большим количеством лесных площадей ориентировка затруднена.
Озёра хорошо обнаруживаются летом на большом расстоянии благодаря отблеску воды, а при пасмурной погоде – по ровной тёмной площади. Зимой распознавание озёр затруднено. Их можно отличить на небольшом расстоянии по ровной поверхности снежного покрова, окаймлённой тёмной кромкой кустарников и деревьев. От весеннего половодья и осенних дождей озёра разливаются, отчего их очертания, и размеры сильно изменяются, что затрудняет визуальную ориентировку.
Рельеф местности может использоваться для ориентировки в таких районах, где он резко выражен. В горной местности ориентирами являются отдельные вершины гор, характерные скалы, долины. В пустынной и степной местности ориентирами служат балки, овраги, дороги, караванные пути и колодцы.
Условия ведения визуальной ориентировки определяются: характером и видимостью ориентиров, характером местности, метеорологическими условиями полёта, временем года и суток, условиями обзора с самолёта, масштабом карты.
В результате изучения района аэродрома летный состав должен знать:
· расположение аэродрома относительно ближайшего крупного населенного пункта, географические координаты центра взлетно-посадочной полосы (КТА), границы района аэродрома;
· тип покрытия, размеры и направление (магнитный курс) посадки ВПП; местоположение и размеры запасной посадочной полосы; высоту КТА и высоту порогов (торцов) ВПП относительно уровня моря;
· характеристику района аэродрома, естественные и искусственные препятствия на подходах и в районе аэродрома, их маркировку, высоты и местоположение (азимут, удаление) относительно КТА;
· расположение аэродромных зон;
· воздушные коридоры (маршруты) и нижний безопасный эшелон для входа в район аэродрома и выхода из него;
· воздушные трассы (ВТ) и МВЛ, проходящие вблизи района аэродрома;
· ближайшие аэродромы и площадки, пригодные для вынужденных посадок, с указанием магнитных путевых углов (МПУ) и расстояний до них;
· средства связи и РТО полетов, их тип, расположение, порядок, использования и возможности по результатам облета (зоны видимости по высотам полета);
· минимум погоды аэродрома для взлета и посадки различных типов самолетов (для каждого направления ВПП);
· данные запасных аэродромов (местоположение, размеры и направления ВПП, препятствия в районе аэродрома, средства связи и РТО полетов, схемы захода на посадку);
· маршрут, высоту и порядок полетов по кругу;
· высоту перехода ─ высоту, установленную в районе аэродрома для перевода шкалы давления барометрического высотомера на стандартное давление при наборе заданного эшелона;
· эшелон перехода ─ нижний эшелон, при пересечении которого барометрические высотомеры устанавливаются на атмосферное давление уровня ВПП аэродрома посадки; эшелон перехода назначается не менее 300 м над высотой перехода;
· минимальную безопасную истинную высоту;
· порядок ухода в аэродромные зоны, на полигон, площадки десантирования, маршруты и порядок выхода на аэродром в простых и сложных метеорологических условиях;
· маневр для набора высоты и выхода на воздушные трассы;
· порядок снижения (пробивания облаков) в районе аэродрома и маневр захода на посадку по приборам;
· порядок полетов на малых высотах;
· порядок восстановления ориентировки в районе аэродрома;
· порядок метеорологического обеспечения полетов и орнитологическая обстановка.
КЛИМАТИЧЕСКИЕ, МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРНИТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ.
Метеорологические условия полета определяются комплексом метеорологических элементов и явлений погоды, наблюдаемых в районе аэродрома и по маршрутам полетов. Оценка и учет метеорологических условий базируются на данных метеорологической информации, включающей авиационно ─ климатические показатели, данные наблюдений за фактическим состоянием погоды, долгосрочные и краткосрочные прогнозы погоды.
Важными авиационно-климатическими показателями являются:
— среднее значение метеоэлемента;
— крайние (максимальные и минимальные) значения элемента;
— повторяемость (или вероятность) различных значений элемента;
— обеспеченность различных значений элемента;
— изменчивость элементов во времени и с расстоянием.
Авиационно-климатические показатели используются при планировании полетов и перелетов, решении навигационных задач и в качестве расчетных характеристик при проектировании и эксплуатации авиационной техники и аэродромов.