Классификация карт по масштабу.

Масштабы карт. Масштаб карты — степень уменьшения объектов на карте относительно их размеров на земной поверхности (точнее — на поверхности эллипсоида).

По масштабу карты делят на четыре основные группы:

планы — 1:5 000 и крупнее;

крупномасштабные - 1:10 000-1:100 000;

среднемасштабные — 1:200 000 до 1:1 000 000 включительно;

мелкомасштабные — мельче 1:1 000 000.

Мини-карты.

Б. классификации карт по пространственному охвату:

карты Солнечной системы;

карты планеты (Земли);

карты полушарий;

карты материков и океанов;

карты стран;

карты республик, областей и др. административных единиц;

карты промышленных и сельскохозяйственных районов;

карты отдельных (локальных) территорий (заповедников, промышленных, туристских районов и т.п.);

карты населенных пунктов (городов, поселков);

карты городских округов и т.д

В. Классификация карт по содержанию

В этой классификации прежде всего выделяют три большие группы:

обще географические карты;

тематические карты;

специальные карты.

1. Общегеографические карты. Эти карты отображают совокупность элементов местности, имеют универсальное многоцелевое применение при изучении территории, ориентировании на ней, решении научно-практических задач. На общегеографических картах изображают все объекты, видимые на местности, и всем элементам как бы уделяется равное внимание. Дальнейшая классификация общегеографических карт совпадает с их делением по масштабу:

топографические — в масштабах 1:100 000 и крупнее;

обзорно-топографические — в масштабах 1:200 000 - 1:1 000 000;

обзорные — мельче 1:1 000 000.

2. Тематические карты. Это наиболее обширная и разнообразная категория карт природных и общественных (социальных и экономических) явлений, их сочетаний и комплексов. Содержание карт определяется той или иной конкретной темой.

Они подразделяются на следующие крупные блоки:

Карты геологические

Карты геофизические

Карты рельефа земной поверхности и дна океанов

Карты метеорологические и климатические

Карты гидрологические (вод суши)

Карты океанологические (вод морей и океанов)

Карты рек и озер ( река Нева, Финский залив, Балтийское море)

Карты почвенные

Карта природных ископаемых

Карты ботанические

Карты зоогеографические

Карты медико-географические

Общие физико-географические карты

Карты населения ( плотность населения в городе, в области, в районе …)

Карты хозяйства

Карты науки и культуры

Карты обслуживания населения и здравоохранения

Карты политические и политико-административные

Карты исторические

Карты эколого-географические (геоэкологические)

Карты природно-технические

3. Специальные карты. Карты этой группы предназначены для решения определенного круга задач или рассчитаны на определенные круги пользователей. Чаще всего это карты технического назначения.

^ Карты навигационные

Карты кадастровые

Карты технические

Карты проектные

Карты автомобилистов(дорожные карты) И многие другие.

2). Как уже говорилось выше, Знакомство с картой в дошкольном возрасте начинается со старшего возраста, когда в опыте детей есть уже представления о плане и схеме. Первичные представления о схеме и плане закладываются с младшего дошкольного возраста, когда дети знакомятся со своим ближним окружением, со своей малой Родиной, семьей, местом жительства.В младшем и среднем возрасте знакомство с планом, схемой, маршрутом осуществляется через прогулки по территории детского сада, прогулки вокруг своего дома, прогулки в магазин со своими родителями, в парикмахерскую, в ближайший скверик или на детскую площадку.Составляется план-схема «Мой дом».В младшем возрасте 3-4 г. знакомство с планом осуществляется при знакомстве с группой, когда воспитатель объясняет правила и расположение игрушек «Каждой вещи – свое место», можно показать план группы. Со средней группы знакомят с планом улицы с транспортом, проспекта , знакомят со схемой—планом остановки, дорогой в детский садик, с 4 лет можно знакомить с планом-схемой здания, своего микрорайона.Детей средней группы знакомят с планом своей группы, объясняя где и что в ней расположено. Дети средней группы могут уже осмысленно воспринимать условные обозначения. ( Круг–это ты, а эта геометрическая фигура –дом , где ты живешь, а эта геометрическая фигура - детский садик , в который ты ходишь и т.д.)В зависимости от уровня развития , детям можно предложить следующие задания для индивидуального выполнения или совместного со взрослым : «Нарисуй план своей улицы: дома, тротуар, проезжую часть, транспорт и пешеходов» или « Нарисуй дом, где ты живешь. На фасаде дома отметь свое окно».

План группы. План детского сада, план участка, где ребенок гуляет. Ребенок среднего возраста уже знает геометрические фигуры, имеет представления о направлении и в состоянии понять схему или план , с которым его знакомят. Совершив прогулку вокруг детского сада, воспитатель составляет схему-маршрут этой прогулки и знакомит с ней детей. Знакомство с планом ,схемой и планом – схемой проводится в совместной с детьми деятельности или как часть непосредственно образовательной деятельности. Используются такие игровые приемы и задания как: «Найди, где спрятано?», «Поиски зарытого клада на участке», «Знакомство с планом группы», «Знакомство с планом детского сада», «Составление маршрута от дома до сада».В младшем и среднем возрасте мы знакомим со схемами, простейшими планами , мы обучаем, чтобы дети увидели связи . Мы символизируем представления в схемах, планах.

Огромную роль в формировании и закреплении представлений о плане и схеме играют родители. Воспитатель предлагает родителям совершить с ребенком совместную прогулку в магазин, рассмотреть его, а потом по возвращении зарисовать на листе бумаги условное изображение магазина, получится условный рисунок - план магазина. Затем предлагается пунктирной линией нарисовать путь следования с ребенком в магазин - маршрут. А нарисовав стрелочку указываем направление следования . При частом знакомстве с путем следования из комнаты на кухню , из комнаты в ванную комнату, в магазин, в парикмахерскую, в детский сад , ребенок лучше , быстрее осваивает представления о маршруте , о схеме движения и плане. Предложить родителям провести совместную с детьми прогулку в наш Красносельский парк или к Арке Победы, побеседовать о красоте нашего парка или о назначении Арки Победы, поделиться впечатлениями от проведенной совместной прогулки. А потом вместе зарисовать путь к Арке Победы или в парк. Или совместно наметить следующую прогулку и составить план-схему этой прогулки.

Санкт - Петербург – город красивый, город- герой, в нем много достопримечательностей: музеев, старинных зданий, театров, парков, сквериков , старинная набережная Невы и другие достопримечательности. Освоение города для дошкольников ,знакомство с его достопримечательностями – непростая работа . Город , да ещё такой , как Санкт-Петербург – это огромный мир , постигнуть который маленький человек не в состоянии без помощи взрослого. .

Знакомство с городом и его памятными местами – процесс длительный и не простой. Знакомство с картой, планом и схемой способны помочь ребёнку освоить основные понятия , связанные с городом и городской средой .В процессе познавательной деятельности происходит предварительное знакомство с основными достопримечательностями Санкт- Петербурга , а также получение и закрепление знаний , полученных на прогулках и экскурсиях по городу .Игры помогают закрепить полученные представления о городе, его среде и жителях .

Знакомство с картой местности , где живешь, с картой города, картой-планом города, знакомство с разными планами объектов города, его инфраструктуры , планами-схемами и схемами города( схема метрополитена) помогают лучше и глубже знакомиться с достопримечательностями родного города. Работа с картой начинается со старшей группы. У детей уже имеются представления о том, что карта- это плоскостная модель. Частично знают некоторые символы-обозначения (цветовые : вода –голубая, глубина –синее , насыщеннее цвет, лес-зеленый цвет, символ города-круг, реки—ниточки, тонкие линии)

Для детей дошкольного возраста термин «карта» объясняется так: Карта-это чертеж, уменьшенное изображение чего – либо (поверхности Земли, тела небесного, космического пространства, какой - то территории, местности , города, района) на плоскости(бумаге) при помощи условных знаков (условных обозначений).Карты нужныдля того, чтобыизобразить на них что—то ( страну, город).Но как уместить на ней целый город? (реку, остров, музеи ) .Для этого размеры рек, островов, площадей, районов, домов уменьшают во много раз. Как в сказке « Мальчик –с –пальчик».

Признаки карты : Карта всегда имеет масштаб ( величина уменьшения). Цель, назначение, содержание, условные обозначения. Карта содержит в себе элементы, с которыми надо знакомить детей для дальнейшей работы с ней. В работе используются разные виды карт, которые педагог отбирает самостоятельно.ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ,КОТОРЫХ ЗНАКОМЯТ С РОДНЫМ ГОРОДОМ, ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ КАРТЫ ПО ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЮ , составленные педагогическим персоналом самостоятельно или выпущенные типографией. Педагог в работе использует разные виды карт.

Знакомство с достопримечательностями родного города происходит целенаправлено в непосредственно образовательной познавательной деятельности с помощь ПУТЕШЕСТВИЙ ПО КАРТЕ города . Путешествия по карте – это Форма работы , которая начинается со знакомства с картой. А в совместной деятельности закрепляют в игровой форме знания и представления ,полученные в процессе познавательной деятельности с использованием путешествий по карте.

«Путешествие по карте»- это освоение пространственных схем и отношений между объектами на карте.

Наши рекомендации