Системы координат, используемые в воздушной навигации.
При работе с Тортовыми и наземными техническими средствами самолетовождения приходится использовать различные системы координат, позволяющие указывать положение самолета или любой точки на земной поверхности. Основными навигационными системами координат являются: географическая, ортодромическая, прямоугольная и полярная.
Географическая cистема координат, как было рассмотрено выше, является частным случаем сферической, когда полюсы системы совпадают с географическими полюсами земного эллипсоида. За основные плоскости в этой системе приняты плоскость географического экватора и плоскость начального меридиана. Географическая система координат в виде меридианов и параллелей наносится на все навигационные карты и является основной для определения координат точек на картах.
Ортодромическая система координат является также сферической системой, но с произвольным расположением полюсов. Она применяется в качестве основной системы координат в автоматических навигационных устройствах, которые определяют координаты места самолета. В этой системе за основные оси координат приняты две ортодромии, что и определило ее название. Ортодромия, совмещенная с линией заданного пути или с осью маршрута (рис. 1.7), называется главной и принимается за ось Y. Она является как бы условным экватором. Другая ортодромия, перпендикулярная главной, проводится через точку начала отсчета координат и принимается за ось X. Эта ортодромия представляет собой условный меридиан. Положение любой точки М на Земном шаре в этой системе указывается двумя ортодромическими координатами Y и Х9 которые обычно выражаются в километрах. Основными точками системы являются полюсы главной ортодромии, через которые проходят условные меридианы. Координатная сетка на шаре в этой системе состоит из условного экватора, условных меридианов и параллелей. Вблизи условного экватора условные меридианы и параллели образуют практически прямоугольную сетку. Путем выбора положения главной ортодромии можно добиться, чтобы полет проходил с возможно меньшими отклонениями от нее, т. е. при
малых значениях координаты X. Это позволяет в пределах допустимых удалений от главной ортодромии (350—400 км) не учитывать сферичность Земли и от решения задач на шаре переходить к решению их на плоскости. Благодаря применению формул плоской тригонометрии для решения навигационных задач значительно упрощается конструирование средств автоматизации самолетовождения. Кроме всего, ортодромическая система координат наиболее удобна для выдерживания заданного направления полета с помощью гироскопических курсовых приборов, являющихся основными курсовыми приборами в гражданской авиации.
Прямоугольная система координат является плоской системой. Координатные оси X и Y этой системы представляют собой две- взаимно перпендикулярные прямые линии, относительно которых определяется положение любой точки на плоскости. Небольшие сферические участки Земли практически совпадают с плоскостью, касательной к точке этого участка. Поэтому прямоугольные координаты вполне точно могут определять положение точек на земной поверхности в некоторых пределах.
Прямоугольная система координат применяется для программирования автоматизированного захода на посадку. В этом случае начало координат совмещают с центром ВПП, а ось Y с направлением посадки (рис. 1.8).
Для основных точек схемы захода заранее определяют прямоугольные координаты, позволяющие производить автоматизированный заход на посадку.
Полярная система координат является сферической системой. В этой системе положение точки в пространстве определяется тремя величинами: расстоянием от точки, принятой за начало отсчета, углом между вертикалью и направлением радиуса-вектора, идущего к точке, и углом в горизонтальной плоскости между исходным направлением и проекцией радиуса-вектора на эту плоскость. В практике самолетовождения эту систему обычно заменяют плоскостной, в которой место самолета определяется азимутом (А) и горизонтальной дальностью (Д) относительно радионавигационной точки или определенного ориентира (рис. 1. 9). Северное направление меридиана в этой системе принято называть полярной осью, а фиксированную точку — полюсом.
При использовании радиотехнических систем ближней навигации сферичностью Земли пренебрегают и задачи решают, как на плоскости. При использовании радиотехнических систем дальней навигации сферичность Земли учитывают, поэтому для систем дальней навигации издаются специальные карты с нанесенными на них линиями положения. Кроме рассмотренных основных систем координат в самолетовождении применяют и более сложные системы, такие, как гиперболические, двухполюсные азимутальные, двухполюсные дальномерные системы и др. Каждая из навигационных систем координат связана с принципом действия технических средств, применяемых для определения места самолета.