Тема: «Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов»
Цель:сформировать представление об основных закономерностях размещения минеральных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов полезными ископаемыми.
2.Выделить мировые центры и районы размещения полезных ископаемых.
3. Учиться отражать результаты работы картографическими средствами.
Литература:1.Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2015.
2.Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.
3. В.П. Максаковский. Атлас. Экономическая и социальная география мира, с.16, 17, 36.
Критерии оценки
5 (отлично)- работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;
4 (хорошо)- работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя
3 (удовлетворительно)- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка;
2(неудовлетворительно)- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя или студент отказался от выполнения работы без предварительного объяснения уважительных причин.
Ход занятия:
Какова закономерность размещения полезных ископаемых? (Нерудные полезные ископаемые залегают в осадочных чехлах платформ, а рудные - в фундаментах платформ и в складчатых областях.)
Задание: изучите карту атласа на странице № 4 «Минеральные ресурсы» и определите наиболее обеспеченные различными ресурсами пояса и страны мира.
Выполните задание № 6 на странице 10 рабочей тетради по географии к учебнику В.П. Максаковского. ( На контурную карту на стр. 8-9 кружками нанесены районы местонахождения наиболее крупных бассейнов минерального топлива и сырья. Определите, какие виды полезных ископаемых в них залегают. Впишите в эти кружки соответствующие условные знаки. По возможности подпишите также названия бассейнов. Проанализируйте полученную картосхему.).
Сделать вывод:
Топливные полезные ископаемые имеют осадочное происхождение и обычно сопутствуют чехлу древних платформ и их внутренним краевым прогибам.
Основная часть угольных ресурсов приходится на северное полушарие – Азию, Северную Америку и Европу и сконцентрирована в 10 крупнейших бассейнах.
Основные запасы нефти и газа находятся в северном полушарии. По количеству нефтеносных бассейнов гигантов особо выделяется район Персидского залива. По количеству газоносных - Западная Сибирь в России.
Уран широко распространен в земной коре. Его месторождения находятся в 44-х странах мира. Первое место по запасам урана занимает Австралия. Второе место занимает Казахстан. Третье место — Канада. На долю этих стран приходится 45% мировых запасов урана.
Рудные полезные ископаемые обычно сопутствуют фундаментам и выступам (щитам) древних платформ, а также складчатым областям. В таких областях нередко образуются огромные по протяжённости рудные пояса, связанные своим происхождением с глубинными разломами в земной коре Альпийско-Гималайский, Тихоокеанский пояса. Все страны, имеющие крупные запасы железной руды, являются странами - гигантами по площади. Наибольшими запасами железных руд обладают Россия, Китай, Украина, Австралия, Канада, Бразилия.
Бокситы — полезное ископаемое, которое является основным алюминиевым сырьем, состоящим из гидроокислов алюминия. Главные месторождения бокситов находятся в Европе (Средиземноморская провинция), в Африке (Гвинейская), в Латинской Америке (Карибская) и в Австралии. Наибольшими запасами бокситов обладают Гвинея, Австралия, Бразилия, Ямайка, Индия, Китай.
Оловянные руды залегают в поясах: в Восточной и Юго-Восточной Азии и в Южной Америке (Боливия).
Медные руды залегают в Центральной Африке (Замбия, Заир) и в Андских странах (Чили, Перу).
Контрольные вопросы:
1. Определите обеспеченность разными видами ресурсов выбранной вами страны с помощью карт атласа и материалов учебника:
а) минерально-сырьевыми и топливными ресурсами;
б) водными;
в) земельными;
г) лесными.
2. Дайте характеристику агроклиматическим, гидроэнергетическим, рекреационным ресурсам и ресурсам Мирового океана страны с помощью карт атласа.
3. Сравните ресурсообеспеченность страны с ресурсообеспеченностью других стран мира и регионов:
а) назовите более обеспеченные страны;
б) назовите менее обеспеченные страны.
4. Объясните закономерности размещения различных ресурсов.
5. Сделайте общий вывод о ресурсообеспеченности страны и прогноз развития страны.
Практическое занятие №11