Вы увидели пожар по лесу, на значительном расстоянии.

Ваши действия строго по порядку:

1. Позвонить в пожарную ……………… (экстренные телефоны МЧС ……. или ………..), если в близлежащей местности пожарных частей нет совсем, то нужно позвонить в ближайшее ……………………… (лесхоз), в сельскую (районную) …………………………….. и оповестить о пожаре. Информацию излагайте четко без паники. Постарайтесь максимально точно выдать координаты места возгорания.

2. Если вы уверены в своих силах и в том, что вам ничего не угрожает, то можно приступить к ……………………….. (у вас подходящая одежда и обувь, есть чем тушить, вы не употребляли алкоголь, специфические лекарства и т.д.).

Вариант 2

Огонь стремительно приближается к вашей даче (дому).

Ваши действия строго по порядку:

1. Позвонить в пожарную охрану (экстренные телефоны МЧС 01 или 112), если в близлежащей местности пожарных частей нет совсем, нужно позвонить в лесничество (лесхоз), в сельскую (районную) администрацию и оповестить о пожаре.

2. Оповестить ваших …………………. и окружающих о пожаре. Позаботьтесь о спасении тех, кто не сможет себе помочь сам, сначала о ……………., пожилых и больных людях, а затем и о братьях наших меньших. Заблаговременно позаботьтесь о том, что бы были собраны ………………………., ……………….. и самые важные …………., которые позволят вам продержаться какое-то время при самом плохом варианте развития событий (вода, непортящиеся продукты, теплые вещи, необходимые лекарства, средства связи).

3. Если вы уверены в своих силах и в том, что вам ничего не угрожает, то можно приступить к тушению (у вас подходящая одежда и обувь, есть чем тушить, вы не употребляли алкоголь, специфические лекарства и т.д.).

Задание 10

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПАСНОСТИ

К числу стихийных бедствий относятся биологические опасности, которые происходят от живых объектов. Биологические опасности могут быть связаны с растениями, животными, грибами, микроорганизмами.

В практической части рассмотрены:

1. Основная терминология

2. Опасные и особо опасные заболевания человека

3. Особо опасные болезни животных и растений

Цель – ознакомить студентов с наиболее распространёнными инфекционными заболеваниями людей, представляющими эпидемиологическую опасность в условиях чрезвычайных ситуаций, а также с некоторыми опасными заболеваниями домашних животных и поражениями сельскохозяйственных культур. Задача – освоить практические рекомендации по противоэпидиомологическому обеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

&КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ. Биологические опасности, зона биологического заражения, кишечные инфекции, инфекция дыхательных путей (аэрозольные), инфекции кровяные (трансмиссивные), инфекции наружных покровов (контактные), дезинфекция, дезинсекция, дератизация, чума, сибирская язва, холера, сыпной тиф, клещевой энцефалит.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Укажите организмы, которые используются в ка­честве бактериологического оружия?

2. Что такое инкубационный период?

3. Укажите инфекционные заболевания животных.

4. Какие инфекции передаются водным путём?

5. Какие инфекционные эаболевания встречаются у людей?

6. Какая болезнь оставляет после себя рубцы на теле и лице?

7. Какие мероприятия по предотвращению распространения и развития инфекционных болезней вы знаете?

8. Что такое эпифитотия?

9. Что надо делать при ЧС биологического характера?

10. Как называется необычно большое распространение заболеваемости животных, как по уров­ню, так и по масштабам распространения, с охватом ряда стран, целых конти­нентов и даже всего земного шара?

ЗАДАНИЯ

1. Назовите основные причины возникновения биологических чрезвычайных ситуаций

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Дополните предложение. Все инфекционные заболевания подразделяются на 4 группы: 1. Кишечные ………………………..; 2. Инфекции ……………………. путей (аэрозольные); 3. ………………………. (трансмиссивные); 4. Инфекции ………………………покровов (контактные).

3. Отметьте в тесте наиболее частый путь передачи особо опасных инфекций: а) половой, б) воздушно-капельный, в) гемотрансфузионный (при переливании крови), г) трансмиссивный (при укусах насекомых).

4. Выберите правильный ответ: Какого пути передачи инфекции не существует: а) воздушно-капельного; б) водного; в) элементарного; г) аспирационного.

5. Выберите правильный ответ: К особо опасным инфекционным заболеваниям людей относятся: а) натуральная оспа; б) ящур; г) пневмония; в) жёлтая ржавчина.

6. Выберите правильный ответ: Заболевания, относящиеся к острымкишечным инфекциям: а) чума; б) сибирская язва; в) брюшной тиф; г) сыпной тиф.

7. Охарактеризуйте инфекционные заболевания, вызывающие эпидемические вспышки в условиях ЧС.

Таблица 32

Инфекционные заболевания, вызывающие эпидемические вспышки в условиях ЧС

Заболевание Источники инфекции Переносчики Пути передачи инфекции Природные очаги на территории России
Чума
Сибирская язва
Холера
Оспа
Тиф (брюшной, сыпной)
Дизентерия
Вирусные гепатиты А,В,Д,Е
Дифтерия
Лихорадка
Бруцеллез
Клещевой энцефалит

8. Перечислите основные особенности возбудителей опасного и особоопасного инфекционного заболевания для человека.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Замените следующие утверждения правильными:

1. Комары являются основными переносчиками клещевого энцефалита…………

Нет, ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2. Педикулез перенося, в основном, мыши………..

Нет, ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

3. Чума – это обычное инфекционное заболевание….

Нет, ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

4. Трансмиссивный путь передачи инфекции – это проникновение её через органы дыхания……..

Нет, ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

5. Человек заражается сибирской язвой от больного человека……

Нет, ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

6. Дикие грызуны являются дополнительными источниками холеры…..

Нет, ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

7. На территории РФ брюшной тиф встречается только в некоторых регионах…..

Нет, ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

8. Вирусные гепатиты А и Е передаются парентеральным путём…

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

9. Основная роль в распространении дифтерии принадлежит кровососущим насекомым… Нет, ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________

10. Источником дизентерии может быть только больной человек……

Нет, ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

11. Решите ситуационную задачу.

В июле 2009 г. в Горном Алтае после землетрясения в одном из санаториев одновременно заболело около 26 человек, в основном дети и подростки. У них была обнаружена желтуха. Источником заражения явилась водопроводная вода, в которую, как оказалась, попали воды из канализационной сети.

1. Какая инфекция поразила детей:

а) жёлтая лихорадка; б) кожная форма чумы; в) вирусный гепатит; г) сыпной тиф;

2. Что в данном случае имеет место:

а) эпизоотия; б) пандемия; в) спорадическое явление; г) эпидемическая вспышка;

3. Обоснуйте выход из данной ситуации? _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

12. Решите ситуационную задачу.

В летнем школьном лагере внезапно заболела группа детей. У них появились боли в животе, рвота, понос с наличием в фекалиях слизи и крови, повысилась температура.

1. Чем заболели дети?______________________________________________

2. Кто мог стать источником болезни? ______________________________________________________________________

3. Что могло стать источником инфекции? _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________

4. Каким путём возбудитель попал в организм детей?__________________________________________________________________

5. Какой должна быть тактика администрации школьного лагеря в данном случае?_________________________________________________________________

13. Выберите правильный ответ:

Профилактическая дезинфекция проводится:

а) многократно до госпитализации больного;

б) постоянно, независимо от наличия инфекционного заболевания;

в) однократно после госпитализации (или смерти) инфекционного больного.

Текущая дезинфекция проводится:

а) многократно до госпитализации больного;

б) постоянно, независимо от наличия инфекционного заболевания;

в) однократно после госпитализации (или смерти) инфекционного больного.

Заключительная дезинфекция проводится:

а) многократно до госпитализации больного;

б) постоянно, независимо от наличия инфекционного заболевания;

в) однократно после госпитализации (или смерти) инфекционного больного.

14. Дайте определения следующих комплексных мероприятий:

Дезинфекция – это _____________________________________________________

________________________________________________________________________

Дезинсекция – это _______________________________________________________

________________________________________________________________________

Дератизация – это _______________________________________________________

________________________________________________________________________

15. Решите следующие задачи:

1. Для обработки рук применяется _______%-й раствор хлорамина. Сколько порошка нужно взять, чтобы приготовить такой раствор в количестве:

Количество (л) Расчёт (г) Расчёт (ч.л.)
5,0    
7,5    
12,0    

2. Рассчитайте, сколько порошка хлорамина потребуется для приготовления 15,0 л водного раствора (_____%) для обеззараживания выделений туберкулёзных больных и предметов ухода за ними?

16. Выберите правильный ответ: комплексные мероприятия в районах стихийных бедствий и катастроф (табл. 33).

Таблица 33

Комплексные мероприятия в районах стихийных бедствий и катастроф

Характер мероприятия   Дезинфекция Дезинсекция Дератизация
Уничтожение бактерий и вирусов      
Данное мероприятие может быть текущим      
Уничтожение членистоногих переносчиков инфекции      
Это мероприятие может быть профилактическим      
Уничтожение бытовых паразитов      
Уничтожение крыс и мышей      
Использование механических орудий лова      
Применение отравленных приманок      
Это мероприятие предупреждает распространение инфекции      
Применяются хлорсодержащие вещества      
Используются отравляющие вещества моментального и накопительного действия-      

17. Отметьте правильные (П) и неправильные (НП) утверждения:

Утверждения П НП
1. Для борьбы с кровососущими насекомыми можно использовать инсектициды, опыляя места массового отдыха людей    
2. В молоке коров и коз может быть обнаружен препарат ДДТ (дуст)    
3. Применение отравленных приманок – эффективный метод борьбы с грызунами    
4. Детям не следует пользоваться репеллентами из-за опасности отравления    
5. Для текущей дезинфекции рекомендуется использовать отравленные приманки    
6. Регулярное банно-прачечное обслуживание предупреждает педикулёз    
7. Для уничтожения кровососущих насекомых водоисточники и леса опыляют ратицидами    
8. Для борьбы с грызунами их норы обрабатывают инсектицидами    
9. Для отпугивания кровососущих насекомых используют репелленты    
10. Основное значение имеют физические и механические способы дезинфекции    
11. Сроки заключительной дезинфекции не имеют значение, главное, чтобы она была проведена    
12. Тщательное проглаживание ткани горячим утюгом делает её стерильной    

18. Решите ситуационную задачу:

Находясь в лесу, мальчик пошёл к дороге через густой ельник по траве. Выбравшись из него, он увидел на руке какое-то насекомое, снял его пальцами и продолжил путь. Через неделю мальчик почувствовал недомогание, небольшую головную боль, а на следующий день у него поднялась температура, которая через два дня нормализовалась, но общее состояние ухудшилось.

1. Какое насекомое мальчик снял с руки? ________________________________

2. Какое заболевание началось? ________________________________________

3. Каким путём его возбудитель попал в организм?_____________________________

_________________________________________________________________

4. Какие ошибки допустил мальчик, увидев на руке насекомое? _________________

__________________________________________________________________

5. Как надо было поступить в этой ситуации?_________________________________

__________________________________________________________________

19. Выберите правильный ответ:

Какое заболевание распространено в Сибири?

а) натуральная оспа;

б) омская геморрагическая лихорадка;

в) вирусная лихорадка денге;

г) холера;

20. Выберите правильный ответ:

Заболевание, не являющееся массовым:

а) дизентерия;

б) пневмония;

в) грипп;

г) натуральная оспа;

21. Выберите правильный ответ:

ЧС, имеющая биологический характер:

а) землетрясение;

б) эпизоотия;

в) сель;

г) гололедица.

22. Выберите правильный ответ:

Заболевание, встречающееся у людей:

а) псевдочума;

б) фитофтороз;

в) жёлтая лихорадка;

г) жёлтая ржавчин;

23. Выберите правильный ответ:

Пути попадания возбудителей особо опасной инфекции в организм:

а) воздушно-капильный;

б) аспирационный;

в) через укусы насекомых и животных;

г) с помощью медицинского зонда – (введение в желудок);

24. Заполните таблицу 34.

Таблица 34

Опасные заболевания домашних животных и птиц

Заболевания Характеристика
Ящур    
Чума свиней    
Псевдочума птиц    

25. Выберите правильный ответ:

Укажите инфекционные заболевания животных:

а) свинка; б) ящур;

в) коклюш; г) паротит;

26. Заполните таблицу 35.

Таблица 35

Опасные поражения сельскохозяйственных культур

Поражения Характеристика
Фитофтороз картофеля    
Стеблевая ржавчина пшеницы и ржи    
Жёлтая ржавчина пшеницы    

27. Выберите правильный ответ:

При оценке эпидемиологической безопасности воды руководствуются наличием в ней:

а) нитратов;

б) органических веществ;

в) патогенных бактерий;

г) сапрофитов;

28. Выберите правильный ответ:

Заболевания, относящиеся к особо опасным карантинным инфекциям:

а) чума;

б) вирусный гепатит Е;

в) клещевой энцефалит;

г) фитофтороз;

29. Закончите предложения:

1. Для предупреждения острых кишечных инфекций необходимо_______________________

_____________________________________________________________________

2. Цель заключительной дезинфекции_______________________________________

________________________________________________________________________

3. Заключительную дезинфекцию проводят (кто? сколько раз?)______________________________________________________________

________________________________________________________________________

4. Целью профилактической дезинфекции в условиях ЧС является __________________________________________________________________

________________________________________________________________________

5. Дикие грызуны являются носителями возбудителей таких инфекций, как _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________

6. Своевременное удаление мусора и отбросов предупреждает появление и распространение ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

7. Наиболее опасными грызунами для человека являются___________________________________________________________________

________________________________________________________________________

8. Для дезинфекции чаще всего используют ________________________________

________________________________________________________________________

9. Действие физических средств и способов дезинфекции основано на _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Выполнил: Проверил:

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ПО ТЕМЕ

( балл – 0,5)

Смерть в стакане воды

В 2006 г. Ангола пережила самую масштабную эпидемию ………………..в своей истории. От неё умерли более 2 000 человек. Болезнетворная бактерия, ……………..вибрион, поражает кишечник и распрорстраняется через всё, куда попадают или заносятся мухами фекалии заболевших, в основном через воду. Главные симптомы – …………………, ………….,…………Организм быстро теряет воду – до 1 л в час. Если не получишь специальный …………………..раствор, можно за считанные часы умереть от обезвоживания. Особенно опасна …………………..для детей и стариков. Инкубационный период………………..

от 6 до 12 часов, поэтому инфекция быстро распространялась по стране людьми, которые даже не подозревали, что заразились. Большинство заражается через грязную воду – во время питья или мытья. Жителям луандских трущоб уберечься почти невозможно. Водопровода там нет. Никакой санобработки эта вода обычно не проходит. В рамках борьбы с эпидемией установили цистерну с бесплатной чистой …………… для населения. Если правительство не наладит безопасное …………………………………., такие трагедии будут повторяться регулярно.

Основная литература

Опубликованная

1. Авсюк Ю.Н. Глобальные изменения среды и климата в сопоставлении с приливной моделью эволюции системы Земля–Луна //Геофизика на рубеже веков. – М.:ГЕОС, 1999. – С.93–106.

2. Акимов В.А., Новиков В.Д., Радаев Н.Н. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации: опасности, угрозы, риски. – М.: ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2001. – 324 с.

3. Алексеев Н.А. Стихийные явления в природе. – М.: Мысль, 1988.– 267 с.

4. Анисимов О.А., Нельсон Ф.Э., Павлов Л.В. Прогнозные сценарии эволюции криолитозоны при глобальных изменениях климата в XXI веке // Криосфера Земли. – 1999. – № 4.– С. 23–29.

5. Апродов В.А. Вулканы. – М.: Мысль, 1982. – 231 с.

6. Архангельский Г.Г. Физическая природа и инфраструктура геопатогенных зон. //Доклады X Всесоюзного семинара: Проблемы геопатогенных зон. М.: НТОРЭС, 1990. – С. 91–98.

7. Асада Т., Исибаси К. и др. Методы прогноза землетрясений. Их примене­ние в Японии. – М.: Недра, 1984. – 259 с

8. Банда В.Е. Картирование геопатогенных зон при застройке больших мас­сивов // Вестник биолокации. – 1996. – № 2. С. 42–47.

9. Баринов А. В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них: учебное пособие для вузов / А. В. Баринов – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 496 с.

10. Будыко М.И. Изменения климата. – Л.: Гидрометеоиздат,1999. – 185 с.

11. Будыко М.И., Голицин Г.С., Израэль Ю.А. Глобальные катастрофы. – М.: Гидрометеоиздат, 1986. – 153 с.

12. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М.: Наука, 1989. – 250 с.

13. Войткевич Г.В. Основы теории происхождения Земли.– М: Наука, 1988.–254 с.

14. Гангнус А. Тайна земных катастроф. – М.: Мысль, 1985. – 190 с.

15. Григорьев А.А., Кондратьев К.Я. Природные и антропогенные экологические катастрофы. Классификация и основные характеристики // Исследование Земли из космоса. – 2000. – № 2, С. 72–82.

16. Громов В.И., Васильев Г.А. Энциклопедия безопасности. – М.: Недра, 1998.–413 с.

17. Гухман Г. Как оценить опасность вероятных чрезвычайных ситуаций для населения и территорий России? // Энергия, 2003. – № 3.– С. 33–35.

18. Гущенко И.И. Извержение вулканов мира. – М.: Наука, 1979. – 190 с.

19. Действующие вулканы Камчатки. В 2-х томах. – М.: Наука, 1992. – 486 с.

20. Еганов Ю.В. Обеспечение защиты персонала предприятий и населения в чрез­вычайных ситуациях. Часть 1. – Обнинск, 1992. – 213 с.

21. Зилинг Д.Г., Харькина М.А. Проблемы оценки воздействия геологических процессов на человека //Геология западного Урала на пороге XXI века. Материалы рег. науч. конф., Пермь, 1999. – С. 106–107.

22. Знание, 1989. – № 7. – 189 с.

23. Иванов О.П. Воздействие космических тел на биосферу Земли //Сб. «Жизнь Земли» – М.: ГЕОС, 1993. – С. 56–65.

24. Иванов О.П. Воздействие космических тел на биосферу Земли. – М., 1993. – С. 56–65.

25. Исаева Л. К. Основы экологической безопасности при природных катастрофах: учебное пособие для слушателей и курсантов высших пожарно-технических образовательных учреждений МЧС России – М.: Академия, 2003. – 158 с.

26. Комаров В.Н. Тайны космических катастроф. – М.:Вече, 1999. – С. 496.

27. Комплект карт общего сейсмического районирования территории Российской Федерации – ОСП-97. Масштаб 1:8000000 / В.И. Уломов, Л.С. Шумилина. Объяснительная записка и список городов и населённых пунктов, расположенных в сейсмоопасных районах. – М.:ОИФЗ РАН,1999. – 57 с.

28. Косолапов В.Б. Метеорология и климатология. Учебное пособие. – Чебокса­ры, 2002. – 326 с.

29. Круть Н.В. Введение в общую теорию Земли. – М.: Мысль, 1978.– 124 с.

30. Крючек Н.А. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: учебно-метод. пособие для занятий с населением / Н. А. Крючек, В. Н. Латчук. – Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий // под ред. Г. Н. Кириллова – М.: НЦ ЭНАС, 2005. – 152 с.

31. Ланда В.Е., Кузьмин А.К., Захаров П.А. Геопатогенные зоны и экология cреды обитания // Фундаментальные проблемы естествознания: мат.межд. научного конгресса. – СПб, 1998. – С. 117.

32. Мазур О. П. Иванов И. И. Опасные природные процессы: вводный курс: учебник для вузов. – М.: Экономика, 2004. – 702 с.

33. Матвеев Л.Т. Теория общей циркуляции атмосферы. – М.: Гидрометеоиздат, 1991. – 241 с.

34. Методические рекомендации по организации и проведению меро­приятий при угрозе затопления населенных пунктов и территорий. – М., 1999. – 253 с.

35. Мировой водный баланс и водные ресур­сы Земли. – Л., Гидрометеоиздат,1974.– 321с.

36. Михайлов В. Я., Добровольский А. Д. Об­щая гидрология. – М., Наука,1991.– 302 с.

37. Моги К. Предсказание землетрясений. – М.: Мир, 1988. – 267 с.

38. Мягков С. М. География природного риска. М.: МГУ, 1995. – 297 с.

39. Мягков С.М. География природного риска. – М., Недра, 1995. – 321 с.

40. Наливкин Д.В. Ураганы, бури и смерчи. – М.: Мир, 1970. – 123 с.

41. Науки о Земле. Современное естествознание: Энциклопедия в 10 томах. Т.9. – М.: Наука, 2001. – 524 с.

42. Осипов В.И. Мегаполисы под угрозой природных катастроф // Вестник РАН. – 1996. – № 9. – 28–45.

43. Осипов В.И. Природные катастрофы на рубеже XXI века // Вестник РАН. – Т. 71. – № 4.– С. 291–302.

44. Осипов В.И. Природные катастрофы на рубеже XXI века //Вестник РАН. – Т. 71 – № 4. – С. 291–302.

45. Оценка и управление природными рисками //Материалы общероссийской конференции «Риск-2000». – М.: Анкал, 2001. – 312 с.

46. Петухов И.М., Батугина И.М. Геодинамика недр. – М.: Недра, 1996. – 217 с.

47. Порфирьев Б.Н. Управление в чрезвычайных ситуациях: проблемы теории и практики. Серия Проблемы безопасности: чрезвычайные ситуации. – Т. 1. М.: ВИНИТИ, 1991. – С. 167–189.

48. Природные опасности России. Сейсмические опасности /Под ред. В.И. Осипова, С.К. Шойгу. – М.: Недра,2001. – 287 с.

49. Ракипова Л.Р. Тепловой режим атмосферы. – Л.: Гидрометеоиздат, 1967. – 297 с.

50. Резанов И.А. Великие катастрофы Земли. – М.: Наука, 1980. – 275 с.

51. Рингвуд А.Е. Состав и происхождение Земли.– М: Наука, 19881.– 284 с.

52. Садикова И. Б. 1000 + 1 совет туристу. Школа выживания. – Минск, 1999. –341 с.

53. Соболев Г.А. Основы прогноза землетрясений. – М.: Недра, 1993. – 197 с.

54. Сергеев В С. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие для студентов вузов / В. С. Сергеев; Московский открытый социальный университет; науч. ред. А. И. Меняйлов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Академический проект : Константа, 2007. – 464 с.

55. Таинственное Эль-Ниньо // Наука в России. – 1993. – № 1. – С. 103–124.

56. Теория и методология экологической геологии / Под ред. В.Т. Трофимова. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – 497 с.

57. Учебник спасателя // Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. – М., Наука, 1997. – 402 с.

58. Хаин В.Е., Ломизе М.Г. Геотектоника с основами геодинамики. – М.: Недра,1995. – 488 с.

59. Хромов С. П., Петросянц М. А. Метеоро­логия и климатология.– М., Наука,1994. – 274 с.

60. Шебалин Н.В. Закономерности в природных катастрофах. Сер. Знание. Науки о Земле. – М: Знание, 1985. – № 11.– С. 25–29.

61. Шейдеггер А.Е. Физические аспекты природных катастроф. – М.: Недра, 1981. – 284 с.

62. Шойгу С. К. Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах. – М.: Энергоатомоиздат, 1990. – 380 с.

63. Щетников Н.А. Цунами. – М.: Наука, 1981. – 273 с.

64. Эйгенсон М.С. Солнце, погода и климат. – Л.: Гидрометеоиздат, 1983. – 273 с.

65. Яновский Б.М. Земной магнетизм. – Л.: Изд-во ЛГУ,1963.– 457 с.

66. Ясманов Н.А. Галактический год и периодичность геологических событий // Докл. РАН 1992. – № 3. – С. 373–375.

Нормативная

67. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68 –ФЗ.

68. «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69 – ФЗ.

69. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 мая 2007 г. № 304 (Постановление Правительства РФ)

70. СНиП 22–01–95. Геофизика опасных природных воздействий. – Постановление Минстроя России от 27.11.1995 N 18-100 от 27.11.1995 N 22-01-95

71. СНиП 11–02–96. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. – Госстрой России,1997. – 40 с.

72. СНиП 22–02–2003. Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения. – Госстрой России, 2004. – 41 с.

73. ГОСТ Р 22.1.02–95 БЧС. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения. Введён 01.01.1997 г.

74. ГОСТ Р 22.0.03 –95 БЧС. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.

75. ГОСТ Р 22.1.06 –99 БЧС. Мониторинг и прогнозирование опасных геологических явлений и процессов. Общие требования.

Учебное издание

КРЕПША Нина Владимировна

ОПАСНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Учебное пособие

(Рабочая тетрадь)

Научный редактор доктор технических наук,
профессор Р.Р. Ахмеджанов

Редактор Н.В.Крепша

Компьютерная верстка И.О. Фамилия

Дизайн обложки И.О. Фамилия

Подписано к печати . ..2012. Формат 60х84/16. Бумага «Снегурочка». Печать XEROX. Усл. печ. л. . Уч.-изд. л. . Заказ . Тираж 100 экз.
Вы увидели пожар по лесу, на значительном расстоянии. - student2.ru Национальный исследовательский Томский политехнический университет Система менеджмента качества Издательства Томского политехнического университета сертифицирована NATIONAL QUALITY ASSURANCE по стандарту BS EN ISO 9001:2008 Вы увидели пожар по лесу, на значительном расстоянии. - student2.ru
Вы увидели пожар по лесу, на значительном расстоянии. - student2.ru . 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30 Тел./факс: 8(3822)56-35-35, www.tpu.ru

Наши рекомендации