Описание очевидца. Землетрясение в Лиссабоне
«Беда случилась внезапно. Утром, еще не одетый, я услышал треск. Я побежал посмотреть, в чем дело. Каких только ужасов я не насмотрелся. Больше, чем на локоть земля то поднималась вверх, то опускалась. Дома рушились со страшным грохотом. Возвышающийся над нами монастырь раскачивался из стороны в сторону, грозя каждую минуту раздавить нас. Страшной казалась и земля, которая могла поглотить нас живыми. Людям не было видно друг друга: солнце было в каком-то мраке. Казалось, что настал день страшного суда. Это трясение длилось более 8 минут. Затем все успокоилось.
Мы бросились на площадь, лежащую невдалеке. Пробираться пришлось среди разрушенных домов и трупов, не раз рискуя погибнуть. На площади собралось не менее 4000 человек: одни полуодеты, другие совсем нагие. Многие были ранены, лица у всех были покрыты смертельной бледностью. Находившиеся среди нас священники давали общее отпущение грехов. Чудные громадные церкви, подобных которым нет и в самом Риме, были разрушены. Вечером, в 11 часов в разных местах показался огонь. Со вторым толчком связана еще одна трагедия. Многие жители искали спасения от землетрясения на набережной реки, которая привлекала их своей прочностью. Приземистая и массивная набережная казалась очень надежной. Но с новыми ударами фундамент начал оседать и все сооружение вместе с обезумевшими от ужаса людьми бесследно исчезло в водной стихии. Спастись никому не удалось».
О каком стихийном бедствии идёт речь и в какой стране (горы ) в рассказе очевидца_________________________________________________________________
Интенсивность данного землетрясения по шкале Рихтера М =_______________
Интенсивность данного землетрясения по шкале МSК-64 баллах ______________
Какое вторичное стихийное бедствие сопутствовало землетрясению____________
Как называются сейсмические толчки, возникающие после главного удара _______
Как действовать людям в этой ситуации? Ошибка?___________________________
Число жертв Лиссабонского землетрясения__________________________________
Таблица 13
12-балльная шкала интенсивности (МSК–64)
I – III | слабые |
IV – V | ощутимые |
VI –VII | сильные (разрушаются ветхие постройки) |
VIII | разрушительные (частично разрушаются прочные здания, падают фабричные трубы) |
IX | опустошительные (разрушается большинство зданий) |
X | уничтожающие (разрушаются мосты, возникают оползни, обвалы) |
XI | катастрофические (изменяется ландшафт) |
XII | губительные катастрофы (изменение рельефа на обширной территории) |
12. Дополните предложение: Магнитуда – мера ………………… при толчке …………… сейсмических волн. Формула _________________________
13. Дополните предложение:Верхней границей шкалы магнитуд принято считать значение М =……. Ему соответствует энергия толчка Е = 10……. Дж. Увеличению энергии толчка землетрясения примерно 30 раз соответствует увеличению магнитуды толчка на ……. единицу.
14. Дополните предложение:Сила землетрясения ……….. пропорциональна интенсивности колебаний в гипоцентре, и ………….. пропорциональна ……………….. ……………………. от центра землетрясения.
15. Дополните предложение. Сила землетрясений зависит также от ………… пород, через которые проходит сейсмическая волна. При прохождении через рыхлые породы и через породы с различными коэффициентами упругости сейсмическая волна ослабевает ………………., чем когда она проходит по однородным скальным породам.
16. Решите задачу.Проектируетсястроительство2-хжилых кирпичных девятиэтажных дома с железобетонным перекрытием на ленточном фундаменте в разных районах г. Петропавловск – Камчатский. По карте сейсмического районирования вся территория относится к 9-бальной. Было выявлено, что фундамент 1-ого жилого дома будет находиться на скальном основании (граниты), а фундамент 2-го – на песчано-глинистых грунтах с глубиной залегания грунтовых вод 3,2 м.
1.Оценить последствия землетрясений и степень разрушения обеих сооружений, указав возможный балл сейсмичности участков строительства______________________________________________________________________
2. Какой тип фундамента целесообразно предложить при строительстве 2-го жилого дома__________________ __________________________________________
3. В какой части здания следует в первую очередь ожидать разрушения. Почему?__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Решите задачу.Известно, что до 10 % энергии, выделяющейся при землетрясении, превращается в энергию сейсмических волн. В соответствии с двумя видами деформаций горных пород в литосфере существует два вида волн: продольные волны (Р-волны) – это волны сжатия-растяжения, колебание которых осуществляется вдоль линии их распространения и поперечные волны (S-волны) – волны сдвига; колебание волн сдвига происходит в плоскости, перпендикулярной линии распространения волны. Скорость продольных волн больше скорости поперечных
(vp@1,73 vs) , в жидких и газообразных средах (m=0) поперечные волны отсутствуют. Запись сейсмических колебаний осуществляется 2-мя сейсмостанциями, расположенными на поверхности Земли (рис. 16). Первыми от землетрясения на сейсмостанцию приходят продольные волны, затем поперечные и поверхностные. Последним соответствуют максимальные колебания почвы, и именно они вызывают разрушения на поверхности Земли.
Рис. 16. Схематический разрез области землетрясения (а) и запись сейсмических волн (б): 1 – очаг землетрясения; 2 – направление распространения сейсмических волн; 3 – направления колебаний; О – гипоцентр очага; О¢ – эпицентр; L – поверхностные волны; а – амплитуда смещения почвы |
На рис. 16 показана глубина гипоцентра (h) и эпицентральное расстояние
(D – расстояние от эпицентра до сейсмостанции). Глубина гипоцентра и эпицентральное расстояние определяются из выражения:
(ts –tp). ,
где ts и tp – время прихода поперечной и продольной волн.
Дано: Скорости распространения волн равны: Vp=3,5 км/с, Vs=Vp/ ;
Определить глубину (h) гипоцентра данного землетрясения по формуле и данным в таблице, используя разницу прихода продольной и поперечной сейсмической волн.
Номер землетрясения (варианта) | ts, с | tp, с |
141,3 | 110,0 | |
241,0 | 203,5 | |
158,8 | 115,0 | |
530,0 | 480,0 |
18. Дополните предложение. Основными причинами несчастных случаев при землетрясениях являются:
1) ………………………. отдельных частей зданий, балконов, кирпичей, стёкол;
2) ……………………….. разорванных электрических …………………….;
3) ……………, вызванные утечкой газа из повреждённых труб;
4) ………………………..действия людей в результате паники.
19. Составьте таблицу организации мероприятий при защите от землетрясения
Предупредительные мероприятия | Профилактические мероприятия | Действия в чрезвычайных ситуациях |
20.Дополните предложение.Вулканизм – это совокупность …………………., протекающих в ………….. коре и под ней, приводящих к прорыву …………………….. масс – …………. – на поверхность Земли. Вулканические извержения связаны с подъемом …………….. вдоль трещин и цилиндрических каналов.
21. Дайте названия основным частям в строении вулкана (рис. 17).
Рис. 17. Схема строения вулкана
22. Ответьте на вопрос. Что же собой представляют продукты извержений вулканов?
Вулканические газы ____________________________________________________
Лавы____________________________________________________________________
Твердые продукты_______________________________________________________
23. Ответьте на вопрос. В чём заключается глобальная «созидательная» функция вулканов?
1)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
3)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
4)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
24. Ответьте на вопрос. Какие вы знаете рекомендации по защите при извержении вулканов?
Как подготовиться к извержению вулкана? | Как действовать во время извержения вулкана? | Как действовать после извержения вулкана? |
Подпись студента Подпись преподавателя
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ПО ТЕМЕ
( балл – 1)
Решите задачи. Установите связь между значением магнитуды, глубиной гипоцентра и количеством баллов в эпицентре.
Эта связь может быть прослежена, если воспользоваться номограммой, представленной на рис. 18. Изображены вертикальные шкалы: шкала 1 – глубина гипоцентра землетрясения в километрах (шкала логарифмическая), шкала 2 – количествобаллов, характеризующее степень сотрясений и разрушений (интенсивность подземного толчка), шкала 3–магнитуда толчка. Масштабы шкал и их относительное расположение на номограмме подобраны таким образом, что если провести прямую линию через точку на шкале 1, соответствующую глубине гипоцентра, и точку на шкале 3, отвечающую значению магнитуды, то пересечение данной прямой со шкалой 2укажет балльность данного землетрясения, оцениваемую в эпицентре.
Рис. 18.
Задача 1. Какое землетрясение оказывается разрушительнее?
Характеристики первого землетрясения: магнитуда 3,1, глубина гипоцентра 3 км. Характеристики второго землетрясения: магнитуда 6,2, глубина гипоцентра 100 км. Требуется сравнить балльности этих землетрясений в их эпицентрах.
Вывод_______________________________________________________
Задача 2. Оценить балльность данного землетрясения в его эпицентре?|
Сейсмограф, находящийся на расстоянии D = 100 км от эпицентра землетрясения, зарегистрировал интервал D t = 24 с между временем прихода Р-волны и S-волны. Используя этот результат и измерив максимальную амплитуду колебаний на сейсмограмме, сейсмолог заключил, что магнитуда землетрясения равна М = 7,4. Скорость Р-волны Vp = 5,5 км/с, скорость S -волны Vs = 3,4 км/с.
Решение_______________________________________________________________
Ответ________________________________________________________
Занятие 5