Практикум: учимся писать эссе по географии
Раздел I. Коротко о главном
· Этапы формирования умений и навыков написания эссе
· Эксперты советуют
· Консультация эксперта
· Критерии проверки и оценивания выполнения задания с развернутым ответом
Раздел II. Учебно-тренировочные задания
· Алгоритм работы эксперта
· Учимся писать эссе
Задания.
Приложения.
Список литературы.
РАЗДЕЛ I. КОРОТКО О ГЛАВНОМ
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ ЭССЕ
Умения и навыки написания эссе по географии, как показывает опыт, закладываются в основной школе в 5-9 классах и окончательно формируются в старшей школе.
Основная школа: 5-9 классы.
1. Обучение развернутому ответу с элементами аргументации посредством приема незаконченного предложения»: «Я считаю (думаю и др.), что..., так как...»
2. Введение понятий «тезис», «аргумент» (аспект)
3. Обучение подбору аргументов в поддержку и опровержение какого-либо положения, позиции и т.д. с опорой на изученные обществоведческие понятия и термины
4. Обучение приемам аргументации собственной позиции в ходе ведения учебных дискуссий
Уже в шестом классе можно учить учеников писать эссе. Как пример эссе: «Описание моря».
Ученикам дается список морей для описания:Черное, Балтийской, Белое. Баренцево, Саргассово, Охотское. Ученики могут выбрать самостоятельно море для описания, но должны проконсультироваться с учителем. Затем, ученики работают над сбором информации о данном море (работа с картами, энциклопедиями, Интернет ресурсами).
Поскольку это эссе их первый опыт работы, ученикам предлагается инструкция, которая поможет им структурировать работу.
Инструкция
Напиши эссе ОПИСАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ, используя типовой план учебника
II. Обоснование выбора (тип речи – рассуждение)
Аспекты:
познавательный (я хочу познать новое; я хочу обогатить знания; я знаю, что это интересный географический объект, но я о нем мало знаю);
личный опыт (я там был, читал, видел по телевизору передачу…).
II. Основная часть эссе – аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала, в основной части раскрывается главная мысль, которую желательно подкрепить точными фактами, яркими описаниями
Примечание: Не нужно ставить цифры и отвечать на пункты плана, изложение должно быть логическим, но каждый пункт плана может быть выделен новым абзацем. Каждый абзац – предыдущий и последующий – должны быть связаны между собой. Так достигается целостность работы. Не надо забывать о том, что эссе присуще эмоциональность и художественность изложения.
III. Заключение.В заключении необходимо выделить главную мысль эссе. Надо найти самую эффективную фразу, мысль, цитату – такую, которой можно было бы закончить работу.
На помощь учителю приходит прием «незаконченного предложения», использовать который возможно на различных этапах урока в соответствии с поставленными целями. Хотелось бы обратить внимание на применение данного приема при работе с вопросами и заданиями, предложенными авторами учебника и ориентированными на актуализацию жизненного опыта учащихся, что особенно значимо на начальном этапе изучения географии.
При введении данного приема впервые желательно, чтобы учитель первым выразил свое мнение по рассматриваемому вопросу, построив предложение по заданному «шаблону»: это не только служит образцом выполнения задания, но и позволяет создать столь необходимую на уроке географии атмосферу доверия, доброжелательности, сотрудничества.
Учащиеся, как правило, довольно быстро, осваивают предложенный эталон ответа и без особых затруднений переносят его на задания более высокого уровня сложности (например, на задания, предлагающие дать суждения по предложенному высказыванию, ситуации и др.).
В 5 классе можно использовать прием «Метафорические карты» - описание по картинке объекта.
В 6 классе ученики, освоившие этот прием, гораздо увереннее составляют мини-рассказ по рубрике учебника «Ключевые слова». Составляют рассказ, пишут мини-сочинение по типовым планам.
План характеристики карты
1. Название карты.
2. Вид карты по масштабу.
3. Вид карты по охвату территории.
4. Вид карты по содержанию.
5. Виды информации, получаемой с использованием данной карты.
План описания рельефа территории
1. Название территории.
2. Определение общего характера рельефа территории.
3. Названия форм рельефа на описываемой территории.
4. Положение форм рельефа на описываемой территории.
5. Наибольшая абсолютная высота на описываемой территории.
6. Наименьшая абсолютная высота на описываемой территории.
7. Амплитуда колебания высот на описываемой территории.
8. Преобладающие высоты на описываемой территории.
План описания формы рельефа
1. Название формы рельефа.
2. Названия карт, необходимых для составления описания.
3. Положение формы рельефа на территории материка.
4. Направление протяжённости формы рельефа.
5. Наибольшая абсолютная высота.
6. Преобладающие высоты.
План описания географического положения формы рельефа
1. Название формы рельефа.
2. Положение на материке или на дне Мирового океана.
3. Положение между параллелями.
4. Положение между меридианами.
5. Протяжённость по направлениям в градусах и километрах.
6. Положение относительно других природных объектов.
План описания моря
1. Название моря.
2. Название океана, в состав которого входит море.
3. Положение моря в пределах океана.
4. Положение моря между параллелями.
5. Положение моря между меридианами .
6. Протяжённость моря по направлениям в градусах и километрах.
7. Омываемые участки суши.
8. Соседние моря и океаны. Приливы, соединяющие море с другими гидрографическими объектами.
9. Максимальная глубина моря.
10. Распределение глубин.
План описания реки
1. Название реки.
2. Положение на материке.
3. Положение относительно других природных объектов.
4. Где берёт начало.
5. Координаты истока.
6. Куда впадает.
7. Координаты устья.
8. Принадлежность реки морскому (океаническому) бассейну.
9. Положение между параллелями.
10. Положение между меридианами.
11. Направление течения.
12. Зависимость характера течения реки от рельефа. Тип реки.
13. Правые притоки.
14. Левые притоки.
План описания озера
1. Название озера.
2. Положение на материке.
3. Положение относительно других природных объектов.
4. Принадлежность к морскому (океаническому) бассейну.
5. Положение между параллелями.
6. Положение между меридианами.
7. Протяжённость озера по направлениям в градусах и километрах.
8. Тип по происхождению озёрной котловины.
9. Тип по наличию или отсутствию стока воды.
10. Тип по химическому составу воды.
Источник: Домогацких, Е.М., Алексеевский, Н.И. География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский.– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 224 с.
В 7 классе, в курсе «География. Материки и океаны» – прописаны типовые планы «Характеристика материка», усложняем задание: По типовому плану пишите географическое положение Африки. Составив связный красивый рассказ. Составьте визитную карточку Южной Америки по типовому плану. Разработайте рекламный буклет туристической фирмы для привлечения туристов в Австралию, используя типовой план описания материка.
В 8 классе, приступая к преподаванию курса «География России учитель принимает во внимание, что у учащихся навык развернутого аргументированного ответа еще не сформирован. Большинство учеников испытывают затруднения при формулировании ответа, который чаще всего бывает односложным. Между тем развернутое аргументированное суждение — необходимый элемент эссе.
В 9 классе, по мере освоения учащимися данной формы развернутого ответа, вводятся понятия «тезис», «аргумент». Схема первичной отработки вводимых понятий предполагает следующий алгоритм учебной деятельности:
1) ученикам предлагается выполнить письменно задание по изучаемой теме по уже освоенному ими «шаблону» «незаконченного предложения»;
2) введение непосредственно самих понятий «тезис», «аргумент» (возможно, в занимательной форме);
3) учащимся предлагается в своих ответах выделить тезис и аргумент (возможен обмен тетрадями, если ранее применялись и детьми приняты формы взаимопроверки);
4) обсуждение полученных результатов с обязательным словесным поощрением и при необходимости с корректировкой (желательно привлечение мнения одноклассников);
5) в качестве домашнего задания предлагается письменно выполнить 1-2 задания из изучаемой темы (обязательно на выбор), предполагающих конструирование ответа по шаблону, и выделить в ответе тезис и аргумент (аргументы).
Поскольку в 6-9 класса учащиеся уже овладели приемом незаконченного предложения, поэтому следующий этап предполагает обучение подбору аргументов для поддержки и опровержения какого-либо положения, позиции с опорой на изученные географические понятия и с использованием терминологии.
Первоначально для выполнения задания учащимся предлагается использовать в ответе определенный учителем круг понятий и терминов.
Предложенный перечень понятий и терминов уже сам по себе является стимулом к активной мыслительной деятельности ученика, к привлечению его собственного жизненного опыта или известных примеров. Впервые задание такого характера целесообразно дать на дом с последующим разбором на уроке. Далее в процессе учебной деятельности возможно применение различных приемов и форм учебной работы в целях дальнейшего закрепления осознанного использования в ответе понятий и терминов. Возможна, например, постановка следующих опережающих заданий на дом:
1) произвести подбор понятий и терминов, с помощью которых можно раскрыть суть предлагаемого суждения или афоризма;
2) произвести подбор суждений, примеров по изучаемой теме. В первом случае на уроке эффективны различные варианты организации учебной деятельности: каждый ученик работает со своей «домашней заготовкой»; происходит обмен «домашними заготовками» между учащимися; если отработан навык групповой работы, возможна организация работы в группах. При использовании второго задания на уроке при различных вариантах организации учебной деятельности фактически пишется эссе (необходимо сразу же объявить учащимся, что данный вид работы ограничен по времени и объему).
Далее обучение приемам аргументации собственной позиции проводится в ходе учебных дискуссий. Желательно (при наличии резерва учебного времени) отвести один урок на более подробное ознакомление учащихся с понятием «дискуссия», формами и методами, правилами ее ведения.
Коллекционирование клише.В качестве одного из вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях. Такую «копилку» можно собирать вместе с учащимися.
Составление портфолио ученических эссе.Хорошим подспорьем в работе станет составление портфолио ученических эссе,написанных по географии. Принципы подбора работ могут быть самыми разными:
- это могут быть все работы, написанные учеником за определенное время (такая коллекция будет важна для самого школьника и педагога, поскольку по ней можно проследить, каким образом менялось качество написания эссе: от чего ушли и к чему пришли, можно ли отметить рост, движение вперед);
- портфолио может составляться только из лучших работ одного или нескольких учащихся (тогда им можно пользоваться для предъявления «образца», «эталона» написания эссе).
ЭТО ВАЖНО!
Обучая школьников написанию сочинения-рассуждения, учитель должен предъявлять определенные требования к данному виду работы:
1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
5. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.