Практикум: учимся писать эссе по географии

Раздел I. Коротко о главном

· Этапы формирования умений и навыков написания эссе

· Эксперты советуют

· Консультация эксперта

· Критерии проверки и оценивания выполнения задания с развернутым ответом

Раздел II. Учебно-тренировочные задания

· Алгоритм работы эксперта

· Учимся писать эссе

Задания.

Приложения.

Список литературы.

РАЗДЕЛ I. КОРОТКО О ГЛАВНОМ

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ ЭССЕ

Умения и навыки написания эссе по географии, как показывает опыт, закладываются в основной школе в 5-9 классах и окончательно формиру­ются в старшей школе.

Основная школа: 5-9 классы.

1. Обучение развернутому ответу с элементами аргументации посредством при­ема незаконченного предло­жения»: «Я считаю (думаю и др.), что..., так как...»

2. Введение понятий «тезис», «аргумент» (аспект)

3. Обучение подбору аргумен­тов в поддержку и опровер­жение какого-либо положения, позиции и т.д. с опорой на изученные обществоведчес­кие понятия и термины

4. Обучение приемам аргументации собственной пози­ции в ходе ведения учебных дискуссий

Уже в шестом классе можно учить учеников писать эссе. Как пример эссе: «Описание моря».

Ученикам дается список морей для описания:Черное, Балтийской, Белое. Баренцево, Саргассово, Охотское. Ученики могут выбрать самостоятельно море для описания, но должны проконсультироваться с учителем. Затем, ученики работают над сбором информации о данном море (работа с картами, энциклопедиями, Интернет ресурсами).

Поскольку это эссе их первый опыт работы, ученикам предлагается инструкция, которая поможет им структурировать работу.

Инструкция

Напиши эссе ОПИСАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ, используя типовой план учебника

II. Обоснование выбора (тип речи – рассуждение)

Аспекты:
познавательный (я хочу познать новое; я хочу обогатить знания; я знаю, что это интересный географический объект, но я о нем мало знаю);

личный опыт (я там был, читал, видел по телевизору передачу…).
II. Основная часть эссе – аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала, в основной части раскрывается главная мысль, которую желательно подкрепить точными фактами, яркими описаниями

Примечание: Не нужно ставить цифры и отвечать на пункты плана, изложение должно быть логическим, но каждый пункт плана может быть выделен новым абзацем. Каждый абзац – предыдущий и последующий – должны быть связаны между собой. Так достигается целостность работы. Не надо забывать о том, что эссе присуще эмоциональность и художественность изложения.

III. Заключение.В заключении необходимо выделить главную мысль эссе. Надо найти самую эффективную фразу, мысль, цитату – такую, которой можно было бы закончить работу.

На помощь учителю приходит прием «незаконченного предложения», использовать который возможно на различных этапах урока в соответствии с поставленными целями. Хотелось бы обратить внимание на применение данного приема при работе с вопросами и заданиями, предложенными авторами учебника и ориентированными на актуализацию жизненного опыта учащихся, что особенно значимо на начальном этапе изучения географии.

При введении данного приема впервые желательно, чтобы учитель первым выразил свое мнение по рассматриваемому вопросу, построив предложение по заданному «шаблону»: это не только служит образцом выполнения задания, но и позволяет создать столь необходимую на уроке географии атмосферу доверия, доброжелательности, сотрудничества.

Учащиеся, как правило, довольно быстро, осваивают предложенный эталон ответа и без особых затруднений переносят его на задания более высокого уровня сложности (например, на задания, предлагающие дать суждения по предложенному высказыванию, ситуации и др.).

В 5 классе можно использовать прием «Метафорические карты» - описание по картинке объекта.

В 6 классе ученики, освоившие этот прием, гораздо увереннее составляют мини-рассказ по рубрике учебника «Ключевые слова». Составляют рассказ, пишут мини-сочинение по типовым планам.

План характеристики карты

1. Название карты.

2. Вид карты по масштабу.

3. Вид карты по охвату территории.

4. Вид карты по содержанию.

5. Виды информации, получаемой с использованием данной карты.

План описания рельефа территории

1. Название территории.

2. Определение общего характера рельефа территории.

3. Названия форм рельефа на описываемой территории.

4. Положение форм рельефа на описываемой территории.

5. Наибольшая абсолютная высота на описываемой территории.

6. Наименьшая абсолютная высота на описываемой территории.

7. Амплитуда колебания высот на описываемой территории.

8. Преобладающие высоты на описываемой территории.

План описания формы рельефа

1. Название формы рельефа.

2. Названия карт, необходимых для составления описания.

3. Положение формы рельефа на территории материка.

4. Направление протяжённости формы рельефа.

5. Наибольшая абсолютная высота.

6. Преобладающие высоты.

План описания географического положения формы рельефа

1. Название формы рельефа.

2. Положение на материке или на дне Мирового океана.

3. Положение между параллелями.

4. Положение между меридианами.

5. Протяжённость по направлениям в градусах и километрах.

6. Положение относительно других природных объектов.

План описания моря

1. Название моря.

2. Название океана, в состав которого входит море.

3. Положение моря в пределах океана.

4. Положение моря между параллелями.

5. Положение моря между меридианами .

6. Протяжённость моря по направлениям в градусах и километрах.

7. Омываемые участки суши.

8. Соседние моря и океаны. Приливы, соединяющие море с другими гидрографическими объектами.

9. Максимальная глубина моря.

10. Распределение глубин.

План описания реки

1. Название реки.

2. Положение на материке.

3. Положение относительно других природных объектов.

4. Где берёт начало.

5. Координаты истока.

6. Куда впадает.

7. Координаты устья.

8. Принадлежность реки морскому (океаническому) бассейну.

9. Положение между параллелями.

10. Положение между меридианами.

11. Направление течения.

12. Зависимость характера течения реки от рельефа. Тип реки.

13. Правые притоки.

14. Левые притоки.

План описания озера

1. Название озера.

2. Положение на материке.

3. Положение относительно других природных объектов.

4. Принадлежность к морскому (океаническому) бассейну.

5. Положение между параллелями.

6. Положение между меридианами.

7. Протяжённость озера по направлениям в градусах и километрах.

8. Тип по происхождению озёрной котловины.

9. Тип по наличию или отсутствию стока воды.

10. Тип по химическому составу воды.

Источник: Домогацких, Е.М., Алексеевский, Н.И. География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский.– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 224 с.

В 7 классе, в курсе «География. Материки и океаны» – прописаны типовые планы «Характеристика материка», усложняем задание: По типовому плану пишите географическое положение Африки. Составив связный красивый рассказ. Составьте визитную карточку Южной Америки по типовому плану. Разработайте рекламный буклет туристической фирмы для привлечения туристов в Австралию, используя типовой план описания материка.

В 8 классе, приступая к преподава­нию курса «География России учитель принимает во внимание, что у учащихся навык развернутого аргументированного ответа еще не сформирован. Большинство учеников ис­пытывают затруднения при формулиро­вании ответа, который чаще всего быва­ет односложным. Между тем разверну­тое аргументированное суждение — не­обходимый элемент эссе.

В 9 классе, по мере освоения учащимися данной формы развернутого ответа, вводятся понятия «тезис», «аргумент». Схема первичной отработки вводимых поня­тий предполагает следующий алгоритм учебной деятельности:

1) ученикам предлагается выполнить письменно задание по изучаемой теме по уже освоенному ими «шаблону» «незаконченного предложения»;

2) введение непосредственно самих понятий «тезис», «аргумент» (возмож­но, в занимательной форме);

3) учащимся предлагается в своих ответах выделить тезис и аргумент (возможен обмен тетрадями, если ранее применялись и детьми приняты формы взаимопроверки);

4) обсуждение полученных результа­тов с обязательным словесным поощре­нием и при необходимости с корректи­ровкой (желательно привлечение мне­ния одноклассников);

5) в качестве домашнего задания предлагается письменно выполнить 1-2 задания из изучаемой темы (обязатель­но на выбор), предполагающих констру­ирование ответа по шаблону, и выде­лить в ответе тезис и аргумент (аргу­менты).

Поскольку в 6-9 класса учащиеся уже овладели приемом незаконченного предложения, поэтому следующий этап предполагает обу­чение подбору аргументов для под­держки и опровержения какого-либо положения, позиции с опорой на изу­ченные географические понятия и с использованием терминологии.

Первоначально для выполнения за­дания учащимся предлагается исполь­зовать в ответе определенный учителем круг понятий и терминов.

Предложенный перечень понятий и терминов уже сам по себе является сти­мулом к активной мыслительной дея­тельности ученика, к привлечению его собственного жизненного опыта или из­вестных примеров. Впервые задание такого характера целесообразно дать на дом с последующим разбором на уроке. Далее в процессе учебной дея­тельности возможно применение раз­личных приемов и форм учебной рабо­ты в целях дальнейшего закрепления осознанного использования в ответе по­нятий и терминов. Возможна, напри­мер, постановка следующих опережаю­щих заданий на дом:

1) произвести подбор понятий и тер­минов, с помощью которых можно рас­крыть суть предлагаемого суждения или афоризма;

2) произвести подбор суждений, примеров по изучаемой теме. В первом случае на уроке эффектив­ны различные варианты организации учебной деятельности: каждый ученик работает со своей «домашней заготов­кой»; происходит обмен «домашними заготовками» между учащимися; если отработан навык групповой работы, возможна организация работы в груп­пах. При использовании второго зада­ния на уроке при различных вариантах организации учебной деятельности фактически пишется эссе (необходимо сразу же объявить учащимся, что дан­ный вид работы ограничен по времени и объему).

Далее обучение приемам аргумента­ции собственной позиции проводится в ходе учебных дискуссий. Желательно (при наличии резерва учебного време­ни) отвести один урок на более подроб­ное ознакомление учащихся с понятием «дискуссия», формами и методами, пра­вилами ее ведения.

Коллекционирование клише.В качестве одного из вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях. Такую «копилку» можно собирать вместе с учащимися.

Составление портфолио ученических эссе.Хорошим подспорьем в работе станет составление портфолио ученических эссе,написанных по географии. Принципы подбора работ могут быть самы­ми разными:

- это могут быть все работы, написанные учеником за определенное время (такая коллекция будет важна для са­мого школьника и педагога, поскольку по ней можно проследить, каким образом менялось качество написания эс­се: от чего ушли и к чему пришли, можно ли отметить рост, движение вперед);

- портфолио может составляться только из лучших работ одного или нескольких учащихся (тогда им можно пользоваться для предъявления «образца», «эталона» написания эссе).

ЭТО ВАЖНО!

Обучая школьников написанию сочинения-рассуждения, учитель должен предъявлять определенные требования к данному виду работы:

1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

3. Эссе должно иметь грамотное ком­позиционное построение, быть логич­ным, четким по структуре.

4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

5. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

6. Эссе должно содержать убеди­тельную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

Наши рекомендации