Хуан Себастьян дельКано (Элькано)
Id 501 obuch
Вопрос 1.
На поверхности земного шара наблюдается большое разнообразие климатов. Существуют различные классификации, приводящие климаты земного шара в определенную систему и дающие границы распространения отдельных видов климата. Это имеет большое практическое значение, так как с климатом связана хозяйственная деятельность человека, жизнедеятельность животных и растительных организмов
Классификация климата
Автор | Классификация | Типы климата |
Борис Павлович Алисов | Генетическая:климатические зоны выделяются соответственно особенностям общей циркуляции атмосферы | Семь климатических поясов – экваториальный, тропические, умеренные, полярные, между ними - шесть переходных зон (по три в каждом полушарии) – субэкваториальные, субтропические, субарктическая и субантарктическая. В каждом климатическом поясе четыре основных типа климата: материковый, океанический, климат западных берегов и климат восточных берегов, в связи с условиями рельефа - горные климаты соответствующей зоны. |
Лев Семенович Берг | Ландшафтно-ботаническая: климатические зоны в общем совпадают с ландшафтно-географическими зонами | А. Климаты низин: а) климаты океанов, б) климаты суши (климат тундры, климат тайги, климат лиственных лесов умеренной зоны, муссонный климат умеренных широт, климат степей, средиземноморский климат, климат влажных субтропических лесов, климат внутриматериковых пустынь умеренного пояса, климат тропических пустынь, климат саванн, климат влажных тропических лесов); Б. Климаты возвышенностей: а) климаты нагорий и плато (климат полярных плато, климат высоких степей и полупустынь умеренного пояса, тибетский тип климата, климат высоких субтропических степей (иранский), климат тропических плато (высоких саванн), б) климаты горных систем и отдельных гор. |
Классификации климатов Алисова и Берга имеют сходство - климатические зоны поАлисову преимущественно соответствуют определенным зонам по Бергу (несколько меньше соответствие климатических зон в умеренных широтах). Вместе с тем классификация климатов Алисова распространяется на сушу и океаны, классификация Берга в основном относится к суше.
Причинами азональности климата могут служить особенности географического положения (приморские или внутриконтинентальные территории), отчасти распространения океанических течений, особенности подстилающей поверхности (наличие гор) и особенности циркуляции воздушных масс.
Примеры нарушения зональности климата:
· Территория Мурманска. Город Мурманск находится в субарктическом климатическом поясе. В условиях малого количества солнечной радиации наблюдаются суровые климатические условия, особенно с приходом арктических воздушных масс (АВ). В районе Мурманска основным климатообразующими факторами становятся теплое Нордкапское течение в Баренцевом море и западный перенос воздушных масс. Это делает зиму мягкой до -8°С. Восточнее в пределах этого же климатического пояса значение зимних температур -24-32 °С.
· Горы Алтай расположены зоне континентального климата умеренного климатического пояса. Здесь выпадает малое количество осадков 300-500 мм. Важным климатообразующим фактором на западных склонах Алтая является подстилающая поверхность, то есть наличие высоких гор, это делает данную территорию более влажной в данной климатической области. Из-за влияния рельефа количество осадков возрастает до 600-800 мм. Из-за высоты в горах на этих территориях более низкие температуры, чем на этих же широтах на равнине.
Вывод: очень интересно получается в природе – Мурманск и наш Ямал примерно на одной широте находятся (Мурманск даже севернее), а зимой там в 3 раза теплее, чем у нас. Сейчас решаем вопрос, как бы к нам Нордкапское течение протянуть, чтобы чуточку теплее стало?!
Вопрос 2.
Для ответа на этот довольно трудный вопрос мы решили провести социологический вопрос «Мой географический кумир». Потому что мы учимся в 6 классе, и о содержании курсов географии в других классах мы можем только догадываться.
Прежде всего, мы посчитали, сколько имен ученых-географов и путешественников упомянуто в учебнике «Начальный курс географии. 6 класс» авторы Т. П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, по которому учимся.
Это следующие имена и темы:
· Пифей и Геродот
· Марко Поло
· Васко да Гама тема «Путешествия и открытия»
· Христофор Колумб
· Ф. Магеллан
· Тур Хейердал – тема «Океанические течения»
· Жак Ив Кусто тема «Изучение Мирового океана»
· Жак Пикар
· В.И. Вернадский – тема «Природный комплекс»
Выяснили, что больше всего имен путешественников, географов-исследователей указано в теме «Путешествия и географические открытия».
Затем мы провели анализ домашнего задания в 6а классе (14 человек), выполненного еще в сентябре на первых уроках географии.
Домашнее задание «Моя мечта – виртуальная экспедиция с …»
· Представь на минуту ситуацию: тебе выпала уникальная возможность в сети Интернет совершить виртуальную экспедицию с одним из путешественников прошлого, настоящего. Чье имя ты бы выбрал из длинного списка великих географов и почему? Составь краткое сообщение-презентацию об этом исследователе, используя для этого разные источники географической информации.
Не сговариваясь друг с другом, мы подготовили сообщения о таких путешественниках:
· Фернан Магеллан – 7 учащихся (50%)
· Христофор Колумб – 3 учащийся (21%)
· Афанасий Никитин – 2 учащихся (14%)
· Марко Поло – 1 учащийся (7%)
· Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев – 1 учащийся (7%)
Таким образом, мы делаем вывод: учащихся 6а класса больше всего заинтересовало первое кругосветное плавание. На вопрос: «Почему именно этот путешественник заинтересовал тебя?» были даны ответы: «Потому что он первым доказал шарообразность Земли», «Потому что плавание очень тяжелое было. Даже после предательства, крушений, голода железный командор не повернул свои корабли назад, а достиг своей цели – доказал, что Земля – шар».
Следующий шаг – опрос родителей. Всего в опросе участвовало 18 мам и пап.
«Мой географический кумир»
· Уважаемые родители! Мы, участники всероссийской «Дистанционной обучающей олимпиады по географии - 2012», предлагаем вам принять участие в небольшом социологическом опросе «Мой географический кумир».
Вспомните, пожалуйста, себя шестиклассниками. Наверняка у вас одним из любимых предметов была география. Имя кого из ученых, путешественников вам больше всего запомнилось из курса географии и почему?
Список геокумиров наших родителей оказался длиннее, чем у нас (наверное, они географию лучше знают, чем мы):
· Фернан Магеллан – 7 родителей (38%)
· Христофор Колумб – 3 родителя (16%)
· И.Д. Папанин – 2 родителя (11%)
· Г. Седов – 1 родитель (6%)
· Витус Беринг – 1 родитель (6%)
· Марко Поло – 1 родитель (6%)
· Н.Н. Миклухо-Маклай – 1 родитель (6%)
· Джеймс Кук – 1 родитель (6%)
· Давид Ливингстон – 1 родитель (6%)
Интересно, что папы почему-то называли исследователей северных территорий (наверное, потому что они мужественные очень).
Таким образом, мы делаем вывод, что геокумиром учащихся и родителей нашего класса (в большинстве случаев) является Фернан Магеллан – «железный командор», возглавивший первое кругосветное путешествие, человек, который приложил нимало сил и воли, чтобы доказать шарообразность Земли.
!!!Однако мы теперь знаем, он сам не доказал шарообразность Земли, потому что погиб на одном из Филиппинских островов, ввязавшись в межплеменные распри местных туземцев. Достиг берегов Испании его соратник Хуан Себастьян дельКано (Элькано), который не предал Магеллана, терпел с ним многие лишения, остался среди 18 отважных моряков корабля «Виктория».
И мы считаем, что было бы правильно в учебниках «География. 6класс» писать не кругосветное путешествие Ф. Магеллана, а кругосветная экспедиция Ф. Магеллана – Х. Элькано (темы в 6 классе «Великие географические открытия», «Земля – планета Солнечной системы»)
Вопрос 3.
Отвечая на этот вопрос, мы сразу признаемся, что он вызвал у нас большие затруднения: имена этих известных ученых-географов мы слышим впервые, хотя они внесли огромный вклад в развитии отечественной науки. Информацию искали в Большой российской энциклопедии и на разных сайтах интернета. К сожалению, ни одного научного труда этих ученых нам не удалось прочитать, потому что ни в школьной, ни в сельской библиотеке их нет. Отвечали на вопрос интуитивно, выделяя в найденной информации ключевые слова, фразы.
Николай Николаевич Клюев
- Всегда считалось, что главным мотивом к перемене места жительства было стремление людей улучшить условия своей жизни. Однако новые явления, обнаруженные исследователями в 1970-х годах, показали, что результаты миграции по территории страны существенно зависят не только от уровня и условий жизни, но и от изменения числа рабочих мест, а оно в свою очередь зависит от естественного прироста населения.
Георгий Михайлович Лаппо
Вывод:Несмотря на то, что с заданием в целом не справились, но вынесли отсюда массу плюсов: научились выделять в тексте главное, видеть ключевые слова, а еще узнали, что сайт Русского Географического общества – это суперинтересный, поучительный и очень нужный сайт!!!
Вопрос 4.
Ответ на этот вопрос искали на настенной карте Антарктиды, картах школьного атласа, сайтах интернета. Сначала, правда, пришлось попутешествовать по физической карте мира, чтобы определить, что этот загадочный материк – Антарктида.
Материк Антарктида
Географический объект | Фамилия, имя, отчество учёного или путешественника | Профессия или область работы (научных интересов учёного) | Источник, из которого взята информация | |
1. | Море Беллинсгаузена | Фадей Фадеевич Беллинсгаузен | знаменитый российский мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды | http://geo-tur.narod.ru/Maps/pic/ant_fiz.jpg http://ru.wikipedia.org/ |
2. | Котловина Беллинсгаузена | |||
3. | Научная станция Беллинсгаузена (Россия) | |||
4. | Научная станция Новолазвревская | Михаил Петрович Лазарев | русский флотоводец и мореплаватель, адмирал, командующий Черноморским флотом и первооткрыватель Антарктиды | http://geo-tur.narod.ru/Maps/pic/ant_fiz.jpg http://ru.wikipedia.org/ |
5. | Остров Шишкова (остров Кларенс, архипелаг Южные Шетландские острова) | Александр Семёнович Шишков | русский писатель, военный и государственный деятель, государственный секретарь и министр народного просвещения, Президент Российской академии, филолог и литературовед, адмирал | http://ru.wikipedia.org/ |
6. | Остров Мордвинова (остров Элефант, архипелаг Южные Шетландские острова) | Николай Семенович Мордвинов | русский адмирал, морской министр (1802), член Государственного Совета, председатель департамента гражданских и духовных дел | http://ru.wikipedia.org/ |
7. | Остров Петра I | Петра I (Петр Алексеевич Романов) | первый российский император (1682 - 1725 гг.), основатель Российского флота, инициатор развития российской науки, инициатор I Камчатской экспедиции, Великой Северной экспедиции и других | http://geo-tur.narod.ru/Maps/pic/ant_fiz.jpg http://ru.wikipedia.org/ |
8. | Земля Александра I | Александр I (Александр Павлович Романов) | российский император (1801-1825 гг.), оказывал поддержку первым русским кругосветным экспедициям | http://ru.wikipedia.org/ |
9. | Горы Гамбурцева | Григорий Александрович Гамбурцев | советский сейсмолог, один из основоположников сейсмической разведки в СССР | http://ru.wikipedia.org/ |
10. | Горы Вернадского | Владимир Иванович Вернадский | русский и советский учёный XX века, естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель, академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук, один из основателей и первый президент Украинской академии наук, создатель науки биогеохимии | http://ru.wikipedia.org/ |
11. | Научная станция Вернадского (Украина) | |||
12. | Равнина Шмидта | Отто Юльевич Шмидт | советский учёный, математик, географ, геофизик, астроном. Исследователь Памира, Севера | http://ru.wikipedia.org/ |
Вывод: задание суперинтересное. Только нас возмутил факт: почему другие государства позволяют себе переименовывать острова, названия которым дали сами Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев?! Это возмутительно!!!
Вопрос 5.
Ученые бывают разные. Мы договорились, что будем учеными - реалистами, скептиками. Опираемся на знания, полученные на уроках географии, материалы периодической печати (ДООГ-2012) и информационных программ телевидения.
Id 501 obuch
Вопрос 1.
На поверхности земного шара наблюдается большое разнообразие климатов. Существуют различные классификации, приводящие климаты земного шара в определенную систему и дающие границы распространения отдельных видов климата. Это имеет большое практическое значение, так как с климатом связана хозяйственная деятельность человека, жизнедеятельность животных и растительных организмов
Классификация климата
Автор | Классификация | Типы климата |
Борис Павлович Алисов | Генетическая:климатические зоны выделяются соответственно особенностям общей циркуляции атмосферы | Семь климатических поясов – экваториальный, тропические, умеренные, полярные, между ними - шесть переходных зон (по три в каждом полушарии) – субэкваториальные, субтропические, субарктическая и субантарктическая. В каждом климатическом поясе четыре основных типа климата: материковый, океанический, климат западных берегов и климат восточных берегов, в связи с условиями рельефа - горные климаты соответствующей зоны. |
Лев Семенович Берг | Ландшафтно-ботаническая: климатические зоны в общем совпадают с ландшафтно-географическими зонами | А. Климаты низин: а) климаты океанов, б) климаты суши (климат тундры, климат тайги, климат лиственных лесов умеренной зоны, муссонный климат умеренных широт, климат степей, средиземноморский климат, климат влажных субтропических лесов, климат внутриматериковых пустынь умеренного пояса, климат тропических пустынь, климат саванн, климат влажных тропических лесов); Б. Климаты возвышенностей: а) климаты нагорий и плато (климат полярных плато, климат высоких степей и полупустынь умеренного пояса, тибетский тип климата, климат высоких субтропических степей (иранский), климат тропических плато (высоких саванн), б) климаты горных систем и отдельных гор. |
Классификации климатов Алисова и Берга имеют сходство - климатические зоны поАлисову преимущественно соответствуют определенным зонам по Бергу (несколько меньше соответствие климатических зон в умеренных широтах). Вместе с тем классификация климатов Алисова распространяется на сушу и океаны, классификация Берга в основном относится к суше.
Причинами азональности климата могут служить особенности географического положения (приморские или внутриконтинентальные территории), отчасти распространения океанических течений, особенности подстилающей поверхности (наличие гор) и особенности циркуляции воздушных масс.
Примеры нарушения зональности климата:
· Территория Мурманска. Город Мурманск находится в субарктическом климатическом поясе. В условиях малого количества солнечной радиации наблюдаются суровые климатические условия, особенно с приходом арктических воздушных масс (АВ). В районе Мурманска основным климатообразующими факторами становятся теплое Нордкапское течение в Баренцевом море и западный перенос воздушных масс. Это делает зиму мягкой до -8°С. Восточнее в пределах этого же климатического пояса значение зимних температур -24-32 °С.
· Горы Алтай расположены зоне континентального климата умеренного климатического пояса. Здесь выпадает малое количество осадков 300-500 мм. Важным климатообразующим фактором на западных склонах Алтая является подстилающая поверхность, то есть наличие высоких гор, это делает данную территорию более влажной в данной климатической области. Из-за влияния рельефа количество осадков возрастает до 600-800 мм. Из-за высоты в горах на этих территориях более низкие температуры, чем на этих же широтах на равнине.
Вывод: очень интересно получается в природе – Мурманск и наш Ямал примерно на одной широте находятся (Мурманск даже севернее), а зимой там в 3 раза теплее, чем у нас. Сейчас решаем вопрос, как бы к нам Нордкапское течение протянуть, чтобы чуточку теплее стало?!
Вопрос 2.
Для ответа на этот довольно трудный вопрос мы решили провести социологический вопрос «Мой географический кумир». Потому что мы учимся в 6 классе, и о содержании курсов географии в других классах мы можем только догадываться.
Прежде всего, мы посчитали, сколько имен ученых-географов и путешественников упомянуто в учебнике «Начальный курс географии. 6 класс» авторы Т. П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, по которому учимся.
Это следующие имена и темы:
· Пифей и Геродот
· Марко Поло
· Васко да Гама тема «Путешествия и открытия»
· Христофор Колумб
· Ф. Магеллан
· Тур Хейердал – тема «Океанические течения»
· Жак Ив Кусто тема «Изучение Мирового океана»
· Жак Пикар
· В.И. Вернадский – тема «Природный комплекс»
Выяснили, что больше всего имен путешественников, географов-исследователей указано в теме «Путешествия и географические открытия».
Затем мы провели анализ домашнего задания в 6а классе (14 человек), выполненного еще в сентябре на первых уроках географии.
Домашнее задание «Моя мечта – виртуальная экспедиция с …»
· Представь на минуту ситуацию: тебе выпала уникальная возможность в сети Интернет совершить виртуальную экспедицию с одним из путешественников прошлого, настоящего. Чье имя ты бы выбрал из длинного списка великих географов и почему? Составь краткое сообщение-презентацию об этом исследователе, используя для этого разные источники географической информации.
Не сговариваясь друг с другом, мы подготовили сообщения о таких путешественниках:
· Фернан Магеллан – 7 учащихся (50%)
· Христофор Колумб – 3 учащийся (21%)
· Афанасий Никитин – 2 учащихся (14%)
· Марко Поло – 1 учащийся (7%)
· Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев – 1 учащийся (7%)
Таким образом, мы делаем вывод: учащихся 6а класса больше всего заинтересовало первое кругосветное плавание. На вопрос: «Почему именно этот путешественник заинтересовал тебя?» были даны ответы: «Потому что он первым доказал шарообразность Земли», «Потому что плавание очень тяжелое было. Даже после предательства, крушений, голода железный командор не повернул свои корабли назад, а достиг своей цели – доказал, что Земля – шар».
Следующий шаг – опрос родителей. Всего в опросе участвовало 18 мам и пап.
«Мой географический кумир»
· Уважаемые родители! Мы, участники всероссийской «Дистанционной обучающей олимпиады по географии - 2012», предлагаем вам принять участие в небольшом социологическом опросе «Мой географический кумир».
Вспомните, пожалуйста, себя шестиклассниками. Наверняка у вас одним из любимых предметов была география. Имя кого из ученых, путешественников вам больше всего запомнилось из курса географии и почему?
Список геокумиров наших родителей оказался длиннее, чем у нас (наверное, они географию лучше знают, чем мы):
· Фернан Магеллан – 7 родителей (38%)
· Христофор Колумб – 3 родителя (16%)
· И.Д. Папанин – 2 родителя (11%)
· Г. Седов – 1 родитель (6%)
· Витус Беринг – 1 родитель (6%)
· Марко Поло – 1 родитель (6%)
· Н.Н. Миклухо-Маклай – 1 родитель (6%)
· Джеймс Кук – 1 родитель (6%)
· Давид Ливингстон – 1 родитель (6%)
Интересно, что папы почему-то называли исследователей северных территорий (наверное, потому что они мужественные очень).
Таким образом, мы делаем вывод, что геокумиром учащихся и родителей нашего класса (в большинстве случаев) является Фернан Магеллан – «железный командор», возглавивший первое кругосветное путешествие, человек, который приложил нимало сил и воли, чтобы доказать шарообразность Земли.
!!!Однако мы теперь знаем, он сам не доказал шарообразность Земли, потому что погиб на одном из Филиппинских островов, ввязавшись в межплеменные распри местных туземцев. Достиг берегов Испании его соратник Хуан Себастьян дельКано (Элькано), который не предал Магеллана, терпел с ним многие лишения, остался среди 18 отважных моряков корабля «Виктория».
И мы считаем, что было бы правильно в учебниках «География. 6класс» писать не кругосветное путешествие Ф. Магеллана, а кругосветная экспедиция Ф. Магеллана – Х. Элькано (темы в 6 классе «Великие географические открытия», «Земля – планета Солнечной системы»)
Хуан Себастьян дельКано (Элькано)
Хуан Себастьян Элькано (1486/1487 - 1526 гг.) – испанский мореплаватель, известен тем, что возглавил экспедициюМагеллана после смерти последнего и завершил её 8 сентября 1522 года, приведя корабль «Виктория» из Юго-Восточной Азии в Испанию. Обратный путь Элькано был очень рискованным, так как, чтобы избежать столкновений с португальцами, он вёл «Викторию» через южные воды Индийского океана и вокруг Африки, не приближаясь к берегу. Кроме него, Испании достигли ещё 17 человек команды «Виктории». В отличие от Магеллана, не рассчитывавшего после «островов пряностей» продолжать путь на запад, Элькано сознательно выбрал кругосветный маршрут.За данную экспедицию король Карлос I присвоил Элькано личный герб, на котором был изображён земной шар с девизом Primuscircumdedistime(что означает по-латыни «ты первым обогнул меня».
Следующий шаг – опрос учителей географии МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО» «Незаслуженно забытые»
· В нашем школьном учебнике «Начальный курс географии. 6 класс» Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой мы нашли всего10 имен ученых, путешественников, сыгравших особую роль в развитии географической науки. Мы считаем, что это несправедливо к другим ученым. Как Вы считаете, имя какого ученого, путешественника необходимо упомянуть в нашем школьном учебнике и почему?