Научные подходы в регионоведении.
Научный подход – это стратегия, методология исследования любого уровня. Успех будет зависеть от того на сколько они научно обоснованы. Региональные методы основанные только на интуиции ждет не успех. Подходы выработаны разными науками. На данный момент выработана целая система подходов, позволяющие решать многие проблемы
Геосистемный подход. 20 век (системный метод). Создатель общей теории системы. Людвиг фон Берталанфи.
Н. Винер. Это совокупность элементов, находящихся в устойчивых взаимосвязях.
Признаки:
- предметность
- упорядоченность
- взаимосвязь
- самодостаточность
- эмерджентность (целое большое составляющих частей)
Позволяет изучить предметы как образованные из более простых органических связей между собой. Пронизаны двумя типами: вертикальные связи между компонентами одного объекта, горизонтальные связи, соединяющие природные и социальные объекты.
Позволяет анализировать причины взаимосвязи и, следовательно получать знания о происхождении и состоянии объекта. Между природными и социальными существует качественные различия, но абсолютного разрыва нет.
Геосистема. Это цельное образование множества взаимосвязанных элементов, имеющих расположение в пространстве и зависящие от окружающей среды.
Понятие геосистема применима в различных комплексах:
- пространственных
- природных, инкреальных комплексов
- территориально-производственных
Элементы это частички геосистемы, не подлежащие расчленению при расчленении вопросов.
СРЕДА
СРЕДА
При необходимости и возможности мы можем найти необходимую информацию об элементе. Если удается детализировать получаем целостное представление о его внутренних частях.
По характеру геосистема подразделяется:
- открытые, где широкий обмен как энергии, так и массы.
- закрытые, где происходит обмен только массой, а не энергией.
- изолированные когда приток и отток как массы так и энергии отсутствует.
Важно то , что способность геосистемы реагировать на внешние воздействия, позволяет управлять ею. А это состояние – управлять – геосистемой зависит от скорости и масштабов. Изменения в ней может быть оптимальным, когда обеспечивается постоянное развитие геосистемы без нарушений; критическим, когда медленное и плавное отклонение от оптимума, вызванное нарушающим воздействием, приводит к кризису.
Проблемный подход. Онотносится к общенаучным. В.И. Вер-надский говорил, что ученые «все больше специализируются не по наукам, а по проблемам».
1. Острота, сложность современных социально-экономических, политических проблем, взаимодействия природы и человека обусловливают рост значимости и масштабности проблемного подхода в научном познании. Его особая важность для комплексного регионоведения определяется рядом следующих обстоятельств. Проблемы, как известно, возникают на разных уровнях: глобальном, региональном, страновом, локальном.
Глобальные проблемы – это те проблемы, которые затрагивают судьбы всех стран и народов, приводят к значительным экономическим и социальным потерям и требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарном масштабе. К наиболее приоритетным глобальным проблемам, как правило, относят проблемы мира и разоружения, экологическую, демографическую, энергетическую, сырьевую, продо-вольственную, мирового освоения космоса, использования Мирового океана, преодоления отсталости развивающихся стран.
Но глобальные проблемы не отменяют и не ослабляют регионове-дение и страноведение. Дело в том, что их осознание происходит сквозь призму локальных – региональных, страновых и т.д. проблем, ибо локальные общественные процессы перерастают в региональные, а региональные – в глобальные. Поэтому без изучения последних невозможно понять глубинную суть глобальных явлений, которые и вычленяются-то в конечном счете из противоречий и проблем национального и регионального уровней.
С другой стороны, глобальный подход ориентирует на сравнительные межрегиональные и межстрановые исследования, которые, опираясь на анализ различий, глубже высвечивают региональную специфику, что способствует выработке адекватной стратегии их разрешения на локальном уровне. Недаром девиз ученых, изучающих глобальные проблемы человечества, таков: «Мыслить глобально, действовать локально».
2. Проблемный подход лежит в основе проблемного страноведения. Его становление приходится на 1980-е гг. и связано с такими учеными, как В.М. Гофман и Я.Г. Машбиц. Главное и существенное в концепции проблемного комплексного страноведения состоит в переходе от покомпонентных описаний территорий по жестко заданной схеме к аналитическим характеристикам их ключевых проблем.
Исследователи выделяют три широких группы проблем. Это общие для всех стран проблемы; проблемы, представляющие интерес для стран определенного типа (например, стран с переходной экономикой), проблемы индивидуального характера.
3. Проблемный подход – это одно из самых несущих оснований региональной политики. Ее предназначение, как известно, состоит в регулировании территориального развития с целью сглаживания уже возникших диспропорций и их недопущения. Эффективность региональной политики во многом определяется выявлением проблем, т.е. барьеров, трудностей как концентрированного выражения противоречий, вычленением из них ключевых, анализа причин обнаруженных трудностей. Только на этой основе могут быть разработаны меры законодательного, административного, экономии-ческого и т. д. характера, позволяющие если не «снять» региональные проблемы полностью, то хотя бы сгладить их остроту.