Ориентирование на местности. Азимут
Каждый человек, хоть раз в жизни, сталкивался с проблемой ориентирования в незнакомой местности. Заблудиться можно в лесу, в незнакомом городе или незнакомой местности. Обычно люди пытаются определить стороны горизонта: север, юг, запад, восток.
Ориентирование — умение находить стороны горизонта.
Ориентироваться на местности можно разными способами: по солнцу, по звездам, по местным признакам и по компасу.
Задание 1. Как можно определить стороны света по местным признакам: по стволам деревьев, по муравейникам, по таянию снега и т. д.?
Ответы обсудите в классе.
Совет! Прежде чем войти в лес, обратите внимание на расположение большой дороги или железнодорожной станции. Постарайтесь запомнить, в какую сторону от ориентира вы удаляетесь.
В населенных пунктах, в городах обычно ориентируются по большим зданиям, которые видны издалека. Алтари церквей всегда обращены на восток, а нижняя планка креста на куполах в приподнятой части указывает на север. Некоторые большие улицы и проспекты расположены по сторонам света, с севера на юг, например, как Московский проспект в Санкт-Петербурге (см. рис. 9).
Для более точного ориентирования на местности люди используют компас.
Правила работы с компасом:
1. Компас положите горизонтально, на ровную поверхность.
2. Подождите, пока стрелка установится.
3. Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулем. В этом положении прибор готов к работе.
4. На компас положите тонкую палочку по направлению от центра компаса к объекту.
5. Азимут отсчитывают от северного конца стрелки до объекта по часовой стрелке.
Задание 2. Нарисуйте в тетради схему (рис. 10), крестик указывает на ваше местонахождение. Укажите стрелками направление на север и к железнодорожной станции. Определите азимут.
Сформулируйте определение понятия «азимут». Определение запишите в тетради.
Рис. 10. Определение азимута.
Азимут — угол между направлением на север и направлением на предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке.
Задание 3. Определите азимут на предметы по рисунку (см. рис. 10).
Домашнее задание. Внимательно изучите параграф.
Постарайтесь решить задачи в тетради:
1. Отложите 10 см по азимуту 40°, а затем то же расстояние по азимуту 220°.
Определите направление по данным азимутам.
2. Начертите в тетради из одной точки пять равных отрезков так, чтобы их азимуты соответствовали следующим значениям: 162°, 306°, 90°, 234° и 16°.
Какой получилась фигура?
3. Подготовьтесь к практической работе на улице. Самостоятельно изучите учебный материал в учебнике географии.
§ 5. Составление простейших планов местности
Составление планов и съемка местности — это работа топографов. Работа топографа требует наблюдательности, точности и аккуратности исполнения.
Давайте познакомимся с этой деятельностью на практике.
Глазомерная съемка.
Без специальных инструментов, с помощью планшета и компаса, визирной линейки, циркуля и карандаша можно проводить глазомерную съемку участка местности. Перед началом работы необходимо правильно выбрать масштаб. При этом учитывается величина участка и размер листа бумаги на планшете. После этого производится ориентирование планшета. Стрелка компаса на планшете должна быть параллельна краю планшета (рис. 11).
После ориентирования можно начинать измерять направления на окружающие объекты и расстояния до них.
Рис. 11. Планшет, подготовленный к съемке.
2. Полярная съемка применяется для составления плана небольшого участка местности. Ее делают из одной точки (полюса) и поэтому называют полярной.
План выполнения полярной съемки:
1. Выбрать точку, из которой будет сделана съемка.
2. По компасу определить стороны горизонта.
3. Измерить расстояние до объекта.
4. Определить азимут объектов.
5. Данные занести в таблицу 2.
Таблица 2. Полярная съемка пришкольного участка
Наблюдаемый объект | Расположение объекта по отношению к месту наблюдения | Азимут и расстояние до объекта |
После заполнения таблицы начертите план и обозначьте с помощью условных знаков объекты.
3. Маршрутная съемка применяется для составления плана вытянутого участка местности. По мере прохождения маршрута на отдельных его точках осуществляют полярную съемку каждого участка, а затем составляют единый план.