Общая характеристика методов и методических приемов обучения естествознанию
Содержание любой темы доводится до ученика с помощью системы методов. В науке не существует однозначного подхода к трактовке понятия «метод». В переводе с греческого – «путь к достижению чего-либо, исследования, теория, учение». Под методом подразумевают: а) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи (наиболее распространенная интерпретация); б) совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности; в) определенным образом упорядоченная деятельность.
В частности, под методом обучения (учебным методом) подразумевают: 1) способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся (Н.А.Сорокин) или ее упорядочения, направленный на решение задач образования, воспитания и развития (Ю. К. Бабанский); 2) способ передачи знаний учителем и одновременно способ их усвоения учащимися (Н.М. Верзилин); 3) совместная (П. И. Боровицкий, В. Г. Крысько) работа, в процессе которой достигается овладение знаниями, умениями, навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности (по Б. П. Есипову); 4) способы работы учителя и учащихся, при которых обеспечивается активное и созидательное усвоение знаний, у учащихся вырабатываются правильные взгляды и убеждения, развиваются их умственные силы и способности, прививаются умения и навыки (П.И.Боровицкий); 5) совокупность приемов, теоретических (мыслительных) и практических операций, обеспечивающих овладение учебным содержанием (Р. А. Петросова); 6) система способов взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, обеспечивающая развитие личности школьника, информационной и практической эрудиции, познавательных способностей, речи, творчества, нравственной и этической культуры (З.А. Клепинина) и др. Таким образом, метод обучения – система способов скоординированного взаимодействия учителя и учащегося по достижению образовательных целей и всестороннего развития последнего.
В современной общей и частной дидактике (методике) существуют различные подходы к классификации методов обучения.
В зависимости от источника получения знаний (деятельности учителя и учащихся) выделяют методы: а) словесные (рассказ, беседа, семинар, лекция, инструктаж, работа с детской литературой и учебником); б) наглядные (демонстрация опытов, объектов, пособий); в) практические (лабораторно-практические работы, деятельность в природе, моделирование, выполнение упражнений) методы (Е.Я. Голант, С.И. Перовский, И.Т. Огородников, Н.М. Верзилин). Позже в классификации Б.Е. Райкова (работа «Пути и методы натуралистического просвещения») по характеру восприятия учебного материала и направлению логического процесса была введена дополнительная бинарная номенклатура методов, т.е. методы каждой описанной выше группы были конкретизированы как иллюстративные и исследовательские.
В зависимости от дидактических целей рассматривают методы изучения нового материала, закрепления и совершенствования знаний, проверки знаний (М.А.Данилов, Б. П. Есипов); классифицируют методы изложения, разъяснения учебного материала с целью восприятия и запоминания (устное изложение – рассказ, объяснение, инструктаж, лекция, показ, самостоятельная работа); закрепления полученных знаний (обсуждение изученного – беседа, семинар; самостоятельная работа); закрепления умений и навыков [показ (демонстрация), упражнения / игры, самостоятельная работа]; применения знаний, умений и навыков на практике (практическая и самостоятельная работа) (С.Н. Лысенкова). Предпринята также попытка создать универсальную классификацию методов обучения по дидактической цели, задаче и деятельности учителя: коммуникативные (беседа, рассказ, оценивание), познавательные (моделирование, наблюдение), преобразовательные (упражнения), систематизирующие (обобщение), контрольные (В.А. Онищук).
По характеру стимулирования, организации и контроля учебной деятельности различают методы стимулирования и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; дедуктивные, индуктивные; репродуктивные, поисковые); стимулирования и мотивации (игры, диспуты); контроля и самоконтроля (устные и письменные работы) (Ю.К. Бабанский). Классифицируют методы и в зависимости от источника получения информации: методы изложения учителем, методы самостоятельной работы учащихся (П.И. Боровицкий), и в зависимости от характера познавательной (мыслительной) деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные), репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые (эвристические), исследовательские (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). В зависимости от характера способа получения информации их объединяют в группы: репродуктивные (1-й, 2-й), промежуточные (3-й) и продуктивные (4-й, 5-й) (М.А. Данилов, М.Н. Скаткин).
И, наконец, в зависимости от выявленной сущности и закономерности функционирования методов осуществления целостного педагогического процесса существует система способов: формирования сознания (рассказ, объяснение, беседа, учебная дискуссия, диспут, работа с книгой, лекция, метод примера); организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, создание воспитывающих ситуаций, инструктаж, наблюдение, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы); стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание); контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка) и др.
При этом необходимо отметить, что в методике каждый из перечисленных методов обучения приобретает свою нагрузку, в связи с чем различают следующие разновидности: общие (наблюдение) и в зависимости от дидактической задачи – частичные / конкретные (наблюдение объектов в природе) (Р.А. Петросова). Традиционно используется классификация в зависимости от источника получения знаний, деятельности учителя и учащихся.
Методы обучения естествознанию
Основная классификация | Группа методов | |||
словесные | наглядные | практические | ||
Источник знаний | Слово | Модель | Система операций | |
Деятельность учителя | Говорение и слушание | Показ | Инструктаж | |
Деятельность учащихся | Говорение и слушание | Наблюдение | Самостоятельная работа | |
Традиционно используемые методы | Рассказ, беседа, объяснение(инструктаж), учебная дискуссия (полилог), работа с детской научно-художественной литературой и учебником | Демонстрация опытов, натуральных объектов, использование различных изобразительных пособий | Деятельность в природе(наблюдение с фиксацией его результатов, распознавание признаков), лабораторные опыты, практические работы, моделирование, эксперимент | |
Таксономической (структурной) единицей любого метода является методический прием, применяемый с целью усиления возможностей определенного метода обучения, т.е. конкретное проявление метода в операциях. Таким образом, методические приемы – отдельные действия учителя и учащихся, направленные на овладение логико-прикладными умениями. При этом необходимо учитывать, что зачастую одни и те же приемы входят в различные методы обучения, а один способ сообщения информации может быть реализован различными приемами. Все их можно объединить в следующие группы:
1) по дидактической задаче – приемы обучения, содержащие: а) знания и обозначающие характер действия; б) знания как результат выполненной учителем системы действий; в) действия учителя и вызывающие у детей реакцию, но не предусматривающие выполнение ими каких-либо заданий; по данному основанию также различают приемы: а) привлечения внимания детей и стимулирования их интереса к изучению природных объектов (занимательная форма подачи материала, например сказки; использование разнообразной наглядности, вопросов к классу, мобилизующих детское мышление); б) подводящие к осмыслению полученной информации (установление причинно-следственных связей – проблемные вопросы и ситуации); в) обеспечивающие осмысление и прочное усвоение закономерностей (план изучения объекта, схемы, таблицы) (М.А.Данилов);
2) по характеру деятельности учителя и учащихся: а) логические, направленные на выявление признаков предметов и явлений, сравнение и противопоставление объектов по сходству и различию, проведение аналогий, классификация, систематизация, обобщение и формулирование выводов (например, постановка проблемных вопросов); б) организационные, помогающие учителю привлечь внимание детей к изучаемому материалу, организовать его восприятие (составление плана, показ); в) технические, связанные с использованием различного оборудования и материалов (подбор объектов, оформление результатов работы) (Н. М.Верзилин).
Своеобразие естественно-научного материала накладывает свой отпечаток на возможные пути его усвоения младшими школьниками, поэтому основная задача учителя –
отобрать наиболее оптимальные способы донесения до учащихся содержания конкретного предмета, в данном случае – естественно-научного и социального материала.