Цели и задачи естествознания в начальной школе.

Таким образом, необходимость естественнонаучного образования младших школьников обусловлена историей развития образования, огромным его влиянием на развитие всех сторон личности ребен­ка, экономической необходимостью повышения образовательного уровня членов общества в области естественных наук, современным экологическим состоянием окружающей среды, важностью пропе­девтики систематического естественнонаучного образования.

На современном этапе целью учебного предмета «естествознание в начальной школе» является общее и специфическое развитие личности школьника. Эта цель определяет следующие задачи обучения:

1) формировать и развивать элементарные представления и пер­воначальные понятия об окружающей природе, об изменении и вза­имосвязи ее компонентов, о природе как едином целом;

2) развивать положительные личностные качества: научное мировоззрение, мышление, речь, наблюдательность, любознательность
и творческие способности, патриотизм, экологическую и санитарно-гигиеническую культуру, эмоциональное восприятие мира, положительные нравственные качества и т. д.;

3) совершенствовать теоретическую и практическую учебную дея­тельность (например: наблюдение, распознавание, исследование, осмысление, обобщение, самооценка, самоконтроль, выращивание растений и
уход за ними, охрана природы, охрана и укрепление своего здоровья,
работа с лабораторным оборудованием, чтение, письмо, рисование)

Содержание начального естествознания. Принципы отбора содержания

В настоящее время естественнонаучное начальное образование представлено несколькими вариантами. Общие принципы отбора содержания определяются с учетом социального заказа общества школе, уровня развития и социальной значимости (функции) базовой науки, фундаментальными иссле­дованиями, проведенными в методике преподавания естествозна­ния в ходе ее становления и развития и, по нашему мнению, могут быть следующими.

1. Естественнонаучное образование в начальной школа наибо­лее целесообразно строить по принципу интеграции в педагоги­чески целесообразном объединении и трансформации сведений из разных наук. Этот принцип был заложен В. Ф. Зуевым, затем поддержан и обоснован А. Я. Гердом (см. с. 27 настоящего посо­бия). Вместе с тем имеется опыт преподавания в начальной шко­ле самостоятельных учебных предметов естествознания и геогра­фии, например в системе Л. В. Занкова

2. Содержание и структура начального естествознания должны отвечать принципу научности, т. е. современному уровню развития наук о природе. Даже самое минимальное содержание учебного материала должно быть необходимым и достаточным для того, что­бы в ней нашли отражение целостное содержание и структура ка­кой-либо теории. Эта целостность применительно к начальному естествознанию, с нашей точки зрения, заключается в теории: разви­тие в природе идет от простых форм к сложным. Значит, отбирается такая группа основных естествоведческих понятий, законов, законо­мерностей, которая бы составила основу восприятия данной теории.

3. Необходим учет дидактических принципов, которые должны быть руководящими при трансформации научного знания в учеб­ный предмет.

4. Важным принципом отбора и конструирования содержания
естествознания является принцип практической направленности.
Теоретической основой его применения служат разработанные в дидактике положения о целесообразном соотношении сознания и деятельности, о необходимости деятельностного подхода в обучении. Этот принцип реализуется прежде всего в том, что содержание
учебного естествознания отбирается с учетом преимущественного
усвоения его учащимися в ходе непосредственной практической
деятельности — наблюдения, распознавания признаков, эксперимента и моделирования

5. Тесно связан с принципом практической направленности дру­гой специфический принцип — краеведческий. Начало этому принципу было положено В. Ф. Зуевым. Сущность его заключается в том, в начальной школе ребенок должен изучить окружающую его природную и социальную среду. Это создает хорошую основу для
формирования отчетливых представлений о природе и социологии
отдаленных территорий Земли.

Отбор естествоведческого содержания с учетом принципа экологической направленности определяется требованиями времени В самом деле, экологических знаний, экологической культуры тре­бует любая отрасль практической деятельности человека, даже быт.

7. Необходимым условием отбора содержания является принцип генерализации знаний. Реализация его требует решения проблемы преемственности между начальным и последующими этапами ес­тественнонаучного образования.

8. Содержание начального естественнонаучного образования дол­жно отвечать общественным целям воспитания и развития подрас­тающего поколения.

Значение естественнонаучного образования в развитии

Личности младшего школьника

Формируя определенную сумму естествоведческих, в том числе и экологических знаний и практических умений естественнонауч­ные учебные курсы развивают эрудицию ребенка, которая являет­ся неотъемлемой частью общей культуры человека.

В процессе изучения естественнонаучных курсов учащиеся усва­ивают некоторые взаимосвязи: зависимость температуры от высо­ты Солнца, характера осадков, состояния почвы и водоемов от тем­пературы; поведение животных от наличия корма в природе и т.п.

Естественнонаучные курсы несут в себе большие возможности для развития мышления детей, так как позволяют широко применять логические дидактические приемы — сравнения, противопоставле­ния, аналогии, классификации, выявления причин и взаимосвязей, обобщения и др.

Неоценима роль естествоведческих курсов в развитии наблюда­тельности детей. Наблюдательность — это умение замечать в пред­метах и явлениях не только яркие, броские, но и часто малозамет­ные особенности

Естественнонаучные курсы оказывают положительное влияние на эмоциональное развитие учащихся. Для этого в процессе обучения познавательную деятельность детей полезно организовывать таким образом, чтобы побуждать ребенка к выражению по отношению к природе и ее обитателям своих чувств радости, восторга, восхищения, грусти и др.

Вместе с любовью к природе в детях развиваются патриотичес­кие чувства. Последнему способствуют и получаемые при изучении рассматриваемых курсов знания о природе и труде людей родного края. Для воспитания патриотических чувств полезно находить и показывать детям особенное, необычное в родной природе.

В процессе изучения данных курсов развивается санитарно-ги­гиеническая и экологическая культура, формируется готовность к труду. Последняя складывается не только из определенных практи­ческих умений и навыков, но и таких личностных качеств, как поло­жительное отношение к труду, уважение к людям труда и результа­там труда, аккуратность, дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь, умение организовать свою работу и довести ее до конца. (Учитывая особую важность экологического образования подрастающего поколения, выносим эту проблему в специальный параграф.)

Литература:

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. - М.: ВЛАДОС, 2003.

2. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ф.Козина, Е.Н. Степанян. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 496 с.

Лекция № 6

Наши рекомендации