Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Казахский гуманитарно-юридический университет

Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук

Кафедра «Экономики, менеджмента и туризма»

Методические указания по проведению практических (лабораторных) занятий

по дисциплине «Основы туризмологии»

для студентов специальности 5В090200 – «Туризм»

Астана 2012

Автор: Маханова Махмуда Акпаровна – кандидат экономических наук, ст. преподаватель,

Кудабай Акмарал Кудабайкызы - преподаватель, магистр туризма

Рецензент:

Маханова М.А., Кудабай А.К.

Основы туризмологии. Методические указания по проведению практических (лабораторных) занятий для студентов специальности 5В090200 – «Туризм»- Астана: КазГЮУ, 2012. – 21 с.

Рекомендовано Учебно-методическим советом Высшой школы экономики, бизнеса и социальных наук

Утверждено УМС Казахского гуманитарно-юридического университета протокол №__2012г

ВВЕДЕНИЕ

Образовательная программа специальности 5В090200 – «Туризм»основана на сочетании теоретического обучения с производственной и научно-исследовательской практикой и взаимосвязи учебного процесса с научной работой через тематику курсовых и дипломных работ. Учебно-лабораторные практикумы позволяют студентами приобрести навыки научно-исследовательской работы, обработки и оформления результатов эксперимента, представления результатов работы в форме научного доклада и отчета (научной статьи).

Методика учебного экспериментального исследования представляет собой миниатюрную модель обычного цикла научной работы, хотя в ней отсутствует принципиальная новизна полученного результата. Студент при выполнении лабораторной работы, практического задания учебно-исследовательского характера, курсовой научно-исследовательской работы, наконец, дипломной работы в меньшей или большей степени должен освоить ряд элементов аналогичной научной работы.

Методические указания обеспечивают комплексный подход в учебно-исследовательской работе студентов, единство и преемственность требований к оформлению результатов исследовательской работы на разных этапах обучения. Приведены основные требования по структуре, оформлению и содержанию отчета по лабораторным работам учебно-исследовательского направления.

СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Общие положения

Лабораторная работа – небольшой научный отчет, обобщающий проведенную студентом работу, которую представляют для защиты для защиты преподавателю. К лабораторным работам предъявляется ряд требований, основным из которых является полное, исчерпывающее описание всей проделанной работы, позволяющее судить о полученных результатах, степени выполнения заданий и профессиональной подготовке студентов.

В отчет по лабораторной работе должны быть включены следующие пункты:

- титульный лист;

- цель работы;

- краткие теоретические сведения;

- описание экспериментальной установки и методики эксперимента;

- экспериментальные результаты;

- анализ результатов работы;

- выводы.

Требования к содержанию отдельных частей отчета по лабораторной работе

Титульный лист является первой страницей лабораторной работы и заполняется по строго определенным правилам. В верхней части титульного указывается полное наименование учебного заведения, института и кафедры (каждое с заглавной буквы). Далее указывается фамилия, имя и отчество студента (в именительном падеже). В середине листа заглавными буквами дается название лабораторной работы, которое приводиться без слова тема и в кавычки не заключается. Название должно быть по возможности кратким и точно соответствовать содержанию работы. Ниже указывается вид работы: лабораторная работа. Далее ближе к правому краю титульного листа указываются фамилия и инициалы научного руководителя, а так же его ученая степень и ученое звание. Внизу указывается город, ниже год (цифрами без слова «год»). Образец оформления титульного листа приведен в приложении А. Титульный лист входит в общую нумерацию страниц курсовой работы, но на нем цифра 1 не ставится.

Цель работы должна отражать тему лабораторной работы, а также конкретные задачи, поставленные студенту на период выполнения работы.

Краткие теоретические сведения. В этом разделе излагается краткое теоретическое описание изучаемого в работе явления или процесса. Материал раздела не должен копировать содержание методического пособия или учебника по данной теме, а ограничивается изложением основных понятий и законов, расчетных формул, таблиц, требующихся для дальнейшей обработки полученных экспериментальных результатов.

Описание методики эксперимента. В данном разделе подробно излагается методика проведения эксперимента, процесс получения данных и способ их обработки.

Экспериментальные результаты. В этом разделе приводятся непосредственно результаты, полученные в ходе проведения лабораторных работ.

Анализ результатов работы. Раздел отчета должен содержать подробный анализ полученных результатов. Следует сравнить полученные результаты с известными литературными данными, обсудить их соответствие существующим теоретическим моделям. Если обнаружено несоответствие полученных результатов и теоретических расчетов или литературных данных, необходимо обсудить возможные причины этих несоответствий.

Выводы. В выводах кратко излагаются результаты работы: полученные экспериментально или теоретически значения величин, их зависимости от условий эксперимента или выбранной расчетной модели, указывается их соответствие или несоответствие физическим законам и теоретическим моделям, возможные причины несоответствия.

Написание и оформление лабораторной работы: страница текста, иллюстрации, таблицы и распечатки с ПЭВМ должнысоответствовать формату А4;печатные работы могут быть выполнены с применением печатающих и графических устройств вывода ПЭВМ или машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги;текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 15 мм, нижнее – не менее 20 мм;абзацный отступ, как правило, следует начинать с четвертого знака.

ТЕМАТИКА ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Лабораторная работа дает студентам представление о структуре и значении четырех функциональных групп внерабочего времени: 1) время для поездки на место работы и обратно; 2) время для удовлетворения естественных потребностей (сон, питание, личная гигиена); 3) время для домашнего труда и бытовых потребностей; 4) время для физического, интеллектуального развития и отдыха (свободное время), а также о функциях свободного времени.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

Лабораторная работа дает студентам представление об основополагающих понятиях рекреационной географии и географии туризма: «отдыхе», восстанавливающем у человека работоспособность и снижающем физическое, нервное и психическое напряжение; «рекреации» как совокупности явлений и отношений, возникающих в результате использования свободного времени на специализированных территориях за пределами места жительства рекреантов; «туризме» как совокупности явлений и отношений, возникающих в результате временного отъезда людей с места постоянного жительства и если пребывание в другой местности не превращается в занятие с целью заработка, а также о соотношении этих понятий, которое обуславливает дальнейшее представление об этих науках. Расширяет их представление о функциях и значении рекреации вжизни человека.

Тема: «Основные понятия и терминология географии туризма»

Цель работы:Закрепить представление студентов об основных понятиях туризма и знать их соотношение.

Задания и вопросы:

1.Происхождение терминов «туризм» и «турист». Множество определений современного туризма.

2.Какие основные понятия включает термин «туризм» по мнению B.C.Преображенского?

3. .В чем отличие туриста от экскурсанта? Составьте схемуклассификации путешествующих лиц (стр.105,литература №2) ипроанализируйте ее.

Задание 1. Составить таблицу «Основные понятия и терминология географии туризма» по следующей форме:

Понятия и терминология Характеристика Примечание
Туризм    
Турист    
Экскурсант    
Рекреационный потенциал    
Туристско-рекреационные ресурсы    
Туристские достоинства (предпосылки) территории    
Туристская местность    
Туристский центр (центр туризма)    
Туристский район    
Хозяйственный потенциал рекреации или материально-техническая база отдыха и туризма (туристская инфраструктура)    
Рекреационная освоенность территории    
База ночлега    
База питания    
База коммуникаций (транспортно-коммунальная база    
Сопутствующиая база    
Туристическая вместимость территории или объекта    
Туристская аттрактивность (привлекательность)    

Список основной литературы:

1. География туризма /Под ред. А.Ю. Александровой - М.:КНОРУС,
2008.

2.Ердавлетов СР. География туризма: история, теория, методы,
практика. - Алматы: Атамұра, 2000.

3.Ердавлетов СР. Основы географии туризма: Учебное пособие. - Алма-Ата: КазГУ, 1991.

4.Мироненко Н.С, Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. - М., 1981.

5. Пирожник И.И. Основы географии туризма и экскурсионного обслуживания. -Минск: Университетское, 1985.

6. Теоретические основы рекреационной географии /Под ред. B.C. Преображенского. -М: Наука, 1975.

7. Кораблев В.А. Лекции по инфраструктуре туризм (краткий базовый
курс): Учебное пособие. - Алматы: Университет «Тэдран», 2008. - 152с.

Список дополнительной литературы:

1.Веденин Ю.А. Динамика рекреационных систем. - М.: Наука, 1982.

2. География рекреационных систем СССР /Под ред. B.C.
Преображенского, В.М. Кривошеева.-М.: Наука, 1980.

3. Ердавлетов СР. География туризма Казахстана. - Алма-Ата: Наука, 1992.

4. Рекреационные системы /Под ред. Н.С. Мироненко, М. Бочварова. -М.: МГУ, 1986.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №7

Лабораторная работа дает студентам представление о современном туримзе как многоплановой, многоаспектной и очень сложной деятельности по множеству критериев и показателей, в связи с постоянно происходящими процессами дифференциации к интеграции в современном туризме. Заполнение предложенной таблицы будет способствовать расширению их кругозора, поможет в ориентации среди огромного числа видов туризма.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8

Лабораторная работа формирует у студентов диапазон знаний и представлений о сложном и широком понятии «туристско-рекреационные ресурсы», объемлющем в определенной мере уже трансформированные природные и антропогенные ландшафты окружающей среды, доведенные до степени технологичности под влянием общественных потребностей и возможности использования их в туристско-рекреационном обслуживании населения.

Тема: "Классификация туристско-рекреационныхресурсов"

Цель работы:Закрепить умение студентов ориентироваться в классификации турстско-рекреационных ресурсов.

Задания и вопросы:

1.Что собой представляет понятие «изучение туристско-рекреационных ресурсов»?

2.Что следует понимать под термином «туристско-рекреационные ресурсы» ?

3.Что означет понятие «природные туристско-рекреационные ресурсы». . по определению Л.А.Багровой, Н.В.Багрова и В.С.Преображенского (1977г.) ?

4.Что относятся к «социально-экономическим туристско-рекреационным ресурсам» ?

Задание 1. Составить таблицу «Социально-экономические туристско-рекреационные ресурсы» по следующей форме:

Подразделения социально-экономических туристско-рекреационных ресурсов Характеристика Примечание
Материальные ресурсы    
Духовные    
Группа недвижимых ресурсов    
Группа движимых ресурсов    

5. Охарактеризуйте переход природных комплексов в класс туристско-рекреационных ресурсов.

Задание 2. Составить таблицу «Специфическая характеристика ресурсовотдыха и туризма по следующей форме:

Виды туризма Специфическая характеристика Примечание
Санаторно-курортный    
Оздоровительный    
Спортивный    
Экскурсионный    

6. Определите важнейшие характеристики туристско-рекреационных ресурсов.

Список основной литературы:

1.Александрова А.Ю. Международный туризм. - М., 2001.

2.География туризма /Под ред. А.Ю.Александровой. - М.:КНОРУС,

2008.

3.Ердавлетов СР. География туризма: история, теория, методы,
практика. - Алматы: Атам^ра, 2000.

4.Ердавлетов СР. Основы географии туризма: Учебное пособие. - Алма-Ата: КазГУ, 1991.

5.Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. - М., 1981.

6.Пирожник И.И. Основы географии туризма и экскурсионного
обслуживания. -Минск: Университетское, 1985.

7. Теоретические основы рекреационной географии /Под ред. B.C. Преображенского. -М.: Наука, 1975.

Список дополнительной литературы:

1.Веденин Ю.А. Динамика рекреационных систем. - М.: Наука, 1982.

2.География рекреационных систем СССР /Под ред. B.C.Преображенского, В.М. Кривошеева.-М.: Наука, 1980.

3.Дмитревский Ю.Д. Туристские регионы мира. - Смоленск, 2000.

5.Ердавлетов СР. География туризма Казахстана. - Алма-Ата: Наука, 1992.Рекреационные системы /Под ред. Н.С. Мироненко, М. Бочкарова. -М.: МГУ, 1986

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №9

Лабораторная работа дает студентам представление о методах и подходах определения пригодности территории для развития туризма и рекреации. Эта задача является одной из главных в географии туризма. Оценка пригодности отражает отношения между объектом (ресурсы) и субъектом (потребителем) и состоит из 4 этапов. Оценочные шкалы градации этих отношений имеют синтетический характер и показывают оценочные отношения между субъектом и объектом оценки.

Тема: "Критериии методика рекреационнойоценки территории"

Цель работы:Научить студента разбираться в вопросах оценки природных туристско-рекреационных ресурсов.

Задания и вопросы:

Задание 1. Построение шкал оценки природных рекреационных ресурсов.

1. Критерии и показатели качественной и балльной форм оценки
рекреационных ресурсов

2. Что такое балльная бонитировка территории для целей отдыха и
туризма?

Задание 2. Составить таблицу «Основные типы оценки природных рекреационных ресурсов» по следующей форме:
Основные типы оценки природных рекреационных ресурсов Характеристика, показатели
Медико-биологический  
Психолого-эстетический  
Технологический  

Список дополнительной литературы:

1. Веденин Ю.А. Динамика рекреационных систем. - М.: Наука, 1982.

2. География рекреационных систем СССР /Под ред. B.C.
Преображенского, В.М. Кривошеева. -М.: Наука, 1980.

Список основной литературы:

1. География туризма /Под ред. А.Ю.Александровой. - М.:Кнорус, 2008.

2. Ердавлетов СР. География туризма: история, теория, методы, практика. - Алматы: Атамұра, 2000.

Список дополнительной литературы:

1.Веденин Ю.А. Динамика рекреационных систем. - М.: Наука, 1982.

2.География рекреационных систем СССР /Под ред. B.C.Преображенского, В.М. Кривошеева.-М.: Наука, 1980.

3.Дмитревский Ю.Д. Туристские регионы мира. - Смоленск, 2000.

6.Ердавлетов СР. География туризма Казахстана. - Алма-Ата: Наука, 1992.Рекреационные системы /Под ред. Н.С. Мироненко, М. Бочкарова. -М.: МГУ, 1986

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №10

Лабораторная работа дает студентам представление о научно-обоснованном туристском райрнирование территории как средстве и механизме эффективного планирования развития и территориалной организации туристской деятельности, особенно важном для стран с обширной территорией, таких как Россия и Казахстан. Оно опирается на всестороннее изучение и оценку природно-географических условий и ресурсов, хозяйственных и других региональных особенностей территории, которые определяет ее место в территориальном разделении общественного труда.

Тема: "Туристско-рекреационноерайонирование территории"

Цель работы:закрепить знание студентов о туристско-рекреационном районировании территории.

Задания и вопросы:

1.Соотношение понятий «рекреационный район», «туристский район»,
краткая история эволюции этих понятий.

2.Характерные черты (4) туристских районов и механизм их образований

3.Таксономия туристских районов.

Список основной литературы:

1. География туризма /Под ред. А.Ю.Александровой. - М.:КНОРУС, 2008.

2.Ердавлетов СР. География туризма: история, теория, методы,
практика. - Алматы: Атамұра, 2000,

3.Мироненко Н.С, Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. - М.,
1981.

4.Пирожник И.И. Основы географии туризма и экскурсионного обслуживания. - Минск: Университетское, 1985.

5.Теоретические основы рекреационной географии /Под ред. B.C. Преображенского. -М.: Наука, 1975.

Список дополнительной литературы:

1.География рекреационных систем СССР /Под ред. B.C.
Преображенского В.М. Кривошеева.-М.: Наука, 1980.

2.Дмитревский Ю.Д. Туристские регионы мира. - Смоленск, 2000.

3.Ердавлетов С.Р. География туризма Казахстана. - Алма-Ата: Наука, 1992.

4.Рекреационные системы /Под ред. Н.С. Мироненко, М. Бочварова. -М.:МГУ, 1986.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №13

Лабораторная работа дает представление студентам о современной индустрии туризма, туристском продукте и туристском рынке, структурными экономическими элементами которого выступают туристский спрос и туристское предложение, а также о туроператорах и турагентах, их роли в обеспечении туристов туристскими услугами и товарами.

Тема; "Производство и распределение туристского продукта"

Цель работы: Закрепить знание студентов о структуре туристского продукта, его формировании и распределении.

Задания и вопросы:

1.Понятие об индустрии туризма как отрасли экономики.

2.Туристские предприятия и туристские организации.

3.Туроператоры и турагенты, их роль на туристском рынке.

4.Понятие о туристском продукте, его структура.

5.Что такое турпакет ?

2. Понятие о туристском продукте

Задание 1.Составить таблицу «Структура туристского продукта» по следующей форме:

Составные части туристского продукта Характеристика Примечание
Тур    
Дополнительные туристско-рекреационные услуги    
Товары    

Список основной литературы:

1.Александрова АЛО. Международный туризм. - М., 2001.

2.Александрова А.Ю. Структура туристского рынка. - М.: Пресс-Соло, 2002.

3.География туризма /Под ред. А.Ю.Александровой. - М.: КНОРУС,
2008.

4.Ердавлетов СР. География туризма: история, теория, методы,
практика. - Алматы: Атамздэа, 2000.

5.Мироненко Н.С, Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. -М.,
1981.

6.Пирожник И.И. Основы географии туризма и экскурсионного
обслуживания. - Минск: Университетское, 1985.

Список дополнительной литературы:

1.Монтехано Х.М., Структура туристского рынка. - Смоленск, 1997.

2.СапруноваВ.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. -М., 1998.

3.Дмитревеский Ю.Д. Туристские регионы мира. - Смоленск, 2000.

4.Рекреационные системы /Под ред. Н.С. Мироненко, М. Бочварова. -М.: МГУ, 1986.

5.Воскресенский В.Ю. Международный туризм. - М., 2007.

6.Тынчерова З.В., Ягофаров Г.Ф. Основы планирования и организации
туристской деятельности. - Алматы, 2003.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №14

Лабораторная работа дает представление о менеджменте туризма как сложной многоаспектной сфере народного хозяйства, которая сильно отличается от других отраслей, благодаря своей специфичности: неотделимости туристского продукта от источника формирования, невозможности его заготовки впрок, складирования и отправке на транспорте, одновременность производства и потребления и др. Вследствие этого труд в управлени туризмом специфичен и существенно отличается от деятельности работников других отраслей хозяйства.

Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук - student2.ru Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук - student2.ru Тема: «Менеджмент туризма»

Цель работы: закрепить знание студентов о менеджменте туристских предприятий и регионов.

Задания и вопросы:

Понятие о менеджменте туризма.

9 специфических особенностей менеджмента туризма:

Охарактеризуйте 4 характерные черты управления любым туристским предприятием.

Цели и стратегия туристской фирмы;

Задание 1. Составить таблицу «Три класса целей туристского предприятия» по следующей форме:

Цели менеджмента Характеристика
Экономические  
Фирменные  
Социальные  

Список основной литературы:

Александрова А.Ю. Структура туристского рынка. - М.:Пресс-Соло, 2002.

Ердавлетов СР. География туризма: история, теория, методы, практика. - Алматы: Атамұра, 2000.

География туризма /Под ред. А.Ю.Александровой. - М: КНОРУС, 2008.

Дурович А.П. Маркетинг в туризме. - Минск, 2001.

Список дополнительной литературы:

Браймер Р.А. Обзор индустрии гостеприимства //Основы управления в индустрии гостеприимства. -М., 1995.

Гостиничный и туристский бизнес //Под ред. А.Д. Чудновского. - М., 1998

Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. - Минск, 1999.

Котлер Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. -М., 1998.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоуриф. Основы менеджмента. - М., 1992.

Воскресенский В.Ю. Международный туризм. - М., 2007.

Тынчерова З.В., Ягофаров Г.Ф. Основы планирования и организации туристской деятельности.- Алматы, 2003.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №15

Лабораторная работа дает представление о туристском маркетинге как концепции, стратегии и тактике поведения туристского предприятия на туристском рынке. Его целью является своевременное распознание потребностей и требований рынка и создание собственной стратегии поведения

На нем с учетом требований общества и окружающей среды. Особенности туристического маркетинга определяются в первую очередь особенностями туристского продукта, а также специфическими чертами производителей и потребителей туристических услуг.

"Маркетинг туризма и классификация рекламных средств"

Цель работы:изучить основы туристского маркетинга, рассмотреть
роль и особенности рекламы в туристско-экскурсионном обслуживании.

Задания и вопросы:

IПониятие о маркетинге туризма.

2. Что оэначет «туристский маркетинг» по определению швейцарского ученогоКриппендорфа (1971) ?

3.Туристские маркетинг-программы.

4. Стратегическая сущность туристского маркетинга

5. Что гакое паблик-релейшенз ?

6. Классификация рекламных средств (общий обзор).

7. Основные законы рекламы:

7.1. Закон Мерфи;

7.2. Законы Л.Политца.

8. Реклама в прессе (рекламные объявления + публикации обзорно-рекламного характера);

Составить таблицу: «Характеристика основных туристских изданий» по следующей форме:

N.. Название издании Вид издания Периодичность Тираж Примечание
           
           

Список основной литературы:

3.Александрова АЛО. Международный туризм. - М., 2001.

4.Александрова А.Ю. Структура туристского рынка. - М.: Пресс-Соло, 2002.

3.География туризма /Под ред. А.Ю.Александровой. - М.: КНОРУС,
2008.

4.Ердавлетов СР. География туризма: история, теория, методы,
практика. - Алматы: Атамздэа, 2000.

5.Мироненко Н.С, Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. -М.,
1981.

6.Пирожник И.И. Основы географии туризма и экскурсионного
обслуживания. - Минск: Университетское, 1985.

Список дополнительной литературы:

6.Монтехано Х.М., Структура туристского рынка. - Смоленск, 1997.

7.СапруноваВ.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. -М., 1998.

8.Дмитревеский Ю.Д. Туристские регионы мира. - Смоленск, 2000.

9.Рекреационные системы /Под ред. Н.С. Мироненко, М. Бочварова. -М.: МГУ, 1986.

10.Воскресенский В.Ю. Международный туризм. - М., 2007.

6.Тынчерова З.В., Ягофаров Г.Ф. Основы планирования и организации
туристской деятельности. - Алматы, 2003.

Приложение А.

Образец оформления титульного листа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАЗАХСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Астана

2012



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Казахский гуманитарно-юридический университет

Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук

Наши рекомендации