Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Казахский гуманитарно-юридический университет
Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук
Кафедра «Экономики, менеджмента и туризма»
Методические указания по проведению практических (лабораторных) занятий
по дисциплине «Основы туризмологии»
для студентов специальности 5В090200 – «Туризм»
Астана 2012
Автор: Маханова Махмуда Акпаровна – кандидат экономических наук, ст. преподаватель,
Кудабай Акмарал Кудабайкызы - преподаватель, магистр туризма
Рецензент:
Маханова М.А., Кудабай А.К.
Основы туризмологии. Методические указания по проведению практических (лабораторных) занятий для студентов специальности 5В090200 – «Туризм»- Астана: КазГЮУ, 2012. – 21 с.
Рекомендовано Учебно-методическим советом Высшой школы экономики, бизнеса и социальных наук
Утверждено УМС Казахского гуманитарно-юридического университета протокол №__2012г
ВВЕДЕНИЕ
Образовательная программа специальности 5В090200 – «Туризм»основана на сочетании теоретического обучения с производственной и научно-исследовательской практикой и взаимосвязи учебного процесса с научной работой через тематику курсовых и дипломных работ. Учебно-лабораторные практикумы позволяют студентами приобрести навыки научно-исследовательской работы, обработки и оформления результатов эксперимента, представления результатов работы в форме научного доклада и отчета (научной статьи).
Методика учебного экспериментального исследования представляет собой миниатюрную модель обычного цикла научной работы, хотя в ней отсутствует принципиальная новизна полученного результата. Студент при выполнении лабораторной работы, практического задания учебно-исследовательского характера, курсовой научно-исследовательской работы, наконец, дипломной работы в меньшей или большей степени должен освоить ряд элементов аналогичной научной работы.
Методические указания обеспечивают комплексный подход в учебно-исследовательской работе студентов, единство и преемственность требований к оформлению результатов исследовательской работы на разных этапах обучения. Приведены основные требования по структуре, оформлению и содержанию отчета по лабораторным работам учебно-исследовательского направления.
СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Общие положения
Лабораторная работа – небольшой научный отчет, обобщающий проведенную студентом работу, которую представляют для защиты для защиты преподавателю. К лабораторным работам предъявляется ряд требований, основным из которых является полное, исчерпывающее описание всей проделанной работы, позволяющее судить о полученных результатах, степени выполнения заданий и профессиональной подготовке студентов.
В отчет по лабораторной работе должны быть включены следующие пункты:
- титульный лист;
- цель работы;
- краткие теоретические сведения;
- описание экспериментальной установки и методики эксперимента;
- экспериментальные результаты;
- анализ результатов работы;
- выводы.
Требования к содержанию отдельных частей отчета по лабораторной работе
Титульный лист является первой страницей лабораторной работы и заполняется по строго определенным правилам. В верхней части титульного указывается полное наименование учебного заведения, института и кафедры (каждое с заглавной буквы). Далее указывается фамилия, имя и отчество студента (в именительном падеже). В середине листа заглавными буквами дается название лабораторной работы, которое приводиться без слова тема и в кавычки не заключается. Название должно быть по возможности кратким и точно соответствовать содержанию работы. Ниже указывается вид работы: лабораторная работа. Далее ближе к правому краю титульного листа указываются фамилия и инициалы научного руководителя, а так же его ученая степень и ученое звание. Внизу указывается город, ниже год (цифрами без слова «год»). Образец оформления титульного листа приведен в приложении А. Титульный лист входит в общую нумерацию страниц курсовой работы, но на нем цифра 1 не ставится.
Цель работы должна отражать тему лабораторной работы, а также конкретные задачи, поставленные студенту на период выполнения работы.
Краткие теоретические сведения. В этом разделе излагается краткое теоретическое описание изучаемого в работе явления или процесса. Материал раздела не должен копировать содержание методического пособия или учебника по данной теме, а ограничивается изложением основных понятий и законов, расчетных формул, таблиц, требующихся для дальнейшей обработки полученных экспериментальных результатов.
Описание методики эксперимента. В данном разделе подробно излагается методика проведения эксперимента, процесс получения данных и способ их обработки.
Экспериментальные результаты. В этом разделе приводятся непосредственно результаты, полученные в ходе проведения лабораторных работ.
Анализ результатов работы. Раздел отчета должен содержать подробный анализ полученных результатов. Следует сравнить полученные результаты с известными литературными данными, обсудить их соответствие существующим теоретическим моделям. Если обнаружено несоответствие полученных результатов и теоретических расчетов или литературных данных, необходимо обсудить возможные причины этих несоответствий.
Выводы. В выводах кратко излагаются результаты работы: полученные экспериментально или теоретически значения величин, их зависимости от условий эксперимента или выбранной расчетной модели, указывается их соответствие или несоответствие физическим законам и теоретическим моделям, возможные причины несоответствия.
Написание и оформление лабораторной работы: страница текста, иллюстрации, таблицы и распечатки с ПЭВМ должнысоответствовать формату А4;печатные работы могут быть выполнены с применением печатающих и графических устройств вывода ПЭВМ или машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги;текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 15 мм, нижнее – не менее 20 мм;абзацный отступ, как правило, следует начинать с четвертого знака.
ТЕМАТИКА ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
Лабораторная работа дает студентам представление о структуре и значении четырех функциональных групп внерабочего времени: 1) время для поездки на место работы и обратно; 2) время для удовлетворения естественных потребностей (сон, питание, личная гигиена); 3) время для домашнего труда и бытовых потребностей; 4) время для физического, интеллектуального развития и отдыха (свободное время), а также о функциях свободного времени.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
Лабораторная работа дает студентам представление об основополагающих понятиях рекреационной географии и географии туризма: «отдыхе», восстанавливающем у человека работоспособность и снижающем физическое, нервное и психическое напряжение; «рекреации» как совокупности явлений и отношений, возникающих в результате использования свободного времени на специализированных территориях за пределами места жительства рекреантов; «туризме» как совокупности явлений и отношений, возникающих в результате временного отъезда людей с места постоянного жительства и если пребывание в другой местности не превращается в занятие с целью заработка, а также о соотношении этих понятий, которое обуславливает дальнейшее представление об этих науках. Расширяет их представление о функциях и значении рекреации вжизни человека.
Тема: «Основные понятия и терминология географии туризма»
Цель работы:Закрепить представление студентов об основных понятиях туризма и знать их соотношение.
Задания и вопросы:
1.Происхождение терминов «туризм» и «турист». Множество определений современного туризма.
2.Какие основные понятия включает термин «туризм» по мнению B.C.Преображенского?
3. .В чем отличие туриста от экскурсанта? Составьте схемуклассификации путешествующих лиц (стр.105,литература №2) ипроанализируйте ее.
Задание 1. Составить таблицу «Основные понятия и терминология географии туризма» по следующей форме:
№ | Понятия и терминология | Характеристика | Примечание |
Туризм | |||
Турист | |||
Экскурсант | |||
Рекреационный потенциал | |||
Туристско-рекреационные ресурсы | |||
Туристские достоинства (предпосылки) территории | |||
Туристская местность | |||
Туристский центр (центр туризма) | |||
Туристский район | |||
Хозяйственный потенциал рекреации или материально-техническая база отдыха и туризма (туристская инфраструктура) | |||
Рекреационная освоенность территории | |||
База ночлега | |||
База питания | |||
База коммуникаций (транспортно-коммунальная база | |||
Сопутствующиая база | |||
Туристическая вместимость территории или объекта | |||
Туристская аттрактивность (привлекательность) |
Список основной литературы:
1. География туризма /Под ред. А.Ю. Александровой - М.:КНОРУС,
2008.
2.Ердавлетов СР. География туризма: история, теория, методы,
практика. - Алматы: Атамұра, 2000.
3.Ердавлетов СР. Основы географии туризма: Учебное пособие. - Алма-Ата: КазГУ, 1991.
4.Мироненко Н.С, Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. - М., 1981.
5. Пирожник И.И. Основы географии туризма и экскурсионного обслуживания. -Минск: Университетское, 1985.
6. Теоретические основы рекреационной географии /Под ред. B.C. Преображенского. -М: Наука, 1975.
7. Кораблев В.А. Лекции по инфраструктуре туризм (краткий базовый
курс): Учебное пособие. - Алматы: Университет «Тэдран», 2008. - 152с.
Список дополнительной литературы:
1.Веденин Ю.А. Динамика рекреационных систем. - М.: Наука, 1982.
2. География рекреационных систем СССР /Под ред. B.C.
Преображенского, В.М. Кривошеева.-М.: Наука, 1980.
3. Ердавлетов СР. География туризма Казахстана. - Алма-Ата: Наука, 1992.
4. Рекреационные системы /Под ред. Н.С. Мироненко, М. Бочварова. -М.: МГУ, 1986.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №7
Лабораторная работа дает студентам представление о современном туримзе как многоплановой, многоаспектной и очень сложной деятельности по множеству критериев и показателей, в связи с постоянно происходящими процессами дифференциации к интеграции в современном туризме. Заполнение предложенной таблицы будет способствовать расширению их кругозора, поможет в ориентации среди огромного числа видов туризма.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8
Лабораторная работа формирует у студентов диапазон знаний и представлений о сложном и широком понятии «туристско-рекреационные ресурсы», объемлющем в определенной мере уже трансформированные природные и антропогенные ландшафты окружающей среды, доведенные до степени технологичности под влянием общественных потребностей и возможности использования их в туристско-рекреационном обслуживании населения.
Тема: "Классификация туристско-рекреационныхресурсов"
Цель работы:Закрепить умение студентов ориентироваться в классификации турстско-рекреационных ресурсов.
Задания и вопросы:
1.Что собой представляет понятие «изучение туристско-рекреационных ресурсов»?
2.Что следует понимать под термином «туристско-рекреационные ресурсы» ?
3.Что означет понятие «природные туристско-рекреационные ресурсы». . по определению Л.А.Багровой, Н.В.Багрова и В.С.Преображенского (1977г.) ?
4.Что относятся к «социально-экономическим туристско-рекреационным ресурсам» ?
Задание 1. Составить таблицу «Социально-экономические туристско-рекреационные ресурсы» по следующей форме:
№ | Подразделения социально-экономических туристско-рекреационных ресурсов | Характеристика | Примечание |
Материальные ресурсы | |||
Духовные | |||
Группа недвижимых ресурсов | |||
Группа движимых ресурсов |
5. Охарактеризуйте переход природных комплексов в класс туристско-рекреационных ресурсов.
Задание 2. Составить таблицу «Специфическая характеристика ресурсовотдыха и туризма по следующей форме:
№ | Виды туризма | Специфическая характеристика | Примечание |
Санаторно-курортный | |||
Оздоровительный | |||
Спортивный | |||
Экскурсионный |
6. Определите важнейшие характеристики туристско-рекреационных ресурсов.
Список основной литературы:
1.Александрова А.Ю. Международный туризм. - М., 2001.
2.География туризма /Под ред. А.Ю.Александровой. - М.:КНОРУС,
2008.
3.Ердавлетов СР. География туризма: история, теория, методы,
практика. - Алматы: Атам^ра, 2000.
4.Ердавлетов СР. Основы географии туризма: Учебное пособие. - Алма-Ата: КазГУ, 1991.
5.Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. - М., 1981.
6.Пирожник И.И. Основы географии туризма и экскурсионного
обслуживания. -Минск: Университетское, 1985.
7. Теоретические основы рекреационной географии /Под ред. B.C. Преображенского. -М.: Наука, 1975.
Список дополнительной литературы:
1.Веденин Ю.А. Динамика рекреационных систем. - М.: Наука, 1982.
2.География рекреационных систем СССР /Под ред. B.C.Преображенского, В.М. Кривошеева.-М.: Наука, 1980.
3.Дмитревский Ю.Д. Туристские регионы мира. - Смоленск, 2000.
5.Ердавлетов СР. География туризма Казахстана. - Алма-Ата: Наука, 1992.Рекреационные системы /Под ред. Н.С. Мироненко, М. Бочкарова. -М.: МГУ, 1986
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №9
Лабораторная работа дает студентам представление о методах и подходах определения пригодности территории для развития туризма и рекреации. Эта задача является одной из главных в географии туризма. Оценка пригодности отражает отношения между объектом (ресурсы) и субъектом (потребителем) и состоит из 4 этапов. Оценочные шкалы градации этих отношений имеют синтетический характер и показывают оценочные отношения между субъектом и объектом оценки.
Тема: "Критериии методика рекреационнойоценки территории"
Цель работы:Научить студента разбираться в вопросах оценки природных туристско-рекреационных ресурсов.
Задания и вопросы:
Задание 1. Построение шкал оценки природных рекреационных ресурсов.
1. Критерии и показатели качественной и балльной форм оценки
рекреационных ресурсов
2. Что такое балльная бонитировка территории для целей отдыха и
туризма?
Задание 2. Составить таблицу «Основные типы оценки природных рекреационных ресурсов» по следующей форме: | ||
№ | Основные типы оценки природных рекреационных ресурсов | Характеристика, показатели |
Медико-биологический | ||
Психолого-эстетический | ||
Технологический |
Список дополнительной литературы:
1. Веденин Ю.А. Динамика рекреационных систем. - М.: Наука, 1982.
2. География рекреационных систем СССР /Под ред. B.C.
Преображенского, В.М. Кривошеева. -М.: Наука, 1980.
Список основной литературы:
1. География туризма /Под ред. А.Ю.Александровой. - М.:Кнорус, 2008.
2. Ердавлетов СР. География туризма: история, теория, методы, практика. - Алматы: Атамұра, 2000.
Список дополнительной литературы:
1.Веденин Ю.А. Динамика рекреационных систем. - М.: Наука, 1982.
2.География рекреационных систем СССР /Под ред. B.C.Преображенского, В.М. Кривошеева.-М.: Наука, 1980.
3.Дмитревский Ю.Д. Туристские регионы мира. - Смоленск, 2000.
6.Ердавлетов СР. География туризма Казахстана. - Алма-Ата: Наука, 1992.Рекреационные системы /Под ред. Н.С. Мироненко, М. Бочкарова. -М.: МГУ, 1986
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №10
Лабораторная работа дает студентам представление о научно-обоснованном туристском райрнирование территории как средстве и механизме эффективного планирования развития и территориалной организации туристской деятельности, особенно важном для стран с обширной территорией, таких как Россия и Казахстан. Оно опирается на всестороннее изучение и оценку природно-географических условий и ресурсов, хозяйственных и других региональных особенностей территории, которые определяет ее место в территориальном разделении общественного труда.
Тема: "Туристско-рекреационноерайонирование территории"
Цель работы:закрепить знание студентов о туристско-рекреационном районировании территории.
Задания и вопросы:
1.Соотношение понятий «рекреационный район», «туристский район»,
краткая история эволюции этих понятий.
2.Характерные черты (4) туристских районов и механизм их образований
3.Таксономия туристских районов.
Список основной литературы:
1. География туризма /Под ред. А.Ю.Александровой. - М.:КНОРУС, 2008.
2.Ердавлетов СР. География туризма: история, теория, методы,
практика. - Алматы: Атамұра, 2000,
3.Мироненко Н.С, Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. - М.,
1981.
4.Пирожник И.И. Основы географии туризма и экскурсионного обслуживания. - Минск: Университетское, 1985.
5.Теоретические основы рекреационной географии /Под ред. B.C. Преображенского. -М.: Наука, 1975.
Список дополнительной литературы:
1.География рекреационных систем СССР /Под ред. B.C.
Преображенского В.М. Кривошеева.-М.: Наука, 1980.
2.Дмитревский Ю.Д. Туристские регионы мира. - Смоленск, 2000.
3.Ердавлетов С.Р. География туризма Казахстана. - Алма-Ата: Наука, 1992.
4.Рекреационные системы /Под ред. Н.С. Мироненко, М. Бочварова. -М.:МГУ, 1986.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №13
Лабораторная работа дает представление студентам о современной индустрии туризма, туристском продукте и туристском рынке, структурными экономическими элементами которого выступают туристский спрос и туристское предложение, а также о туроператорах и турагентах, их роли в обеспечении туристов туристскими услугами и товарами.
Тема; "Производство и распределение туристского продукта"
Цель работы: Закрепить знание студентов о структуре туристского продукта, его формировании и распределении.
Задания и вопросы:
1.Понятие об индустрии туризма как отрасли экономики.
2.Туристские предприятия и туристские организации.
3.Туроператоры и турагенты, их роль на туристском рынке.
4.Понятие о туристском продукте, его структура.
5.Что такое турпакет ?
2. Понятие о туристском продукте
Задание 1.Составить таблицу «Структура туристского продукта» по следующей форме:
№ | Составные части туристского продукта | Характеристика | Примечание |
Тур | |||
Дополнительные туристско-рекреационные услуги | |||
Товары |
Список основной литературы:
1.Александрова АЛО. Международный туризм. - М., 2001.
2.Александрова А.Ю. Структура туристского рынка. - М.: Пресс-Соло, 2002.
3.География туризма /Под ред. А.Ю.Александровой. - М.: КНОРУС,
2008.
4.Ердавлетов СР. География туризма: история, теория, методы,
практика. - Алматы: Атамздэа, 2000.
5.Мироненко Н.С, Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. -М.,
1981.
6.Пирожник И.И. Основы географии туризма и экскурсионного
обслуживания. - Минск: Университетское, 1985.
Список дополнительной литературы:
1.Монтехано Х.М., Структура туристского рынка. - Смоленск, 1997.
2.СапруноваВ.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. -М., 1998.
3.Дмитревеский Ю.Д. Туристские регионы мира. - Смоленск, 2000.
4.Рекреационные системы /Под ред. Н.С. Мироненко, М. Бочварова. -М.: МГУ, 1986.
5.Воскресенский В.Ю. Международный туризм. - М., 2007.
6.Тынчерова З.В., Ягофаров Г.Ф. Основы планирования и организации
туристской деятельности. - Алматы, 2003.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №14
Лабораторная работа дает представление о менеджменте туризма как сложной многоаспектной сфере народного хозяйства, которая сильно отличается от других отраслей, благодаря своей специфичности: неотделимости туристского продукта от источника формирования, невозможности его заготовки впрок, складирования и отправке на транспорте, одновременность производства и потребления и др. Вследствие этого труд в управлени туризмом специфичен и существенно отличается от деятельности работников других отраслей хозяйства.
Тема: «Менеджмент туризма»
Цель работы: закрепить знание студентов о менеджменте туристских предприятий и регионов.
Задания и вопросы:
Понятие о менеджменте туризма.
9 специфических особенностей менеджмента туризма:
Охарактеризуйте 4 характерные черты управления любым туристским предприятием.
Цели и стратегия туристской фирмы;
Задание 1. Составить таблицу «Три класса целей туристского предприятия» по следующей форме:
№ | Цели менеджмента | Характеристика |
Экономические | ||
Фирменные | ||
Социальные |
Список основной литературы:
Александрова А.Ю. Структура туристского рынка. - М.:Пресс-Соло, 2002.
Ердавлетов СР. География туризма: история, теория, методы, практика. - Алматы: Атамұра, 2000.
География туризма /Под ред. А.Ю.Александровой. - М: КНОРУС, 2008.
Дурович А.П. Маркетинг в туризме. - Минск, 2001.
Список дополнительной литературы:
Браймер Р.А. Обзор индустрии гостеприимства //Основы управления в индустрии гостеприимства. -М., 1995.
Гостиничный и туристский бизнес //Под ред. А.Д. Чудновского. - М., 1998
Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. - Минск, 1999.
Котлер Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. -М., 1998.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоуриф. Основы менеджмента. - М., 1992.
Воскресенский В.Ю. Международный туризм. - М., 2007.
Тынчерова З.В., Ягофаров Г.Ф. Основы планирования и организации туристской деятельности.- Алматы, 2003.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №15
Лабораторная работа дает представление о туристском маркетинге как концепции, стратегии и тактике поведения туристского предприятия на туристском рынке. Его целью является своевременное распознание потребностей и требований рынка и создание собственной стратегии поведения
На нем с учетом требований общества и окружающей среды. Особенности туристического маркетинга определяются в первую очередь особенностями туристского продукта, а также специфическими чертами производителей и потребителей туристических услуг.
"Маркетинг туризма и классификация рекламных средств"
Цель работы:изучить основы туристского маркетинга, рассмотреть
роль и особенности рекламы в туристско-экскурсионном обслуживании.
Задания и вопросы:
IПониятие о маркетинге туризма.
2. Что оэначет «туристский маркетинг» по определению швейцарского ученогоКриппендорфа (1971) ?
3.Туристские маркетинг-программы.
4. Стратегическая сущность туристского маркетинга
5. Что гакое паблик-релейшенз ?
6. Классификация рекламных средств (общий обзор).
7. Основные законы рекламы:
7.1. Закон Мерфи;
7.2. Законы Л.Политца.
8. Реклама в прессе (рекламные объявления + публикации обзорно-рекламного характера);
Составить таблицу: «Характеристика основных туристских изданий» по следующей форме:
N.. | Название издании | Вид издания | Периодичность | Тираж | Примечание |
Список основной литературы:
3.Александрова АЛО. Международный туризм. - М., 2001.
4.Александрова А.Ю. Структура туристского рынка. - М.: Пресс-Соло, 2002.
3.География туризма /Под ред. А.Ю.Александровой. - М.: КНОРУС,
2008.
4.Ердавлетов СР. География туризма: история, теория, методы,
практика. - Алматы: Атамздэа, 2000.
5.Мироненко Н.С, Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. -М.,
1981.
6.Пирожник И.И. Основы географии туризма и экскурсионного
обслуживания. - Минск: Университетское, 1985.
Список дополнительной литературы:
6.Монтехано Х.М., Структура туристского рынка. - Смоленск, 1997.
7.СапруноваВ.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. -М., 1998.
8.Дмитревеский Ю.Д. Туристские регионы мира. - Смоленск, 2000.
9.Рекреационные системы /Под ред. Н.С. Мироненко, М. Бочварова. -М.: МГУ, 1986.
10.Воскресенский В.Ю. Международный туризм. - М., 2007.
6.Тынчерова З.В., Ягофаров Г.Ф. Основы планирования и организации
туристской деятельности. - Алматы, 2003.
Приложение А.
Образец оформления титульного листа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Астана
2012
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Казахский гуманитарно-юридический университет
Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук