Начальный курс географии (5-6 класс)
Класс. 34 ч
Темы уроков | Содержание | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч) | ||
Уроки 1–2География — одна из наук о планете Земля | Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии | Наблюдать за географическими объектами своей местности. Изучать правила работы с «Дневником географа-следопыта». Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли |
Урок 3Наблюдения — метод географической науки | Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения — способ изучения географических объектов и процессов | Изготавливать модель гномона. Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения наблюдения за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени. |
Земля как планета Солнечной системы (4 ч) | ||
Планета Земля (4 ч) | ||
Урок 4 Земля среди других планет Солнечной системы | Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования | Измерять«земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус — наиболее точная модель Земли |
Уроки 5–6 Движение Земли по околосолнечной орбите | Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги | Организация проведения осенних фенологических наблюдений. Готовить «Календарь природы» |
Урок 7 Суточное вращение Земли | Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле | Изучать модель «Земля — Луна — Солнце». Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси. Составлять рассказ по плануо четырёх особых положениях Земли |
Геосферы Земли (25 ч) | ||
Литосфера (8 ч) | ||
Урок 8 Слои «твёрдой» Земли | Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин | Строитьмодель «твёрдой» Земли |
Урок 9 Вулканы Земли | Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры | Создавать моделилитосферных плит.Работать с конструктором литосферных плит. Определятьположение Тихоокеанского огненного кольца. Обозначать на схеме действующие вулканы |
Уроки 10–11 Из чего состоит земная кора | Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы | Начать создавать коллекцию горных пород своей местности. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов. Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов |
Урок 12 Строение земной коры. Землетрясения | Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения | Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы |
Уроки 13–14 Рельеф земной поверхности | Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов | Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности. Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности |
Урок 15 Человек и литосфера | Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые | Работать с топонимическим словарём. Определятьпроисхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов. Проводить изучение полезных ископаемых своей местности и собирать образцы |
Атмосфера (4 ч) | ||
Урок 16 Воздушная оболочка Земли | Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы | Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления. Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измеренияатмосферного давления самодельным барометром |
Уроки 17–18 Погода и метеорологические наблюдения | Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска» | Изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр). Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами |
Урок 19 Человек и атмосфера | Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере | Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года. Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае (5 класс) и в сентябре (6 класс) |
Водная оболочка Земли (7 ч) | ||
Уроки 20–21 Вода на Земле | Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле | Изучать и описывать свойства воды.Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды |
Урок 22 Мировой океан — главная часть гидросферы | Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане | Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов. Создавать игру «Знатоки морских названий». Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы |
Урок 23 Воды суши. Реки | Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады | Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку. Выявлять основные различия горных и равнинных рек |
Уроки 24–25 Озёра. Вода в «земных кладовых» | Что такое озеро? Озёрная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды | Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью. Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок). Создавать и работать с самодельной моделью родника |
Урок 26 Человек и гидросфера | Вода — основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде» | Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвящённых объектам гидросферы. Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы |
Биосфера (6 ч) | ||
Урок 27 Оболочка жизни | Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле | Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов |
Урок 28 Жизнь в тропическом поясе | Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни | Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу. Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания |
Урок 29 Растительный и животный мир умеренных поясов | Степи. Лиственные леса. Тайга | Создавать игры биогеографического содержания |
Урок 30 Жизнь в полярных поясах и в океане | Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане | Изучать виртуально морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах». Работать с определителем морских животных |
Уроки 31–32 Природная среда. Охрана природы | Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Лапландским заповедником | Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника. Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы. Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы |
Резерв 2 ч –1 час – используется в теме «Планета Земля», 1 час - на повторение и закрепление учебного материала.
Класс. 34 ч.
Темы уроков | Содержание | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Введение. Географическое познание нашей планеты (6 ч) | ||
Урок 1 Начало географического познания Земли | География в античное время. Развитие картографии. Картографический метод | Строить модельгномона. Измерять высоту Солнца над горизонтом. Составлятьсвою «Карту мира» в «Дневнике географа-следопыта» |
Урок 2 География в Средние века (Европа) | Расширение географического кругозора в Средние века. Открытия викингов. Торговые пути в Азию | Читать фрагмент «Книги о разнообразии мира» Марко Поло. Работать со своей «Картой мира» в «Дневнике географа-следопыта». Оценивать прогноз погоды на лето, составленный по народным приметам в 5 классе |
Урок 3 География в Средние века (Азия) | Географические достижения в Китае и на арабском Востоке | Изучать устройство компаса. Создавать модель компаса. Определять направление на стороны горизонта и визировать по компасу |
Урок 4 Великие географические открытия | Три пути в Индию. Первое кругосветное плавание | Работать с топонимическим словарём. Создавать игру «Материки и части света» |
Урок 5 Географические открытия и исследования в XVI–XIX вв. | Продолжение эпохи Великих географических открытий. Первые научные экспедиции. Экспедиционный метод в географии | Подготовить свою первую научную экспедицию с целью обнаружения географического объекта своей местности — памятника природы. Проводить, обрабатывать результаты и подводить итоги школьной экспедиции |
Урок 6 Современные географические исследования | Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космическое землеведение | Изучать изображения Земли из космоса. Работать по освоению «языка» космических снимков |
Изображение земной поверхности (12 ч) | ||
План местности (6 ч) | ||
Урок 7 Изображения земной поверхности | Различные способы изображения местности. Дистанционный метод изучения Земли | Сравнивать различные изображения территории музея-заповедника «Поленово». Определять изображения, дающие наиболее полную и точную информацию о местности |
Урок 8 Ориентирование на местности | Ориентиры и ориентирование на местности с помощью компаса. Определение расстояний на местности различными способами | Готовить самодельное оборудование для проведения ориентирования на местности. Определять среднюю длину своего шага. Проводить ориентирования на объекты, расположенные на пришкольном участке. |
Урок 9 Топографический план и топографическая карта | Масштаб топографического плана и карты. Условные знаки плана и карты. Главная точка условного знака | Создавать игру«Топографическое домино». Проводить чемпионат по топографическому домино |
Урок 10 Как составляют топографические планы и карты | Инструментальная и глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности | Проводить полярную съёмку пришкольного участка. Проводить маршрутную съёмку местности и составлять план «Мой путь из дома в школу» |
Урок 11 Изображение рельефа на топографических планах и картах | Абсолютная высота точек земной поверхности. Способы показа рельефа на топографических картах. Горизонтали и бергштрихи. Чтение карты Большого Соловецкого острова | Создавать и работать с макетами холмов. Обозначать на макетах линии с одинаковой высотой. Определять зависимость густоты горизонталей от крутизны скатов холмов. Читать топографическую карту своей местности, определять относительные высоты отдельных форм рельефа |
Урок 12 Виды планов и их использование | Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные и исторические, автомобильные и транспортные планы) | Создавать серию схематических планов «Этапы Куликовской битвы» по описаниям в «Дневнике географа-следопыта». Разрабатывать план реконструкции пришкольного участка и выбирать места для установки около школы солнечных часов |
Глобус и географическая карта — модели земной поверхности (6 ч) | ||
Урок 13 Глобус — модель Земли | Метод моделирования в географии. Глобус. Масштаб и градусная сеть глобуса | Работать со школьным глобусом: определять масштаб, измерять длину экватора и меридианов, определять расстояния между объектами, протяжённость Африки с севера на юг |
Уроки 14–15 Географические координаты | Географическая широта и географическая долгота, их обозначения на глобусе | Изготавливать широтную линейку для школьного глобуса. Определять по глобусу с помощью широтной линейки широту Северного и Южного тропиков, Северного и Южного полярных кругов. Определять географические долготы. Определять положение географического центра России по географическим координатам |
Урок 16 Определение расстояний и высот по глобусу | Примеры способов определения расстояний по глобусу. Ориентирование глобуса. Способы изображения рельефа на глобусе. Изогипсы и изобаты. Шкала высот и глубин | Изготавливатьмасштабную линейку для школьного глобуса. Измерять расстояния по глобусу с помощью масштабной линейки. Изготавливать кольцевую подставку для школьного глобуса. Ориентировать глобус в соответствии с широтой школьного здания и направлением «север — юг». Создавать рельефную карту Африки в технике бумагопластики |
Урок 17 Географическая карта | Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Картографические проекции. Географические карты. Масштаб географической карты. Линии градусной сетки на картах. Примеры работы с географическими картами | Изучать правила работы с контурными картами. Обозначать положение географического объекта на контурной карте, показывать направления на основные стороны горизонта в различных частях контурной карты |
Урок 18 Географические карты и навигация в жизни человека | Условные знаки мелкомасштабных географических карт. Разнообразие географических карт и их использование людьми разных профессий. Географический атлас. Система космической навигации | Создавать игру «Картографическое домино». Изготавливать самодельный эклиметр. Определять географические координаты школьного здания с помощью GPS-приёмника (по возможности). Проводить чемпионат по картографическому домино. Измерять высоту Полярной звезды с помощью самодельного эклиметра (совместно с родителями) |
Геосферы Земли (15 ч) | ||
Литосфера (5 ч) | ||
Урок 19 Минералы | Минералы и их свойства. Ильменский минералогический заповедник | Работать с коллекцией минералов и горных пород.Описывать свойства одного минерала, определять его твёрдость. Записывать результаты изучения минерала в «Дневнике географа-следопыта» |
Урок 20 Выветривание и перемещение горных пород | Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Деятельность ветра, воды и льда по перемещению и откладыванию обломочного материала. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность | Заочно знакомиться с известняковыми пещерами. Готовить и проводить опыт по выращиванию сталактита и сталагмита. Наблюдать первые результаты опыта |
Урок 21 Рельеф земной поверхности. Горы суши | Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Горный рельеф. Различия гор по высоте. Высочайшие горы мира | Описывать географическое положение Анд по глобусу или физической карте на основе плана с примерами. Составлять план описания Гималаев на основе работы с текстом учебника. Описывать Кавказские горы с использованием плана, разработанного на уроке |
Урок 22 Равнины и плоскогорья суши | Равнинный рельеф. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа. Крупнейшие по площади равнины мира | Описывать географическое положение Амазонской низменности по глобусу или физической карте на основе плана с примерами. Составлять план описания Великой Китайской равнины на основе работы с текстом учебника. Описывать Западно-Сибирскую равнину с использованием плана, разработанного на уроке |
Урок 23 Рельеф дна Мирового океана | Как изучают рельеф океанического дна. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Ложе океана, его рельеф | Изучать рельеф дна Чёрного моря с целью определения оптимального маршрута прокладки подводных линий газопроводов. Строить упрощённый профиль дна Чёрного моря по линии пролегания маршрута газопровода |
Атмосфера (6 ч) | ||
Урок 24 Как нагревается атмосферный воздух | Распределение солнечных лучей в атмосфере Земли. Подстилающая поверхность. Нагрев поверхности суши и океана. Как нагревается атмосферный воздух. Изменение температуры воздуха в течение суток. Суточная амплитуда температуры воздуха | Исследовать условия нагрева подстилающей поверхности солнечными лучами с помощью упрощённой модели. Определять суточную амплитуду температуры воздуха по данным своего дневника погоды. Сравнивать значения амплитуды температуры воздуха при безоблачной и при пасмурной погоде. Объяснять отмеченные различия |
Урок 25 Атмосферное давление | Что такое атмосферное давление и как его измеряют. Изменение атмосферного давления с высотой. Сведения о температуре воздуха и атмосферном давлении на карте погоды | Изучать устройство и правила работы с барометром-анероидом. Измерять атмосферное давление на разных этажах здания. Определять высоты по разности атмосферного давления |
Урок 26 Движение воздуха | Восходящие и нисходящие потоки воздуха. Ветер — движение воздуха вдоль земной поверхности. Направление и скорость ветра. Сведения о ветре на карте погоды. Роза ветров. Бризы. Муссоны | Определять преобладающие направления ветра в различных российских городах. Разрабатывать маршруты кругосветного путешествия на воздушном шаре. Изготавливать воздушный шар |
Уроки 27–28 Вода в атмосфере | Водяной пар. Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Изменение относительной влажности воздуха с высотой. Уровень конденсации. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение осадков. Виды атмосферных осадков. Измерение осадков. Сведения об облаках и осадках на карте погоды. Изменение количества осадков в течение года | Проводить опыт, показывающий, как образуется туман. Описывать результаты опыта в «Дневнике географа-следопыта». Работать с таблицей данных о количестве осадков в различных городах мира, объяснять причины выявленных особенностей годового распределения осадков |
Урок 29 Климат | Что такое климат. Причины разнообразия климата на Земле. Как рассчитывают климатические показатели | Составлять карты климатических рекордов Земли. Анализировать основные климатические показатели своей местности |
Гидросфера (2 ч) | ||
Урок 30 Воды Мирового океана | Солёность и температура морской воды. Движения морских вод: течения, приливы и отливы. Тёплые и холодные течения | Составлять карту «Глобальный океанический конвейер». Находить примеры влияния нарушений в работе конвейера на климат Земли. Составлять план описания Северного Ледовитого океана на основе работы с текстом учебника. Описывать Индийский океан с использованием плана, разработанного на уроке |
Урок 31 Воды суши | Река. Речная долина. Питание и режим реки. Озеро. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Многолетняя мерзлота. Подземные воды. Условия образования межпластовых вод. Болота | Описывать географическое положение реки Нил по глобусу или физической карте на основе плана с примерами |
Биосфера и почвенный покров (1 ч) | ||
Урок 32 Биологический круговорот. Почва | Биологический круговорот веществ. Почва. Образование почвы. Плодородие почв. Почвенные организмы. В.В. Докучаев. Рождение науки о почвах | Изучать механический состав и кислотность почвы на пришкольном участке. Отражать результаты исследования почвенных образцов в «Дневнике географа-следопыта» |
Географическая оболочка Земли (1 ч) | ||
Урок 33 Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка | Круговорот вещества на Земле. Природно-территориальный комплекс. Географическая оболочка Земли. А.А. Григорьев о географической оболочке. Состав и строение географической оболочки. Появление и развитие человечества в географической оболочке. Расселение человека на Земле. Образование рас в разных природных условиях | Описывать представителей различных рас по упрощённому плану с использованием фотографий и описаний расовых признаков. Фиксировать выводы о типичных расовых признаках в «Дневнике географа-следопыта» |
Резерв 1 ч -1 час - на повторение и закрепление учебного материала.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО Заместитель директора по УВР
учителей общественных наук ______________ И.Р. Симакова
МБОУ гимназии № 54 подпись
от __________ 2017 года №1 от ____________________2017
____________ В.Б. Золотарева