Модуль 6. Страны и регионы мира

Самостоятельная работа №6

По материалам семинаров «Комплексная характеристика стран и регионов мира» составьте контрольно-измерительные материалы для закрепления знаний и подготовки к промежуточной аттестации. Данные материалы составляются на всю микрогруппу и состоят из двух частей:

- кроссворд (тест) по всей тематике семинаров (25-30 вопросов). Оценивается корректность постановки вопросов, разнообразие заданий, навыки формулирования вопросов;

- географический диктант. Для этого берется любая (по Вашему желанию) страна из избранного Вами списка для работы на семинаре. Пишется небольшое эссе (8-10 предложений) в котором затрагиваются основные аспекты плана социально-экономической характеристики страны: географическое положение, природные ресурсы, населения, хозяйство, достопримечательности. Контрольные слова пропускаются. Преамбула к диктанту так и звучит: Вставьте пропущенные слова в предложениях…

Практическая работа №6

1. Семинарское занятие «Комплексная характеристика стран и регионов мира». Учебная группа делится на 6 команд (Северная Америка, Южная Америка, Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Австралия и Океания). Капитан команды дает общую сравнительную характеристику региона, а участники отдельным самостоятельно избранным странам. В выступлении капитана оценивается умение найти общие и отличительные особенности в социально-экономическом развитии стран, выделить основные аспекты становления региона. В выступлениях участников оценивается следование плану комплексной социально-экономической характеристики страны, выбор содержания. Также оцениваются коммуникативные навыки, умение отвечать на вопросы, развитость информационно-коммуникационных и исследовательских компетенций.

Теоретическая основа

План социально-экономической характеристики страны

1. Географическое положение

2. Природно-ресурсный потенциал

3. Население

4. Отраслевая структура хозяйства

5. Территориальная структура хозяйства

6. Достопримечательности. Интересные факты.

Выступление состоит из двух частей. В первой части (5-7 минут) дается общая характеристика страны, во второй части рассказывается об основных ее достопримечательностях. Вторая часть может быть дополнена небольшими видеофрагментами (не более 10 минут).

2. Интерактивное занятие «Конкурс туристических буклетов».

Данное занятие является обобщающим, носит практико-ориентированный характер, закрепляет изученный учебный материал для подготовки к промежуточной аттестации.

Цель занятия: развитие информационно-коммуникационных компетенций, метапредметных и личностных учебных результатов посредством систематизации географических знаний по социально-экономической географии мира.

Задачи занятия:

1. Нахождение и адекватное применение географической информации об отдельной стране мира

2. Понимание географической специфики отдельных стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха.

3. Формирование способностей к самостоятельной учебной деятельности, культуры межличностного общения.

4. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей студентов.

Ход занятия

Студенты по собственному желанию выбирают одну из стран в рамках микрогруппы, работавшей на семинаре. Занятие состоит из двух этапов:

-подготовительный этап. На этом этапе участники команды распределяют друг с другом задания, формулируют цели создания туристического буклета, его визуальную структуру, определяют наличие потенциальной аудитории среди потребителей туристических продуктов, для кого данный буклет может быть интересен. Затем студенты оформляют двухсторонний буклет в форматах pdf, pub;

- завершающий этап. На данном этапе происходит процедура защиты буклета участниками микрогруппы в учебной аудитории. Выбирается жюри из числа студентов, которые оценивают команды согласно оценочному листу:

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ* БАЛЛЫ
I. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО БУКЛЕТА
  Сев. Амер. Южн. Амер. Европа Азия Африка Австр. и Океания
1. Художественное оформление (дизайн).            
2. Полнота и точность информации.            
3. Привлекательность и практическая направленность            
4. Доходчивость, доступность, эмоциональная нагрузка представленного материала.            
5. Соответствие иллюстраций содержанию текста.            
II. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО БУКЛЕТА    
1. Логичность, аргументированность изложения материала.            
2. Коммуникативные навыки.            
3. Творческий характер реализации проекта.            
4. Соблюдение регламента выступления микрогруппы (до 8 минут).            
5. Умение грамотно и свободно отвечать на поставленные вопросы.            

*Каждый критерий оценивается максимально в 1 балла («1» - выражен; «0» - не выражен).

Максимальное число баллов – 10 балла

Вопросы к зачёту

1. Что изучает география? Актуальность современной географической науки.

2. Структура географической науки (физическая, социально-экономическая и прикладная география).

3. Объект и предмет социально-экономической географии. Дифференциация социально-экономической географии.

4. Функциональная и территориальная системы в социально-экономической географии.

5. Подходы, учения и методы в социально-экономической географии.

6.Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей.

7. Традиционные и новые методы географических исследований.

8. Геоинформационные системы.

9. Виды и роль статистической информации как источника географической информации.

10. Этапы формирования политической карты мира.

11. Политическая карта мира. Государственное устройство.

12. Политическая карта мира. Формы правления.

13. Группировка стран мира по площади территории, по численности населения.

14. Типология стран мира по уровню социально-экономического развития.

15. Геополитическое положение стран мира. Очаги политической напряженности.

16. Численность и динамика населения мира.

17. Характеристика стран 1 типа воспроизводства.

18. Характеристика стран 2 типа воспроизводства.

19. Миграции населения.

20. Демографическая политика в разных регионах и странах мира.

21. Трудовые ресурсы мира.

22. Современные закономерности процесса урбанизации: мегалополисы и агломерации.

23. Мировые религии.

24. Ресурсообеспеченность стран мира. Топливно-энергетические ресурсы.

25. Ресурсообеспеченность стран мира. Руды черных металлов.

26. Ресурсообеспеченность стран мира. Руды цветных металлов.

27. Ресурсообеспеченность стран мира. Горно-химическое сырье.

28. Ресурсообеспеченность стран мира. Лесные ресурсы.

29. Ресурсообеспеченность стран мира. Почвенно-климатические ресурсы.

30. Ресурсообеспеченность стран мира. Водные ресурсы.

31. Современные типы природопользования.

32. Геоэкологические проблемы современности.

33. Экологические проблемы крупных городов.

34. Отраслевая структура современного мирового хозяйства: общие закономерности и пропорции.

35. География топливно-энергетического комплекса.

36. География металлургического комплекса (черная металлургия).

37. География металлургического комплекса (цветная металлургия).

38. География основной химии.

39. География нефтехимической промышленности.

40. География деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

41. География агропромышленного комплекса.

42. География мирового транспорта.

43. География международных услуг.

44. Страны – экспортеры продукции и услуг.

45. Страны-импортеры продукции и услуг.

46. Основные направления мировой торговли.

47. Страны ЕС.

48. Страны ОПЕК.

49. Страны АСЕАН.

50. Страны НАФТА.

51. Социально-экономическая характеристика одной из стран по выбору студента.

52. Туристический потенциал стран мира.

53. Политико-географическое положение России.

54. Федеральные Округа России.

Рекомендуемая литература

Основные источники:

1. Экономическая и социальная география мира 10 класс: атлас с комплектом контурных карт. М.: 2014г.

2. Гладкий Ю. Н., Николина В. В, География. Современный мир: учебник для 10-11 классов общеобраз. учрежд.: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2014.–272с.

3. Петрова Н. Н. География. Современный мир: учебник. – М.: Форум, 2014.–224с.

Дополнительные источники:

1. Введение в геоинформационные системы: Учебное пособие / Я.Ю. Блиновская, Д.С. Задоя. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 112 с. (Репозиторий "Эльфа" Финансового Университета).

2. География (современный мир): Учебник / Н.Н. Петрова. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 224 с. (Репозиторий "Эльфа Финансового Университета).

3. Города мира. Части А-Д [Электронный ресурс]. - М.: Энциклопедия, 2015. (Репозиторий "Эльфа" Финансового Университета).

4.Части света. Австралия и Океания, Азия, Африка, Европа, Северная Америка, Южная Америка [Электронный ресурс]. - М.: Издательство «Энциклопедия», 2015. (Репозиторий "Эльфа" Финансового Университета).

Интернет-источники:

1. Авторы сайта собирают сведения обо всех странах мира. Много полезной и актуальной информации [Электронный ресурс] / Режим доступа www.worlds.ru/

2. Электронная библиотека по странам мира [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.countries.ru/

3. Информационный центр о минеральных ресурсах России и стран мира [Электронный ресурс] / Режим доступа www.mineral.ru

4. Сайт содержит фотографии и сведения об архитектурных памятниках и культурных объектах в странах мира [Электронный ресурс] / Режим доступа www.photocity.narod.ru

5. Занимательные факты по географии [Электронный ресурс] /Режим доступа www.koapp.narod.ru/information/teacher/book55.htm

Наши рекомендации