П2. Задачи на распознавание образов территорий.
Пример 1 (
Определите, о каком архипелаге идет речь, и ответьте на дополнительные вопросы.
Сильные северо-восточные ветры порой приносят на этот архипелаг горячий и очень сухой воздух с материка. Архипелаг состоит из двух десятков островов вулканического происхождения, и в остальное время года климат мягкий, но сухой, с постоянными температурами около 26-27ºС. На островах расположено одноименное государство, где официальным языком является португальский. Из какого физико-географического региона дует горячий ветер? Как он называется? Какое течение проходит вблизи островов и какое влияние оно оказывает?
Система оценивания: за верно определенный объект, правильные ответы на дополнительные вопросы – 7 баллов.
Пример 2
Определите, о каком водном объекте идет речь, и ответьте на дополнительные вопросы.
Это озеро является крупнейшим пресноводным водоемом Европы и имеет площадь 17870 км². Его северные берега обрывистые, скалистые, южные – низкие, заболоченные.
Назовите озеро. Какая река вытекает из озера? Почему отличается характер рельефа северных и южных берегов? Какой знаменитый культурный объект расположен на архипелаге в озере?
Модификация
Аналогично может быть дано описание любого природного объекта (реки, острова, возвышенности, горной системы, равнины, водопада и т.д.).
Примеры усложнения:
Как называлось это озеро раньше?
Какие реки впадают в озеро?
В пределах каких субъектов РФ находится озеро?
Система оценивания: за верно определенный объект, правильные ответы на дополнительные вопросы – 7 баллов.
Пример 3
Прочитайте текст и назовите географические объекты, о которых идет речь.
В числе многочисленных эндемиков этого континента – удивительное пустынное растение, которое встречается только в пределах одной пустыни и изображено на гербе страны, в которой эта пустыня располагается. Эта страна входила в число немногочисленных колоний европейского государства, которому принадлежала территория еще одной современной страны на этом континенте, название которой представляет собой комбинацию названий двух бывших колоний, вошедших в ее состав.
С обеими странами граничит государство, на границе которого расположен объектВсемирного наследия ЮНЕСКО, названный в честь британской королевы. Он былоткрыт известным шотландским путешественникоми миссионером, умершим вдалиот родины. Оба государства, на границе которых расположен этот объект, ранеесоставляли единое колониальное владение одного из крупнейших государств-колонизаторовэтого континента. В колониальных названияхэтих владенийупоминаются стороны света.
Назовите: континент, растение, названия описываемых государств и их метрополий, объект ЮНЕСКО, имя путешественника, колониальные названия описываемых государств.
Примеры модификации и усложнения условия задачи:
Перечислить столицы упомянутых государств
Перечислить известных участникам эндемиков описываемого континента
Перечислить все государства, владевшие колониями на этом континенте, с указанием названий принадлежавших им государств
Система оценивания: за верно определенные объекты – 8 баллов.
Пример 4
Самолёт, совершивший в конце марта перелёт через океан, в тяжёлых погодных условиях сбился с заданного курса и в ночное время суток вынужден был совершить посадку на прирусловую отмель широчайшей реки. Никто из членов экипажа при этом не пострадал, оказались серьезно поврежденными только навигационные приборы. Наступило утро, метеоусловия улучшились. Солнечный диск быстро поднялся из-за горизонта и к полудню стоял почти над самой головой. Чтобы не заблудиться, решено было пойти вдоль речного берега, а вокруг простирался труднопроходимый лес, обвитый лианами. И этот путь показался не столь безопасным: то и дело с песчаного пляжа сползали в воду крокодилы тёмного цвета. Путники обратили внимание на удивительное водное растение с широкими листьями с загнутыми, как у подноса, краями. Далее путники, попробовали слегка углубиться в лес и встретили признаки присутствия человека: на многих деревьях были сделаны надрезы, из которых стекал в чашечки похожий на молоко сок.... бассейне какой крупной реки самолёт произвёл вынужденную посадку? Что это за природная зона? О каких представителях флоры и фауны идет речь в тексте? Кто первым из европейцев проплыл вдоль основного течения этой реки?
Модификация
Описание территории (это может быть любая достаточно крупная физико-географическая единица) должно быть по возможности однозначным (если задача не предусматривает 2 Примера ответа) и четким.
Система оценивания: за правильные ответы– 8 баллов.