Уроки 27-28. Строение Земли. Горные породы.

Оболочечное строение планеты: ядро, мантия, земная кора. Главный метод изучения глубин Земли. Классификация горных пород по происхождению. Образование магматических, осадочных и метаморфических горных пород, их свойства. Полезные ископаемые.

Практическая работа по определению горных пород по их свойствам.

Описывать модель строения Земли.

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнивать оболочки между собой.

Сравниватьсвойства горных пород различного происхождения.

Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам.

Анализировать схему преобразования горных пород

Урок 29. Земная кора и литосфера.

Строение континентальной и океанической земной коры. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты и их взаимодействие.

Анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы.

Сравнивать океанический и континентальный типы земной коры.

Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит, выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит

Урок 30. Рельеф Земли

Понятие о рельефе. Планетарные формы рельефа.

Равнины и горы материков, их различия по высоте. Рельеф дна океанов. Определение по картам крупных форм рельефа.

Выполнятьпрактические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты.

Определятьпо географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. Выявлятьособенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их.

Сопоставлятьрасположение крупных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит.

Выявлятьзакономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит

Землетрясения и вулканизм, обеспечение безопасности населения

Урок 31. Внутренние силы Земли.

Образование гор. Вулканизм и землетрясения, их последствия.

Выявлятьпри сопоставлении географических карт закономерности распространения землетрясений и вулканизма.

Устанавливатьс помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли.

Наноситьна контурную карту вулканы, пояса землетрясений

Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа

Уроки 32-33. Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа

Выветривание, его зависимость от условий природной среды. Разрушительная и созидательная деятельность текучих вод, ледников, ветра, подземных вод. Деятельность человека и рельеф.

Составлять и анализироватьсхему, демонстрирующую соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа..

Сравниватьантропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду.

Находитьдополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о влиянии оврагов на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с их образованием

Человек и литосфера. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу

Урок 34. Человек и мир камня. Обобщение по теме «Литосфера — каменная оболочка Земли»

Строительные материалы. Драгоценные и поделочные камни. Полезные ископаемые. Охрана литосферы.

Предлагается несколько вариантов проведения обобщения по теме «Литосфера — каменная оболочка Земли» (по выбору учителя):

— подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», Учебник, с. 80;

— выполнение вариантов контроль ной работы, предлагаемой в тетради-экзаменаторе, с. 38-45;

— выполнение практической работы «Построение профиля рельефа», предлагаемой в тетради-практикуме 6-7

Оставшийся резерв времени (1 ч) учитель может использовать по своему усмотрению, в том числе для выполнения творческих работ, перечень которых приведён в Тетради-экзаменаторе с. 46-55, 94-95

ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. 6 класс (35 ч)

Урок 1. Введение.

Ориентирование в информационном поле учебно-методического комплекта. Повторение правил работы с учебником и используемыми компонентами УМК. Обучение приёмам работы по ведению дневника наблюдений за погодой. Выбор формы дневника погоды и способов его ведения.

Знакомиться с устройством барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера.

Измерять количественные характеристики состояния атмосферы с помощью приборов и инструментов.

Начать заполнение дневника наблюдений за погодой

Урок 2. Гидросфера

Понятие «гидросфера». Объём гидросферы, её части. Мировой круговорот воды, его роль в природе. Значение гидросферы для Земли и человека.

Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме.

Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе».

Объяснять значение круговорота воды для природы Земли.

Описывать значение воды для жизни на планете.

Части Мирового океана. Свойства вод Мирового океана

Урок 3. Мировой океан.

Океан и его части. Моря, заливы и проливы. Свойства вод океанов: температура и солёность поверхностных вод. Зависимость температуры и солёности от географической широты и изменчивость по сезонам года.

Определять и описыватьно карте географическое положение, глубину, размеры океанов, морей, заливов, проливов, островов.

Наноситьна контурную карту океанов названия заливов, проливов, окраинных и внутренних морей.

Выявлятьс помощью карт географические закономерности изменения температуры и солёности поверхностных вод Мирового океана.

Строить графикиизменения температуры и солёности вод океанов в зависимости от широты

Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды

Наши рекомендации