V. какова живая природа антарктиды.

– Какие растения можно встретить в Антарктиде? (Мхи, лишайники, водоросли, несколько видов цветковых растений.)

– Каких животных можно здесь встретить? Рассмотрите иллюстрацию на с. 149 учебника.

– Отгадайте загадку, с каким животным мы сейчас познакомимся.

У этого народа –

Антарктическая мода:

Носят белые манишки,

Носят черные штанишки,

Носят очень куцый хвостик,

Носят очень длинный фрак.

(Пингвин.)

– Как приспособились пингвины к суровым условиям Антарктиды?

Императорские, королевские пингвины, а также пингвины Адели проводят всю свою жизнь в Антарктике. Но некоторые пингвины перебрались к южным оконечностям Австралии, Африки и Южной Америки. Там, где в тропики вторгается холодное течение, они поднимаются до экватора и появляются на Галапагосских островах.

Наиболее существенная особенность их биологии заключается в том, что они не могут летать. Пингвины утратили способность к полету еще сто миллионов лет назад. По суше они передвигаются крайне неуклюже, но плавают великолепно, развивая скорость до 40 км/ч, ныряют за пищей на десятки метров. Разогнавшись в воде, точно пробки, выпрыгивают из воды на полтора-два метра прямо на ледяной припай.

Тело пингвинов покрыто густым непромокаемым оперением, а подкожный жир служит не только надежной термоизоляцией, но и поддерживает их силы, когда они подолгу остаются на суше, вдали от кормящего их моря. Дело в том, что вода стала для пингвинов настолько привычной средой обитания, что они попросту не умеют есть на суше.

Ноги у пингвинов короткие и толстые. Четыре пальца соединены плавательными перепонками. Ноги отнесены далеко назад, благодаря чему обеспечивается вертикальное положение туловища на суше. Шея толстая, гибкая, клюв сильный и острый. Ротовой аппарат действует как насос, всасывающий струю воды вместе с мелкой добычей.

Окраска у всех пингвинов сходная: черная спина и белое брюхо. Любопытно, что все видовые различия располагаются у них на голове или на шее. Это связано с тем, что неспешно плавающий пингвин не погружается полностью в воду: голова и шея поднимаются над водой. Быстро плывущий пингвин скрывается под водой целиком.

По суше пингвины передвигаются медленно: при каждом шаге им приходится поворачиваться всем корпусом. Но если нужно передвигаться быстро, пингвин бросается на брюхо и скользит по льду, загребая крыльями и отталкиваясь лапами. При этом он двигается быстрее, чем человек на лыжах.

Заранее подготовленные учащиеся продолжают рассказ учителя.

Королевский пингвин – обитатель субантарктических островов. Его размеры не превышают одного метра. Это пингвин насиживает яйцо, положив его на лапы и прикрыв брюшной складкой. В результате отпадает необходимость в гнезде, исключаются территориальные споры, а яйцу обеспечивается достаточно тепла даже при сорокаградусных морозах. Такой способ насиживания крайне редок и характерен только для императорского и королевского пингвинов.

Самый крупный пингвин – императорский – назван так за свой внушительный рост – 1 м 44 см и вес от 26 до 42 кг. Это единственная птица, которая никогда не касается открытой почвы и в лютую полярную ночь откладывает свое единственное яйцо прямо на антарктический лед. Яйцо императорского пингвина весит 400 г.

Пингвин Адели гнездится по берегам Антарктического материка и на близлежащих островах на твердом, свободном от снега грунте. Гнездо выкапывается в виде ямки и обкладывается камешками. Откладывается 2 яйца. Насиживают их оба родителя.

Главный враг пингвинов – морской леопард. Окраской и повадками он действительно напоминает леопарда из семейства кошачьих.

Морской леопард тоже хищник. Это единственный тюлень, который питается теплокровными животными и нападает даже на своих собратьев – тюленей.

Морской разбойник подкарауливает жертв, спрятавшись под кромкой льда. Даже крупную добычу он глотает иногда целиком.

У странствующего альбатроса рекордный размах крыльев – до 4,5 м! Таких длинных крыльев нет больше ни у одной птицы. Альбатрос часами парит над морем, используя воздушные потоки. Ученые считают, что между периодами размножения странствующие альбатросы несколько раз облетают земной шар. Альбатросы – долгожители среди птиц и самые крупные в мире морские птицы.

Учитель. Большинство полярников, работающих в Антарктиде, пользуются для передвижения собачьими упряжками. Однажды японскую экспедицию вывезли на вертолетах, но не смогли из-за штормового ветра вывезти ездовых собак. Вернувшиеся полярники и общество охраны животных поставили в Токио памятник этим собакам. На плите из мрамора было написано: «Пятнадцати лайкам, погибшим от голода в Антарктиде».

Через год следующая японская экспедиция высадилась в Антарктиде. Навстречу им, к вертолету весело бежали две лайки. Собаки выжили в суровых условиях без помощи людей. Они укрывались от холода в снеговых берлогах, питались яйцами пингвинов.

VI. Итог урока.

– Чем сходны и чем различаются Арктика и Антарктика?

– К чему привело бы таяние их ледников?

– Где холоднее – на Северном или Южном полюсе?

– Могут ли встретиться пингвин и белый медведь?

Домашнее задание:рабочая тетрадь № 2 (задания № 17, 18 на с. 53); учебник (с. 146–151).

Урок 65
Кто и когда совершил первые кругосветные
путешествия вокруг Земли

Цели:

– познакомить учащихся с особенностями Мирового океана;

– сформировать представление учащихся о первых кругосветных путешествиях вокруг Земли;

– развивать умение работать с картой;

– воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: карты путешествий; карта полушарий; рисунки с изображением различных кораблей, портреты великих путешественников.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Игра «Угадай материки».

– Я самый маленький материк с самым сухим климатом, который полностью находится в Южном полушарии.

– И я нахожусь в Южном полушарии, но почему-то люди не спешат заселить меня.

– А я почти весь нахожусь между северным и южным тропиками, меня называют самым жарким материком.

Далее учащиеся могут сами составить свои загадки.

2. Укажите с помощью стрелок, на каких материках расположены географические объекты.

На доске:

V. какова живая природа антарктиды. - student2.ru

3. Укажите с помощью стрелок, кто совершил открытия материков.

V. какова живая природа антарктиды. - student2.ru

4. Фронтальный опрос.

– Кто открыл шестой материк Земли?

– Чем опасны путешествия в Антарктиду?

– Как образуются айсберги?

– Почему Антарктиду называют родиной айсбергов?

– Чем сходны и чем различаются природные условия Антарктиды и Арктики?

– Обитаема ли Антарктида? Какие и где встречаются там растения и животные?

– Кому принадлежат земли Антарктиды? Живут ли там люди? Чем они занимаются?

5. Работа с картой полушарий.

– Назовите самые высокие горы каждого материка. Учитель составляет таблицу.

Материк Наибольшая высота в метрах
Евразия
Африка
Северная Америка
Южная Америка
Антарктида
Австралия

III. Сообщение темы урока.

– Послушайте стихотворение М. Погарского.

океаны земли

Спят четыре океана,

Синеглазых великана.

Солона у них водица,

Не удастся ей напиться.

Тихий океан к востоку,

Самый сильный и большой.

Атлантический на запад

С голубой бежит волной.

Океан Индийский к югу

Занимает синий угол.

А для северных сторон

Ледовитый шлет поклон.

– О каких географических объектах в нем рассказывается?

– Океаны – это дороги для путешественников. Сегодня мы узнаем, кто и когда совершил первые кругосветные путешествия вокруг Земли.

Наши рекомендации