Вода Мертвая и Живая: воспоминания и надежды

Изливающаяся из сосудов девы вода обычно толкуется как Вода Жизни. Однако сама дуальность, двойственность сосудов (два сосуда, и вода изливается в две разных среды – на землю и в воду) уже намекает на неоднозначность качеств «воды» в разных сосудах. И теперь мы можем дать ей более определенное толкование. Если вспомнить русские народные сказки, то там тоже была вода живая и мертвая. Мертвая вода соединяла человека в одно целое, если он был смертельно ранен или разрублен на кусочки (что не редкость в волшебных сказках), она восстанавливала его целостность. Мы могли бы сравнить это с психологической травмой души человека, когда переживания раны, кровотечения, истощения сил, ужасной боли в психической реальности очень ярки и непосредственны. Тогда действительно нам способна помочь «мертвая вода» – нечто воссоединяющее нас как личность: обычно это значимый прошлый опыт, память и, кроме того, ощущение себя как индивидуальности, восстановление континуальности (продолжительности) восприятия «я». Живая вода способна оживить вновь. Она не просто исцеляет прошлые раны, но дает стимул и жизнь в будущем. Можно истолковать ее как субстанцию самой надежды, веры в лучшее и новое.

…Тебе больно идти,

Тебе трудно дышать,

У тебя вместо сердца

Открытая рана.

Но ты все-таки делаешь

Еще один шаг

Сквозь полынь и терновник

К небесам долгожданным.

И однажды проснутся все ангелы

И откроются двери

Для того, кто умел верить.

И ненастным январским утром

В горах расцветет миндаль

Для того, кто умел ждать.

(Группа «Флер», из песни

«Для того, кто умел верить»)

Два сосуда на карте «Звезда» никак не ассоциируются с живой и мертвой водой в англоязычном сообществе в силу отсутствия самого образа, однако в русской культуре подобная связь достаточно очевидна, близка и ощутима. Так происходит преломление и насыщение классического образа новым, дополнительным смыслом.

Идеализм и стремление к высокому

Нагота девы на карте «Звезда» в колоде Уэйта – это символ чистоты, добродетели и истины. Птица на дереве – душа, также символ Воздуха, стихии знака Водолея. Здесь мы видим звезду как символ вечности, света, высоких устремлений, идеалов. Это образ, привлекавший мистиков, духовидцев и поэтов на протяжении многих веков. Звезда – символ иного и истинного смысла жизни, возвышение над земной материей и приближенность к божественному духу.

Вспомним «Синюю звезду»:

Я вырван был из жизни тесной,

Из жизни скудной и простой

Твоей мучительной, чудесной,

Неотвратимой красотой.

И умер я… и видел пламя,

Не виданное никогда:

Пред ослепленными глазами

Светилась синяя звезда…

Июль 1917 г.

Николай Гумилев

Иногда полагают, что синяя звезда Н. Гумилева – это «пламенеющая звезда» масонов, которая знаменует человеческий гений, «луч божественного света», дух, наполняющий всю природу, жизненную силу, ум, направляющий искания на верный путь к Истине и «Зиждителю мира». В этом смысле символ Звезды (как и XVII аркана) – это метафора мистического посвящения, которая будет прослеживаться в различных легендах и у самых разных современных мистиков.

В ряде случаев роль этого принципа в жизни человека «обычного» и мистика, члена мистической школы или течения или же человека мистически-религиозного, может оказаться различной. В большинстве случаев Звезда – это надежда и вера, но не уверенность в цели или обещание. Однако для мистиков Звезда – часто концентрированный избранный путь души, некий уже познаваемый смысл и даже цель. Так, в учении А. Кроули, создателя «Таро Тота», этому принципу посвящен текст из его «Книги Закона»: «Я дарую немыслимые радости на земле: уверенность – а не веру – при жизни в том, что будет по смерти; покой несказанный, отдохновение и блаженство; и я не требую взамен никаких жертв, нет ничего прекраснее, чем любить меня» (перевод А Блейз). Кроме того, именно в телемитской (кроулианской) традиции был утвержден постулат «Каждый мужчина и каждая женщина – звезда».

Звезда в нашей жизни

Переживая период аркана «Звезда», мы можем находиться в состоянии смятения и поиска, равнодушия к бренности и обыденности мира, к тому, что было раньше милым и приятным, а теперь приносит лишь слабую привычную радость. Это сопровождается мечтаниями и фантазиями, иллюзорными, но часто целительными. Нередко это этап выздоровления после душевных травм и ранений. Поиск новых ориентиров и целей, принципов и смысла своих действий, своего предназначения в этой жизни.

Глава 25

«ЛУНА» (XVIII)

Луна – одна из трех символических карт, обозначающих астральные объекты (остальные две – Звезда и Солнце). В самых старых колодах (различных версиях колоды Висконти-Сфорцы) Луна мало чем отличалась от Звезды и изображала девушку, держащую в руках символ светила. Впоследствии, в Марсельской традиции, появляется изображение двух башен с астрологами или астрономами, которые устремили свой взор в небо. К этой системе относится и изображение двух собак, животных Дианы-охотницы, римской богини Луны.

Классическая иконография. Две башни по бокам реки или дороги, возле которых сидят две собаки (или собака и волк) и воют на взошедшую на небе огромную Луну с человеческим лицом. С неба падают некие капли. Из пруда выползает рак или краб.

Лунное женское начало

Луна – один из вечных символов – спутников человечества. Ее влияние соотносили с женским принципом, от него зависели приливы и отливы моря, женские циклы (в среднем раз в лунный месяц) и беременность (10 лунных месяцев), земледельческие циклы роста растений. Лунная трансформация от серпа до цельного круга и обратно была символом циклического изменения жизни: рождения, роста, расцвета, угасания, смерти.

Свет Луны темной ночью ассоциировался с ясностью, прозрением, интуицией (вспомним тут и Жрицу Таро). Ее холодность и недоступность отражались в представлениях о девственных богинях, греческой Артемиде и римской Диане-охотнице. Вместе с тем Луна была владычицей ночной жизни, с ее призраками, иллюзиями и видениями. Потому греческая Геката, тройственная богиня перекрестков и ночных дорог, мать привидений и ужасных чудовищ, являла собой темный лик Луны. Такая богиня вызывала и насылала безумие, и представление об этой опасной стороне ночного светила бытует в символическом языке и культурной мифологии и до сих пор: ходящие во сне называются «лунатиками», оборотни обретают свой звериный облик под влиянием полной луны и пр.

Это таинственный и темный мир Великой Матери, дающей рождение и принимающей в свое лоно обратно после смерти. Лунная и призрачная ее природа так непохожа на мир «дневной» Императрицы (III аркан).

По большей части XVIII аркан подается как опасный опыт, некое испытание заколдованной темнотой. Довольно пугающая карта «Луна» в колоде «Таро Нового видения»: здесь солдат (наемник?) с ножом выходит из воды и идет к берегу, по направлению к зрителю. В Таро «78 дверей», напротив, подчеркивается изменчивая природа Луны и ее связь с плодородием: изображена беременная женщина, полная луна и сидящий на стене хамелеон.

Наши рекомендации