Триумф и неуклонное движение
Первоначальное значение Колесницы, очевидно, было напрямую связано с традицией триумфов. Христианские мистерии, которые проводились повсюду в Западной Европе, в Италии обставлялись с огромной пышностью, пафосом и немыслимой изобретательностью. Эти представления поражали обилием аллегорий и намеков и производили сильное впечатление. Но, помимо известных церковных праздников, важных событий в жизни города или в семье правителя государства, для небольших мистерий имелись и более частные поводы. Религиозными или мифологическими (с аллегориями добродетелей и даже античных божеств-планет) пантомимами встречали знатных гостей. Триумфы были способом уподобления обычного человеческого сюжета мифологическому и религиозному, в котором главный герой мог хотя бы на какое-то время стать олицетворением Большой фигуры[30].
Карта «Колесница», как и любой Старший аркан, дает некое архетипическое переживание, но в данном случае оно ощущается наиболее ярко и полно. Зачастую это чувство принадлежности к некоему потоку силы, более сильному, мощному и таинственному, чем любая людская ноля. При этом сама эта принадлежность имеет природу скорее душевную, чем умственную: это скорее влечение и стремительный полет души, чем осознанный выбор воли. Все это дает ощущение вовлеченности в надчеловеческий, надличностный пласт бытия. Поэтому герой, восседающий на Колеснице, – лишь наполовину смертный, а наполовину – бог.
Интересно, что в системе Золотой Зари карта «Колесница» соответствует зодиакальному знаку Рака. Поначалу это вызывает недоумение: ведь недвижная водная природа лунного знака так непохожа на стремительную динамику VII аркана. И я бы вовсе не стала обращать ваше внимание на это соответствие, если бы не сила этого знака – то спокойная, то бурная, но всегда полная неуклонной решимости. Именно она чувствуется в самой глубине этого кардинального знака водной стихии[31], первого по счету водного знака в зодиакальном круге. Раком управляет Луна, а экзальтирует в нем Юпитер. Поэтому природа его одновременно неизменна и переменчива, как Луна, и лает возможность для радостного расцвета, бурного распространения и безудержной экспансии, подобно экзальтированному Юпитеру. Месяц Рака как раз приходится на летнее солнцестояние и разгар прекрасного сезона.
В колоде Хайндля VII аркан представляет лодку с колесами (сочетание движения через стихии земли и воды), на которой стоят бело-желтые камни кубической формы, а на них – андрогинная фигура в огненном облаке. Из синевы неба и воздуха к ней тянется голова чудовищного зверя – волка или медведя с четырьмя глазами. В углу карты видна растущая луна. Рэйчел Поллак ссылается на свидетельство самого Германа Хайндля, который в свои 60 лет ощущал эту карту как образ времени и считал ее «своей» картой. Я же вижу в этой карте отголоски скандинавского мифа о постоянном напряжении: ведь дева-Солнце каждый день убегает от волков, которые гонятся за ее колесницей, и когда они ее нагонят, то пожрут, и настанет Гибель Мира. Оттого и важно это постоянное и вечное движение… а остановка – гибельна.
Скорость развития событий
Карта «Колесница» символизирует быстроту, скорость и стремительность происходящего. Однако она отличается от 8 Жезлов – карты Младших арканов, обычное значение которой – «быстрота, скорость»: в «Колеснице» скорость и стремительность относятся, прежде всего, к архетипическому содержанию, индивидуальному и общему, а не к ускорению дел и событий в бытовом сюжете[32]. Принцип «кто не успел – тот опоздал» становится не столько актуальным в реальности, сколько до предела ощутимым всем телом и всей душой, кожей, которая чувствует ветер перемен и отзывается лихорадочным биением пульса. Не случайно VII аркан в последнее время все чаще изображается в воздухе, влекомый птицами (или крылатыми конями).
В «Романтической Викториане»[33] колесницу увлекают чудовищные грифоны[34], которые символизируют власть над небом и землей, а также силу, бдительность и гордыню. Как геральдическая фигура, грифон олицетворяет быстроту и силу. Интересно, что это мифическое животное считалось атрибутом Немезиды – богини судьбы как возмездия. Поэтому грифон часто изображается на карте X аркана, вращающим «Колесо Фортуны». Это может быть еще одной деталью из числа тех, что намекают на связь «Колесницы» с «Колесом Фортуны» в Таро[35]: очень часто сила Колесницы связана с поворотом Колеса богини судьбы.
Но вернемся к конкретной карте: на повозке, совершенно не утруждая себя управлением ею, сидят четыре феи с волшебными палочками. И совершенно очевидно, что их колесница несется по воздуху во весь опор[36]. В целом картина напоминает бешеную скачку неких (пусть и немного ветреных и легкомысленных) богинь судьбы со своими веретенцами. Примерно так эта карта и работает.
Волевой контроль
Достаточно часто этой карте придается значение «волевого контроля, триумфа воли». Это связано с мотивом управления ездовыми животными. Колесница в таком случае подчеркнуто украшена балдахином на четырех столбах (символ основательности и постоянства, твердой уверенности, и даже подобие земли с четырьмя сторонами света и стражами оных); балдахин при этом скрывает небо или, наоборот, ему уподобляется (то есть ощущается «потолок возможностей и видения» или, па-оборот, «близость к самым вершинам»). Человек, управляющий с помощью системы поводьев своими обученными животными, символизирует контроль сознания над инстинктами, разума над эмоциями и т.д. В одних колодах более ярко выражен именно этот аспект карты, в других – полная его противоположность.
В «Сказочном Таро» Алекса Уколова и Карен Махони данному аркану соответствует сказка «Снежная королева». В ней темы бесчувственного разума, действия лишь по своей холодной воле изначально противопоставлены эмоциональным переживаниям, желаниям и чувствам. На карте Снежная королева уносит Кая в своей колеснице, укутав его теплой шубой, которая спасает лишь от внешнего холода, а на самом деле – ограждает от взаимодействия с реальностью.
В «Таро Рёрига» VII аркан недвусмысленно изображает спортсмена-картингиста как управляющего своими действиями и скоростью, так и рискующего не справиться со Стремительным движением.
Победным шествием и триумфом отзывается VII аркан в «Таро Элементов». Здесь лазурная фигура в алом плаще и с жезлом в левой руке едет верхом на андрогинном сфинксе, который держит зажженный факел в правой лапе. Снизу их приветствуют разноцветными флагами. В «Таро Элементов» этой карте соответствует положение Марса на асценденте[37]; ее название – «Победа–Амбиция», а лозунг – «Я сострадателен, но я и жесток, меня восхваляют и меня же презирают». Эта карта повествует скорее об активной силе намерения с ее наградами и поражениями.