Тема 1. Общие закономерности природы Земли (13 ч)
ГЕОГРАФИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цельучебного предмета «География» — формировать у учащихся географическую культуру и систему знаний о природных и социально-экономических процессах в мире, отдельных регионах, странах, Республике Беларусь; научить их применять географические знания в повседневной жизни; развивать компетенции учащихся: учебно-познавательную, приоритета географической информации, ценностно-смысловую, географических действий, пространственного ориентирования и коммуникативную.
Задачи обучения учебному предмету «География»:
— формирование у учащихся знаний о географической оболочке Земли, территориальной организации экономической жизни общества, взаимодействии между человеческим обществом и природной средой (учебно-познавательная компетенция);
— формирование умений характеризовать физико-географические особенности природы материков и океанов, выделять общие и отличительные территориальные особенности, экономико-географические показатели отдельных стран, особенности географического и геополитического положения территорий, стратегии устойчивого развития человечества и Республики Беларусь (компетенция приоритета географической информации);
— развитие способностей учащихся видеть и понимать географическую картину мира, осознавать свою роль и предназначение в мире; умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения (ценностно-смысловая компетенция);
— формирование умений работать с картографическими источниками информации: овладение практическими приемами работы с картой, осмысление содержания карты, развитие пространственного представления; использование информации о географических процессах и явлениях (графической, статистической, справочной, краеведческой) и осуществление пространственно-территориальной привязки (компетенция пространственного ориентирования);
— развитие способностей учащихся к коммуникативной деятельности: умения географически аргументировать результаты наблюдений процессов, происходящих в природе и обществе, выражать их различными способами; умения использовать межличностные формы взаимодействия и общения в процессе обучения (коммуникативная компетенция).
В настоящее время приоритетными направлениями, имеющими принципиальное теоретическое и практическое значение, являются следующие: естественно-научное, аксиологическое, пространственно-ориентационное, прикладное.
Оптимальными и эффективными подходами, определяющими теоретическую и методическую базу изучения учебного предмета «География», являются комплексный географический подход, пространственный, системно-деятельностный, детерминистский, профессионально-компетентностный, культурологический, исследовательский и ценностный.
Базовый комплексный географический подход предполагает логическую взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений, социальных структур, экономических и политических процессов.
Пространственный подход рассматривает развитие стран и международных отношений с точки зрения пространственного фактора.
Системно-деятельностный подходопределяет необходимость последовательного представления содержания учебного материала и учебных задач и предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель — учащийся, учащийся — учащийся, учащийся — группа).
Профессионально-компетентностный подход направлен на формирование у учащихся основных географических знаний и развитие умений и навыков, имеющих практическую и прикладную значимость в их жизни и будущей профессиональной деятельности.
Культурологический подход позволяет рассмотреть географическую среду через призму достижений общечеловеческой культуры и направлен на развитие духовности, морали и гуманистических качеств личности учащегося.
В основу детерминистского подхода положено однозначное соответствие причины и следствия природных явлений и процессов.
Исследовательский подход подразумевает поиск, исследование и творчество на учебных занятиях.
В основе ценностного подхода лежит ориентация на комплекс ценностей, которые представлены общечеловеческими ценностями, а также понятиями: Человек (абсолютная ценность), Знание, Отечество, Земля, Мир.
Компетентностный подход интегрирует названные подходы и обеспечивает комплексное овладение учащимися предметными и метапредметными знаниями и умениями. Каждая из компетенций характеризуется своим учебным содержанием (теоретическим и практическим), а также основными видами деятельности:
учебно-познавательная компетенция предусматривает владение знаниями об объектах изучения физической и социально-экономической географии и соответствующими умениями, навыками и способами деятельности;
компетенция приоритета географической информации предполагает формирование умений характеризовать физико-географические особенности природы материков и океанов, выделять общие и отличительные территориальные особенности, экономико-географические показатели отдельных стран, особенности географического и геополитического положения территорий, стратегии устойчивого развития человечества и Республики Беларусь;
ценностно-смысловая компетенция предполагает развитие умений выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения; способностей учащихся видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение;
компетенция географических действий обеспечивает формирование опыта деятельности по применению географических знаний и умений в жизненных ситуациях;
компетенция пространственного ориентирования обеспечивает формирование умений работать с картографическими источниками информации, использовать информацию о географических процессах и явлениях и осуществлять пространственно-территориальную привязку;
коммуникативная компетенция реализуется посредством развития способностей учащихся к коммуникативной деятельности: умения географически аргументировать результаты наблюдений процессов, происходящих в природе и обществе, выражать их различными способами; умения использовать межличностные формы взаимодействия и общения в процессе обучения.
Принципами отбора содержания обучения являются:
— принцип развития естественно-научного мышления;
— принцип целостного представления о мире;
— принцип связи теории с практикой и реализации через практическую деятельность;
— принцип минимизации теоретических сведений с учетом их значимости в повседневной жизни;
— принцип взаимосвязи чувственного и логического, рационального и иррационального в процессе познания мира.
Содержание учебного материала для обобщающего повторения планирует учитель на основе учета усвоенных в течение года знаний, умений и навыков и систематизированного теоретического и практического материала, изложенного в рубрике «Основные требования к результатам учебной деятельности».
Практические работы без звездочки являются обучающими. Итоговые практические работы отмечены звездочкой и могут быть выполнены в рамках тематического контроля.
VIII клас
VIII класс
География материков и стран
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(70 ч)
Введение (1 ч)
География материков и стран. Предмет изучения и его особенности.
Раздел I. ОБЩИЙ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР
ЗЕМНОГО ШАРА (25 ч)
Практическая работа
1. Анализ географического проявления широтной зональности по тематическим картам.
Основные понятия: географическая оболочка, глобальный рельеф, литосферная плита, складчатая область, платформа, платформенная плита, осадочный чехол платформы, щит, горст, грабен, сброс; астеносфера, циркуляция атмосферы, западные ветры, пассаты, муссоны, воздушные массы, атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, климатические пояса, почвенноземельные ресурсы, агроклиматические ресурсы, природные зоны, широтная зональность, азональность, высотная поясность, географические пояса, круговорот веществ и энергии, ритмичность, целостность.
Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащимся необходимо:
называть и показывать: основные формы рельефа Земли; литосферные плиты:Евразиатская, Индо-Австралийская, Северо-Американская, Южно-Американская, Африканская, Антарктическая, Тихоокеанская; складчатые пояса: Тихоокеанский, Альпийско-Гималайский; платформы:Африкано-Аравийская, Северо-Американская, Южно-Американская, Австралийская, Антарктическая, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Индийская, Сибирская, Китайская; тепловые пояса, климатические пояса, природные зоны;
описывать климатические пояса, природные зоны;
объяснять проявления закономерностей развития географической оболочки; циркуляцию атмосферы; причины смены климатических поясов и природных зон; проблемы сохранения природного разнообразия на Земле;
устанавливать взаимосвязи между отдельными компонентами природы.
Обобщающее повторение (1 ч)
Тема 2. Современное население мира
и его хозяйственная деятельность (10 ч)
Население мира. Современные демографические тенденции. Географические особенности естественного движения населения.
Демографическая политика в различных странах мира. Миграции. Мировой процесс урбанизации. Мегалополисы мира.
Этнический состав населения мира. Языковая классификация этносов. География религий мира. География материальной и духовной культуры.
Динамичность политической карты мира. Этапы формирования политической карты мира. Политические, этнические, религиозные конфликты мира.
Понятие о мировом хозяйстве. Основные этапы формирования хозяйства и его структуры.
Факторы размещения производства: сырьевой, энергетический, трудовой, потребительский, транспортный, экологический.
Показатели уровня социально-экономического развития стран. Валовой внутренний продукт. Валовой национальный продукт. Индекс развития человеческого потенциала. Типы стран мира.
Понятие о мировом рынке. Международное экономическое сотрудничество. Понятие об устойчивом развитии.
Практическая работа
2*. Анализ статистических данных, построение графиков и диаграмм на выбор учителя.
Основные понятия: демография, демографический взрыв, урбанизация, «ложная урбанизация», агломерации, мегалополисы, демографическая политика, качество жизни населения, этнос, география культуры, религия, динамичность политической карты мира, мировое хозяйство, специализация хозяйства, валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, индекс развития человеческого потенциала, развитые и развивающиеся страны мира, мировой рынок, устойчивое развитие.
Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащимся необходимо:
называть и показывать: районы основных мировых религий; развитые и развивающиеся страны мира; страны мира: Республика Беларусь, Россия, Польша, Германия, Италия, Франция, США, Канада, Бразилия, Китай, Египет, Австралийский Союз;
объяснять современные демографические тенденции, причины динамичности политической карты мира; особенности изменения структуры занятости населения в различных сферах экономики; особенности устойчивого развития, понятие мирового рынка, значение международного экономического сотрудничества;
устанавливать связи между природными условиями, географией культуры и религией, хозяйственной деятельностью населения;
систематизировать знания с помощью таблиц, схем, географических карт; использовать дополнительные источники географических знаний.
Обобщающее повторение (1 ч)
Тема 3. Океаны (4 ч)
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Особенности географического положения, размеры. Изрезанность береговой линии, моря, заливы. Глубины и рельеф дна. Острова и их типы. Температура и соленость поверхностных вод. Океанические течения.
Минеральные и органические богатства океана, их значение для человека.
Транспортное сообщение в океанах и морские порты.
Экологические проблемы.
Практическая работа
3. Составление описания природных ресурсов с помощью тематических карт, текста учебника и дополнительных источников на примере одного из океанов.
Основные понятия: материковые, вулканические и коралловые острова.
Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащимся необходимо:
называть и показывать: моря: Берингово, Охотское, Японское, Желтое, Саргассово, Аравийское, Норвежское, Белое, Северное, Средиземное; пролив Дрейка; заливы: Мексиканский, Фанди, Персидский; срединно-океанический хребет: Срединно-Атлантический; желоба: Зондский, Пуэрто-Рико; котловины: Амундсена, Нансена, Канадская (Бофорта); течения: Куросио, Северное Пассатное, Южное Пассатное, Северо-Атлантическое, Лабрадорское, Бразильское, Бенгельское;
описывать особенности географического положения, природные условия и ресурсы океанов;
объяснять основные черты строения рельефа дна; влияние географического положения океанов на климатические условия; влияние океанических течений на природу побережий материков; экологические проблемы;
характеризовать органический мир океанов; использование природных ресурсов;
уметь определять по карте глубину и протяженность океанов с запада на восток и с севера на юг; составлять описание природы и ресурсов океанов.
Тема 4. Африка (9 ч)
Географическое положение. Географические открытия и исследования материка (Н. Радзивилл, Д. Ливингстон, В. Юнкер, Н. Вавилов). Геологическое строение. Разломы земной коры. Особенности рельефа. Запасы полезных ископаемых.
Климат. Африка — самый жаркий материк. Климатические пояса и типы климата. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения.
Поверхностные и подземные воды. Крупные речные системы, озера, водопады. Влияние внутренних вод на жизнь и деятельность людей.
Природные зоны. Африка — материк саванн.
Население, его динамика. Социально-демографические проблемы Африки. Этнический и религиозный состав. География материальной и духовной культуры народов материка.
Политическая карта Африки. Наименее развитые страны мира.
Особенности структуры валового внутреннего продукта стран Африки. Ведущая роль сферы услуг и промышленности. Страны монокультурного хозяйства.
Промышленность: ориентация на добычу минерально-сырьевых ресурсов.
Транспорт.
Комплексная характеристика отдельных стран: Южно-Африканская Республика, Арабская Республика Египет.
Экологические проблемы: зона Сахеля. Проблема сохранения природного разнообразия материка. Национальные парки и заповедники.
Практическая работа
4*. Характеристика географического положения Африки и нанесение на контурную карту его элементов.
Основные понятия: рифт, вади, опустынивание, Сахель, монокультурное хозяйство.
Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащимся необходимо:
называть и показывать: канал Суэцкий; залив Гвинейский; полуостров Сомали; остров Мадагаскар; платформу Африкано-Аравийскую; горы: Атлас, Драконовы; нагорье Эфиопское; плоскогорье Восточно-Африканское; вулкан Килиманджаро; крупнейшие месторождения полезных ископаемых; пустыни: Сахара, Намиб, Калахари; климатические пояса и природные зоны; реки: Конго, Нигер, Замбези, Лимпопо; озера: Чад, Виктория, Танганьика; водопад Виктория; национальные парки: Серенгети, Нгоронгоро, Крюгера; страны и их столицы: Египет (Каир), Южно-Африканская Республика (Претория), Судан, Ливия, Нигерия, Алжир; города: Александрия, Кейптаун, Дурбан, Йоханнесбург;
описывать особенности формирования политической карты; особенности культуры населения и его хозяйственной деятельности;
объяснять основные черты строения земной поверхности материка; особенности климата и расположения климатических поясов; особенности внутренних вод; демографические тенденции, особенности неравномерного размещения и структуры населения; хозяйства изучаемых стран;
характеризовать особенности географического положения Африки; проявление общих закономерностей природы Земли на примере Африки; особенности природы, населения и хозяйства Египта, ЮАР;
определять причинно-следственные связи между географическим положением, рельефом, отличительные черты и уровень социально-экономического развития стран.
Практическая работа
5. Физико-географическая характеристика территорий по выбору (Западно-Австралийского плоскогорья или Большого Водораздельного хребта Австралии).
Основные понятия: крики, эндемики, скрэбы.
Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащимся необходимо:
называть и показывать: заливы: Карпентария, Большой Австралийский; пролив Торресов; острова и группы островов: Меланезия, Полинезия, Микронезия, Новая Гвинея, Гавайские, Пасхи, Марианские, Тасмания, Новая Зеландия, Маршалловы; полуостров Кейп-Йорк; платформу Австралийскую; горы: Большой Водораздельный хребет, Австралийские Альпы (г. Косцюшко); равнину Центральная низменность; пустыню Большая пустыня Виктория; климатические пояса и природные зоны; реки: Дарлинг, Муррей; озеро Эйр; национальные парки: имени Косцюшко, Большая пустыня Виктория, Большого Барьерного рифа; государство Австралийский Союз; города: Канберра, Сидней, Мельбурн;
описывать особенности культуры населения, хозяйственной деятельности;
объяснять своеобразие растительного и животного мира; особенности размещения и структуры населения;
уметь устанавливать причинно-следственные связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственной деятельностью человека;
характеризовать особенности географического положения Австралии и Океании; характерные черты природы Австралии и Океании; особенности населения; уровень социально-экономического развития Австралийского Союза и стран Океании; хозяйственную деятельность.
Тема 6. Антарктида (3 ч)
Особенности географического положения Антарктиды и Антарктики. Размер и береговая линия. Океаны и моря, омывающие материк. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями (Ф. Белинсгаузен, М. Лазарев). Исследования материка (Р. Амундсен, Р. Скотт).
Основные черты природы. Геологическое строение и рельеф. Особенности климата. Полюс холода. Климатические пояса.
Внутренние воды. Покровные и шельфовые ледники. Запасы пресной воды. Органический мир.
Современные исследования. Роль белорусских ученых в исследованиях материка.
Влияние Антарктиды на природу Земли. Проблема озоновых дыр. Охрана природы.
Основные понятия: шельфовый и покровный ледники, антарктическая пустыня, стоковые ветры, антарктический оазис, озоновая дыра.
Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащимся необходимо:
называть и показывать: море Росса; полуостров Антарктический; платформу Антарктическую; горы: Трансантарктические, Антарктические Анды, массив Винсон; вулкан Эребус; станции: Молодежная, Восток, Гора Вечерняя; озеро Восток;
характеризовать особенности географического положения Антарктиды, роль современных исследований, основные черты природы материка;
объяснять отличие понятий «Антарктида» и «Антарктика»; особенности рельефа, причины бедности видового состава растительного и животного мира, влияние Антарктиды на природу Земли.
Обобщающее повторение (1 ч)
Тема 7. Южная Америка (9 ч)
Америка — одна часть света и два материка. Географическое положение Южной Америки. История открытия и географические исследования (А. Веспуччи, А. Гумбольдт, Н. Вавилов). Вклад выходцев из Беларуси в исследование материка (И. Домейко, К. Ельский).
Геологическое строение и особенности рельефа. Полезные ископаемые. Горы Анды — самая протяженная горная цепь на суше. Плоскогорья и равнины. Вулканы и землетрясения.
Климатические пояса и типы климатов. Самый влажный материк. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения.
Внутренние воды. Обеспеченность водными ресурсами. Основные речные бассейны. Главные реки и озера, водопады. Амазонка — самая полноводная река Земли.
Природные зоны. Южная Америка — материк влажных тропических лесов. Высотная поясность Анд.
Население. Расы и расовые группы. Этнический и религиозный состав. Особенности материальной и духовной культуры населения. Размещение населения. Города и агломерации. Проблемы «ложной урбанизации».
Политическая карта материка.
Страны Южной Америки в современном мире. Особенности структуры валового внутреннего продукта. Сфера услуг. Промышленность. Ускоренное развитие обрабатывающей промышленности. Сельское хозяйство. Экологические проблемы.
Комплексная географическая характеристика стран: Аргентинская Республика, Боливарианская Республика Венесуэла. Особенности географического положения, природы, населения, хозяйства, внешних экономических связей. Аргентина — страна экспорта промышленной и сельскохозяйственной продукции. Венесуэла: особенности экономического развития.
Федеративная Республика Бразилия — лидер среди стран Южной Америки по величине валового внутреннего продукта. Географическое положение. Население. Сфера услуг. Промышленность. Важная роль добывающей промышленности.
Сельское хозяйство. Значение растениеводства. Транспорт. Внешние экономические связи.
Практические работы
6. Сравнительная характеристика рек Амазонки и Нила по плану. Особенности использования рек в хозяйственной деятельности.
7*. Комплексная характеристика страны (Бразилия).
Основные понятия: озеро-лагуна, гилея, кампос, пампа, льянос, мангры.
Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащимся необходимо:
называть и показывать: Южную Америку, Латинскую Америку; архипелаг Огненная Земля; проливы: Магелланов, Дрейка; канал Панамский; платформу Южно-Американскую; горы Анды (г. Аконкагуа); вулкан Котопахи; плоскогорья: Бразильское, Гвианское; низменности: Амазонская, Оринокская, Лаплатская; климатические пояса; реки: Амазонка, Парана (водопад Игуасу), Ориноко (водопад Анхель); озера: Маракайбо, Титикака; природные зоны; национальные парки: Сан-Жуакин, Игуасу, Ману; электростанции: Итайпу, Гури, Тукуруи; промышленные центры; страны и их столицы: Бразилия (Бразилиа), Аргентина (Буэнос-Айрес), Венесуэла (Каракас); месторождения: железной руды — Каражас, бокситов — Тромбетас; промышленные центры: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Ла-Плата;
описывать основные черты рельефа, климатических поясов и природных зон; особенности внутренних вод, населения и хозяйства изучаемых стран;
объяснять связь между географическим положением и размещением климатических поясов; тектоническим строением и размещением полезных ископаемых; особенности сложного этнического состава, материальной и духовной культуры населения;
определять по климатическим картам, диаграммам, графикам основные черты климата отдельных районов материка;
устанавливать причинно-следственные связи между географическим положением, климатом, рельефом и расположением природных зон;
составлять комплексную характеристику страны по географическим картам, тексту учебника, дополнительным источникам информации;
характеризовать особенности географического положения, основные черты природы, экологические проблемы, размещение населения, особенности урбанизации и хозяйства Аргентины, Бразилии, Венесуэлы.
Практическая работа
8*. Сравнительная экономико-географическая характеристика Мексики и Канады с использованием дополнительных источников знаний.
Основные понятия: Вест-Индия, Центральная Америка, Новый Свет, торнадо, каньон, прерии, зона свободной торговли.
Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащимся необходимо:
называть и показывать: канал Панамский; моря: Берингово, Карибское; заливы: Мексиканский, Калифорнийский; пролив Берингов; острова: Гренландия, Канадский Арктический архипелаг, Ньюфаундленд, Багамские; полуострова: Лабрадор, Флорида, Юкатан, Аляска, Калифорния; платформу Северо-Американскую; щит Канадский; горы: Кордильеры (г. Мак-Кинли), Аппалачи; нагорье Мексиканское; вулкан Орисабо; равнины: Центральные, Великие; низменность Примексиканскую; впадину Долина Смерти; климатические пояса; реки: Миссисипи, Миссури, Ниагара, Колорадо; озера: Мичиган, Гурон; природные зоны; национальные парки: Йеллоустонский, Секвойя, Мамонтова Пещера, Большой Каньон Колорадо; месторождения полезных ископаемых; промышленные центры: Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон, Детройт, Чикаго, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Торонто, Монреаль, Ванкувер; штаты США: Нью-Йорк, Техас, Калифорния, Аляска; государства и их столицы: США (Вашингтон), Канада (Оттава), Мексика (Мехико), Куба (Гавана);
описывать основные черты рельефа материка; главные черты климатических поясов и природных зон; особенности внутренних вод; особенности населения, хозяйство стран;
характеризовать особенности географического положения Северной Америки; основные черты природы, населения, хозяйственной деятельности в США, Канаде, Мексике;
объяснять влияние факторов размещения производства на развитие хозяйства стран материка; причины возникновения экологических проблем;
устанавливать причинно-следственные связи между географическим положением, климатом, рельефом, природными зонами;
составлять сравнительную характеристику климатических поясов и природных зон, сравнительную экономико-географическую характеристику стран.
Обобщающее повторение (1 ч)
Резервное время (2 ч)
ІХ класс
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(35 ч)
ЕВРАЗИЯ
Раздел II. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЗОР ЗЕМНОГО ШАРА (34 ч)
Обобщающее повторение (1 ч)
Практическая работа
1*. Сопоставление климатических характеристик территории Евразии при движении с запада на восток (по 50-й параллели северной широты). Объяснение выявленных различий.
Основные понятия: континентальность климата, регион, модель демографического перехода, концентрация производства, портово-промышленные комплексы, экономическая интеграция, НИС, страны БРИКС, ОПЕК.
Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащимся необходимо:
называть и показывать: регионы: Западная Европа, Северная Европа, Южная Европа, Восточная Европа, Центральная Азия, Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Западная Азия; моря: Норвежское, Восточно-Китайское, Южно-Китайское; залив Бенгальский; полуострова: Апеннинский, Пиренейский, Малая Азия, Индокитай, Малакка, Камчатка, Таймыр; острова: Большие и Малые Зондские, Филиппинские; платформы: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Сибирская, Китайско-Корейская, Южно-Китайская, Аравийская, Индийская; горы: Пиренеи, Апеннины, Карпаты, Тянь-Шань, Памир; вулкан Кракатау; нагорья: Тибет, Малоазиатское, Иранское; равнины: Западно-Сибирская, Великая Китайская, Индо-Гангская, Месопотамская; пустыни: Гоби, Руб-эль-Хали,Такла-Макан; реки: Рейн, Дунай, Обь, Енисей, Лена, Амур, Янцзы, Хуанхэ, Инд, Ганг, Меконг, Тигр, Евфрат; озера: Балатон, Ладожское, Онежское, Аральское море, Иссык-Куль, Мертвое море; микрогосударства: Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Андорра, Ватикан, Сан-Марино, Мальта;
характеризоватьособенности географического положения Евразии, особенности размещения населения; особенности хозяйственной деятельности населения; страны Евразии по уровню социально-экономического развития;
объяснятьсложность и разнообразие рельефа Евразии; особенности природы; проявление материкового и горного оледенения;
уметьсопоставлять климатические характеристики;
прогнозироватьтенденции изменения природных комплексов материка в результате хозяйственной деятельности человека и стихийных бедствий.
Тема 10. Европа (4 ч)
Германия. Географическое положение. Физико-географические условия территории. Рельеф и полезные ископаемые. Климатические условия и внутренние воды. Население. Структура валового внутреннего продукта. Сфера услуг, промышленность и их место в экономике государства. Туризм — один из ведущих видов экономической деятельности. Производство транспортных средств, машин и оборудования и химическая продукция как главные продукты экспорта. Сельское хозяйство. Проблемы социально-экономического развития Рура.
Великобритания и Франция: сравнительная комплексная географическая характеристика. Особенности географического положения стран. Природные условия и ресурсы. Сопоставимость стран по численности населения и особенностям демографических процессов. Урбанизация и ее проявления в странах. Многовидовой характер экономики Франции и Великобритании. Роль сложного и наукоемкого машиностроения и химического производства в хозяйстве стран.
Сельское хозяйство Великобритании и Франции: различия в специализации. Транспорт. Морские порты. Евротуннель. Развитие туризма.
Страны Северной Европы. Географическое положение. Состав территории. Фенноскандия. Лапландия. Физико-географические условия территории. Геологическое строение и рельеф. Полезные ископаемые. Климатические условия и внутренние воды. Влияние природно-сырьевой базы на структуру хозяйства Финляндии, Швеции, Дании, Исландии, Норвегии. Специализация промышленности стран. Природно-ресурсный потенциал морей. Развитие нефтедобычи. Рыболовство. Сельское хозяйство. Развитие туризма. Внешнеэкономические связи стран региона.
Страны Южной Европы. Географическое положение и состав территории. Природные условия и ресурсы стран. Население. Особенности миграции населения. Сходства и различия в специализации хозяйства стран. Туристско-рекреационный потенциал стран региона и его использование. Италия — страна «Большой семерки». Ведущая роль машиностроительного и химического производства в структуре промышленности Италии. Развитие и размещение текстильного и швейного производства, производства пищевых продуктов и их место в структуре итальянского экспорта. Сельское хозяйство. Транспортная система Италии. Проблема развития Севера и Юга страны.
Практическая работа
2. Построение сравнительной диаграммы «Структура валового внутреннего продукта Франции и Великобритании». Объяснение черт сходства и различий.
Основные понятия: постиндустриальная экономика, трансграничные перевозки, каботажные перевозки, маквис, шхеры, фьорды, ланды.
Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащимся необходимо:
называть и показывать: заливы: Сен-Мало, Лионский, Ботнический, Финский; проливы: Ла-Манш, Па-де-Кале; острова: Сицилия, Сардиния, Корсика, Балеарские; горы: Центральный массив, Гарц, Шварцвальд, Пеннинские; вулканы: Гекла, Этна; равнины: Парижский бассейн, Паданская низменность, Северо-Германская низменность, плато Карст; реки: Темза, Луара, По, Тибр, Рона; озера: Боденское, Веттерн; экономические и политические центры: Берлин, Бонн, Лондон (Большой Лондон), Эдинбург, Бирмингем, Париж, Рейкьявик, Осло, Стокгольм, Копенгаген, Хельсинки, Лиссабон, Мадрид, Рим, Афины, Неаполь, «промышленный треугольник» Италии (Турин —
Генуя — Милан);
описывать природные условия изучаемых стран, особенности культуры и быта населения;
объяснять особенности геологического строения и его влияние на природу и хозяйство региона; отличия в природе и хозяйственной деятельности населения различных стран;
характеризовать основные черты природы, особенности естественного и механического движения населения, региональные проблемы развития Италии, Германии;
сравнивать структуру валового внутреннего продукта стран региона.
Тема 11. Азия (5 ч)
Япония. Особенности географического положения. Природно-сырьевой потенциал страны. Население Японии и особенности его размещения. Особенности материальной и духовной культуры населения. Структура валового внутреннего продукта страны. Важнейшие товары экспорта: автомобили, электронные микросхемы, компьютеры, станки и оборудование, морские суда, морепродукты. Высокоинтенсивное сельское хозяйство. Развитие аквакультуры (марикультура). Тихоокеанский промышленный пояс.
Китай. Территория, природные условия и ресурсы. Китай — крупнейшее по численности населения государство мира. Индустриально-аграрный характер экономики страны. Специализация в рамках международного разделения труда.
Сельское хозяйство. Неравномерность территориального развития. Социально-экономическая отсталость внутренних районов. Роль восточной части Китая в хозяйстве страны.
Индия. Природные контрасты и разнообразие природных условий. Население Индии. Многонациональный состав населения. Религиозный состав. Неравномерность размещения населения. Урбанизация и социальные проблемы агломераций. Индия — индустриально-аграрная страна. Особенности развития и размещения промышленности. Специализация сельского хозяйства. Территориальные проблемы развития бассейна реки Дамодар.
Государства Центральной Азии: Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан. Разнообразие ландшафтов и богатство природных ресурсов. Проблема освоения природно-ресурсного потенциала Каспийского моря. Население. Особенности специализации хозяйства стран. Традиционные сферы занятия населения, ковроткачество. Различия в специализации сельского хозяйства. Проблема орошения сельскохозяйственных угодий. Богарное земледелие. Проблемы социально-экономического и экологического развития региона Аральского моря.
Государства Закавказья. Состав территории: Грузия, Армения, Азербайджан. Природные условия и ресурсы. Геологическое строение и рельеф. Минеральные ресурсы. Разнообразие климатических условий. Размещение населения и городов региона. Этнополитические проблемы стран Закавказья. Особенности специализации хозяйства стран региона. Особенности специализации сельского хозяйства. Бальнеологические курорты Закавказья.
Практическая работ