Технологическая карта конструирования урока

Преподавание географии в средней школе

Структура преподавания географии в средней (полной) школе (10–11 кл.)

В соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 20.08.2008 N 241 изучение географии в средней школе относится к вариативной части.

Изучение географии на базовом уровне составляет 70 часов и может быть распределено между 10 и 11 (1+1) или закончено в 10 классе (при изучении 2 часа в неделю).

Изучение географии на профильном уровне предусматривает 210 часов.

Социально-гуманитарный профиль предусматривает выделение 6 часов в 10-11 классах (3/3) на изучение географии.

Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:

1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

2) "надстройка" профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;

3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

Возможно введение элективных предметов по географии. http://www.drofa.ru/cat/product122.htm

Разработка рабочих программ.

Рабочая программа - индивидуальный документ педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Нормативно-правовой основой разработки образовательной программы общеобразовательного учреждения служат:

§ Закон РФ «Об образовании» (п. 5 ст. 14, п. 2 ст.9, п.3 ст. 17);

§ Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ст. 32,36).

В Законе РФ «Об образовании» (п.7 ст.32) указано, что … разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин» относится к компетенции образовательного учреждения. Рабочая программа учебного предмета рассматривается на заседаниях школьных методических объединений педагогов (методическом совете) или принимается на заседании педагогического или управляющего совета школы. После данной процедуры рабочая программа учебного предмета утверждается и вводится в действие приказом директора общеобразовательного учреждения.

1. Рабочая программа по учебному предмету разрабатывается учителем (группой учителей, специалистов по данному предмету).

2.Рабочая программа по учебному предмету разрабатывается на основе:

- примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования (см. сайт Министерства образования и науки - http://mon.gov.ru/work/obr/dok);

- примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторских учебно-методических комплексов.

3. В учебном процессе может быть использована рабочая программа, разработанная специалистами системы повышения квалификации, другими учителями, а также утвержденная в предыдущие годы, если в нее не внесено никаких изменений.

4. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

-ФГОС ООО;

- государственному образовательному стандарту;

- Федеральному и региональному перечню учебников

- примерной программе дисциплины, утвержденной МОиН РФ;

- учебному плану образовательной организации;

-.положению о рабочих программах ОО.

5.Рабочие программы составляются на ступень обучения (основное общее, среднее (полное) общее образование) или на один учебный год.

6. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена по образцу, в соответствии с Положением о рабочих программах ОО, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере.

7. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.

8. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) включает календарно-тематическое планирование и в Орловской области согласовывается и утверждается в соответствии с локальными актами школы.

Пояснительная записка.

В пояснительной записке должны быть выражены актуальность курса, общая характеристика содержания, возрастная группа обучающихся, особенности курса, четко названы цели и задачи, формы и методы обучения, формы контроля и диагностики знаний, умений учащихся. Составитель рабочей программы должен хорошо представлять результаты учебной деятельности и указать предметные, метапредметные и личностные результаты освоения конкретного учебного предмета.

3. Содержание программы.

Это краткое тезисное изложение основных теоретических положений курса. Как правило, основными критериями отбора содержания служат доступность, научность, соответствие психолого-педагогическим возрастным особенностям, интерес.

4. Требования к подготовке учащихся по предмету.Эта часть, как правило, повторяет требования примерных программ по предметам, утвержденных МОиН РФ или зафиксированные в ФГОСС ООО.

5. Календарно-тематическое планирование. Обязательно содержит графу фактических сроков изучения тем и для классов, обучающихся в соответствии с ФГОСС должно содержать определение основных видов деятельности обучающихся.

6. Описание материально – технической базы преподавания географии. (Ресурсное обеспечение рабочей программы)Здесь перечисляются:литература основная и дополнительная для учителя и учащихся,медиаресурсы,оборудование,программное обеспечение, дидактические материалы.

Следует заметить, что Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем.

Таким образом, рабочая программа является локальным индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом образовательного учреждения.

Локальность рабочей программы заключается в том, что она создаётся для определённого (конкретного) образовательного учреждения, а индивидуальность – в том, что она разрабатывается педагогом (группой педагогов) для своей деятельности.

Таким образом, рабочая программа педагога должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов.

Рабочая программа – это нормативно управленческий документ учителя, предназначенный для реализации требований стандарта к уровню подготовки учащихся по учебной дисциплине.

С конструктором рабочей программы для УМК «классической линии» можно ознакомиться по адресу:

https://cloud.mail.ru/public/3c1cde5d3052/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B

4.2. Система практических работ при изучении географии.

Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии, выполнение которых способствует формированию географических умений в ходе их выполнения. Учитель имеет право выбирать характер практических работ для достижения планируемых результатов в соответствии с программой.

Многообразие практических работ порождает потребность в их классификации.

Одним из наиболее популярных оснований классификации является уровень познавательной самостоятельностиучащихся:
• репродуктивный, т.е. предполагающий воспроизведение знаний в знакомой учащимся ситуации или умение ученика действовать по образцу;
• частично-поисковый, т.е. предполагающий умение учащегося осуществить перенос знаний и умений, применить знания при решении задач с несколько измененными условиями;
• творческий.
При этом нередко выпускается из виду важная особенность проведения работы, которую можно назватьстепенью познавательной самостоятельности. Например, ученик работает индивидуально, но при этом выполняет работу:
а) по предоставленному ему учителем готовому плану;
б) после предварительной инструкции: как, что и в какой последовательности делать;
в) обращаясь к учителю с вопросами по мере необходимости и всякий раз получая необходимую помощь.

В описанных случаях работа ученика является лишь частично самостоятельной. Если, получив задание, текст которого не содержит прямых инструкций по выполнению, ученик сам определяет способы выполнения работы и не получает помощи в процессе ее выполнения, то тогда он действительно работает самостоятельно.

По форме проведения выделяются: индивидуальные, групповые и коллективные работы. Групповые работы могут осуществляться в парах и в группах с разным количеством учащихся, например, в малых группах по 3—5 человек и в больших группах.
По месту выполнения работы могут быть «классными», т.е. выполняться непосредственно на уроке. Домашние работы могут выполняться не только дома, а также в библиотеке, в музее, в компьютерном клубе и т.д., наконец, бывают практические работы на местности.
Различия указанных в программах практических работ по продолжительности времени на их выполнение столь же велики. Например, на выполнение работ «Определение географических координат точки на глобусе» или «Определение по карте крайних точек материка на примере Африки» при наличии у учащихся требуемых умений (работы-то итоговые!) потребуется одна-две минуты, хотя в определенных случаях можно растянуть их на 20—25 минут и более. На, подготовку рефератов по темам “Глобальные проблемы человечества”, “Современное мировое хозяйство” и др.» в 10-м классе потребуется уже несколько часов.
Возможно выделение видов работ по источнику информации. Здесь необходимо уточнить, что под информацией понимается сообщение, осведомление, сведения о чем-либо, в то время как знаниями является отражение объективной действительности в сознании человека. Среди современных школьников встречаются хорошо информированные, но мало знающие.
Практические работы могут выполняться:
• без использования источника информации (В этом случае ученик использует лишь собственные знания и умения, например, формулирует определения понятий, составляет описания или характеристики объектов и явлений, опираясь на представления памяти, собственные наблюдения и опыт.);
• на основе одного источника, например, географической карты или текста;
• на основе нескольких источников.
Источники информации, как потенциальные источники знаний, можно разделить на текстовые и нетекстовые.

Ученики могут работать с учебными, художественными, научными и научно-популярными текстами, представленными как в печатном виде, так и на электронном носителе. Среди многочисленных нетекстовых источников знаний можно выделить картографические: глобусы, планы местности, карты (в том числе мультимедийные) и атласы, картограммы и картодиаграммы; статистические материалы; натуральные объекты, например, образцы горных пород, гербарии. К нетекстовым источникам относятся изобразительные средства: учебные рисунки, фотографии (в том числе космические) или слайды, представляющие собой реальные изображения объектов и явлений, видеоизображения, художественные живописные произведения и их репродукции, другие произведения искусства. Можно выделить графические источники информации: графики, диаграммы, климатограммы, розы ветров. Наконец, сама местность, выбранная для проведения практических занятий, может служить источником новых знаний. В качестве самостоятельного источника информации с некоторой долей условности можно назвать веб-сайты, в содержании которых текст и нетекстовые компоненты взаимно дополняют друг друга. Приборы — термометры, барометры и прочее, применяемые для получения статистических данных, являются средствами обучения.

Подбор источника информации, способного обеспечить учащихся необходимыми знаниями на доступном им уровне восприятия, — один из самых сложных организационных вопросов подготовки практической работы, так как от наличия такого источника и от реальной возможности обеспечить ими учеников во многом зависит и содержание, и форма проведения работы.
Возможна классификация по форме представления результата практической работы:
• Текстовые работы. При этом ожидаемые ответы на задания могут состоять из отдельных предложений или словосочетаний, а могут представлять связный текст — описательный, характеризующий объекты и (или) явления, объяснительный. Текстовый ответ может быть записан в форме таблицы.

• Картографические работы, в том числе на контурных картах или на собственноручно нарисованных. Это могут быть карты как реально существующих, так и вымышленных, гипотетических территорий. Сюда же можно отнести и картосхемы, картодиаграммы, планы местности.
•Графические работы в форме учебных рисунков, схем и т.д.
• Статистические материалы, представленные в форме таблиц, графиков, диаграмм.
• Фотографии, видеоматериалы.
• Мультимедийные продукты, например, компьютерные презентации или веб-сайты.

Естественно, что возможен и синтез разных форм представления результатов.
По форме речи практические работы могут быть устными и письменными.
Далеко не полное перечисление классификаций видов практических работ лишь укрепляет во мнении о многозначности термина «практическая работа по географии».

Требования к работе в контурных картах

Каждую контурную карту подписывают.

· При выполнении практической работы в контурных картах подписывают название и дату выполнения практической работы(в соответствии с календарно-тематическим планированием).

· Надписи на контурной карте делают черной/синей пастой мелко, четко, желательно печатными буквами. Названия рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия крупных по площади географических объектов подписывают параллельно рамке карты или параллелям, так что бы название занимало всю территорию/акваторию объекта. Шрифт должен быть близким к шрифту соответствующей карты атласа.

· Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а в условных знаках/легенде карты пишут, что означает данная цифра.

· Если того требует задание, то карту раскрашивает цветным карандашом, а затем уже подписываем географические названия.

· В начале учебного года работы в контурных картах выполняют простым карандашом, потому что была возможность исправить свои ошибки.

· Работать в контурных картах фломастерами, маркерами, красками и пр. не допускается.

· При оценке работы с контурной картой учитывается не точное копирование карты атласа, а правильности выполнения предложенных заданий.

Примечание. При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильности и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполнение заданий может стать причиной более низкой оценки вашего труда.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет - Класс -  
Тема урока -
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
     
Словарь урока:
Ресурсы урока:
  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ
1 этап. Орг. момент  
2 этап.Мотивация(создание проблемной ситуации) Деятельность учителя 1) Стимулирует интерес учащихся к уроку 2)Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы): - Предъявляет ученикам одновременно два противоречивых факта, мнения - Задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их. - Задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно). - Дает задание, невыполнимое при имеющемся уровне знаний и умений Деятельность учащихся - Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – осознают и проговаривают его
  Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, Общий итог этапа мотивации – формулирование учащимися предполагаемой темы урока.
3 этап. Актуализация знаний Деятельность учителя Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала. Здесь и везде используются: - либо побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества). -либо подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики). - Что нужно узнать для решения проблемы? Деятельность учащихся Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения - Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум) - Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть)
4 этап. Целеполагание и планирование Суть: планирование своих действий по выходу из затруднения Целеполагание– формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты). Планирование - обсуждение с учащимися плана урока (определение содержания и последовательности действий для решения поставленных задач)
5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы) Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление.
Деятельность учителя - Организует работу учащихся по поиску и обработке информации - Предоставляет ресурсы для организации самостоятельной работы - Формулирует обобщающие вопросы - Демонстрирует готовый или организует составление алгоритма. - Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. - Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах. - Организует индивидуальную коррекционную работу по устранению ошибок. - Открытие осуществляется в несколько шагов (в соответствии с пунктами плана), каждый из которых завершается выводом по проблеме и первичным закреплением.   Деятельность учащихся - Работают с разными источниками информации (учебник, рабочие тетради из УМК, специальные рабочие листы, объяснение учителя, карты, схемы и др.) - Работают в парах, малых группах над решением учебной задачи. - Фиксируют на бумаге, доске свое «открытие». - Проводят презентацию результатов работы группы, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы. - Оценивают правильность своих выводов, решений. - Осуществляют самопроверку, самооценкуполученных результатов. - Работают по алгоритму или составляют план действий – алгоритм и выполняют учебные действия - Делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают с изложенным в учебнике. - Вступают в диалог - Выполняют задания учителя - Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме.
7 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) На данном этапе происходит - повторение и закрепление учебного материала, - тренировка навыков использования нового знания, - установление связей между новым и ранее изученным материалом. Таким образом, на данном этапе происходит присвоение нового знания и создание «нового продукта». Формат «нового продукта» задает учитель (ответ на проблемный вопрос, участие в обсуждении, мини-дискуссии, рисунок, мини-проект, мини-эссе и др.)
8 этап. Рефлексия и оценивание Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживание в связи с успехом или неудачей товарищей.
Деятельность учителя - Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. - Выставляет и комментирует отметки.   Деятельность учащихся - Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. - Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка). - Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка).
9 этап. Домашнее задание Домашнее задание предполагает - инвариантную часть (соответствует базовому уровню), - вариативную часть (учащиеся могут выбирать задания из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей) – повышенный и высокий уровень.
         

Наши рекомендации