Границ Донецкого края, соседей, крайних точек, географического центра
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ
КРАЕВЕДЕНИЕ
Физическая география
Родного края
КЛАСС
Тетрадь
Для практических работ
Донецк
ББК 28.89
Т37
Утверждено на заседании
Ученого совета Донецкого РИДПО
(протокол № 5 от 20.06.2016 г.)
Общая редакция:
Полякова Л.П., министр образования и науки ДНР, доктор наук по государственному управлению, профессор, член-корреспондент Российской академии естествознания
Чернышев А.И., ректор Донецкого РИДПО,кандидат педагогических наук,доцент,академик Международной академии наук педагогического образования
Консультанты:
Симонова И.В., заместитель министра образования и науки ДНР
Зарицкая В.Г., проректор по научно-педагогической работе Донецкого РИДПО,кандидатфилологических наук, доцент
Составители:
Панкина В.Е., методист отдела естественных дисциплин Донецкого РИДПО Степанова Н.Н., учитель географии Донецкой специализированной школы I-III
ступеней № 19 с углубленным изучением иностранных языков Рецензенты:
Дубель В.М., доцент кафедры национальной и региональной экономики ДонНУ,кандидат экономических наук
Герман О.И., методист методического центра управления образованияадминистрации города Макеевка
Коробченко Л.В., учитель географии Донецкой гимназии № 92, директор
Технический редактор, корректор:
Шевченко И.В., методист центра издательской деятельности Донецкого РИДПО
Географическое краеведение : Физическая география родного края: 8класс.Тетрадь для практических работ/Сост.Панкина В.Е., Степанова Н.Н. / Под общ.ред. Л.П.Поляковой, А.И.Чернышева. – Донецк : Истоки, 2016. – 76 с.
Данное пособие является частью учебного комплекса по дисциплине «География родного края», предназначена для проведения практических работ. Тетрадь содержит 12 практических работ по курсу физическая география родного края и задания для обобщающего контроля, составленные в соответствии с действующей учебной программой и государственными образовательными стандартами. Пособие включает все необходимые контурные карты.
Тетрадь облегчит процесс объяснения выполнения заданий и предназначена для внесения ответов учащимися на задание практических работ.
Пособие предназначено для учителей географии образовательных организаций и обучающихся 8-х классов.
© Донецкий РИДПО, 2016
Дорогие друзья!
В этом учебном году на уроках географии вы будете изучать наш родной край и в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, учебной программой по географии выполнять практические работы. Тетрадь для практических работ по физической географии Донецкого края создана с целью, помочь вам выработать практические навыки решения заданий различного типа в сфере географических природных процессов и явлений нашего края.
Практическая работа является одним из элементов учебного процесса, которая помогает организовать вашу продуктивную работу по изучению географии, способствует развитию познавательной активности. С помощью выполнение практических работ вы сможете закрепить и углубить теоретических знаний, а так же у вас будут формироваться навыки применения знаний на практике. Выполняя практические работы, вы сможете совершенствовать умения и навыки работы с тематическими и контурными картами, применять приёмы работы с различными источниками информации, развивать умения работать в команде.
Пособие включает в себя 12 практических работ. В каждой из них сформулирована цель, описан порядок выполнения, предложены задания различного уровня сложности, как для обязательного выполнения, так и для самообразования. Каждое задание имеет свой удельный вес в выполнении практической работы, что позволяет использовать рейтинговую систему оценивания.
Для того, чтобы успешно выполнить задания практических работ, воспользуйтесь следующим алгоритмом:
Ø познакомьтесь с темой, целью и содержанием заданий практических работ;
Ø проверьте наличие необходимых тематических карт;
Ø повторите теоретический материал, соответствующей темы;
Ø соблюдайте последовательность выполнения действий.
Каждую практическую работу нужно завершать формулировкой вывода.
Вывод должен соответствовать цели работы и содержать наиболее значимые для вас сведения об изучаемых природных объектах, явлениях и процессах.
В тетради для практических работ отражены новые требования к результатам освоения предмета «Географии родного края». В современном мире важны не только предметные, но также метапредметные и ваши личностные результаты обучения.
На усмотрение вашего учителя выполнение практических работ может осуществляться как в течение всего урока, так и его части, в зависимости от темы и цели практической работы, поэтому и количество заданий может варьироваться в зависимости от уровня успеваемости учащихся.
Надеемся, что эта тетрадь поможет вам эффективно выполнить практические работы, закрепить изучаемый материал о Донецком крае.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Практическая работа № 1
Обозначение на контурной карте границ Донецкого края, соседей, крайних точек,
географического центра............................................................................................................................................... 6
Практическая работа № 2
Положение Донецкого края в пределах часовых поясов. Определение поясного и местного
времени................................................................................................................................................................................ 12
Практическая работа № 3
Обозначение на контурной карте основных форм рельефа................................................................ 17
Практическая работа № 4
Обозначение на контурной карте месторождений полезных ископаемых............................... 23
Практическая работа № 5
Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и
полезными ископаемыми на территории Донецкого края................................................................. 28
Практическая работа № 6
Обобщение материалов наблюдений за погодой. Построение графиков температур,
диаграмм количества осадков, облачности, розы ветров..................................................................... 34
Практическая работа № 7
Обозначение на контурной карте рек, водохранилищ, каналов Донецкого края.................. 41
Практическая работа № 8
Анализ закономерностей распространения почв на территории Донецкого края.............. 46
Практическая работа № 9
Составление характеристики физико-географических единиц Донецкого края.................. 51
Практическая работа № 10
Составление лоции Азовского моря................................................................................................................... 58
Практическая работа № 11
Определение экологического следа.................................................................................................................... 64
Практическая работа № 12
Обозначение природоохранных объектов на карте Донецкого края............................................ 70
П Р А К Т И Ч Е С К А Я РАБОТА № 1 |
Обозначение
На контурной карте
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
ХОД РАБОТЫ
1.На контурной карте обозначьте границы и укажите соседей Донецкого края.
2. Подпишитекрайние точки,географический центр иопределитеих координаты,
используя карты атласа или Google-карты: http://www.mapcoordinates.net/ru.
Заполните таблицу:
Решение.
φ геогр. центра = ________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
λ геогр. центра = ________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
4. Определитепротяженность с севера на юг и с запада на восток в километрах иградусах.
Решение.
1) В градусах:
- с севера на юг:
φ сев. точки - φ южной точки = ________________________________________________________
______________________________________________________________________________
- с запада на восток:
λ вост. точки - λ зап. точки = _________________________________________________________
______________________________________________________________________________
2) В километрах: Способ 1:по масштабуМасштаб карты: М 1:1 250 000;
Расстояние с запада на восток:
· Расстояние на карте: ___________________________________________________
______________________________________________________________________
· Расстояние на местности: _____________________________________________
______________________________________________________________________
Расстояние с севера на юг:
· Расстояние на карте: ___________________________________________________
______________________________________________________________________
· Расстояние на местности: ______________________________________________
_______________________________________________________________________
Способ 2: перевод градусов в км.
Расстояние с запада на восток:
1° по 47° параллели составляет 75,36 км;
· Расстояние в градусах: __________________________________________________
_______________________________________________________________________
· Расстояние в километрах: _______________________________________________
______________________________________________________________________
Расстояние с севера на юг:
1° по меридианам составляет 111 км.
· Расстояние в градусах: __________________________________________________
______________________________________________________________________
· Расстояние в километрах: _______________________________________________
______________________________________________________________________
8 класс | ГЕОГРАФИЯ ДОНЕЦКОГО КРАЯ : ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ |
Обозначение на контурной карте границ Донецкого края, | ПР № 1 | |
соседей, крайних точек, географического центра |
Способ 3: поGoogle-карте: 255км:http://3planeta.com/googlemaps/google-maps-calculator-ploschadei.html
5. Определитеплощадь территории Донецкого края?
__________________________________________________________________
6. Сравнитеплощадь территории Донецкого края с другими административнымиединицами-соседями:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Приведите примеры государств, площадь которых:
· меньше территории Донецкого края:
_____________________________________________________________________________
· примерно равна территории Донецкого края:
_____________________________________________________________________________
· в несколько раз больше территории Донецкого края:
_____________________________________________________________________________
7. Дополнитепредложение:
Общая длина границ нашего края составляет _________________,
из них: сухопутных – ________________, морских – _________________________
8. Составьтехарактеристику географического положения своего населенного пункта.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8 класс | ГЕОГРАФИЯ ДОНЕЦКОГО КРАЯ : ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ |
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
9. Определите,положительные и отрицательные черты географического положенияДонецкого края. Заполните таблицу.
Положительные черты | Отрицательные черты |
10. Определитерасстояние в градусах от географического центра до:
(Известно, что географический центр Донецкого края находится в селе Пески Ясиноватского района)
· Северного полюса ______________________________________________________
· Южного полюса _______________________________________________________
· Экватора______________________________________________________________
Вывод.Каковы особенности физико-географического положения Донецкого края?_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
11.*Рассчитайте,какую часть земного шара,суши,материка,Европы занимает
Донецкий край.
S земного шара – 510 млн км2
S суши – 149 млн км2
S Евразии – 54,6 млн км2
S Европы – 10,5 млн км2
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 |
Положение Донецкого края
в пределах часовых поясов. Определение поясного
и местного времени
8 класс | ГЕОГРАФИЯ ДОНЕЦКОГО КРАЯ : ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
ОПОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Поясное время–среднее солнечное время,определяемое для срединных меридианов идействующее в пределах часового пояса. Поясное время в смежных поясах различается на 1 ч. Счет поясов ведется с запада на восток.
Местное время–время,одинаковое для всех точек одного меридиана.Для определенияместного времени исходят из того, что Земля за сутки (24 часа) делает оборот вокруг своей оси на 360°, следовательно, за 1 час – на 15°, а за 4 минуты – на 1°.
Географический часовой пояс–условная полоса на земной поверхности ширинойровно 15° (± 7,5° относительно среднего меридиана). Средним меридианом нулевого часового пояса считается гринвичский меридиан.
ХОД РАБОТЫ
1. Определитеграницы1-го, 2-го, 3-го часовых поясов,если известно,что границы0-го часового пояса 7°30¢ з.д. – 7°30¢ в.д.
(протяженность одного часового пояса – 15°).
Границы часовых поясов.
1) Границы 1-го часового пояса.
Западная граница 7°30¢ в.д., восточная граница 7°30¢ в.д.+ 15° = 22°30¢ в.д.
1-й часовой пояс имеет границы: 7°30¢ в.д. – 22°30¢ в.д.
2) Границы 2-го часового пояса.
Западная граница: _____________________________________________________
Восточная граница: ___________________________________________________
2-й часовой пояс имеет границы:_________________________________________
3) Границы 3-го часового пояса.
Западная граница:_____________________________________________________
Восточная граница: ___________________________________________________
3-й часовой пояс имеет границы:_________________________________________
2. Нанеситеграницы указанных часовых поясов на контурную карту Европы.
3. Выполнитезадание на определение местного времени:
1) Определитеместное время Киева,если в Донецке13:17.
Решение.
Долгота городов: Киев – 30°31¢24¢¢ в.д., Донецк – 37°48¢15¢¢ в.д.
Расстояние между городами в градусах: __________________________________________
Положение Донецкой области в пределах часовых поясов. | ПР № 2 | |
Определение поясного и местного времени |
За 4 минуты Земля поворачивается вокруг своей оси на 1°, значит, ___________________ ________________________________________________________________________
Местное время в Киеве ____________________, чем в Донецке на ____________________, т.к.:_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
8 класс | ГЕОГРАФИЯ ДОНЕЦКОГО КРАЯ : ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ |
2) Определитеместное время Москвы,если в Донецке02:15.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3) Определитеместное время в Донецке,если на нулевом меридиане местное время
составляет 17.00 ч.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4) Рассчитайтеразницу во времени между западной и восточной точками Донецкогокрая.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5) Определите,на котором меридиане будет19.00,если местное время в г.Донецке
15.00.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Заполнитепропуски:
· Нулевой меридиан проходит через город ___________________________________
· На Северном и Южном полюсах пользуются _______________________________
· Линия смены дат проходит по ____________________________________________
· Донецкий край расположен в пределах _____________________________________
· Время в пределах определенного пояса называют ____________________________
· Земной шар разделен на ______________________ часовых пояса.
· Точки, расположенные на одном меридиане, имеют __________________ время.
5. Выполнитезадание на определение поясного времени.
1) Определите, каким будет поясное время в данных городах, если в Донецке 21 час?
· В Москве ______________________________________________________________
· В Киеве _______________________________________________________________
· В Токио _______________________________________________________________
· В Нью-Йорке __________________________________________________________
· В Рио де Жанейро ______________________________________________________
2) Рассчитайте, насколько отличается поясное время в городах:
· Варшава и Москва ______________________________________________________
· Киев и Мадрид _________________________________________________________
· Сидней и Рим __________________________________________________________
6. Определитерасстояние в градусах между Донецком и Луганском,если разницаместного времени составляет 8 минут.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Определитерасстояние в градусах между нулевым часовым поясом и третьим
часовым поясом.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Положение Донецкой области в пределах часовых поясов. | ПР № 2 | |
Определение поясного и местного времени |
8. Проанализируйтеколичество часовых поясов в странах:
· Украина _______________________________________________________________
· Россия ________________________________________________________________
· Беларусь ______________________________________________________________
· Германия ______________________________________________________________
· Китай ________________________________________________________________
· Бразилия ______________________________________________________________
· Канада ________________________________________________________________
9. Решитезадачу.
На Гринвичском меридиане 21.00, а в пункте А по местному времени 3.00. Определите географическую долготу пункта А.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
10. Определитеобъект.
Географическая широта объекта 48017', а местное время опережает Гринвичское на 2 часа 33 минуты.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
11. Подумайте,отличается ли время восхода Солнца в восточной и западной точкахнаселенного пункта. ____________________________________________
На сколько минут Солнце встает раньше в восточной точке вашего населенного пункта, чем в западной его точке?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вывод.Каково положение Донецкого края относительно часовых поясов.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
12.*Представьте,что вам нужно позвонить друзьям в Нью-Йорк.В котором
часу следует сделать звонок, чтобы у друзей телефон зазвонил в 8 часов утра?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3 |
Обозначение
На контурной карте
Основных форм рельефа
Обозначение на контурной карте основных форм рельефа | ПР № 3 |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
ОПОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Денудация–совокупность процессов разрушения горных пород на поверхностиземной коры и перенос продуктов разрушения на более низкий уровень, где они отлагаются.
Эндогенные процессы –под эндогенными рельефообразующими факторамипонимаются процессы, обусловленные внутренним развитием литосферы и создающие неровности земной поверхности.
Экзогенные процессы –под экзогенными рельефообразующими факторамипонимаются процессы, обусловленные внешними источниками энергии.
ХОД РАБОТЫ
1. Заполнитепропуски:
· Совокупность неровностей земной поверхности называется __________________
· Равнина, на которой расположен Донецкий край называется _________________
______________________________________________________________________
· Равнины по высоте делят на _____________________________________________
______________________________________________________________________
· Относительная высота – это ___________________________________________
______________________________________________________________________
· Абсолютная высота – это ______________________________________________
______________________________________________________________________
· Рельеф Донецкого края – ________________________________________________
· Основные формы рельефа Донецкого края: _________________________________
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
· На юге Донецкий кряж опоясан ___________________________ возвышенностью.
· Особенность побережья Азовского моря – это _____________________________
· Наивысшая точка Донецкого края ________________________________________
2. Отметьтена контурной карте:
· основные формы рельефа: Донецкий кряж,Приазовскую возвышенность,Приазовскую низменность;
· максимальные отметки Донецкого кряжа и Приазовской возвышенности: Саур-
Могилу, курган Могилу Острую, Могилу Гончариху;
· песчаные косы Донецкого Приазовья: Белосарайскую и Кривую.
8 класс | ГЕОГРАФИЯ ДОНЕЦКОГО КРАЯ : ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ |
Обозначение на контурной карте основных форм рельефа | ПР № 3 |
3. Приведитепримеры влияния на развитие форм рельефа внутренних(эндогенных)и внешних (экзогенных) процессов Земли.
Внутренние (эндогенные) процессыВнешние (экзогенные) процессы
4. Определитеотносительную высоту между курганом Могилы Острой и Саур-Могилой.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Постройтепрофиль рельефа местности по линии А-В,используя горизонтальныймасштаб: в 1 см – 100 м и вертикальный: в 1 см – 10 м.
6. Приведитепримеры географических объектов,от которых произошли названияформ рельефа Донецкого края.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8 класс | ГЕОГРАФИЯ ДОНЕЦКОГО КРАЯ : ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ |
7. Определитеабсолютную высоту своего населенного пункта___________________
________________________________________________________________________
8. Дайтехозяйственную оценку рельефа Донецкого края.Свои выводы запишите ввиде схемы:
Положительные
черты
Отрицательные
черты
9. Решитезадачу.
Длина оврага – 150 м, средняя глубина – 3 м, а ширина – 8 м. Какую площадь земельных угодий занял овраг, какой объем и масса вынесенных из него пород, если их плотность – 1,4 г/см3.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
10. Сравнитерельеф Приазовской возвышенности и Приазовской низменности.Определите общие и отличительные черты.
Общие черты | Отличные черты |
Обозначение на контурной карте основных форм рельефа | ПР № 3 |
11. Назовитепричины наличия техногенного рельефа в Донецком крае.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вывод.Каковы особенности рельефа Донецкого края?_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
12. * Рассчитайте,какой будет высота террикона через25лет,если процессденудации горных пород происходит со скоростью 51 см/год, а высота террикона
120 м.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
13.* Определите абсолютную и относительную высоту горы, если давление воздуха у подножия горы на высоте 200 м над уровнем моря равно 760 мм рт.ст., а
на вершине горы в то же время – 720 мм рт.ст.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4 |
Обозначение
На контурной карте
Месторождений
Полезных ископаемых
Обозначение на контурной карте месторождений полезных ископаемых
ПР № 4
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
ОПОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Полезные ископаемые–это горные породы и минералы,которые используютсячеловеком в хозяйственной деятельности.
ХОД РАБОТЫ
1. Дополнитесхемы,используя перечень горных пород и минералов:
(газ, базальт, гранит, мрамор, мел, титановая руда, торф, мергель, золото, уголь, горючие сланцы, олово, алюминий)
Топливные Рудные Нерудные
2. Вспомните,начертите и подпишите условные обозначения полезных ископаемых.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Подумайте,по каким критериям оцениваются месторождения полезных
ископаемых?
1) ____________________________ 2) _____________________________
3) ____________________________ 4) _____________________________
8 класс | ГЕОГРАФИЯ ДОНЕЦКОГО КРАЯ : ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ |
4.При помощи условных знаков обозначьте месторождения полезных ископаемых.
Обозначение на контурной карте месторождений полезных ископаемых | ПР № 4 |
5. Дайтехарактеристику Донецкому каменноугольному бассейну.
План характеристики | Донецкий каменноугольный бассейн |
Географическое | |
положение | |
Площадь бассейна, | |
запасы, марки угля | |
Глубина и характер | |
залегания, мощность | |
пластов | |
Способ добычи | |
Основные центры добычи | |
Значение | |
6. Найдитеинформацию о месторождении полезных ископаемых на Нагольномкряже, что это за месторождение?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Рассчитайте,на сколько лет хватит угля при условии его добы