Поиск, накопление и обработка научно-технической информации
При чтении научной литературы необходимо следовать определённой иерархической системе. А именно:
1. ряд вопросов должен контролироваться по возможности полностью;
2. некоторый более широкий круг проблем должен только регистрироваться по литературным источникам без детального ознакомления с ними;
3. о более далёких вещах судят по обзорам или просматривая монографии;
4. для усвоения ещё более далёких идей обращаются к рекламной и научно-популярной литературе. В случае необходимости популярная и обзорная литература могут явиться исходным пунктом для серьёзной проработки вопроса.
Просмотренный материал может пригодиться в будущем. Поэтому необходимо, чтобы при возникновении потребности, материал можно было легко найти и восстановить в памяти. Соответственно возникает проблема записи и хранения, т.е. систематизации, не только прочитанного, но и просмотренного материала.
Между полученной и осмысленной информацией существует большое различие. Поскольку поиск сопряжён с большими затратами труда, не следует жалеть ещё сколько-то времени на осмысливание тех дополнительных сведений, которые в настоящий момент в вашей работе не нужны, но уже попали вам в руки. Важно сохранить не только саму информацию, но и отношение к ней, т.е. мысли, возникшие при первом соприкосновении с новыми фактами.
Информационные продукты –
1. базы данных (библиографические, фактографические),
2. информационные сети.
Научные документы и издания:
- текстовые;
- графические;
- аудиовизуальные;
- машиночитаемые.
Считается, что учёный должен тратить до 25% рабочего времени на работу с научно-технической литературой. Известно, что многие учёные наиболее высокой квалификации отдают этой работе ещё больше времени (поиск и выдача научной информации – до 60% времени, проведение эксперимента – до 70%). Начинающий исследователь, особенно если он работает на производстве, почти никогда не может систематически выделять столько времени информационно-поисковой работе, и вопрос о наиболее эффективной организации этой работы приобретает для него большое значение.
Имеется четыре основных этапа в работе с литературой:
1. отыскание в потоке информации необходимых источников;
2. непосредственная работа с источником;
3. выделение нужных сведений;
4. обеспечение и хранения.
При работе с текущей литературой нужен иерархический подход:
1. прежде всего нужно просматривать все узкоспециальные журналы, имеющие прямое отношение к вашей непосредственной работе;
2. общие журналы по проблеме;
3. обзорные журналы по соответствующим отраслям знания;
4. реферативные издания и новые книжные поступления.
ПРАКТИКА 7
Задание 7. Опишите требования к оформлению научного исследования.
Общие положения.Оглавление (содержание), которое располагают за титульным листом, печатается через полтора интервала, разделы отделяются пробелом в два интервала.
Текст работы печатается на листах стандартного формата А4 (210х295 мм), с одной стороны через одинарный интервал (1,0), 14 шрифтом, с оставлением полей: сверху = 25 мм, снизу = 20 мм, слева = 30-35 мм, справа = 10-15 мм, отступ = 1,25; текст выравнивается по ширине страницы.
Сноски печатаются на тех страницах, к которым относятся, и имеют постраничную нумерацию.
Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Заголовки разделов оформляют систематично тексту, заголовки подразделов – с абзаца. Расстояние между заголовками и текстом должно быть увеличено для выделения заголовка.
Заголовки разделов печатаются прописными буквами, заголовки подразделов – строчными буквами, заголовки не подчеркиваются, в конце их точки не ставятся.
Заголовки разделов и подразделов нумеруются арабскими цифрами. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.
Каждое приложение следует начинать с нового листа, в правом верхнем углу которого пишется слово («Приложение») и номер, обозначенный арабской цифрой (без знака №); например, Приложение 1.
В работе используется общая нумерация страниц, включая библиографию и приложения. Первая страница – титульный лист, вторая – оглавление (содержание) работы. Введение, каждая глава основной части работы, заключение, библиография и приложения начинаются с новой страницы. Страницы курсовой работы нумеруются арабскими цифрами по центру. Титульный лист и оглавление (содержание) включают в общую нумерацию работы, но номера страниц на них не ставят (т.е. введение начинается с 3 стр.).
Можно выделить общие правила оформления:
· Научная работа выполняется на белой односортной бумаге формата А4 с одной стороны листа, работа должна быть сброшюрирована в твёрдой обложке.
· Текст работы набирается на компьютере, размер шрифта – 14 пунктов, гарнитура шрифта Таймс (Times Nev Roman
· Схемы, формулы, рисунки и таблицы следует выполнять на компьютере, либо чёрными чернилами или тушью.
· Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные при оформлении работы, должны быть исправлены чернилами соответствующего цвета после аккуратной подчистки или заштриховывания штрихом.
Нумерация страниц и глав:
Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы ставится внизу посередине без точки в конце.
Титульный лист и содержание включается в общую нумерацию страниц, но номер не проставляется. Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.
Каждый структурный элемент научной работы (введение, главы и т. п.) следует располагать с новой страницы. Заголовок располагается посередине строки без точки в конце и пишется прописными (заглавными) буквами, не подчёркивая, отделяя от текста межстрочным интервалом. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовке не допускаются.
Разделы и подразделы работы:
Они должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждой главы. Номер подраздела включает номер главы, раздела и порядковый номер подраздела, разделённые точкой, например, 1.11, 1.2., 1.3. или 1.1.1., 1.1.2. и т.д. Если раздел состоит из одного подраздела, то нумеровать его не следует. Заголовки разделов и подразделов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы без точки в конце, не подчёркивая.
Оформление элементов научной работы:
1. Титульный лист должен содержать полное наименование учреждения, название работы, данные о студенте, руководителе, город и год написания работы.
2. Содержание раскрывает структуру работы. В содержании отражаются все элементы работы (кроме титульного листа), а так же главы, разделы основной части.
3. Введение – объём не более 2-5 страниц. В нём даётся обоснование выбора темы, характеризуется её актуальность, теоретическая и практическая значимость, цель и задачи исследования.
4. Основная часть – содержание этой части должно соответствовать теме работы и полностью её раскрывать. Она может состоять из нескольких глав, в каждой главе выделяют разделы и подразделы. В первой главе происходит обзор теоретических источников по теме исследования. Во второй главе характеризуется изучаемый объект, раскрываются методики и организация исследования. В третьей главе излагаются собственные исследования, так же в отдельную главу может быть выделено и применение результатов исследования.
5. Заключение – объём 1-3 страницы. Содержит краткое и конструктивное изложение итогов проведённого исследования, отражает теоретическое и практическое значение работы.
6. Список использованных источников – Должен включать перечень всех источников, на которые исследователь ссылается в тексте работы. Список оформляется в соответствии с требованиями государственного стандарта.
7. Приложение– содержит вспомогательный материал, который с целью сокращения объёма работы не вошёл в основную часть. Приложение не нумеруется.
Порядок оформления таблиц, графического материала, формул.Форма таблицы применяется при изложении цифровой и словесной информации о нескольких объектах по ряду признаков для лучшей наглядности и сравнения показателей. Таблица имеет два уровня членения: вертикальный – графы; горизонтальный – строки. Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк должны быть грамматически согласованы с заголовками. В заголовках и подзаголовках граф и строк таблицы употребляются только общепринятые сокращения и условные обозначения. Графы таблицы должны быть пронумерованы, если таблица располагается более чем на одной странице. Разрывать таблицу и переносить ее часть на другую страницу нежелательно (объем таблицы может быть при необходимости уменьшен за счет уменьшения шрифта до 10 и интервала до 1.0). Графу «№ п/п» в таблицу включать не следует.