Общая характеристика курса географии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КУРСУ ГЕОГРАФИИ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ. VII класс.

Пояснительная записка

Общая характеристика курса географии

Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни.

География – единственная наука, изучающая природные и общественные явления, структуру, функционирование и эволюцию географической оболочки в целом, отдельных ее частей, природных и природно-общественных геосистем и их компонентов в целях научного обоснования территориальной организации общества.

География – единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и инструментом воздействия на природные и социально – экономические процессы.

Изучение курса географии в школе обеспечивает удовлетворение интеллектуальных потребностей индивида в познании природы, населения и хозяйства Земли (повышение уровня культуры в обществе), ознакомление с сущностью природных и техногенных процессов в целях личной безопасности.

Место курса географии в базисном плане

Рабочая программа, согласно Базисному учебному плану, рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Резервное время – 2 часа.

Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Кроме того, рабочая программа содержит перечень измененийпо отношению к авторской программе:

№ п/п Название раздела Кол-во часов по программе Кол-во часов по рабочей программе Причины изменения
1. Гидросфера. Мировой океан — главная часть гидросферы в связи с более полным раскрытием темы «Схема поверхностных течений» и довольно большим количеством материала
2. Географическая оболочка 1 час выделен на контрольную работу по теме "Главные особенности природы Земли"
3. Океаны 1 час выделяется на выполнение практической работы по составлению лоции Атлантического океана
4. Северная Америка 1 час выделен на обобщение и проверочную работу у по теме "Северная Америка" за счет слияния тем «Канада» и «Соединенные Штаты Америки»
5. Евразия Количество часов сокращено за счет слияния тем «Страны Западной Европы. Великобритания.» и «Франция. Германия»; «Страны Юго-Западной» и «Страны Центральной Азии»; «Страны Восточной Азии. Китай» и «Япония»; «Страны Южной Азии. Индия» и «Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия.»; уменьшение количества часов с 2-х до 1-го по теме «Восточная Европа»; 1 час выделен на обобщение и контроль по теме «Северные материки»

В программе предусмотрены часы регионального компонента (7 часов), где рассматриваются темы курса на основе краеведческого материала. Это темы «Баранов А.А. – первый правитель российской колонии в США (Уроженец г.Каргополя Архангельской области)», «Рельеф и полезные ископаемые Архангельской области», «Климатограмма по Архангельской области», «Арктический сектор Архангельской области.», «Население Архангельской области», «Природные зоны Архангельской области» и «Воздействие человека на природу Архангельской области».

Содержание программы

Введение (2 ч)

Что изучают в курсе географии материков и океанов? Материки (континенты) и острова. Части света.

Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле.

Источники географической информации. Карта — особый источник географических знаний. Географические методы изучения окружающей среды. Карта — особый источник географических знаний. Виды карт. Различие географических карт по охвату территории и масштабу. Различие карт по содержанию. Методы географических исследований.

Практическая работа. 1. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам.

Раздел I. Главные особенности природы Земли (9 ч)

Раздел III. Океаны и материки (50 ч)

Тема 1. Океаны (3 ч)

Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ле­довитый океаны. Особенности географического положения. Из истории исследования океанов. Особенности природы. Виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов.

Практическая работа № 8. Выявление и отражение на контур­ной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреаци­онной и других функций одного из океанов (по выбору).

Практическая работа № 9. Описание по картам и другим источникам информации особенностей географического положения, природы и насе­ления одного из крупных островов (по выбору).

Тема 3. Африка (10 ч)

Географическое положение. Исследование Африки зарубежными путешественниками. Исследование Африки русскими путешественниками и учеными.

Рельеф и полезные ископаемые. Основные формы релье­фа. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых.

Климат. Внутренние воды. Климатические пояса Афри­ки. Внутренние воды Африки. Основные речные системы. Значение рек и озер в жизни населения.

Природные зоны. Проявление широтной зональности на материке. Основные черты природных зон.

Влияние человека на природу. Заповедники и нацио­нальные парки. Влияние человека на природу. Стихийные бедствия. Заповедники и национальные парки.

Население. Население Африки. Размещение населения. Колониальное прошлое материка. Страны Северной Африки. Алжир. Общая характеристи­ка региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Алжира. Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Об­щая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Нигерии. Страны Восточной Африки. Эфиопия. Общая харак­теристика региона. Географическое положение, природа, на­селение, хозяйство Эфиопии. Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республи­ка. Общая характеристика региона. Географическое положе­ние, природа, население, хозяйство Южно-Африканской Республики.

Практическая работа № 10. Определение по картам природ­ных богатств стран Центральной Африки.

Практическая работа № 11. Определение по картам основных видов деятельности населения стран Южной Африки.

Практическая работа № 12. Оценка географического положе­ния, планировки и внешнего облика крупнейших городов Африки.

Тема 5. Южная Америка (7 ч)

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Географическое положение. Ис­тория открытия и исследования материка.

Рельеф и полезные ископаемые. История формирования основных форм рельефа материка. Закономерности раз­мещения равнин и складчатых поясов, месторождений по­лезных ископаемых.

Климат. Внутренние воды. Климатообразующие факто­ры. Климатические пояса и области. Внутренние воды. Реки как производные рельефа и климата материка.

Природные зоны. Своеобразие органического мира ма­терика. Высотная поясность в Андах. Изменения природы материка под влиянием деятельности человека. Охрана при­роды.

Население. История заселения материка. Численность, плотность, этнический состав населения. Страны.

Страны востока материка. Бразилия. Географическое положение, природа, население, хозяйство Бразилии и Ар­гентины.

Страны Анд. Перу. Своеобразие природы Анд. Геогра­фическое положение, природа, население, хозяйство Перу.

Практическая работа № 14.Составление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии или Аргентины.

Практическая работа № 15.Характеристика основных ви­дов хозяйственной деятельности населения Андских стран.

Тема 6. Антарктида (2 ч)

Географическое положение. Открытие и исследова­ние Антарктиды. Природа. Географическое положение. Антарктика. Открытие и первые исследования. Современные исследования Антарктиды. Ледниковый покров. Подледный рельеф. Климат. Органический мир. Значение современных исследований Антарктики.

Практическая работа № 16. Определение целей изучения южной полярной области Земли. Составление проекта использования природных богатств материка в будущем.

Тема 9. Евразия (12 ч)

Географическое положение. Исследования Центральной Азии. Особенности географического положения. Очертания берегов. Исследования Центральной Азии.

Особенности рельефа, его развитие. Особенности рельефа Евразии, его развитие. Области землетрясений и вулканов. Основные формы рельефа. Полезные ископаемые.

Климат. Внутренние воды. Факторы, формирующие климат материка. Климатические пояса. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения. Внутренние воды, их распределение. Реки. Территории внутреннего стока. Озера. Современное оледенение. Многолетняя мерзлота.

Природные зоны. Народы и страны Евразии. Расположение и характеристика природных зон. Высотные пояса в Гималаях и Альпах. Народы Евразии. Страны.

Страны Северной Европы. Состав региона. Природа. На-селение. Хозяйство. Комплексная характеристика стран региона. Страны Западной Европы. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство, объекты всемирного наследия Великобритании, Франции и Германии.

Страны Восточной Европы. Общая характеристика региона. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия. Румыния и страны Балканского полуострова. Страны Балтии. Белоруссия. Украина. Молдавия. Страны Южной Европы. Италия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Италии. Памятники всемирного наследия региона.

Страны Юго-Западной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Армении, Грузии и Азербайджана. Страны Центральной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Монголии. Страны Восточной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство, памятники всемирного наследия Китая и Японии.

Страны Южной Азии. Индия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индии. Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индонезии.

Практическая работа № 19. Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам.

Практическая работа № 20. Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы, связанных с океаном.

Практическая работа № 21. Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии.

Практическая работа № 22. Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам.

Практическая работа № 23. Составление описания географического положения крупных городов Китая, обозначение их на контурной карте.

Практическая работа № 24. Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии.

Резерв времени — 2 ч.

Африка

М. Игольный, М. Альмади, М.Рас-Хафун, М. Рас-Энгела

Средиземное море, Красное море, Персидский залив, Гвинейский залив, Гибралтарский пролив, Суэцкий канал.

П-ов Сомали, о. Мадагаскар.

Канарское течение, Гвинейское течение, Течение Западных ветров.

Восточно-Африканское плоскогорье, Ливийская пустыня, Калахари, Сахара, Килиманджаро, Эфиопское нагорье, горы Атлас, Драконовы горы.

Реки: Нил, Конго.

Озера: Чад, Таганьика, Виктория, Водопад Виктория

Страны и города: Алжир, Каир, Египет. Судан, Эфиопия, Аддис-Абеба, Кения, Найроби,

Нигерия, Абуджа, Лагос, Гвинея. ЮАР, Претория, Кейптаун, Камерун, Кения.

Австралия

М. Байрон, м. Йорк, М. Юго-Восточный, м. Стип-Пойнт

Большой Австралийский залив, Большой Барьерный риф, Большой Водораздельный хребет, Центральная низменность, река Муррей, озеро Эйр.

Австралийский Союз, Канберра, Сидней, Мельбурн.

Новая Зеландия, о-ва Микронезии, о-ва Полинезии, Новая Гвинея, Гавайские о-ва, Новая Каледония, о-ва Меланезии.

Южная Америка

Панамский перешеек, Карибское море, Огненная земля, о-ва Галапагос

Плоскогорья: Бразильское, Гвианское.

Низменности: Амазонская, Ла-Платская, Оринокская.

Анды.

Реки: Парана, Ориноко, Амазонка.

Озера: Титикака, Маракайбо.

Бразилия, Бразилиа, Рио-де-Жанейро, Аргентина, Буэнос-Айрес.

Перу, Лима, Колумбия, Богота, Чили, Сантьяго

Антарктида

Антарктический полуостров, море Беллинсгаузена, море Амундсена, море Росса.

Северная Америка

П-ова: Флорида, Калифорния, Аляска, Лабрадор.

З-вы: Гудзонов, Калифорнийский, Мексиканский

О-ва: КанадскийАрктический архипелаг, Большие Антильские, Бермудские, Багамские, Алеутские

Кордильеры, Аппалачи, равнины Канады, Центральные и Великие равнины, Миссисипская низменность, влк. Орисаба.

Реки: Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия, Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое озеро

Канада, Оттава, Мрнреаль, США, Чикаго, Мехико, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Вашингтон, Куба, Гавана

Евразия

Мысы: Челюскин, Дежнева.

П-ва: Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Аравийский, Корея.

Моря: Баренцево, Белое, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское, Средиземное.

Заливы: Финский, Ботнический, Персидский.

Проливы: Карские Ворота, Босфор, Дарданеллы, Гибралтарский, Малаккский.

О-ва: Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Большие Зондские, Филиппинские.

Равнины: Западно-Сибирская, Русская, Великая Китайская.

Плоскогорья: Среднесибирское, Декан.

Горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Кавказ, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи. Тибетское, Чукотское, Колымское нагорья, Гоби, Кракатау, Фудзияма, Гекла, Этна, Ключевская Сопка.

Реки: Обь, Иртыш, Лена, Рейн, Эльба, Одра, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Висла, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг.

Озера: Онежское, Женевское, Байкал, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КУРСУ ГЕОГРАФИИ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ. VII класс.

Пояснительная записка

Общая характеристика курса географии

Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни.

География – единственная наука, изучающая природные и общественные явления, структуру, функционирование и эволюцию географической оболочки в целом, отдельных ее частей, природных и природно-общественных геосистем и их компонентов в целях научного обоснования территориальной организации общества.

География – единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и инструментом воздействия на природные и социально – экономические процессы.

Изучение курса географии в школе обеспечивает удовлетворение интеллектуальных потребностей индивида в познании природы, населения и хозяйства Земли (повышение уровня культуры в обществе), ознакомление с сущностью природных и техногенных процессов в целях личной безопасности.

Место курса географии в базисном плане

Рабочая программа, согласно Базисному учебному плану, рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Резервное время – 2 часа.

Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Кроме того, рабочая программа содержит перечень измененийпо отношению к авторской программе:

№ п/п Название раздела Кол-во часов по программе Кол-во часов по рабочей программе Причины изменения
1. Гидросфера. Мировой океан — главная часть гидросферы в связи с более полным раскрытием темы «Схема поверхностных течений» и довольно большим количеством материала
2. Географическая оболочка 1 час выделен на контрольную работу по теме "Главные особенности природы Земли"
3. Океаны 1 час выделяется на выполнение практической работы по составлению лоции Атлантического океана
4. Северная Америка 1 час выделен на обобщение и проверочную работу у по теме "Северная Америка" за счет слияния тем «Канада» и «Соединенные Штаты Америки»
5. Евразия Количество часов сокращено за счет слияния тем «Страны Западной Европы. Великобритания.» и «Франция. Германия»; «Страны Юго-Западной» и «Страны Центральной Азии»; «Страны Восточной Азии. Китай» и «Япония»; «Страны Южной Азии. Индия» и «Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия.»; уменьшение количества часов с 2-х до 1-го по теме «Восточная Европа»; 1 час выделен на обобщение и контроль по теме «Северные материки»

В программе предусмотрены часы регионального компонента (7 часов), где рассматриваются темы курса на основе краеведческого материала. Это темы «Баранов А.А. – первый правитель российской колонии в США (Уроженец г.Каргополя Архангельской области)», «Рельеф и полезные ископаемые Архангельской области», «Климатограмма по Архангельской области», «Арктический сектор Архангельской области.», «Население Архангельской области», «Природные зоны Архангельской области» и «Воздействие человека на природу Архангельской области».

Наши рекомендации