Проблемы изучения и преподавания географии

Проблемы изучения и преподавания географии

Проблемы изучения и преподавания географии могут быть объединены в следующие основные группы.

Проблемы мотивационного характера.

В настоящее время существует ряд проблем мотивационного характера, связанных с низким престижем географии как таковой в школе и обществе в целом; непониманием и недооценкой значимости географического образования для повседневной жизни и деятельности человека; невостребованностью географии как предмета на вступительных экзаменах, в том числе в профильных вузах. Недостаточно дидактически обоснованный отбор содержания в школьной географии, равно как и отсутствие критериев этого отбора, приводят к переизбытку географической информации, затрудняющему её усвоение и зачастую выходящему далеко за рамки общего образования. В существующих курсах практически не реализуется важнейшая интеграционная, межпредметная функция географии, позволяющая акцентировать географическую составляющую современных геополитических, геоэкологических, социальных и экономических процессов, способствующая повышению предметной учебной мотивации и интереса к изучению географии среди учащихся.

Проблемы содержательного характера

Содержание реализуемого в настоящее время географического образования требует актуализации в соответствии с задачами формирования национальной идентичности и патриотического воспитания молодежи, обозначенным в данной Концепции, а также ряде других действующих стратегических документов. Настоятельно необходимо повышение значения курса «География России» в системе школьного географического образования. Курс «Экономическая и социальная география мира», рассчитанный на изучение в старшей школе, нуждается в обновлении с учетом процессов глобализации, а также требует совершенствования с целью фокусирования на формировании у школьников целостного представления о роли России в окружающем мире. Действующим базисным учебным планом география как учебная дисциплина включена в учебную область «Общественные науки», в то время как содержание предмета в значительной степени соответствует области естественно-научных дисциплин. Синтетический, междисциплинарный характер географической науки является основанием для её включения как в общественно-научную, так и в естественно- научную образовательные области. В содержании школьного географического образования явно недостаточное внимание уделено географии человеческой деятельности, недооценено значение проведения школьниками комплексных междисциплинарных конструктивно-географических исследований. Недостаточное внимание уделено повторению и закреплению материала в течение всего периода обучения. Как следствие полученные на начальных стадиях обучения практические навыки решения географических задач утрачиваются ко времени окончания школы. Важнейшей проблемой является отсутствие научно обоснованных представлений о базовом минимуме необходимой для усвоения учащимися информации, утвержденных перечней-минимумов основных понятий, терминов, закономерностей, географической номенклатуры. От ее решения зависят объективность и качество контроля знаний выпускников, а также само понятие единого в масштабах территории страны образовательного пространства.

Методические проблемы

Требуют совершенствования методики и приемы формирования и поддержания высокой учебной мотивации обучающихся к изучению географии, в том числе с учетом развития современных информационно- коммуникационных технологий. В практике школьного географического образования недостаточно используются практикоориентированные технологии (в т.ч. базовые для географии геоинформационные и дистанционные), основанные на проектно-исследовательской, игровой, коммуникативной, самостоятельной деятельности, позволяющие обучить ключевым умениям и навыкам, таким как проведение опытов, многофакторного анализа, выявление причинно-следственных связей, прогнозирование, создание моделей развития территории, природопользования, зеленой экономики. Требуют раскрытия идеи развития индивидуальности, творческой инициативы, опыта обучающихся средствами географии. Кадровые проблемы

В связи с низким престижем профессии учителя географии данное направление педагогической подготовки мало востребовано среди выпускников старших классов общеобразовательных учреждений. Из-за отсутствия конкуренции и низкого проходного балла в педагогические вузы, в том числе на географические специальности, поступают выпускники школ со слабым уровнем подготовки. Отсутствие конкурса и неудовлетворительная базовая подготовка абитуриентов, поступающих в вузы на географические и смежные специальности (учитель географии, географ, геоэколог и др.), неизбежно приводят к нарушению смены поколений и кадровому дефициту. Системы подготовки студентов по направлениям географических и педагогических специальностей, дополнительного образования и переподготовки учителей географии недостаточно эффективны и направлены в основном на ликвидацию пробелов содержательного характера, а не на освоение новых технологий географического образования. Преподаватели образовательных учреждений высшего образования, в большинстве своем, оторваны от современных направлений географических исследований, не владеют информацией о последних открытиях и достижениях в сфере географии. Значительная часть выпускников по окончании педагогического вуза не работает по специальности.




2ВОПРОС Сущность и значение эколого-географического образования школьников

2)География является одной из основополагающих дисциплин, служащих для формирования национальной идентичности человека. Для гражданина России географические знания играют особую роль, что обусловлено длительной историей формирования Российского государства, размерами и географическим положением его территории, природным, этническим и историко-культурным разнообразием, а также традиционно сложившейся ресурсной ориентацией экономики. Географическая информация является необходимой базой для выявления и решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия человечества с окружающей средой (ухудшение здоровья людей; недостаточная обеспеченность населения продуктами питания и водой; негативные последствия климатических изменений; загрязнение окружающей среды, ограниченность природных ресурсов и другие).

Качественная система географического образования и просвещения необходима любому государству, стремящемуся к интенсивному развитию национальной науки, культуры, экономики и к достойной роли в мировой политике и экономике. Такая система призвана обеспечивать: – подготовку грамотных специалистов не только в области географических наук, но и в сферах экономики, государственного и муниципального управления, обороны и безопасности, территориального планирования, рационального природопользования, инженерии, международных отношений, журналистики, туризма, экологии и др. – должный уровень образования и воспитания молодежи, формирование у нее понятий гражданственности, патриотизма, внимания к национальным истокам, социальной ответственности, географической грамотности, экологической культуры. Школьное образование является базисным для всей системы географического образования. Преподавание географии в школе должно основываться на формировании яркой и образной картины мира, не привязанной к заучиванию значительных массивов статистических данных и номенклатуры, а также на получении практических навыков использования географической информации. Примеры реализации такого подхода имеются как отечественной, так и в зарубежных педагогических системах (например, в Германии). При этом система географического образования и просвещения, сложившаяся в России на протяжении многих лет, в настоящее время находится в состоянии деградации, что проявляется, в частности, в постоянном уменьшении количества часов, выделяемых на преподавание географии в основной и старшей школе. Внедрение новой системы географического образования должно обеспечить преемственность достижений русской и советской школы преподавания географии, ликвидировать существенные недостатки, проблемы и противоречия, имеющие место в настоящее время

3)Возникает вопрос: в чем причины столь глубоких расхождений между учеными-географами во взглядах на свою науку? Одна из причин, чисто объективная, заключается в том, что развитие географии в разных странах шло неодинаковыми путями и это сказалось на ее специфическом современном состоянии. Существенные различия в самом объеме географического знания наблюдаются между наукой в нашей стране и странах Запада, особенно англоязычных. Так сложилось, что в США и ряде других стран на протяжении всего нынешнего столетия в географии преобладало антропоцентрическое направление и, в сущности, была потеряна физическая география. Такое положение вещей отчетливо отражается в тех определениях географии, которые выше приводились.

Отечественной географии присуща давняя и глубокая естественнонаучная традиция. Успехи физической географии в нашей стране признаны во всем мире. Этим, однако, ни в какой мере не ущемляются интересы и значение социально-экономической географии. Фактически география в нашей стране сложилась в обширную и сложную «двуединую» систему знаний, что более или менее удачно отразилось в ряде приведенных определений географии 60–80-х годов. Но в самой этой обширности и разнородности сферы географии заложено серьезное противоречие: с расширением объема географических знаний ослаблялась связь между отдельными направлениями и отраслями, углублялась дифференциация отечественной географии, и становилось все труднее охватить ее единым определением.

Как мы видели, география никогда не была единой наукой и, по выражению В. В. Докучаева, расплывалась во все стороны. Этот процесс «расплывания» отнюдь не пошел на убыль в последнее время. Число всевозможных «географий» все множится. Появились «география сервиса», «география сферы обслуживания», «география изобретательской и рационализаторской деятельности», «электоральная география» (изучающая территориальную дифференциацию результатов выборов в органы власти) и т. д. Заметим, что все эти новые дисциплины относятся к сфере социально-экономической географии и уходят далеко за пределы интересов физико-географов, усиливая центробежные тенденции в нашей науке. Эти тенденции вызывают серьезные опасения у многих специалистов. По мнению одного из эстонских географов, «географии угрожает опасность «растечься» и превратиться в туманное образование, не имеющее связующей теоретической основы»[7]. Некоторые авторы полагают, что сейчас нет оснований говорить о географии даже как о системе наук, так как у нее отсутствует единая концепция и различные географические концепции противоречат друг другу.

Не раз уже обращалось внимание на то, что наши научные географические журналы представляют собой довольно механические наборы статей разнообразной тематики, не имеющих общего «стержня» и представляющих интерес лишь для узких специалистов совершенно разного профиля. В одном и том же выпуске журнала соседствуют, например, такие статьи: «О масштабах пассатной циркуляции» и «Реурбанизация в Западной Европе и США» или «Перестройка гидрографической сети Внутреннего Тянь-Шаня в позднем плейстоцене» и «Территориальная расстановка партийно-политических сил во Франции». У вдумчивого читателя не может не возникнуть вопрос: что общего между пассатами и урбанизацией или между палеогидрографией и партийно-политической борьбой? И на каких основаниях все это отнесено к географии? В географических сборниках обсуждаются проблемы изменения структуры семьи, будущего амортизированного жилого фонда, поведения городских жителей во время отпуска и многое другое. География стала воистину всеядной. Немудрено, что объединить столь разные предметы общим определением не только трудно, но и практически невозможно. Не случайно некоторые американские географы, отчаявшись в попытках сформулировать приемлемое определение географии, пришли к полушутливому-полусерьезному заключению: «География – это то, чем занимаются географы». Отечественные географы оказываются в еще более затруднительном положении, так как у нас география более сложна и многопредметна, чем в США.

Беспредельное разрастание сферы географии ведет к тому, что различные ее

4) Основные модели университетской географии в странах мира.

Великобритания

Здесь очень популярные направления по географии так как, выпускники востребованы в разных секторах экономики.

Обучение платное, бюджетных мест нет.

Преподаватели являются куратораторами у студентов (20 чел на одного преподавателя), они могут задавать разные вопросы в любое время. (учеба, поведение, семья, здоровье).

Так же преподаватели на 3м курсе предлагают потенциальное место работы студенту, причем работу подыскивают сами преподаватели.

4 года бакалавриат, прием студентов на экологическое и географическое отделение от 60-130 чел.

Большое внимание уделяется полевой практике. В основном студенты выезжают для изучения природы. На основе практики студенты пишут отчет и оценка за отчет входит в итоговую оценку.

Обучение делится на модули (примерно 6-8 модулей в год), за год 120 зачетных единиц, около 100 зачетных единиц обязательные, остальные на идут на выбор.

Лекционных часов мало, в основном студенты занимаются в малых группах, посещают семинары, бывают в лабораториях.

Не забудьте сказать, что премьер министр Великобритании географ!!!!!!

Вот ссылка если что https://istina.msu.ru/media/publications/book/190/c34/26807898/Geography_in_universities_of_the_modern_world.pdf

Британия:

Бакалавриат 3 года, магистратура 1 год, аспирантура — min 3 года (£ 9000, 5000 и 3000 /год) • 1 400 программ подготовки бакалавров и магистров, 30 тыс. студентов • 1–6 программ бакалавриата на Faculty of Science • Департаменты географии, центры, лаборатории; исследовательские группы студентов (research clusters) • Структура подразделений динамична — вызовы времени, кадровая ситуация, предпочтения студентов • Мало лекций: 6–8 в неделю на 1 курсе, 4–5 на 2 и 3 курсах (Кембридж) • Общеобразовательные предметы — в 12–13 классах школы • Все учебные модули и программы по выбору – в виртуальной учебной среде (Blackboard/ WebLearn/ Moodle). • Много письменных работ (3000–5000 слов), экзамены письменные • Полевые практики за доп. плату. 1 курс — однодневные экскурсии, 2 курс — 2 недели (Оксфорд) • Летняя практика после 2 курса для подготовки выпускной работы и/или производственная практика в компаниях (internship) • Популярность географического образования в ежегодных студенческих опросах (National Student Survey) • Перспективы занятости: зарплата бакалавра от £ 20 200 в год (2012)

ГЕРМАНИЯ: особенности высшего географического образования • Крупные институты географии — ок.10 профессоров, самое маленькое отделении географии (Ун-т Гёттингена) — 3 (до 25 студентов на 1 профессора) • Бакалавриат: конкурс на географию в ведущие университеты 5 чел. на 1 место (по баллу выпускного аттестата / Abitur), определяется рейтингом ун-та • 180 кредитов: лекции 25%, учебные семинары 50%, семинары по проектам 10%, практикумы + экскурсии 15%; до 1/3 дисциплин— прикладные; 2/3 дисциплин — обязательные; есть общеобразовательные дисциплины (история, социология…) • Экзамены письменные и устные • Нет выпускного экзамена; итоговая оценка — средневзвешенный балл за все экзамены • До 80% студентов ведущих ун-тов переходят в магистратуру • Специализации магистров: «география» (все реже), «география глобализации», «общественная география, геоурбанистика и региональные исследования», «управление и пространство» , «география развития», «экологическая география» • Распространены академические обмены с университетами-партнерами («Эразмус») • Трудоустройство выпускников: градостроительство, региональное планирование, мониторинг, консалтинг (экология, экономика, политика), связи с общественностью, охрана окружающей среды, туризм, помощь развивающимся странам, международные организации, школа • 3/4 выпускников-географов получают постоянную работу с зарплатой > 30 тыс. евро в год (2010 г.) Университетская география-2014 ФРАНЦИЯ: особенности высшего географического образования • Французская школа géographie humaine: университетская география (кафедры географии) – на факультетах общественных и социальных наук • Специализация университетов: метеорология — Тулуза, гидрология — Брест, океанология — Нант, география транспорта — Гренобль, гляциология — Ле- Бурже-дю-Лак, урбанизм — Париж, Лион и т.д. • Наиболее широко распространенная бакалаврская программа— «География и обустройство территории» (>50 университетов) • Главные университеты – «фундаментальные» академические планы, региональные – 50% ГИС + прикладные исследования и изучение своего региона • Специализации магистров: устойчивое развитие, окружающая среда, урбанистика, картография, геоинформатика, геополитика, экология • Agrégation — нац. конкурс на должность преподавателя истории + географии в лицее/вузе (тематическое/региональное эссе по заданной теме, конкурс проектов/досье по темам «Обустройство территории», «Окружающая среда», «Пространство, территория и общество», устный экзамен по истории и географии, анализ карт и исторических документов, урок географии • Трудоустройство выпускников: сфера образования; министерства экологии, энергетики, устойчивого развития, моря; государственные учреждения (например, служба охраны прибрежных зон); заповедники и нац.парки; органы местного самоуправления; бюро урбанизма и местного развития. • Начальная зарплата выпускника магистратуры — 1800–2000 ? в месяц

5) структура высшего географического образования в России, примеры университетов, дающих географическое образование

Когда я стала выбирать ВУЗы в Центральном регионе Российской Федерации, то обнаружила, что в России всего лишь 54 ВУЗа, готовящих по специальности «География». И я решила посмотреть, как дело обстоит в странах зарубежья, и заметила, что в странах Европы управленческая и социально – экономическая география, более развиты, чем физическая география, чего нельзя сказать о нашей стране. Чем же это обусловлено? Как происходит процесс образования в других странах?

Географическое образование в России осваивается на 3 ступенях (на примере Калужского Государственного университета имени К.Э. Циолковского):

Бакалавриат – 4 года обучения (5 лет обучения – специалитет) включает в себя:

· комплексные экспедиционные и камеральные исследования по проблемам развития городов и территорий различного уровня,

· проведение географических и экологических экспертиз и диагностики проектов различного типа

Магистратура - 2 года обучения – включает в себя:

· академические и ведомственные научно-исследовательские организации;

· проектные, изыскательские, производственно-экономические, маркетинговые, аналитические, экспертные, консалтинговые отделы, центры, бюро, департаменты и службы организаций;

· Федеральные и региональные органы охраны природы и управления природопользованием (Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральные агентства по недропользованию, водных ресурсов, лесного хозяйства, Федеральная Служба по надзору в сфере природопользования, другие природоохранные ведомства и учреждения);

· Федеральные и региональные учреждения Министерств и ведомств РФ, включая подведомственные им Федеральные службы и агентства (Министерства РФ: регионального развития; по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных

бедствий; экономического развития; транспорта; сельского хозяйства;

· труда и социальной защиты; образования и науки; Федеральное агентство по туризму; Федеральная миграционная служба);

· органы власти и управления Федеральных округов, субъектов РФ, муниципальных образований;

· образовательные организации основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, а также просвещения населения.

Аспирантура – 3-4 года обучения – включает в себя:

решение проблем, требующих применения фундаментальных и прикладных знаний в сфере Наук о Земле.

1. Сравнение российского географического образования с географическим образованием стран Европы

Подготовка специалистов-географов осуществляется во всех странах мира, где имеются университеты и педагогические институты. Крупными центрами являются старейшие университеты — в Берлине (столице ГДР), Лейпциге, Варшаве, Кракове, Будапеште и др. В крупнейших университетах США (Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско и др.) имеется узкая специализация (геоморфология, метеорология, гидрология, экономическая география отраслей хозяйства); во Франции (Сорбонна и др. университеты) преобладает комплексно-географическая (страноведческая) подготовка географов, большое значение имеет научная школа географии населения и хозяйства; в университетах Великобритании (Оксфорд, Кембридж, Лондон) наряду со страноведением и экономической географией видное место занимает океанография. Французская и испанская модели демонстрируют высокую степень унификации подготовки; специализация формируется только на двух последних годах обучения за счет курсов по выбору. Французский географ готовится как специалист

широкого профиля; предусмотрена сдача квалификационного экзамена, что позволяет выпускникам-географам преподавать курс географии и истории в средней школе.

Компания QS представляет ежегодно рейтинги высшего географического образования университетов по отдельным дисциплинам. В этом рейтинге представлены из 50 28 университетов Западной Европы: 18 университетов – британские, 4 из которых занимают первые места. Вообще, в данном рейтинге представлено много англо – язычных стран: США, Канада, Австралия и т.д. Несколько университетов немецких, японских, 1 университет – китайский. Россия не входит в этот рейтинг.

Вот несколько причин:

· Замкнутость российского образования, его изоляция

· Оценка таких критериев как: публикационная активность преподавателей, работа иностранных лекторов, трудоустройство выпускников

· Академические показатели: соотношение преподавателей и студентов и т.д.

Формы обучения географии. Урок географии. Требования к современному уроку географии. Структура и топология уроков.

Урок традиционно является основной формой обучения. Он представляет собой завершенный, целостный элемент учебно-воспитательного процесса.
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая — самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая — учащиеся работают в группах из 3—6 человек или в парах.

Требования к современному уроку: Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков. Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения. Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ состоят в следующем: 1е отличие — в постановке целей урока и их мотивации, исходя из положений современной дидактики. При определении целей урока и их мотивации необходимо выделять не только задачи усвоения знаний и формирования умений, развитие умственных способностей (мышления, восприятия, внимания, памяти, речи и воображения), но и задачи формирования опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения учащихся к Миру. Второе — в изменении роли и функций учителя на уроке. Это связано с тем, что учащиеся рассматриваются в качестве саморазвивающегося субъекта учения. Поэтому учитель на уроке выступает организатором учебной деятельности учащихся, определяет и мотивирует цели урока, дает задания, консультирует и помогает в овладении способами учебной работы. Главное на современном уроке — самостоятельная учебная деятельность учащихся, решение учебных задач и учебных проблем. В связи с этим, на уроке максимально увеличивается доля самостоятельных работ. На традиционном уроке обычно отсутствует общение учащихся в процессе учебной работы. На современном уроке применяются коллективные формы работы, работа в парах, предусматривающие общение, обмен мнениями и взаимопроверку знаний и умений. Третье — изменение отношений м/у учителем и учащимися в отличие от традиционного урока, на котором преобладает авторитарный стиль общения, на современном уроке должна преобладать атмосфера сотрудничества.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА 1. Организационный - организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. 2. Целевой - постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. 3. Мотивационный - определение значимости изучаемого мате риала как в данной теме, так и во всем курсе. 4. Коммуникативный - уровень общения учителя с классом. 5. Содержательный - подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. 6. Технологический - выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п. 7. Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. 8. Аналитический - подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

ТИПЫ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ, ИХ СТРУКТУРА, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ. Исходя из содержания курса и возрастных особенностей учащихся выдел. сл. типы уроков: 1. Вводный урок (в начале уч. года или в начале крупного раздела программы). Цель урока; заинтересовать учащихся предметом или опред. вопросом, возбудить творческие силы учащихся, познакомить с содержанием и структурой данного курса или раздела программы. Обычно на таком уроке преобладает эмоц-й, красочный описательный материал. Вводные уроки имеют целью создание у школьников соответствующих психологич. установок на предстоящую уч. работу, пробуждение интереса к геогр. знаниям, раскрытие практич. роли знаний.. 2. Комбинированный использ. наиб. часто, содержит все составные части; повторение и проверку знаний, сообщение новых знаний, закрепл. полученных знаний, д/з. Комб. уроки могут отличаться по соотношению составных частей и по структуре. 3. Урок изучения нового материала (отсутствует опрос как отд-й стр-ый элемент). Цель у.: дать целостное представл. учащимся о каком-либо сложном или значительном ?, кот. нецелесообразно дробить на части, а также в связи с ограничением учебного времени. Уроки этого типа имеют след. стр-ру: постановка задач урока, организация познават. деят-ти учащихся по ходу объяснения нового, обобщение и закрепл. его по частям — логич. разделам, постановка заданий на применение изученного, задание на дом. 4. Уроки формир-я умений и навыков, их совершенствования имеют целью выработку у школьников умений, навыков в проведении практических работ на местности, по картам и т. д., направл. на формир. специф. для географии умений и навыков, кот. тесно связаны с теоретич. знаниями, их закреплением и применением. Формой уч. деят-ти школьников на этих уроках явл. практич. работы. Способствуют развитию самост. деят-сти. Обычно содержат следующие части: организация учащихся, сообщение или разработка алгоритма работы,выполнение работы,подведение итогов, д/з. 5. Уроки повторения и проверки ЗУН проводятся обычно после прохождения крупных разделов программы или после группы тем, а также в конце всего курса. Цель уроков: закрепить и углубить знания и умения учащихся, помочь обобщить знания и привести их в систему.

Модульная технология.

Основная идея-ученик должен учиться сам.Модуль-это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости, на основании которой выставляется итоговая оценка за работу с модулем. Структура модульной программы :Модуль 1го порядка учебный элемент- этапы урока, или это последовательные шаги, алгоритм работы учащихся, с которым школьник работает непосредственно,2го порядка (урок),3го порядка (тема),4го порядка (содержание курса),5го порядка (учебный предмет).Задачи ученика при работе с модулем:-цели усвоения модуля (урока)и каждого УЭ ;-задания для выполнения разного сложности;-материалы для работы (ссылки на источники, приложения);-указания на вид и форму работы (как овладеть учебным мат-лом: выучить, составить конспект, решить задачу и пр);-контроль, определяющий степень усвоения учеб. материала (письменный или устный контроль учителя, самоконтроль, взаимный контроль учащихся).Задачи учителя при работе с модулем:-оказание индивидуальной помощи, поддержание темпа урока, управление учебно-познавательной деят-тью учащихся через модули.-уточнение модулей при практич.работе с ними.-контроль и коррекция усвоения знаний, умений и навыков.

Технология применения опорных сигналов.Идею применения опорных сигналов разработал В.Ф.Шаталов. Логические опорные конспекты (ЛОК) – это компактное графическое отображение основного учебного материала лекции с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем. Материал, четко оформленный в виде опорного конспекта, запоминается лучше и допускает более широкие возможности переноса его на новые ситуации, чем сумма тех же факторов, поданных не системно. В опорных сигналах в соответствии со спецификой излагаемого на уроке материала моделируется изучаемый абстрактно теоре материал программы (общепринятые научные понятия, формулы, графики). Опорные сигналы включают знаки, отражающие средства конкретизации, использованные при объяснении содержания абстрактно теоретического материала: конкретные рисунки, значки, ключевые слова, короткие предложения и т.д. Обязательное включение в опорные сигналы эмоционально

яркого материала, позволяющего закрепить в памяти существенные компоненты новых знаний.

Примерный порядок составления опорного конспекта

1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника, картам, дополнительной литературе.

2. Выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей.

3. Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных

слов, определённых знаков, графиков, рисунков.

4. Продумывание схематического способа кодирования знаний,

использование различного шрифта и т.д.

5. Составление опорного конспекта.

Т р е б о в а н и я к составлению логических схем:

- простота (минимальное количество схемных элементов и их связей);

- целевая и смысловая значимость элементов и связей и их иерархическое расположение (основные,

вспомогательные и т.д.)

-наглядность схемы(цветовое решение и т.п.).

Игровая технология. КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР: По месту проведения - урочные и внеурочные. По дидактической цели - игры на изучение нового материала, проверку знаний и умений, закрепление и обобщение. По форме организации учебной деятельности - индивидуальные и коллективные. По характеру действий и содержанию следующая классификация: Игры-естесственные- для детей, животных Искусственные-академические (имитационные (ролевые), неимитационные( учебные))- неакадемические.

Для организации дидактической игры характерен ряд этапов. 1.Подготовительный- осущ-ся планирование, опр-ся содержание материала и время необх-ое на проведение игры, готовятся раздат.материалы. Учитель м.познак-ть с общим сценарием игры, правилами.

2.Организационный- шк-ки знакомятся с целью игры, проблемами, необх-ой инфой. Объяс-ся правила, её особенности, план проведения, критерии оценки резуль-ов. Делятся на гр.. Затем знакомятся с задачами, кот. им предстоит выполнить. 3.Проведение игры- совершается запланированное сценарием действие. Учитель следит за тем, чтобы все участники гр.могли высказать своё мнение, дать ответ. При необх-ти учитель оказывает помощь в понимании проблем, определении путей решения учебных задач. Больш.знач. им. создание благопр-го эмоционального фона, серьёзное отношение, деловой настрой участников.4.Подведение итогов - организуется дискуссия, коллективное обсуждение. Происходит обмен мнением и опытом, высказываются критические замечания, вырабатываются обобщающие выводы. Учитель подводит итоги, осущ-ся оценка, предлагается оценить свою работу и работу членов группы.

Игровая технология позволяет создать условия для формирования всех четырёх компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру

Типы контроля

В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля:

– Внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика)

– Взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товарища)

– Самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью)

Формы контроля

В соответствии с формами обучения на практике выделяют 3 формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.

1. Индивидуальный контроль.

При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая форма контроля целесообразна в случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

2. Групповой контроль.

При проведении такого контроля класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые или разные задания.

3. Фронтальный контроль.При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу.

Методы контроляСреди методов контроля выделяют: устную проверку, проверку письменно-графических работ и проверку практических работ.

Проверка практических работ

С помощью этого метода получают данные об умении учащихся применять полученные знания при решении практических задач, пользоваться различными таблицами, формулами, чертежными и измерительными инструментами, приборами. Учитель получает отчет ученика, в котором приводится только результат или схематически описаны план практической работы и ее результаты.

Проверка домашнего задания

Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их проверка. Учителя практикуют разные формы учета. Это и устный опрос у доски или с места по домашнему заданию, и короткая письменная работа, но, прежде всего это непосредственная проверка задания в тетрадях – фронтальная при обходе класса в начале урока и более основательная, выборочная во внеурочное время.

Географический диктант

Географический диктант может заменить опрос по теме, заданной для повторения. Его продолжительность обычно 10–20 минут. Он представляет собой систему вопросов, связанных между собой.

Организация самостоятельных работ

При изучении географии важно, чтобы учащиеся не только знали теоретический материал. Умения и навыки могут быть по-настоящему проверены только в письменной работе. Обычно самостоятельные работы проводятся после изучения материала новой темы и предшествуют контрольной работе по эт

Наши рекомендации